kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока. "История создания произведения. Смысл заглавия романа Л.Н.Толстого «Война и мир» и соотнесение его с основной мыслью романа - эпопеи".

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Войну и мир» в литературе называют не просто романом, а романом-эпопеей за широту охвата действительности, за истинную народность, выразившуюся в глубоком постижении русского национального характера и того, как он проявился в исторических событиях, ставших основой этого произведения. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока. "История создания произведения. Смысл заглавия романа Л.Н.Толстого «Война и мир» и соотнесение его с основной мыслью романа - эпопеи".»



Тема. История создания произведения. Смысл заглавия романа Л.Н.Толстого

«Война и мир» и соотнесение его с основной мыслью романа - эпопеи.

Цель:

1) Раскрыть через название романа основную его идею и показать одну из

особенностей композиции произведения;

2) попытаться научить ребят размышлять о прочитанном, приобщаясь к замыслу

автора через постижение значения слова., пробудить интерес к

исследовательской деятельности в процессе изучения романа-эпопеи.

3) настроить ребят на работу по осмыслению своего места в жизни.


На прошлом уроке мы с вами знакомились с биографией Л.Н. Толстого, с этапами творческого пути писателя.

Для проверки домашнего задания за первые парты садятся:



Сегодня мы начинаем работу над грандиозным по своим масштабам произведением

Л.Н. Толстого «Война и мир».

Мы уже говорили с вами, что «Войну и мир» в литературе называют не просто романом, а романом-эпопеей за широту охвата действительности, за истинную народность, выразившуюся в глубоком постижении русского национального характера и того, как он проявился в исторических событиях, ставших основой этого произведения.


  1. ^ Что вы знаете о ходе работы Л.Н.Толстого над романом?


  2. Где начал печататься?



Приблизительно, что могут ответить дети:

В 1856 году Л.Н. Толстой задумал роман о декабристе (рабочее название «Декабристы»), возвращающемся домой из ссылки в «новую Россию», пересмотревшим свои взгляды, осудившим прошлое и ставшим проповед­ником нравственного самоусовершенствования.. Первоначальный замысел вскоре расширился. У Толстого были на это существенные причины: «Невольно от настоящего я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя….Чтобы понять его, мне нужно было перенестись к его молодости, а молодость его совпала со славной для России эпохой 1812 года…Мне совестно писать было о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама» Так в романе появились события, связанные с Отечественной войной 1812 года и войной 1805-07 г.

За время работы, длившейся 6 лет, Толстой изучил большое количество научной литературы, прочитал мемуары, познакомился с участниками военных сражений. Роман был закончен в 1869 году.

^ Прототипы героев:

Среди героев романа много исторических лиц: Александр I, М.И. Кутузов , Багратион, Барклай де Толли, Денис Давыдов, Сперанский, Наполеон и мн.др

Известно, что у некоторых героев романа «Война и мир» были прототипы. Дед по отцовской линии - Илья Андреевич( граф Ростов); дед по материнской линии - Николай Сергеевич Волконский( князь Болконский); родители –Николай Ильич Толстой и Марья Николаевна Волконская (Николай Ростов и Марья Болконская), сестра жены Толстого, Таня Бернс (Наташа Ростова)


Учитель:

Об эволюции замысла романа говорят названия его ранних редакций: «Три поры», «Все хорошо, что хорошо кончается», «1805 год»

Лишь в 1866 г. Л.Н. Толстой выбрал окончательный вариант- «Война и мир»


  1. ^ Какую первую ассоциацию вызывает у вас сочетание этих двух слов?



Учитель: Интересно, что это сочетание слов уже встречалось нам в речи летописца Пимена в трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов»:

^ Описывай, не мудрствуя лукаво,

Все то, чему свидетель в жизни будешь:

Войну и мир, управу государей,

Угодников святые чудеса.

В словах трагедии А. С.Пушкина как будто скрывалось заглавие будущей книги Л.Н.Толстого.

«Война и мир»- заглавие эпически спокойное и летописно простое.


  1. Скажите, а что представляют собой эти два слова с точки зрения лексики?


    • Эти слова являются АНТОНИМАМИ.


  2. Как отражается антонимия понятий, заложенная в названии романа в самом произведении?


- основной композиционный прием – противопоставление, антитеза ( главы делятся на

«мирные» и «военные»

- противопоставляются характеры многих героев.


Учитель: Можно предположить, что роман "Война и мир" назван так именно потому, что в нем отражаются две эпохи жизни русского общества начала XIX века: период войн против Наполеона 1805--1814 годов и мирный период до и после военного времени.

В произведении эпизоды войны сменяются эпизодами мира, то есть мирного времени.

И на первый взгляд кажется, что в заглавии заключена одна анти­теза: война — мирное время, и что слово «мир» следует понимать только как антоним слову «война».

Но у Толстого- писателя , психолога, философа, историка все намного сложнее.


  • Напишите в тетрадях возможные сочетания со словом МИР.





  1. На какие группы можно разделить словосочетания со словом мир?


( зачитываем словосочетания)-


  1. Кто может подвести итог этой работы? Какой вывод можно сделать?


приходим к выводу, что перед нами слово, представляющее собой омонимичную пару, кроме того, каждое из слов этой пары многозначно.


  • ^ Маша Калинкина провела небольшое исследование по поводу значения слов, входящих в название романа.


Сообщение учащегося о значении этих слов и о написании слова мир до

реформы русского языка ( с небольшой презентацией)
^

Споры о названии






Обложка издания 1873 г.

Слово ВОЙНА многозначно :


  1. вооруженная борьба между государствами;


  2. борьба между классами, различными группировками внутри государства;


  3. действие, направленное на искоренение чего-либо;



Таким образом, «война», может означать не одни военные действия враждующих армий, но и воинственную враждебность в мирной жизни людей, разделенных социальными и нравственными барьерами.

В каком же значении использовал слово «мир» автор в названии?

Вопрос возникает потому, что в современном русском языке слово «мир» имеет два разных значения, «мир» — антоним к слову «война» и «мир» — в смысле планета, община, общество, окружающий мир, место обитания.

Во времена Толстого, до орфографической реформы 1917-1918 годов, эти два понятия имели различное написание: в первом значении писалось «миръ», во втором — «мiръ».

^ Основные значения слова «мiръ», соглас­но словарю В.И. Даля, были:

1) Вселенная;

2) земной шар;

3) все люди, род человеческий.

Слово же «миръ» употреблялся для обозначе­ния отсутствия войны, вражды, ссоры. Существует предположение, что Толстой якобы использовал в названии слово «мiръ» (Вселенная, общество).

Однако все прижизненные издания романа Толстого выходили под названием «Война и миръ», и сам он писал название романа по-французски как «La guerre et la paix».

Неоднозначность такого прочтения возникла при первой полной публикации романа. В ^ 1868 году в издательстве М. Н. Каткова выходит книга, на титульном листе которой начертано: «Война и миръ». Сохранился предваряющий это событие документ от 24–25 марта 1867 года, адресованный М. Н. Лаврову — служащему типографии Каткова. Это проект договора об издании романа. Интересно то, что заглавие его в документе — «Тысяча восемьсотъ пятый годъ» — зачёркнуто одной чертой и рукой Л. Н. Толстого над словами «Тысяча восемьсот» написано: «Война и мiръ». Но, безусловно, любопытно и то, что в самом начале документа над словами «Милостивый Государь, Михаилъ Николаевичъ» карандашом начертано: «Война и Миръ». Сделано это рукой Софьи Андреевны, очевидно, при наведении порядка в бумагах мужа в восьмидесятые годы. По другой версии, написание в названии слова «миръ» появилось из-за опечатки, допущенной в издании 1913 года под редакцией П. И. Бирюкова. В четырех томах романа заглавие воспроизводится восемь раз: на титульном листе и на первой странице каждого тома. Семь раз напечатано «миръ» и лишь один раз — «мiръ», причём на первой странице первого тома.

Не стоит забывать и о том, что слово "мир" в XIX веке использовалось и для обозначения патриархально-крестьянского общества. Очевидно, Толстой учитывал и это значение.
Возможно, понятия "мир" и "мiр" в романе Толстого сливаются воедино?

Учитель: Сегодня на уроке мы через название романа попробуем определить авторский замысел Л.Н.Толстого.


  1. ^ Какое историческое событие стало центром романа –эпопеи?


Учитель: Но история, по Толстому, это также и искание общественной мысли, это личная жизнь отдельных людей, определяющих, по мнению писателя, характер и направление развития истории, это движение человеческого сознания.


^ Один из любимых героев Л.Н.Толстого Пьер мучается вопросом:

«Что дурно? Что хорошо? Что любить? Что ненавидеть? Для чего жить и что такое Я ?»

Свое ^ Я осмысливают в романе - эпопеи все любимые герои писателя.



  1. А что такое Я , по Толстому?



- В своей трилогии «Детство. Отрочество. Юность» Толстой раскрывает перед нами не просто историю человеческой души, но каждодневную жизнь человеческой души, обычную и необыкновенно сложную, ведомую нам и совсем незнакомую, показывает мир человеческой души в постоянном борении противоречий. И считает это архиважным, потому что «Я - это особый мир»


« ВОЙНА И МИР»

Я

Подберите синонимы для выражения понятий, заложенных в названии романа в соотношении с выражением внутреннего мира человека.


  1. ^ Каким бы словом вы определили мир в душе человека?


  2. Каким словом мы можем обозначить терзания, мучения, вызванные внутренними противоречиями, борьбу с самим собой ?




ДИСГАРМОНИЯ-------------------------------------------------------------------ГАРМОНИЯ

Согласитесь, что «война» в человеческой душе может перевернуть все в жизни, она страшна так же, как и сражение на поле брани.

^ 12. Можете привести какие-то примеры?


  1. Где, на ваш взгляд, истоки нашего Я?



Безусловно, в семье. Семья, по Толстому -это и начало начал каждого героя и одновременно возможность реализовать свое Я , оставить себя, отраженным в другом.

СЕМЬЯ


^ 14. Каким словом обозначим любовь, понимание , мир в семье?


15. А непонимание, неприятие другого, отсутствие любви, невозможность воплощения умножения, увеличения Я? Отсутствие семьи при родственных отношениях ?

РАЗЛАД----------------------------------------------------------------------------ЛАД


  1. Можете проиллюстрировать эти два понятия примерами? В чьи семьях героев романа чувствуется лад, в чьих разлад?





  1. ^ Что такое семья с точки зрения социума?



Это ячейка общества.

Человек, живя в обществе, не может отделить себя от него. Не найдя себя в семье или исчерпав ее возможности герои Толстого ищут поле деятельности вне семья.

Понятие ОБЩЕСТВО появляется в романе уже на первых страницах.

И герои романа или находятся в согласии с обществом или вступают с ним в противостояние, борьбу, иногда просто не принимают его законов.


  • Таким образом, мы в первую колонку записываем слово «борьба»


ОБЩЕСТВО

БОРЬБА------------------------------------------------------------------------------СОГЛАСИЕ


^ 18. Как Толстой воспринимал войну?

Учитель:
Война — это всегда разрушение,

19. Но, как показывает нам Толстой Отечественную войну 1812 года?

Как это ни парадоксаль­но, и на войне возможно объединение. Отечественная война 1812 года — это пример объединения всего народа перед вели­чайшей опасностью. Солдаты объединяются друг с другом, офи­церы с солдатами, и тогда сражение обязательно выигрывается. Ведь только всем вместе можно победить врага. Полк князя Анд­рея, батарея Раевского воспринимаются как большие дружные семьи, где один за всех и все за одного. Вся Россия объединилась и победила Наполеона, как показывает Толстой.

20. Какие понятия возникают на страницах романа-эпопеи?


^ НАЦИЯ, НАРОД


После Бородинского сражения Пьер вдруг понимает неоспоримую истину: сопрягать надо

Сопряжение с народом проявляется в сценах "вочеловечения" (Пьер спасает девочку и защищает женщину в Москве, Наташа отдает подводы раненым). Надо заметить, что не всех героев романа автор приводит на Бородинское поле для того, чтобы они приняли участие в решающем сражении. Некоторые так и не сумели соединиться со всем народом.

Отделение от народа Сопряжение с народом, нации

^ РАЗЪЕДИНЕНИЕ СОЕДИНЕНИЕ


  • Но у Толстого в романе появляется и такое понятие, как


ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

Немногих своих героев автор поднял на эту ступень - умирающий, прощающий всем все князь Андрей, Денисов (спасение барабанщика), Пьер, Кутузов (о французах - "Тоже люди!."), Платон Каратаев.

Человеческое в человеке -высшая ценность по Толстому, суть сути.

^ Отсутствие понимания нравственных законов осознание в себе человека


  • И наконец, мир для Толстого – синоним слова ВСЕЛЕННАЯ


Своим романом Толстой доказывает, что, с одной сторо­ны, каждый человек — это неповторимый, индивидуальный мир, но с другой — частица всеобщего мира, Земли, Вселенной.

Счастье, по Толстому, может быть обретено лишь в гармо­нии со всем миром: с другими людьми, с природой, с Вселенной.

От мира отдельного человека через объединение с близкими людьми ко всеобщему единению людей и затем к единению с природой, со Вселенной — таково представление Толстого об идее мира в романе.


^ Со Вселенной связан образ-символ неба, неведомого и непостижимого.

Небо отзывается духовным резонансом в душах героев, с ним связаны ОТКРОВЕНИЕ - ПРОЗРЕНИЕ - ОЧИЩЕНИЕ - ОПРОЩЕНИЕ.


« ВОЙНА И МИР»

Я


ДИСГАРМОНИЯ-------------------------------------------------------------------ГАРМОНИЯ


СЕМЬЯ

РАЗЛАД--------------------------------------------------------------------------------------ЛАД


ОБЩЕСТВО

БОРЬБА------------------------------------------------------------------------------СОГЛАСИЕ


^ НАЦИЯ, НАРОД

РАЗЪЕДИНЕНИЕ---------------------------------------------------------------- СОЕДИНЕНИЕ


ЧЕЛОВЕЧЕСТВО


ОТСУТСТВИЕ ПОНИМАНИЯ

НРАВСТВЕННЫХ ЗАКОНОВ ЖИЗНИ -----------------ОСОЗНАНИЕ В СЕБЕ

ЧЕЛОВЕКА


ВСЕЛЕННАЯ

( конец антитезы)


Какой вывод можно сделать?

( подводят дети по схеме дети)

Война для Толстого – явление противоестественное человеку, это дисгармония, разлад, борьба, разъединение, отсутствия понимания нравственных законов.

^ Мир- гармония, лад, согласие, соединение, осознание в себе человека.

Учитель:

Название книги "Война и мир" так же всеохватно, как и ее содержание, как вся жизнь, глядящая на нас со страниц романа. Оно образно передает его смысл. «Мир» - это не только мирная жизнь без войны, но и та общность, то единение, к которому должны стремиться люди.

«Война» - не только кровопролитные битвы и сражения, несущие смерть, но и разъединение людей, их вражда. Интриги, авантюры, борьба за выгоду приводят к разрушениям в мировом масштабе, они при­водят к войне народов, которая уничтожает не только маленькие миры людей, но и разрушает большой мир.

В общей концепции романа мир отрицает войну.

«Паутина любви», бескорыстной симпатии героев друг к другу опутывает всю книгу. Без любви жить «всем миром» нель­зя.

Примечательно, что в эпилоге Николеньке снится эта «пау­тина любви», «нити Богородицы», она опутывает его, и он чувст­вует готовность к подвигу во имя людей. Таким образом, идея мира в романе Толстого «Война и мир» многопланова и много­гранна.

^ Записываем в тетрадь:


Гипотеза:

Антитеза ВОЙНА-МИР отражается не только в формальном делении глав на «мирные» и «военные», а пронизывает весь роман (макро- и микроструктуры) и задает полюса в движении героев по линии воплощения «Я», преломляясь в каждом из социумов синонимичными противопоставлениями.


Домашнее задание:


  1. Повторить по папкам схему анализа эпизода


  2. Эпизод романа «В салоне Анны Павловны Шерер» его идейно – композиционное значение.


  3. Повторить литературоведческие понятия: портрет, деталь.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Савельева Мария Вячеславовна

Дата: 07.11.2016

Номер свидетельства: 356089


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства