Конспект урока литературного чтения 3 класс "Школа России" по теме "Белов еще про Мальку"
Конспект урока литературного чтения 3 класс "Школа России" по теме "Белов еще про Мальку"
Урок построен в соответсвии с прогаммой. Содержание урока соответсвует возрастной категории учащихся. Урок учит рассуждать, обобщать, высказывать мнение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения 3 класс "Школа России" по теме "Белов еще про Мальку"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1 с. Серафимовский
муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Конспект урока
литературного чтения в 3 г классе
на тему:
«В.И.Белов «Еще про Мальку» (обобщение)
Учитель начальных классов
Лысенкова Ирина Викторовна,
высшей квалификационной категории
2018 год
Урок литературного чтения
Тема урока: В. И. Белов «Малька провинилась» и «Еще про Мальку»
Работа над составлением плана пересказа произведения
Цель урока:
1. Анализ произведения В.И.Белого « Малька провинилась » и «Еще про Мальку»
2. Формировать навыки правильного, выразительного, сознательного чтения, для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, а также для выражения собственного отношения к изображенным событиям, героям и их поступкам
3. Расширить и углубить знания детей о природе, в частности о животных, а также реализовать программные установки:
а) расширить знания и представления об окружающем мире;
б) вести активное речевое развитие школьников;
4. Работать над выразительностью речи детей, интонацией, над развитием познавательных способностей детей.
5. Учить работать со справочной литературой
6. Развивать воображение, речь, мышление, память
7. Воспитывать у детей любовь к природе, стремление к доброте, порядочности, отзывчивости.
Предметные задачи урока:
- создать условия для формирования умения анализировать текст и осуществлять пересказ в зависимости от его цели;
-создать условия для выразительного чтения произведения вслух и про себя, для понимания содержания прочитанного;
-создать условия для эмоционального реагирования на события в тексте;
- учить выражать собственное отношение к изображенным событиям, героям, их поступкам.
Метапредметные задачи урока:
Познавательные:обеспечить развитие у учащихся умений сравнивать, группировать, выделять нужное, анализировать.
Регулятивные: содействовать развитию у детей умения осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности, умения принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные: содействовать развитию у детей умений общаться, развитию монологической и диалогической речи.
Личностные УУД: создать условия для формирования положительного отношения к учению, бережного отношения к животным, умения видеть красоту окружающего мира, содействовать воспитанию навыков культуры общения на уроке, содействовать привитию этических качества личности - доброты, сострадания, уважения к старшим, соучастия.
Ход урока:
1. Организационный момент (СЛАЙД)
Я рада видеть каждого из вас!
И пусть еще зима прохладой в окна дышит,
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
2. А урок я хочу начать со слов: (СЛАЙД)
«Чтоб человека в себе воспитать- надо много книг прочитать».
Как же книги влияют на воспитание человека?
Посмотрите на эти фамилии. (фамилии на доске)
Что вы можете сказать об их произведениях?
- басни Ивана Крылова воспитывают в нас порядочность, культуру поведения, трудолюбие, учат быть скромными
- произведения Толстого воспитывают в нас ответственность, уважение к старшим, сострадание.
- произведения Есенина, Соколова- Микитова воспитывают любовь к природе, родине
3. Актуализация знаний.
1) Представим что мы сотрудники газеты «Люби живое».
Название газеты неслучайно. Почему так называется газета?
- так называется тема, которую мы изучаем.
Давайте вспомним, произведения и авторов, которые нам уже знакомы.
Соедините автора произведения и отрывок его произведения: (СЛАЙД)
А) …и убежал тихонько из родного гнезда М. Пришвин
маленький зайчонок искать
журавлиные теплые страны
б) для рыбы нужна чистая вода- И. Соколов - Микитов
будем охранять наши водоемы.
О чем эти произведения?
- о животных, о природе
К чему призывал Михаил Пришвин? (-любить и охранять Родину.)
А я призываю вас помочь мне и самим поработать на уроке.
Каким вы хотите видеть наш урок?
- интересным
- познавательным
- добрым
- воспитательным
А как мы сможем этого добиться?
- работать в команде
- работать в паре
- внимательно слушать товарища
- помогать товарищу
3. Проверка домашнего задания.
Дома вам нужно было собрать материал к уроку об авторе, о произведении которого пойдет речь на уроке.
1). Назовите его фамилию, расшифровав запись
YNБQWERSЛUYVOZB (Белов) (СЛАЙД)
Верно мы будем говорить о творчестве Василия Ивановича Белова. (СЛАЙД)
2). Что же вам удалось узнать о его жизни и творчестве? (портрет)
Что интересного можно сказать о человеке, только лишь внимательно разглядывая портрет.
(сведения из биографии)
Группа ребят ответит на этот вопрос.
-В.И.Белов родился в октябре 1932 года в селе Тимониха Вологодской области в крестьянской семье. Его отец погиб на фронте, когда Васе было 10 лет. После школы получил профессию столяра и работал на заводе, помогая матери поднимать четверых младших детей. Из воспоминаний детства ему больше всего запомнились голод и любовь к чтению. Его любимой книгой была книга Гайдара «Дальние страны»
(На доске появляется запись)
портрет
В.И.Белов
Октябрь 1932
с.Тимониха
завод
голод
чтение
2012
3) Постарайтесь определить о чем писал Василий Белов.
Для этого каждой группе необходимо прочитать отрывок из его произведения и определить о чем оно.
1 группа (СКВОРЦЫ)
Гляди-ко, кто прилетел-то, – сказала она Павлуне, когда рассвело. Павлуня посмотрел в окно и обомлел. На грядках и на вытаявшем лужке прыгали скворцы. Павлуня начал их считать, но все сбивался со счета. Скворцы были черные с чернильным отливом, востроносые и веселые. Они что-то искали в прошлогодней траве. Вдруг один из них взлетел и, быстро перебирая крыльями, сел на скворешник. Павлуня так и замер. Скворец держал в носу травинку. Скворцы, и весь день искали чего-то на лужке, то и дело взлетали и прыгали, а двое поочередно исчезали в черном кружке скворешника. Два скворца, которые поселились в скворешне, без передышки летали на лужок, и Павлуня никак не мог уследить за ними, потому что на лужок летали и другие скворцы. «А где же остальные будут жить? – подумал он. – Ведь скворешник-то один».
2 группа (СИНИЧКА)
Сидел я за столом в горнице и не заметил, как потемнело в воздухе. Взглянул в окно и вижу: на проводе, совсем рядом, сидит синичка. Сидит и вытягивает головку то влево, то вправо. При этом ее тоненький клювик открывался и закрывался. Что это она делает? Синичка все поворачивала головку то туда, то сюда. Я пригляделся и увидел, что она ловит ртом снежинки.
- мы узнали, что Белов писал о птицах
3 группа
Федя очень любит животных. Кого только нет в доме! Две кошки живут в комнатах, и обе весьма чистоплотны. В большом хлеву обычно помещается корова Поляна и теленочек. Держат Федя с Еленой еще поросенка. Но самый умный среди всей этой многочисленной живности, это конечно же пес Валдай.
4 группа
Я увидел очень странную и неожиданную картину! Крохотная собачонка лежала на полу на тряпичной подстилке и кормила большого рыжего кота. Она даже зарычала на меня, дескать, ходят тут всякие. А кот даже не пошевелился. Сосал и жмурился от удовольствия. Она была меньше кота примерно раза в полтора. И вот кормила его своим молоком.
- мы узнали что автор писал о животных
5 группа
Сказать по правде — скучно. Деревня такая маленькая, что в ней и всего-то десять домов. До соседней деревни два километра, а до клуба и школы-интерната целых пять. В школе нынче сделали летний лагерь. Минька, Стасик и Хомутов перешли в шестой класс. Правда, Хомутов остался на осень по русскому, За изложение он получил двойку, потому что не поставил трех запятых. А переносы, так эти совсем не умеет делать. Где он сейчас? И Минька отправился искать Хомутова. Минька приблизился к хомутовскому огороду. В изгороди имелась щель между жердями. Он пролез в огород и залег в траве, как партизан. Чтобы вызвать на улицу Хомутова, надо свистнуть либо тихонько бросить в раму шишкой от лопуха.
6 группа
Опять, как тогда, пришло теплое лето. У крыльца и везде выросла густая зеленая трава. Опять залетали комары вокруг Антона и Катюши. Корову теперь выпускали на улицу. Она вместе с другими коровами весь день ходила где-то в лесу. Начался сенокос. Катюша в одном платьице сидела на теплой душистой копне. Ей было скучно. А тут еще Антон. Он поссорился с бабушкой. Бабушка велела ему надеть башмаки, а он побежал босиком и оцарапал ногу. Тогда бабушка шлепнула его
- а мы узнали что писатель говорит об отношениях людей
О чем же писал В.И.Белов?
- о природе, животных, птицах, людях. (НА ДОСКЕ СЛОВА)
4. Одно из его произведений нам уже знакомо.
Определите его название:
МпроАвиЛниЬлаКсьА (Малька провинилась)
- А что мы уже знаем? (Мы знаем автора и героев произведения)
5. Определение темы урока
1) Какова же тема нашего урока?
«В.И.Белов и его произведение Про Мальку» (СЛАЙД)
В соответствии с темой определите чему мы можем научиться, (СЛАЙД)
используя опорные слова: (ПЛАН РАБОТЫ НА УРОКЕ НА ДОСКЕ)
1) учиться правильно, выразительно ____________________ и анализировать
2) уметь отвечать и ______________ вопросы
3) сформулируем _________________ текста
5) составлять _____________ пересказа произведения
Как живется легко и просто.
Оттого что своим теплом
Наши мамы оберегают,
Согревают наш милый дом.
- о ком это стихотворение
- что вы цените в своих мамах
- только ли среди людей есть заботливые мамы
- о какой заботливой маме мы будем говорить
2) Итак, В.И. Белов и его произведение из серии рассказов «Про Мальку» и главный герой произведения (Малька) (НА ДОСКЕ ФОТО)
На первый взгляд обычная собачонка. Но ребята поработали с дополнительной литературой и хотят поделиться с вами информацией.
(ПРЕЗЕНТАЦИЯ)
Мы узнали, что с давних пор живет собака рядом с человеком. Охраняет и защищает дом, помогает охотиться. Ведь недаром говорят- собака – друг человека.
И в годы войны собака была рядом с человеком:
- в 1942 году 14 собак держали радиосвязь, ползли под пулями и тянули провод
- 300- танков подбили овчарки за годы войны
- во время снежных лавин в Альпах 40- человек спас сенбернар Барри.
14- лет пес Верный ходил встречать к поезду хозяина, убитого на войне.
Многим собакам поставлены памятники в разных уголках страны
6. Нашей героине не поставили памятник, но мы будем говорить о ней.
Работа по теме.
Анализ и выборочное чтение.
- Где произошло событие описанное в рассказе?
Автор нас знакомит еще с одним персонажем. Кто это? (Лидия)
- какой вы себе ее представляете?
- Что произошло в доме Лидии? Как она относилась к своей собаке?
(прочитать)
- В чем провинилась Малька? Как она защищала своих щенков?
- Где стали жить кутята? Какие чувства испытывала Малька, оставшись без щенков? В чем это выражалось? (она бегала в деревню)
- Где и как автор встретился с Малькой? (прочитать)
- Какие препятствия встречались на ее пути? (1. Хозяйка, 2. Дальняя дорога) (прочитать)
- что случилось на реке?
-Как поступили люди увидев что собака тонет?
- Почему они так поступили?
- О каких чертах характера говорит этот поступок? (доброта, неравнодушие)
Очень важно в наше время не быть равнодушным, не проходить мимо таких ситуаций, если кому то нужна ваша помощь.
7. ФИЗМИНУТКА
Перед следующим этапом работы нам необходимо отдохнуть
8. Я предлагаю вам поработать в парах и в группах
1) группа (у доски)
составляет картинный план
индивидуальная работа по карточкам (за партами)
восстановить последовательность событий (ПРОВЕРКА СЛАЙД)
2) группа (за партами) выбирают качества, характерные для собаки, и качества людей, которыми обладают герои рассказа
(проверка работ) (СЛАЙД)
3)группа . Составление плана пересказа текста
1. Негодование Лидии.
2. Пропажа щенков
3. Встреча с Малькой на реке
6. Спасение
7. Материнская верность
(проверка на доске ЦИТАТЫ)
Как вы думаете, какое чувство заставило броситься Мальку в холодную воду?
( материнское чувство любви к сыну)
- Правильно ли она поступила? Она же могла погибнуть
- О чем беспокоилась Малька, как мать?
9. Работа с пословицами
Прочитайте пословицы и поговорки. Какая из них подходит к нашему произведению.
- Всякой матери свое дитя мило.
- Материнское сердце не знает покоя. (НА ДОСКУ)
- Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют.
Ребята, а какие чувства у вас возникали в ходе чтения? (волнение, страх, сопереживание)
- В какой момент вы испытали особое волнение или тревогу ( когда хозяйка ругала, когда боролась с волнами)
- в какой момент настроение переменилось и вам стал спокойно, а может быть и радостно? (когда хозяйка решила оставить щенят)
10. Какова же главная мысль произведения, какова идея написания этого рассказа?
Любовь матери к своему ребенку- это очень сильное чувство. Из-за своего ребенка мама способна преодолеть любые трудности и препятствия.
11. Итог урока,( составляем кластер.) (НА ДОСКЕ)
Ребята, мы проанализировали произведение В.И.Белова и что же мы узнали?
Составление кластера.
1) Главный герой МАЛЬКА
2) Кто она (сущ.) СОБАКА
3) Опишите ее (2 прилаг.) МАЛЕНЬКАЯ, КРИВОНОГАЯ
4) С чего все началось ( предл.) ПРИНЕСЛА ДВУХ ЩЕНЯТ
5) Из-за чего она попала в беду (2 глаг.) БЕГАЛА КОРМИТЬ
6) Какое мы сделали открытие ВЕРНАЯ МАМАША
-Чему можно научиться у Мальки? (преданности, верности, смелости, упорству)
-Как вы думаете, каким должен быть человек, рассказавший нам эту историю
( добрый, наблюдательный, любит животных, говорит о собаке, как о человеке, любит справедливость, неравнодушный)
- Какие чувства испытывал автор по отношению к Мальке? (восхищение, удивление, уважение, восторг, радость за Мальку)
- А что вы испытываете по отношению к этой маленькой собачонке?
Вернемся к началу урока.
Каждая книга нас чему то учит и что то в нас воспитывает.
- Чему же воспитывает нас произведение Белова? (верности, взаимовыручке)
- Прочитав рассказ Василия Белова , я думаю что вы стали добрее.
Вы не будете равнодушными ко всему живому.
12. Рефлексия. Оценивание (СЛАЙД)
Я предлагаю вам самим оценить свою работу на уроке. Подумайте, взяли ли вы с урока что-то новое, работали ли вы активно, заставляли ли вы себя думать, рассуждать.
- Я научился….
- Я почувствовал…
- Меня удивило…
- Урок меня научил…
- Мне захотелось…
А кому нибудь из вас захотелось ли взять себе щенка?
В республике создаются волонтерские группы, которые бездомных собак определяют в питомники и подбирают для них хозяев.
Если вам на уроке было интересно, вы переживали вместе с героиней, то возьмите сердечки и подарите их Мальке в знак уважения и восхищения ее смелостью, верностью.
Посмотрите, у нас получилась картина, маленькая собачка с большим любящим сердцем! Пусть и ваше сердце будет добрым.
13. Д/З (СЛАЙД)
Дома я предлагаю вам выполнить одно из заданий на выбор:
1) Смоделировать обложку книги к прочитанному рассказу
2) найти в библиотеке и прочитать другие рассказы от Мальке
3)предположи, как изменится жизнь собаки через год. Подготовьте рассказ об этом.
4) мини- сочинение «Что бы я сделал, если бы увидел возле дома щенка»