Доказывается через погружение в текст романа Салтыкова-Щедрина, что история семейства Головлевых - это история вымирания: в каждой главе умирает один из героев
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
1-я группа. Какие писатели ставили вопрос о судьбе помещичьих усадеб, «дворянских гнёзд», о семейных отношениях? С каких позиций подходит к этой теме Салтыков-Щедрин? Назовите приметы «дворянского гнезда» в творчестве Тургенева и Салтыкова-Щедрина. Сравните их. Как вы объясните различие в описаниях? Назовите особенности жанра произведения «Господа Головлёвы». Обратите внимание на название глав и их расположение в романе. Помогает ли это определить особенности жанра? Какие социальные проблемы поставил автор, рассказывая историю семьи Головлёвых? Как бы вы продолжили фразу: «История семьи Головлёвых – это история…» Объясните, почему.
2-я группа. Объясните смысл названия романа, используя словарь Даля. Что больше всего поражает в описании быта, взаимоотношений в семье Головлёвых? Какие эпизоды потрясают нас, современных читателей? По тексту: какие слова, фразы использует Салтыков-Щедрин, описывая отношение Арины Петровны к детям, мужу, внучкам? Какие слова поражают? Какие художественные приёмы использует Салтыков-Щедрин, чтобы передать атмосферу «выморочности» (посмотрите по словарю Даля) головлёвского рода? Обратите внимание на описание атмосферы дома, на восприятие её отдельными героями, на постоянно повторяющиеся образы, определения, слова, на пейзажные зарисовки.
3-я группа. Каковы причины «выморочности», распада человеческой личности, всего рода Головлёвых? Где, в каких ситуациях заявляет о себе встревоженная совесть? К чему это приводит?
На доске или экране проектора, кроме темы, эпиграфы:
«В условиях этого мира Совесть лишена возможности существовать. Она изгоняется в душевные глубины, на душевные задворки, забивается там.
Совесть, лишённая возможности участвовать в жизни человека, «дичает» (П.Горелов).
«— Что такое? Что такое сделать?! — почти растерянно воскликнул он, озираясь кругом. — Где…все?..» (М.Е.Салтыков-Щедрин. «Господа Головлёвы»).
Ход урока
Слово учителя.
— Итак, прочитана ещё одна книга, состоялось знакомство с новыми героями, открылась ещё одна страничка русской классики — мир прозы Салтыкова-Щедрина. Ещё один взгляд на нашу историю, ещё одна попытка осмыслить то, что происходило с Россией, что происходило с людьми во второй половине XIX века. А для нас с вами — ещё одна возможность подумать, поразмышлять над теми проблемами, которые волнуют автора, его героев и которые заставляют о многом задуматься и нас, современных читателей. Проведём с вами небольшое исследование романа «Господа Головлёвы». Цель исследования — понять, над чем заставляет нас задуматься автор.
Исследование текста романа.
— Итак, о чём этот роман? ( О судьбе рода Головлёвых)
— Когда происходит действие романа? (До и после отмены крепостного права: с 1856 по 1877 год — примерно в течение 20-ти лет).
— Сейчас мы можем определить место романа в литературе второй половины XIX века.
Выступает 1-я группа. «Дворянское гнездо» у Салтыкова-Щедрина не вызывает сочувственного, лирического отношения, какое оно вызывает у Тургенева, Гончарова, Толстого. В «Дворянском гнезде» Салтыкова-Щедрина нет ни поэтических беседок, ни уединённых скамеек в глубине тенистых парков, ни роскошных липовых аллей — всего того, что располагает к возвышенным речам, счастливым любовным признаниям. Для Салтыкова–Щедрина «дворянское гнездо» — «сама смерть, злобная, пустоутробная; это смерть, вечно подстерегающая новую жертву… Все смерти, все язвы, все отравы — всё идёт отсюда».
Выступает 2-ой ученик 1-ой группы. Различия в описании «дворянского гнезда» можно объяснить убеждениями писателей, их личным опытом, особенностями таланта. Тургенев — либеральный дворянин, любит «дворянские гнёзда», поэтизирует их, с одной стороны, видит, что их время уходит безвозвратно и испытывает от этого горечь, с другой стороны.
Но были и такие дворянские гнёзда, какими их видел Салтыков-Щедрин. Писатель был знаком именно с этой, далеко не романтичной стороной жизни современной ему дворянской усадьбы. Важно помнить, что писатель обладал талантом сатирика.
Выступает 3-ий ученик 1-ой группы. Внимание к названию глав и их расположению в романе помогает определить особенности жанра: роман – семейная хроника, так как в центре художественного исследования автора – дворянская семья, судьба трёх поколений рода; это одновременно и роман социально-психологический: показывая психологию распада семьи, человеческой личности, писатель поднимает острейшие социальные проблемы. Проблема духовного обнищания дворянства; распространение лицемерия и пустословия, противоречие между благонамеренным словом и грязным, циничным делом, проблема разрушения семьи.
Итоги работы 1-группы подводит 4-ый ученик. Подводя итог работы, 1-я группа завершила предложенную ей в опережающем задании фразу так: «История семьи Головлёвых – это история вымирания. Доказательства: смерть одного из героев в каждой главе»
Продолжает исследование 2-группа. Что означают два слова, вынесенные в заглавие романа, если посмотреть по словарю Даля?
Господин — владыка, владелец, держащий власть на месте и в доме; барин, помещик, хозяин, кому покорны чада, домочадцы и слуги; у кого есть подвластные. Все ли у Головлёвых — господа? Нет, слово употреблено с оттенком иронии, а может быть — жалости?
Уже утрачено первоначальное значение фамилии Головлёвых. Буквальной расшифровке не поддаётся. Но у Даля есть немало слов, звучание и значение которых заставляет вспомнить Головлёвых, их судьбу в романе: головничать, головствовать — быть головою, начальствовать, управлять; головесить, головестничать — повесничать, слоняться; головничество — преступление и плата за него; голеть — скудеть, нищать, беднеть, оголяться; голодеть — то же; головенька, головешка, головка — обгорелое, обугленное полено.
В таком многозначном контексте выстраивается интересный смысловой ряд: господа головничаюшие, то есть управляющие, хозяйничающие, головесят, повесничают, слоняются, идут на явные и тайные головничества, преступления, постепенно оскудевают, от былого их преуспеяния остаются жалкие головешки.
Выступление другого ученика 2-ой группы. Уже 1-я глава «Семейный
суд» доказывает читателю, что это действительно так. Мы погружаемся в атмосферу забот и тревог головлёвского быта — и становится жутко.
Больше всего поражает в описании взаимоотношений Головлёвых то, что в семье нет никаких связей, добрых, человеческих отношений. Всё пропитано равнодушием, жестокостью, бессердечием. Мать лишена материнских, вообще женских черт: «дети не затрагивали ни одной струны её внутреннего существа», муж «ей не товарищ», он для неё «ветряная мельница», «бесструнная балалайка»; «как жила твоя сестрица беспутно, так и умерла, подкинув мне на шею своих двух щенков»; о Стёпке — «что ему, жеребцу долговязому, сделается».
Выступление 3-го ученика 2-ой группы. Чтобы передать атмосферу «выморочности», Салтыков-Щедрин использует определённые художественные приёмы. Постоянно употребляется эпитет постылый. У Даля он означает — немилый, нелюбимый, противный, ненавистный. В этом определении оценка жизни. Судьбы человека, рода. В нём авторская оценка, в нём — восприятие Головлёвым собственной жизни. Постоянно повторяется и образ пустоты. В воронку небытия, пустоты затягивается жизнь всех персонажей. Часто останавливают слова бездна, прорыв, пропасть, зияние. И нет ничего, за что можно было ухватиться, удержаться.
В словах почти всех героев возникает образ склепа, гроба. И все они — узники.Пейзаж передаёт ощущение всеобщего разлада, разорения, он словно предвещает гибель героев. Возникает ощущение безысходности, тоски, тупика. «Страшно здесь», — говорит Аннинька.
Комментарий учителя. Предлагаю вникнуть в смысл таких пейзажей:«разверзнувшиеся хляби земли», «облако разорванной формы, казалось, угрожавшее задушить его», «На дворе декабрь в половине, окрестность, охваченная неоглядным снежным саваном, тихо цепенеет»; в смысл обобщения: «Для Степана потянулся ряд невесёлых, безобразных дней, безрассветных дней, утопающих в какой-то зияющей, серой пропасти…глазам открылась беспредельная, светящаяся пустота, небытие». Итак, всё это поражает и в то же время вызывает чувство жалости к человеку.
Такова в общих чертах картина «выморочного» мира. Естественно возникает вопрос: в чём же причины, где истоки этой выморочности, распада рода Головлёвых и человека вообще?
Выступление с выводами 3-ей группы. Когда единственной целью становится накопление, нарушаются человеческие взаимоотношения. Неуёмная «страсть» приобретать искажает, обезображивает личность, убивает истинно человеческое.
Нельзя семейные отношения строить лишь на принципах властного, полного подчинения.
Причины и в праздности: человек, который не приобрёл потребности трудиться, обречён на неизбежное «выморочное» существование и непригодность к какому-либо делу. В результате из человеческих отношений исчезает совесть.
Дополнение учителя. У Салтыкова-Щедрина есть маленькая сказка «Пропала совесть». Сюжет её прост: совесть, изгнанная из мира человеческих душ, в образе негодной ветошки путешествует по всем социальным кругам тогдашнего российского общества, каждый из которых символизирует тот или иной порок. Но ни в одном из них она не находит себе приюта и пристанища. Нет у совести места в этом мире. Итак, совесть изгоняется на задворки, «дичает». Но наступают минуты, когда человек, который до этого лишь существовал, вдруг начинает понимать, что «его жизнь — какая-то язва». В какой ситуации заявляет о себе встревоженная совесть?
Выступление 2-го ученика 3-ей группы. Ещё в первой главе звучит трагический вопль Арины Петровны: «И для кого я всю эту прорву коплю? Для кого припасаю! Ночей недосыпаю, куска недоедаю…для кого?» Она поняла умом и сердцем законность порыва внучек, которые объявили о своём желании покинуть постылое родное гнездо; поняла бедственное положение Петеньки, выразившееся в проклятии Иудушке. Вспомним её последние слова: «сирот был…».
Выводы делаются совместно учителем и учениками, записываются в тетрадь: Приход «одичалой совести» мучителен, так как бесполезен. «Совесть проснулась, но бесплодно». Это страшно: совесть должна быть изначально.
Щедрин делал ставку на совесть, видя в ней единственное спасение для человечества. Писатель ставит человечество перед решительным выбором: либо человечество, изгнав совесть, погрязнет в гнусном самоистреблении, либо сделает основным законом жизнь по совести.
Домашнее задание: 1) ответить на вопрос: актуальны ли наши выводы в условиях современной российской действительности?
2) проследить, как идея выморочности головлёвского рода проявляется в судьбах детей и внуков Головлёвых?