Конспект урока "Диалог с писателем о человеке и человечности"(По рассказу А.В. Костюнина "Совёнок")
Конспект урока "Диалог с писателем о человеке и человечности"(По рассказу А.В. Костюнина "Совёнок")
Урок внеклассного чтения заставляет подумать о том, как растревожить душу подростка, чтобы и он понял, как бесценна человеческая жизнь, как стать человеком и как сохранить в себе человека. Соответствует возрасту учащихся 10-11 класса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Диалог с писателем о человеке и человечности"(По рассказу А.В. Костюнина "Совёнок")»
Тема. Диалог с писателем о человеке и человечности (По рассказу А.В. Костюнина «Совёнок»)
Цель: создать условия, чтобы вы поразмышляли, порассуждали над проблемами, поднятыми в рассказе А.В. Костюнина.
Задачи:
- продолжить знакомство с творчеством писателя
- уметь задавать вопросы
- уметь отвечать на вопросы
- порассуждать над проблемами, поднятыми в рассказе А.В. Костюнина.
Планируемые результаты: представляют развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы; ведут дискуссии
Собирают материал и обрабатывают информацию;
выражают личное отношение, аргументируют свою точку зрения
Оборудование: медиапроектор, ПК, тексты, памятки
Ход урока
Учитель: На календаре ….. Я рада видеть Вас.
Слайд №1
Какое задание можно выполнить по этому слайду?
(назвать писателя, какие его произведения знаем, о чём он пишет…)
Сегодня мы рассмотрим рассказ А.В. Костюнина «Совёнок». Предположите, о чём рассказ «Совёнок»? (запись на доске…О маленькой птичке, о совёнке, о каком-то ребёнке…)
Целеполагание
Учитель: запишите свою цель (учащиеся ставят цели: сформировать отношение к герою рассказа; занять позицию по отношению к герою; высказать собственное мнение…)
Работать будем в группе: обсудим, по каким критериям будем оценивать работу группы.
(Предлагают учащиеся:
Критерии оценивания работы группы:
1.Активная позиция членов группы
2.Умение договариваться
3.Умение слушать
4. Умение слышать
Критерии оценивания защиты работы членов группы:
1.Содержание
2.Связность текста
3.Логичность изложения
4.Выводы по теме)
Учитель: Начинаем работу с текстом:
Прочитайте первую часть - вступите в диалог с писателем
*Когда мальчишки растут, то обычно предпочитают играть с мальчишками: в машинки, войнушку, в футбол... Девочек в свою компанию не больно-то любят принимать. Мой Серёжка такой же. Исключение сын делал только для одной девчонки.
Он называл её Совёнок.
Похожа…
Широко распахнутые выразительные глаза. Длиннющие реснички. Казалось, слышно было, как они хлопают. Махонькая, годика три. Серьёзная-серьёзная. Мать заплетала ей косички раз в неделю, очень туго, чтоб не растрепались. Девчушка замрёт, а голова крутится: вправо-влево, вправо-влево. Точь-в-точь совёнок. Косички следом – туда-сюда.
Поселились они с матерью в нашем доме прямо за стенкой, в однокомнатной квартире. Раиса работала продавщицей в угловом. Рыжие волосы до плеч, яркая помада. Многообещающий взгляд маслянистых глаз. Призывно-короткое платье в обтяжку, подчёркивающее стройную соблазнительную фигуру. Всегда открытая к общению. К ней частенько захаживали мужики, оставались на ночь. Такая «прости господи» была… Во дворе Раису прозвали Кошкой.
Моё общение с соседями ограничивалось дежурным: «Здрасьте!» Я старался не обращать на них внимания, покуда не увидел сынишку на улице вместе с пацанкой.
Они строили в песочнице диковинный город. Девчушка, присев на корточки, лепила маленькими ладошками башенку дворца. Сын был старше года на три, а играл с ней увлечённо, не замечая разницы в возрасте.
Я важно подошёл, наклонился к Совёнку, протянул руку:
– Ну, давай знакомиться. Как тебя зовут?
Девчушка опустила голову, спряталась за панамку и стала демонстративно ковырять совочком землю.
– Так как же тебя зовут?
– Меня-то – ладно, а тебя?
Я представился.
– Мне мама с чузыми дядьками не велела лазговаливать.
Озадаченно убрал руку:
– Разве я чужой? Мы теперь соседи.
Она внезапно вскочила, уставилась вдаль:
– Тлл-лактол! – и брыкливо поскакала прочь.
Я мучительно искал взглядом тяжёлую технику, но улица была пуста.
– Да пукнула она, – истолковал Серёжа загадочные действия своей подружки. Так мы с Наташкой и познакомились.
(Ответы учащихся: Почему называл Совёнок? Почему мать заплетала ей косички раз в неделю, очень туго? Почему её во дворе называют кошкой»? Как ответила сама девочка на этот вопрос?...)
Учитель: Опишите свое состояние при прочтении первой части. (Ответы учеников)
Прочитайте вторую часть. Работая по алгоритму, выявите проблему исходного текста.
Алгоритм
1.Прочитать исходный текст два раза (быстро, медленно).
2. Найти главного героя.
3. Выявить, что сделал/не сделал герой. Почему?
4.Какое качество характера проявил? Почему?
5.Качество героя может быть проблема.
6.Что понял/не понял герой?
1.Кто герой?
2.Что сделал/не сделал герой7
3.Качество характера
4. 4. Проблема
*Дети подрастали.
Совёнок пошла в первый класс. Мой Серёжка каждое утро дожидался Совёнка во дворе, заботливо брал за руку, и они торжественно шествовали в храм науки. А то ещё тетрадки с домашним заданием проверит. Сын опекал её без понуждения, охотно. Она благодарно молчала в ответ.
Я был уверен: с возрастом у Серёжки прихоть нянькаться пропадёт. Но время шло, а ничего не менялось. Было видно: скучал он по ней…
А у Раисы – в ночь-полночь «карусель»! За стеной только ещё пробасит мужской голос, только начнётся перезвон гранёных стаканов, я уж точно знаю – сейчас соседка промурлычет:
– Натуся, зайка, пойди погуляй! Поиграйся!
И Наташку, как бездомного котёнка, – за дверь.
Да ещё бросит вдогонку:
– Шапочку завяжи, чтобы ушки не надуло!
Выйдешь на улицу покурить, встанешь у подъезда, поёживаясь от стылой вечерней слякоти. С тополей, тяжело кувыркаясь, облетают последние усталые листья. Они ложатся на землю и обретают покой. Тусклый свет голубого окна едва обозначает готовую к снегу скамеечку. А в глубине двора – монотонно-прерывистое металлическое повизгивание: Совёнок качается на качелях.
Этот унылый скрип в чёрной тишине щемит душу.
Безотцовщина… Судьба девочки была очевидна. На дикой яблоне ничего не может вырасти, кроме дичка. Как правило, «прихожане» у Раисы дольше одной ночи не задерживались, а тут… В феврале было. Заходит Совёнок. Сиротливо встала у двери, вид потерянный. Молчит. В безвольно опущенных руках – портфель. Какая она первоклашка?! Кнопка совсем.
Мой Серёжка встревоженно:
– Ты чего?!
Совёнок, не поднимая головы, пробубнила:
– Мамка сказала, завтра к нам дядя Жора переедет. Насовсем…
Сообщила и ушла. Серёжка схватил пальто, шапку и, на ходу одеваясь, выскочил следом.
Жорку Захлыстина знали. Тщедушный такой, занозистый… Несколько судимостей за плечами. Недавно освободился.
На следующий день я засиделся на кухне с бумагами. Мои уже спали. Время от времени включал электрический чайник. Стараясь не греметь, подливал в заварник кипяток, помешивал ложечкой в стакане тающий сахар, не отвлекаясь от чтения, пил. Горячий терпкий напиток отгонял сон.
А за стенкой у Раисы – гульба… Через щель слышимость такая, что шёпот различим, а тут пьяные голоса, да на повышенных тонах.
– …Жорка, ай!.. не приставай!
Раздался гогот, послышалась довольная возня. С пронзительным звоном что-то упало. Чавкающие чмоканья перемежались с придыханиями Раисы:
– Да… стой ты… дочка… не спит. Слышь, пусти!
На минуту всё затихло. Затем откупорили бутылку. Гранёными стаканами глухо чокнулись, изобразив подводные карельские камушки. Не тостуя, выпили. Запахло огуречным рассолом. Мужской голос, заплетаясь, прогнусавил:
– Огурцы ни-ничего. Пошли в кровать.
– Дочка рядом, не буду!
– Пусть на кухне сидит.
Они с топотом подались в комнату, оттуда грубый окрик:
– Марш на кухню! Дай с матерью поговорить!
Раиса, играя в поддавки, согласно прыснула от смеха. Девчонка спросонья захныкала, послушно поплелась. Я тихо метнулся к настенному выключателю. Стало темно. Только там, где щербатая стена не достигала пола, пробивалась полоса света. Чёрные тени Наташкиных ног протянулись ко мне через щель до плинтуса, причудливо изогнулись, стали подрагивать. Наташка безутешно, горько плакала. Тени пропали, шаги стали удаляться…
Минутную ночную тишину разорвал пьяный рык:
– Ах ты, падла!..
Громкий топот, частое шлёпанье детских ножек.
Истеричный плач Наташки грубо ворвался через брешь. Я старался не дышать, чтобы ничем не выдать своего присутствия. За стеной захлопали дверки кухонных шкафчиков, зашуршала бумага, и на пол что-то посыпалось, словно бусы порвали.
– На колени!
– …Дядя Жора, я больше не буду! – умоляла Наташка.
– На горох вставай… Сбежишь – убью!
Послышалась возня. Девочка приглушённо мычала.
Я, как зачарованный, уставился на жёлтую полосу света и вдруг увидел: из щели выскочила… крупная сухая горошина. Покатилась по полу, ткнулась в мой тапок.
Пытаясь избавиться от неуютного состояния, поднялся и на цыпочках, чтоб не скрипнули половицы, вышел из кухни.
Наутро Серёжка, как всегда, дождался Совёнка во дворе, взял у неё портфель, и они потянулись к школе. Сын вернулся с уроков расстроенный. О причине я догадывался, потому не спрашивал.
Учитель: «На дикой яблоне ничего не может вырасти, кроме дичка». Как вы можете прокомментировать эти слова? (Ответы учащихся)
Учитель: Опишите свое состояние при прочтении второй части. (Ответы учеников)
Прочитайте третью часть рассказа.
*Следующим летом подошла наша очередь на новую квартиру. Покидая «живой уголок», расставаясь с непутёвыми соседями, я и не пытался скрыть радости.
Что там потом стряслось у Раисы, точно никто не знал. Говорили, серенький котёнок, которого Совёнок подобрала на улице, напрудил Жорке в кеду. А у того суд скорый: на глазах у ребёнка он схватил живой комочек и – об угол плиты. На мать руку поднял… Нервное потрясение оказалось настолько сильным, что девчонка потеряла дар речи. Сожитель у Раисы долго не загостился, а Наташка так и осталась немой. Навсегда.
Может, болтали?..
…Прошли годы. Серёжка, несмотря ни на какие уговоры, поступать в университет отказался. У нас в городке окончил простое училище, отслужил в армии. И вот однажды, ранней весной, мы собрались на выходные в деревню. Сын обещал приехать позже... Не один, с невестой. С женой гадали-гадали: «Кто избранница?»
Я отправился на остановку встречать. Беспокойно маялся у обочины, курил до того момента, пока на дороге, вдали, не показался рейсовый автобус. Я заметил ребят через боковое стекло: Серёжка стоял, положив руку на плечо невысокой хрупкой девушке. Сын был сдержан, девушка мельком глянула на меня, смущённо улыбнулась и склонила голову. Её лицо показалось мне знакомым… Словно где-то раньше я видел эти огромные выразительные глаза.
Я шагнул навстречу, взял у Серёжки сумку, с интересом разглядывая спутницу...
- Совёнок?!
После секундного замешательства наигранно-весёлым голосом выдавил:
– Ну, здравствуй, Наташа! Совсем красавицей стала.
Она засмущалась, ещё теснее прижимаясь к Серёжке.
Мы добрались до своротки, что вела к нашему хутору. Спустились в тенистую ложбину. Тропинка держала плохо. То одна нога, то другая временами проваливалась, оставляя после себя в талом снегу глубокие лунки. Подошли к дому.
Стол накрыт, сели, завели разговор о погоде. Весна сей год была дружной, говорливой. Мы шутили. Натянуто смеялись. Молчали. Переглядывались. Изучали Наташу. Совсем не похожа на мать: светло-русая тяжёлая коса через плечо, тонкие аккуратные черты лица, яркий румянец на щеках, милая улыбка. Бездонные, зелёные с карими крапинками глаза светились любовью к Серёжке.
Учитель: Опишите свое состояние при прочтении третьей части. (Ответы учеников)
Прокомментируйте поведение героев рассказа:
1 группа поразмышляет над вопросом:
- Кто и как должен стать человеком?
2 группа подумает:
- Кто и как может отстоять в себе человека?
3 группа даст совет:
- Кто и как сможет сберечь в себе человека?
4 группа поразмышляет:
- Кто и как должен воскресить в себе человека?
Учитель: Мы говорим настоящий человек. А какими качествами должен обладать настоящий человек? Продолжите предложение
Человечность – это…
А над какой темой мы работаем на уроке? (Ответы учащихся)
Послушайте 4 часть рассказа.
*Я взял вёдра, пошёл за водой. Не столько по надобности – хотел с мыслями собраться. А мысли в голове крутились разные… Вспомнил: соседка по старому дому видела их вместе, но тогда мне не захотелось в это верить.
Сел возле колодца на остывшую лавочку, закурил. Солнце удалилось на покой, укрывшись тучным небом. Вечерний морозец подсушил снежное месиво, превращая его в ноздреватый колючий панцирь.
После переезда из крысиного дома я и думать не думал про этих соседей. А мой Серёжка, видно, занозился. Не забыл своего Совёнка. Получается, после отъезда они встречались, дружили. Дела… Нам только невесты-инвалида, подранка только не хватало. Нужно спокойно объяснить, что она не пара ему. Я затушил сигарету, вдохнул полной грудью весеннюю свежесть и, зачерпнув воды, уверенно зашагал к дому. Ситуация теперь не казалась мне безвыходной. От найденного решения на душе сделалось спокойно.
Учитель:Решение найдено. Как вы думаете, что произойдёт дальше? (Ответы учащихся: Наташа встанет и убежит; уйдёт вместе с Серёжей; Совёнок заговорит; будет свадьба…)
Опишите свое состояние при прослушивании четвёртой части. (Ответы учеников)
Читает учитель: «Совёнок всем телом подалась вперёд, попробовала ответить сама, но лишь некрасиво замыкала… Страдающее усилие исказило её лицо. Щёки запылали огнём. Стала что-то торопливо, взволнованно объяснять Серёжке жестами и мимикой.
Сын несмело перевёл:
— Наташа говорит, что своего принца она нашла и хотела бы… называть папой… тебя. Потому что ты добрый, хороший. … Если ты, конечно, не против…
Мне словно душу оголили… Я почувствовал, как из неё с болью… выкатилась… крупная сухая горошина.
— Я.... что я?.. Лишь бы вам было хорошо… — неожиданно сорвалось у меня.
И будто тяжёлый гнёт свалился».
Учитель: Опишите свое состояние при прослушивании четвёртой части. (Ответы учеников)
Индивидуальная работа:
Сейчас мы попробуем стать соавторами А. В. Костюнина.
- Прошло 10 лет. Что, по-вашему, стало с героями? (Зачитывают миниатюру)
Учитель: Вы достигли своей цели? (Ответы учащихся)
*Домашнее задание (по выбору)
-Дайте описание (героя, места, события), которого нет у автора.
- Вы только что пережили то, что пережил герой. Расскажите об этом в своём дневнике или письме к другу….