kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "История рода Головлевых"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доказывается через погружение в текст романа Салтыкова-Щедрина, что история семейства Головлевых - это история вымирания: в каждой главе умирает один из героев

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "История рода Головлевых"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОНЧАРОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ПОДГОРЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

396542, Подгоренский р-н, с. Гончаровка, ул. Октябрьская, 44,

тел.: (847394) 25-1-24





Урок-исследование по литературе в 10 классе


«Размышляя над историей рода Головлёвых»



Учитель русского языка и литературы

Шевченко Вера Сергеевна







с. ГОНЧАРОВКА

2009 г.


Тема урока: «Размышляя над историей рода Головлёвых»

Цели: 1) проследить, в чём причина вырождения головлёвской семьи;

2) обучать анализу текста;

3) воспитывать умение строить человеческие взаимоотношения

Тип урока: повторительно-обобщающий

Форма урока: урок-исследование


  1. Задания трём группам учащихся за неделю до урока:

1-я группа. Какие писатели ставили вопрос о судьбе помещичьих усадеб, «дворянских гнёзд», о семейных отношениях? С каких позиций подходит к этой теме Салтыков-Щедрин? Назовите приметы «дворянского гнезда» в творчестве Тургенева и Салтыкова-Щедрина. Сравните их. Как вы объясните различие в описаниях? Назовите особенности жанра произведения «Господа Головлёвы». Обратите внимание на название глав и их расположение в романе. Помогает ли это определить особенности жанра? Какие социальные проблемы поставил автор, рассказывая историю семьи Головлёвых? Как бы вы продолжили фразу: «История семьи Головлёвых – это история…» Объясните, почему.

2-я группа. Объясните смысл названия романа, используя словарь Даля. Что больше всего поражает в описании быта, взаимоотношений в семье Головлёвых? Какие эпизоды потрясают нас, современных читателей? По тексту: какие слова, фразы использует Салтыков-Щедрин, описывая отношение Арины Петровны к детям, мужу, внучкам? Какие слова поражают? Какие художественные приёмы использует Салтыков-Щедрин, чтобы передать атмосферу «выморочности» (посмотрите по словарю Даля) головлёвского рода? Обратите внимание на описание атмосферы дома, на восприятие её отдельными героями, на постоянно повторяющиеся образы, определения, слова, на пейзажные зарисовки.

3-я группа. Каковы причины «выморочности», распада человеческой личности, всего рода Головлёвых? Где, в каких ситуациях заявляет о себе встревоженная совесть? К чему это приводит?

На доске или экране проектора, кроме темы, эпиграфы:

«В условиях этого мира Совесть лишена возможности существовать. Она изгоняется в душевные глубины, на душевные задворки, забивается там.

Совесть, лишённая возможности участвовать в жизни человека, «дичает» (П.Горелов).

«— Что такое? Что такое сделать?! — почти растерянно воскликнул он, озираясь кругом. — Где…все?..» (М.Е.Салтыков-Щедрин. «Господа Головлёвы»).


Ход урока

  1. Слово учителя.

— Итак, прочитана ещё одна книга, состоялось знакомство с новыми героями, открылась ещё одна страничка русской классики — мир прозы Салтыкова-Щедрина. Ещё один взгляд на нашу историю, ещё одна попытка осмыслить то, что происходило с Россией, что происходило с людьми во второй половине XIX века. А для нас с вами — ещё одна возможность подумать, поразмышлять над теми проблемами, которые волнуют автора, его героев и которые заставляют о многом задуматься и нас, современных читателей. Проведём с вами небольшое исследование романа «Господа Головлёвы». Цель исследования — понять, над чем заставляет нас задуматься автор.


  1. Исследование текста романа.

— Итак, о чём этот роман? ( О судьбе рода Головлёвых)

— Когда происходит действие романа? (До и после отмены крепостного права: с 1856 по 1877 год — примерно в течение 20-ти лет).

— Сейчас мы можем определить место романа в литературе второй половины XIX века.

Выступает 1-я группа. «Дворянское гнездо» у Салтыкова-Щедрина не вызывает сочувственного, лирического отношения, какое оно вызывает у Тургенева, Гончарова, Толстого. В «Дворянском гнезде» Салтыкова-Щедрина нет ни поэтических беседок, ни уединённых скамеек в глубине тенистых парков, ни роскошных липовых аллей — всего того, что располагает к возвышенным речам, счастливым любовным признаниям. Для Салтыкова–Щедрина «дворянское гнездо» — «сама смерть, злобная, пустоутробная; это смерть, вечно подстерегающая новую жертву… Все смерти, все язвы, все отравы — всё идёт отсюда».

Выступает 2-ой ученик 1-ой группы. Различия в описании «дворянского гнезда» можно объяснить убеждениями писателей, их личным опытом, особенностями таланта. Тургенев — либеральный дворянин, любит «дворянские гнёзда», поэтизирует их, с одной стороны, видит, что их время уходит безвозвратно и испытывает от этого горечь, с другой стороны.

Но были и такие дворянские гнёзда, какими их видел Салтыков-Щедрин. Писатель был знаком именно с этой, далеко не романтичной стороной жизни современной ему дворянской усадьбы. Важно помнить, что писатель обладал талантом сатирика.

Выступает 3-ий ученик 1-ой группы. Внимание к названию глав и их расположению в романе помогает определить особенности жанра: роман – семейная хроника, так как в центре художественного исследования автора – дворянская семья, судьба трёх поколений рода; это одновременно и роман социально-психологический: показывая психологию распада семьи, человеческой личности, писатель поднимает острейшие социальные проблемы. Проблема духовного обнищания дворянства; распространение лицемерия и пустословия, противоречие между благонамеренным словом и грязным, циничным делом, проблема разрушения семьи.

Итоги работы 1-группы подводит 4-ый ученик. Подводя итог работы, 1-я группа завершила предложенную ей в опережающем задании фразу так: «История семьи Головлёвых – это история вымирания. Доказательства: смерть одного из героев в каждой главе»

Продолжает исследование 2-группа. Что означают два слова, вынесенные в заглавие романа, если посмотреть по словарю Даля?

Господин — владыка, владелец, держащий власть на месте и в доме; барин, помещик, хозяин, кому покорны чада, домочадцы и слуги; у кого есть подвластные. Все ли у Головлёвых — господа? Нет, слово употреблено с оттенком иронии, а может быть — жалости?

Уже утрачено первоначальное значение фамилии Головлёвых. Буквальной расшифровке не поддаётся. Но у Даля есть немало слов, звучание и значение которых заставляет вспомнить Головлёвых, их судьбу в романе: головничать, головствовать — быть головою, начальствовать, управлять; головесить, головестничать — повесничать, слоняться; головничество — преступление и плата за него; голеть — скудеть, нищать, беднеть, оголяться; голодеть — то же; головенька, головешка, головка — обгорелое, обугленное полено.

В таком многозначном контексте выстраивается интересный смысловой ряд: господа головничаюшие, то есть управляющие, хозяйничающие, головесят, повесничают, слоняются, идут на явные и тайные головничества, преступления, постепенно оскудевают, от былого их преуспеяния остаются жалкие головешки.

Выступление другого ученика 2-ой группы. Уже 1-я глава «Семейный

суд» доказывает читателю, что это действительно так. Мы погружаемся в атмосферу забот и тревог головлёвского быта — и становится жутко.

Больше всего поражает в описании взаимоотношений Головлёвых то, что в семье нет никаких связей, добрых, человеческих отношений. Всё пропитано равнодушием, жестокостью, бессердечием. Мать лишена материнских, вообще женских черт: «дети не затрагивали ни одной струны её внутреннего существа», муж «ей не товарищ», он для неё «ветряная мельница», «бесструнная балалайка»; «как жила твоя сестрица беспутно, так и умерла, подкинув мне на шею своих двух щенков»; о Стёпке — «что ему, жеребцу долговязому, сделается».

Выступление 3-го ученика 2-ой группы. Чтобы передать атмосферу «выморочности», Салтыков-Щедрин использует определённые художественные приёмы. Постоянно употребляется эпитет постылый. У Даля он означает — немилый, нелюбимый, противный, ненавистный. В этом определении оценка жизни. Судьбы человека, рода. В нём авторская оценка, в нём — восприятие Головлёвым собственной жизни. Постоянно повторяется и образ пустоты. В воронку небытия, пустоты затягивается жизнь всех персонажей. Часто останавливают слова бездна, прорыв, пропасть, зияние. И нет ничего, за что можно было ухватиться, удержаться.

В словах почти всех героев возникает образ склепа, гроба. И все они — узники. Пейзаж передаёт ощущение всеобщего разлада, разорения, он словно предвещает гибель героев. Возникает ощущение безысходности, тоски, тупика. «Страшно здесь», — говорит Аннинька.

Комментарий учителя. Предлагаю вникнуть в смысл таких пейзажей: «разверзнувшиеся хляби земли», «облако разорванной формы, казалось, угрожавшее задушить его», «На дворе декабрь в половине, окрестность, охваченная неоглядным снежным саваном, тихо цепенеет»; в смысл обобщения: «Для Степана потянулся ряд невесёлых, безобразных дней, безрассветных дней, утопающих в какой-то зияющей, серой пропасти…глазам открылась беспредельная, светящаяся пустота, небытие». Итак, всё это поражает и в то же время вызывает чувство жалости к человеку.

Такова в общих чертах картина «выморочного» мира. Естественно возникает вопрос: в чём же причины, где истоки этой выморочности, распада рода Головлёвых и человека вообще?

Выступление с выводами 3-ей группы. Когда единственной целью становится накопление, нарушаются человеческие взаимоотношения. Неуёмная «страсть» приобретать искажает, обезображивает личность, убивает истинно человеческое.

Нельзя семейные отношения строить лишь на принципах властного, полного подчинения.

Причины и в праздности: человек, который не приобрёл потребности трудиться, обречён на неизбежное «выморочное» существование и непригодность к какому-либо делу. В результате из человеческих отношений исчезает совесть.

Дополнение учителя. У Салтыкова-Щедрина есть маленькая сказка «Пропала совесть». Сюжет её прост: совесть, изгнанная из мира человеческих душ, в образе негодной ветошки путешествует по всем социальным кругам тогдашнего российского общества, каждый из которых символизирует тот или иной порок. Но ни в одном из них она не находит себе приюта и пристанища. Нет у совести места в этом мире. Итак, совесть изгоняется на задворки, «дичает». Но наступают минуты, когда человек, который до этого лишь существовал, вдруг начинает понимать, что «его жизнь — какая-то язва». В какой ситуации заявляет о себе встревоженная совесть?

Выступление 2-го ученика 3-ей группы. Ещё в первой главе звучит трагический вопль Арины Петровны: «И для кого я всю эту прорву коплю? Для кого припасаю! Ночей недосыпаю, куска недоедаю…для кого?» Она поняла умом и сердцем законность порыва внучек, которые объявили о своём желании покинуть постылое родное гнездо; поняла бедственное положение Петеньки, выразившееся в проклятии Иудушке. Вспомним её последние слова: «сирот был…».

Выводы делаются совместно учителем и учениками, записываются в тетрадь: Приход «одичалой совести» мучителен, так как бесполезен. «Совесть проснулась, но бесплодно». Это страшно: совесть должна быть изначально.

Щедрин делал ставку на совесть, видя в ней единственное спасение для человечества. Писатель ставит человечество перед решительным выбором: либо человечество, изгнав совесть, погрязнет в гнусном самоистреблении, либо сделает основным законом жизнь по совести.

Домашнее задание: 1) ответить на вопрос: актуальны ли наши выводы в условиях современной российской действительности?

2) проследить, как идея выморочности головлёвского рода проявляется в судьбах детей и внуков Головлёвых?








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Конспект урока "История рода Головлевых"

Автор: Шевченко Вера Сергеевна

Дата: 26.04.2017

Номер свидетельства: 411912


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства