kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературного чтения 3 класс "Школа России" по теме "Белов еще про Мальку"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок построен в соответсвии с прогаммой. Содержание урока соответсвует возрастной категории учащихся. Урок учит рассуждать, обобщать,  высказывать мнение. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения 3 класс "Школа России" по теме "Белов еще про Мальку"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1 с. Серафимовский

муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан







Конспект урока

литературного чтения в 3 г классе

на тему:

«В.И.Белов «Еще про Мальку» (обобщение)






Учитель начальных классов

Лысенкова Ирина Викторовна,

высшей квалификационной категории







2018 год


Урок литературного чтения

Тема урока: В. И. Белов «Малька провинилась» и «Еще про Мальку»

Работа над составлением плана пересказа произведения

Цель урока:

1. Анализ произведения В.И.Белого « Малька провинилась » и «Еще про Мальку»

2. Формировать навыки правильного, выразительного, сознательного чтения, для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, а также для выражения собственного отношения к изображенным событиям, героям и их поступкам

3. Расширить и углубить знания детей о природе, в частности о животных, а также реализовать программные установки:

а) расширить знания и представления об окружающем мире;

б) вести активное речевое развитие школьников;

4. Работать над выразительностью речи детей, интонацией, над развитием познавательных способностей детей.

5. Учить работать со справочной литературой

6. Развивать воображение, речь, мышление, память

7. Воспитывать у детей любовь к природе, стремление к доброте, порядочности, отзывчивости.

Предметные задачи урока:

- создать условия для формирования умения анализировать текст и осуществлять пересказ в зависимости от его цели;

-создать условия для выразительного чтения произведения вслух и про себя, для понимания содержания прочитанного;

-создать условия для эмоционального реагирования на события в тексте;

- учить выражать собственное отношение к изображенным событиям, героям, их поступкам.

Метапредметные задачи урока:

Познавательные: обеспечить развитие у учащихся умений сравнивать, группировать, выделять нужное, анализировать.

Регулятивные: содействовать развитию у детей умения осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности, умения принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные: содействовать развитию у детей умений общаться, развитию монологической и диалогической речи.

Личностные УУД: создать условия для формирования положительного отношения к учению, бережного отношения к животным, умения видеть красоту окружающего мира, содействовать воспитанию навыков культуры общения на уроке, содействовать привитию этических качества личности - доброты, сострадания, уважения к старшим, соучастия.























Ход урока:


1. Организационный момент (СЛАЙД)

Я рада видеть каждого из вас!

И пусть еще зима прохладой в окна дышит,

Нам будет здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.


2. А урок я хочу начать со слов: (СЛАЙД)

«Чтоб человека в себе воспитать- надо много книг прочитать».

Как же книги влияют на воспитание человека?

Посмотрите на эти фамилии. (фамилии на доске)

Что вы можете сказать об их произведениях?

- басни Ивана Крылова воспитывают в нас порядочность, культуру поведения, трудолюбие, учат быть скромными

- произведения Толстого воспитывают в нас ответственность, уважение к старшим, сострадание.

- произведения Есенина, Соколова- Микитова воспитывают любовь к природе, родине


3. Актуализация знаний.

1) Представим что мы сотрудники газеты «Люби живое».

Название газеты неслучайно. Почему так называется газета?

- так называется тема, которую мы изучаем.


Давайте вспомним, произведения и авторов, которые нам уже знакомы.

Соедините автора произведения и отрывок его произведения: (СЛАЙД)

А) …и убежал тихонько из родного гнезда М. Пришвин

маленький зайчонок искать

журавлиные теплые страны


б) для рыбы нужна чистая вода- И. Соколов - Микитов

будем охранять наши водоемы.


О чем эти произведения?

- о животных, о природе


К чему призывал Михаил Пришвин? (-любить и охранять Родину.)


А я призываю вас помочь мне и самим поработать на уроке.

Каким вы хотите видеть наш урок?

- интересным

- познавательным

- добрым

- воспитательным

А как мы сможем этого добиться?

- работать в команде

- работать в паре

- внимательно слушать товарища

- помогать товарищу


3. Проверка домашнего задания.

Дома вам нужно было собрать материал к уроку об авторе, о произведении которого пойдет речь на уроке.

1). Назовите его фамилию, расшифровав запись

YNБQWERSЛUYVOZB (Белов) (СЛАЙД)

Верно мы будем говорить о творчестве Василия Ивановича Белова. (СЛАЙД)


2). Что же вам удалось узнать о его жизни и творчестве? (портрет)

Что интересного можно сказать о человеке, только лишь внимательно разглядывая портрет.

(сведения из биографии)

Группа ребят ответит на этот вопрос.

-В.И.Белов родился в октябре 1932 года в селе Тимониха Вологодской области в крестьянской семье. Его отец погиб на фронте, когда Васе было 10 лет. После школы получил профессию столяра и работал на заводе, помогая матери поднимать четверых младших детей. Из воспоминаний детства ему больше всего запомнились голод и любовь к чтению. Его любимой книгой была книга Гайдара «Дальние страны»

(На доске появляется запись)

портрет

В.И.Белов

Октябрь 1932

с.Тимониха

завод

голод

чтение

2012


3) Постарайтесь определить о чем писал Василий Белов.

Для этого каждой группе необходимо прочитать отрывок из его произведения и определить о чем оно.

1 группа (СКВОРЦЫ)

 Гляди-ко, кто прилетел-то, – сказала она Павлуне, когда рассвело. Павлуня посмотрел в окно и обомлел. На грядках и на вытаявшем лужке прыгали скворцы. Павлуня начал их считать, но все сбивался со счета. Скворцы были черные с чернильным отливом, востроносые и веселые. Они что-то искали в прошлогодней траве. Вдруг один из них взлетел и, быстро перебирая крыльями, сел на скворешник. Павлуня так и замер. Скворец держал в носу травинку. Скворцы, и весь день искали чего-то на лужке, то и дело взлетали и прыгали, а двое поочередно исчезали в черном кружке скворешника. Два скворца, которые поселились в скворешне, без передышки летали на лужок, и Павлуня никак не мог уследить за ними, потому что на лужок летали и другие скворцы. «А где же остальные будут жить? – подумал он. – Ведь скворешник-то один».

2 группа (СИНИЧКА)

Сидел я за столом в горнице и не заметил, как потемнело в воздухе. Взглянул в окно и вижу: на проводе, совсем рядом, сидит синичка. Сидит и вытягивает головку то влево, то вправо. При этом ее тоненький клювик открывался и закрывался. Что это она делает? Синичка все поворачивала головку то туда, то сюда. Я пригляделся и увидел, что она ловит ртом снежинки.

- мы узнали, что Белов писал о птицах

3 группа

Федя очень любит животных. Кого только нет в доме! Две кошки живут в комнатах, и обе весьма чистоплотны. В большом хлеву обычно помещается корова Поляна и теленочек. Держат Федя с Еленой еще поросенка. Но самый умный среди всей этой многочисленной живности, это конечно же пес Валдай.


4 группа

Я увидел очень странную и неожиданную картину! Крохотная собачонка лежала на полу на тряпичной подстилке и кормила большого рыжего кота. Она даже зарычала на меня, дескать, ходят тут всякие. А кот даже не пошевелился. Сосал и жмурился от удовольствия. Она была меньше кота примерно раза в полтора. И вот кормила его своим молоком.


- мы узнали что автор писал о животных

5 группа

Сказать по правде — скучно. Деревня такая маленькая, что в ней и всего-то десять домов. До соседней деревни два километра, а до клуба и школы-интерната целых пять. В школе нынче сделали летний лагерь. Минька, Стасик и Хомутов перешли в шестой класс. Правда, Хомутов остался на осень по русскому, За изложение он получил двойку, потому что не поставил трех запятых. А переносы, так эти совсем не умеет делать. Где он сейчас? 
      И Минька отправился искать Хомутова. Минька приблизился к хомутовскому огороду. В изгороди имелась щель между жердями. Он пролез в огород и залег в траве, как партизан. Чтобы вызвать на улицу Хомутова, надо свистнуть либо тихонько бросить в раму шишкой от лопуха. 

6 группа

Опять, как тогда, пришло теплое лето. У крыльца и везде выросла густая зеленая трава. Опять залетали комары вокруг Антона и Катюши. Корову теперь выпускали на улицу. Она вместе с другими коровами весь день ходила где-то в лесу. Начался сенокос. Катюша в одном платьице сидела на теплой душистой копне. Ей было скучно. А тут еще Антон. Он поссорился с бабушкой. Бабушка велела ему надеть башмаки, а он побежал босиком и оцарапал ногу. Тогда бабушка шлепнула его

- а мы узнали что писатель говорит об отношениях людей

О чем же писал В.И.Белов?

- о природе, животных, птицах, людях. (НА ДОСКЕ СЛОВА)


4. Одно из его произведений нам уже знакомо.

Определите его название:

МпроАвиЛниЬлаКсьА (Малька провинилась)

- А что мы уже знаем? (Мы знаем автора и героев произведения)


5. Определение темы урока

1) Какова же тема нашего урока?

«В.И.Белов и его произведение Про Мальку» (СЛАЙД)


В соответствии с темой определите чему мы можем научиться, (СЛАЙД)

используя опорные слова: (ПЛАН РАБОТЫ НА УРОКЕ НА ДОСКЕ)


1) учиться правильно, выразительно ____________________ и анализировать

2) уметь отвечать и ______________ вопросы

3) сформулируем _________________ текста

5) составлять _____________ пересказа произведения



Как живется легко и просто.

Оттого что своим теплом

Наши мамы оберегают,

Согревают наш милый дом.


- о ком это стихотворение

- что вы цените в своих мамах

- только ли среди людей есть заботливые мамы

- о какой заботливой маме мы будем говорить


2) Итак, В.И. Белов и его произведение из серии рассказов «Про Мальку» и главный герой произведения (Малька) (НА ДОСКЕ ФОТО)

На первый взгляд обычная собачонка. Но ребята поработали с дополнительной литературой и хотят поделиться с вами информацией.


(ПРЕЗЕНТАЦИЯ)

Мы узнали, что с давних пор живет собака рядом с человеком. Охраняет и защищает дом, помогает охотиться. Ведь недаром говорят- собака – друг человека.

И в годы войны собака была рядом с человеком:

- в 1942 году 14 собак держали радиосвязь, ползли под пулями и тянули провод

- 300- танков подбили овчарки за годы войны

- во время снежных лавин в Альпах 40- человек спас сенбернар Барри.

14- лет пес Верный ходил встречать к поезду хозяина, убитого на войне.

Многим собакам поставлены памятники в разных уголках страны


6. Нашей героине не поставили памятник, но мы будем говорить о ней.

Работа по теме.

Анализ и выборочное чтение.


- Где произошло событие описанное в рассказе?

Автор нас знакомит еще с одним персонажем. Кто это? (Лидия)

- какой вы себе ее представляете?

- Что произошло в доме Лидии? Как она относилась к своей собаке?

(прочитать)

- В чем провинилась Малька? Как она защищала своих щенков?

- Где стали жить кутята? Какие чувства испытывала Малька, оставшись без щенков? В чем это выражалось? (она бегала в деревню)

- Где и как автор встретился с Малькой? (прочитать)

- Какие препятствия встречались на ее пути? (1. Хозяйка, 2. Дальняя дорога) (прочитать)

- что случилось на реке?

-Как поступили люди увидев что собака тонет?

- Почему они так поступили?

- О каких чертах характера говорит этот поступок? (доброта, неравнодушие)


Очень важно в наше время не быть равнодушным, не проходить мимо таких ситуаций, если кому то нужна ваша помощь.


7. ФИЗМИНУТКА

Перед следующим этапом работы нам необходимо отдохнуть


8. Я предлагаю вам поработать в парах и в группах

1) группа (у доски)

составляет картинный план

индивидуальная работа по карточкам (за партами)

восстановить последовательность событий (ПРОВЕРКА СЛАЙД)

2) группа (за партами) выбирают качества, характерные для собаки, и качества людей, которыми обладают герои рассказа


(проверка работ) (СЛАЙД)


3)группа . Составление плана пересказа текста

1. Негодование Лидии.

2. Пропажа щенков

3. Встреча с Малькой на реке

6. Спасение

7. Материнская верность


(проверка на доске ЦИТАТЫ)


Как вы думаете, какое чувство заставило броситься Мальку в холодную воду?

( материнское чувство любви к сыну)

- Правильно ли она поступила? Она же могла погибнуть

- О чем беспокоилась Малька, как мать?


9. Работа с пословицами

Прочитайте пословицы и поговорки. Какая из них подходит к нашему произведению.

- Всякой матери свое дитя мило.

- Материнское сердце не знает покоя. (НА ДОСКУ)

- Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют.


Ребята, а какие чувства у вас возникали в ходе чтения? (волнение, страх, сопереживание)

- В какой момент вы испытали особое волнение или тревогу ( когда хозяйка ругала, когда боролась с волнами)

- в какой момент настроение переменилось и вам стал спокойно, а может быть и радостно? (когда хозяйка решила оставить щенят)


10. Какова же главная мысль произведения, какова идея написания этого рассказа?

Любовь матери к своему ребенку- это очень сильное чувство. Из-за своего ребенка мама способна преодолеть любые трудности и препятствия.


11. Итог урока,( составляем кластер.) (НА ДОСКЕ)

Ребята, мы проанализировали произведение В.И.Белова и что же мы узнали?


Составление кластера.

1) Главный герой МАЛЬКА

2) Кто она (сущ.) СОБАКА

3) Опишите ее (2 прилаг.) МАЛЕНЬКАЯ, КРИВОНОГАЯ

4) С чего все началось ( предл.) ПРИНЕСЛА ДВУХ ЩЕНЯТ

5) Из-за чего она попала в беду (2 глаг.) БЕГАЛА КОРМИТЬ

6) Какое мы сделали открытие ВЕРНАЯ МАМАША


-Чему можно научиться у Мальки? (преданности, верности, смелости, упорству)

-Как вы думаете, каким должен быть человек, рассказавший нам эту историю

( добрый, наблюдательный, любит животных, говорит о собаке, как о человеке, любит справедливость, неравнодушный)

- Какие чувства испытывал автор по отношению к Мальке? (восхищение, удивление, уважение, восторг, радость за Мальку)

- А что вы испытываете по отношению к этой маленькой собачонке?


Вернемся к началу урока.

Каждая книга нас чему то учит и что то в нас воспитывает.

- Чему же воспитывает нас произведение Белова? (верности, взаимовыручке)

- Прочитав рассказ Василия Белова , я думаю что вы стали добрее.

Вы не будете равнодушными ко всему живому.


12. Рефлексия. Оценивание (СЛАЙД)

Я предлагаю вам самим оценить свою работу на уроке. Подумайте, взяли ли вы с урока что-то новое, работали ли вы активно, заставляли ли вы себя думать, рассуждать.

- Я научился….

- Я почувствовал…

- Меня удивило…

- Урок меня научил…

- Мне захотелось…

А кому нибудь из вас захотелось ли взять себе щенка?

В республике создаются волонтерские группы, которые бездомных собак определяют в питомники и подбирают для них хозяев.


Если вам на уроке было интересно, вы переживали вместе с героиней, то возьмите сердечки и подарите их Мальке в знак уважения и восхищения ее смелостью, верностью.


Посмотрите, у нас получилась картина, маленькая собачка с большим любящим сердцем! Пусть и ваше сердце будет добрым.


13. Д/З (СЛАЙД)

Дома я предлагаю вам выполнить одно из заданий на выбор:

1) Смоделировать обложку книги к прочитанному рассказу

2) найти в библиотеке и прочитать другие рассказы от Мальке

3)предположи, как изменится жизнь собаки через год. Подготовьте рассказ об этом.

4) мини- сочинение «Что бы я сделал, если бы увидел возле дома щенка»

Спасибо за помощь и за работу на уроке!






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока литературного чтения 3 класс "Школа России" по теме "Белов еще про Мальку"

Автор: Лысенкова Ирина Викторовна

Дата: 02.03.2018

Номер свидетельства: 460454

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства