kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока : А. Сент-Экзюпери. «Маленький принц». Уроки маленького принца.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: выявить уроки, полученные Маленьким принцем в ходе путешествия,  почувствовать философский смысл произведения.

Задачи:

  1. Личностные: вызвать интерес к предмету, пробуждать стремление к вдумчивому чтению, воспитание нравственных качеств.
  2. Метапредметные: обучить отбирать материал текста для работы над темой, развивать навыки работы в группе, развивать монологическую речь.
  3. Предметные: углубить знания о творчестве А.де Сент-Экзюпери, о философском подтексте сказки «Маленький принц».

Тип урока: урок обобщения изученного материала.

Форма работы учащихся: индивидуальная, групповая, в парах, фронтальная.

Необходимое оборудование: портрет писателя, иллюстрации к произведению, сделанные учащимися к уроку.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока : А. Сент-Экзюпери. «Маленький принц». Уроки маленького принца.»

Конспект урока


Тема урока : А. Сент-Экзюпери. «Маленький принц».

Уроки маленького принца.


Класс : 5


Предмет: литература


Цель урока: выявить уроки, полученные Маленьким принцем в ходе путешествия, почувствовать философский смысл произведения.


Задачи:

  1. Личностные: вызвать интерес к предмету, пробуждать стремление к вдумчивому чтению, воспитание нравственных качеств.

  2. Метапредметные: обучить отбирать материал текста для работы над темой, развивать навыки работы в группе, развивать монологическую речь.

  3. Предметные: углубить знания о творчестве А.де Сент-Экзюпери, о философском подтексте сказки «Маленький принц».


Тип урока: урок обобщения изученного материала.

Форма работы учащихся: индивидуальная, групповая, в парах, фронтальная.

Необходимое оборудование: портрет писателя, иллюстрации к произведению, сделанные учащимися к уроку.


Раздаточный материал: рабочие листы, фломастеры.

Ход урока:

… И вы увидите: все станет по-другому…


Антуан де Сент-Экзюпери

1. Вступительное слово, актуализация знаний.

Учитель: Нарисуй мне барашка! (раздать листы и фломастеры)

Нарисуй мне барашка

Лёгким взмахом руки,

В светло-серых кудряшках

Пусть играют лучи.

Пусть живёт не в коробке -

На зелёном лугу,

И чтоб домиком бровки!

Я его полюблю.

Буду с нашим барашком

Я рассветы встречать,

И медовую кашку

Помогать собирать.

Буду петь ему тихо,

Если вдруг он уснёт,

Милый, что тебе стоит?

Нарисуй, пусть живёт!!!


На рабочем листе дети рисуют барашка.

- Кто обратился с такой просьбой к лётчику, который совершил вынужденную посадку в Сахаре?


2. Постановка учебной задачи.

- Прочитайте эпиграф к уроку. Какой смысл в него вкладывает автор? (Дети делают предположения).

Взгляды Маленького принца меняются после путешествий по разным планетам.

- Какова цель нашего урока? (Цель формулируют дети, учитель при необходимости корректирует)

Проследить путь Маленького принца, выявить уроки, полученные героем в ходе путешествия, сделать вывод, ответить на вопрос: почему сказку «Маленький принц» называют философской?

- Итак, ребята, мы продолжаем говорить о необычной сказке А. Сент-Экзюпери «Маленький принц».

- Эту сказку принято называть философской. Что такое «философия», «философский»?

2. Реализация домашнего задания.

Дома дети работали со словарями надо понятиями «философия», «философский». (Можно дать данную работу на уроке)

ФИЛОСОФИЯ

(от греч. phileo — люблю, sophia — мудрость, philosophia — любовь к мудрости) — особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах иосновах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения кприроде, обществу и духовной жизни во всех их основных проявлениях. 

Необходимо пояснение учителя:

- Откуда человек берет мудрость? (Из жизненного опыта). Запоминаем: философия – это любовь к мудрости, то есть любовь к своему (чужому) жизненному опыту.



3. Постановка проблемного вопроса.

- Итак, ребята, запишите число и тему. Обратите внимание , что в конце урока вы должны сделать вывод о том, почему эта сказка называется философской.


  1. Работа над темой.

Первый урок: «встал поутру, привел себя в порядок и свою планету»

(Каждый день Маленький принц чистил вулкан и вырывал ростки баобабов)

– Запишите вывод в тетрадь

– Кто ещё живёт на планете Маленького принца?

– Как ведёт себя Роза?

– Почему Маленький принц отправляется путешествовать?

(поссорились)

Сделайте вывод:

( Маленький принц ещё не умеет любить. Он обижается на цветок, не понимая, что все капризы его лишь для того, чтобы обратить на себя внимание. Роза любит, но Маленький принц не знает, что такое любовь. Когда мы не способны ответить на любовь, мы бежим от неё.)

– Кто помог Маленькому принцу изменить отношение к Розе? Цитата из текста глава VІІІ

(Лис помогает Маленькому принцу постичь эту сложную науку, и маленький мальчик с горечью признаётся себе: “Никогда не надо слушать, что говорят цветы. Надо просто смотреть на них и дышать их ароматом. Мой цветок напоил благоуханием всю мою планету, а я не умел ему радоваться... Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками я должен был угадать нежность... Но я был слишком молод, я ещё не умел любить”)


Второй урок: « Надо судить не по словам, а по делам»

(Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками я должен был угадать нежность.)

– Запишите вывод в тетрадь

- Итак, ребята, чтобы извлечь следующие уроки принца, нам нужно прежде хорошо поработать.

Путешествие Маленького принца

- Художественный приём, который организует весь сюжет сказки в единое целое, — приём путешествия.

- Каковы возможности этого приёма? Что даёт он для понимания главной мысли произведения?

(Во-первых, он помогает автору показать разные характеры людей. Во-вторых, независимо от его воли происходят изменения в самом путешественнике, отправившемся в странствие с целью познания мира и поиска друзей)

- Маленький принц путешествует по нескольким планетам, где встречается с разными взрослыми людьми. Каждую планету населяет один человек. Он с удивлением смотрит на них и не может понять их. “Странный это народ, взрослые!” — говорит он.

5. Работа в группах.

6 групп по числу планет, которые посещает Маленький принц

І гр. – планета короля

2 гр. – планета честолюбца

3 гр. планета пьяницы

4 гр. – планета деловой человек

5 гр. – планета фонарщика

6 гр. – планета географа

7 гр. планета Земля

Вопросы для анализа

1.Чем занимается житель планеты?

2. Отношение Маленького принца к обитателю планеты.

3. Подберите эпитеты для характеристики.

4. Подберите цитату из текста.

5. Сформулируйте вывод-урок


6. Выступления групп, обсуждение

– Выступление І группы – планета короля

– Расскажите о короле.

(В каждом посетителе видит подданного и не может прожить минуты, не издавая приказов или постановлений. Король этот представляет себе мир упрощенно, ибо смотрит на него сверху вниз. Неограниченная власть и беспрекословное повиновение – предел его мечтаний)

– Подберите эпитеты для характеристики Короля. Какой он?

– Какую должность предлагает Король Маленькому принцу?

– Кого надо судить, если на планете живёт только король?

– Что трудно сделать по отношению к самому себе?

«Тогда суди сам себя, - сказал король. - Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр»


Третий урок: «...суди сам себя» Запишем.

– Выступление ІІ группы – планета честолюбца

– Что такое честолюбие? (Жажда известности, стремление к почётному положению, славе)

– Расскажите о честолюбце.

(Равнодушный к окружающим, крайний эгоизм выливаются у обитателя планеты в самовосхищение и самолюбование. Тщеславие пустого человека не знает границ, и потому он в своём ослеплении каждого проходящего готов принять за почитателя, и это кажется ребёнку просто глупым и смешным)

– Подберите эпитеты.

– Найдите строки, которые произносит Маленький принц про тщеславных людей.

(Цитата из текста……«Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал»)

– Это положительное качество или отрицательное? (И положительное и отрицательное, всё хорошо в разумных пределах)

– Какой урок вынес Маленький принц из посещения планеты честолюбца?


Четвёртый урок: Честолюбие хорошо в разумных пределах. Запишем.

– Выступление ІІІ группы – планета пьяницы

– Какое впечатление производит пьяница на Маленького принца?

(Житель третьей планеты поверг Маленького принца в уныние. Ему жаль горького пьяницу, который не может найти в себе силы вырвать из порочного круга болезненного пристрастия)

– Подберите эпитеты для характеристики пьяницы. Каков он?

– Что делать человеку в подобной ситуации? Как изменить жизнь?


Пятый урок: найди в себе силы изменить себя. Запишем

– Выступление ІV группы – планета «делового человека»

– Каков «деловой человек»?

(Он занят бессмысленным подсчётом звёзд. Он пытается превратить необозримую красоту вселенной в собственность, упрятав её в свой личный сейф)

– Какой урок вынес Маленький принц?


Шестой урок: если человек занят только делом, его жизнь прожита напрасно. Запишем.

«Он за всю свою жизнь ни разу не понюхал цветка, ни разу не поглядел на звезду, никого никогда не любил, он не человек, он гриб».

– Выступление V группы – планета фонарщика

– Какие чувства вызывает у Маленького принца фонарщик?

(Он восхищён, потому что «по-настоящему полезно, потому что красиво», мечтает подружиться с фонарщиком, он думает не только о себе, верен слову, не покладая рук трудиться для людей)

– Счастливый человек фонарщик, по мнению Маленького принца?


Седьмой урок: Всю жизнь быть для людей маяком – в этом счастье человека Запишем.

– Выступление VІ группы – планета географа

– Какой след в душе Маленького принца оставила встреча с географом?

(Сначала он тоже кажется малышу настоящим, но очень скоро принц разочаровывается в нём, потому что тот «никогда не выходит из кабинета» и обо всём знает лишь понаслышке. Его не интересует даже собственная планета, так как он считает себя слишком важным лицом и ему некогда разгуливать. Но именно географ заставляет Маленького принца вспомнить о его недолговечной Розе, задуматься и пожалеть её)

– Разве это настоящий учёный?


Восьмой урок: Нельзя изучить мир, не выходя из кабинета Запишем

7. Фронтальная работа – седьмая планета – Земля

– Маленький принц испытал на Земле отчаяние, растерянность. Почему?

(Он увидел сад с розами)

– Чем вызваны горестные слёзы малыша? (Он разочарован в себе)

– Когда появился Лис? (В самую трудную минуту для малыша. Появление Лиса учит истинному пониманию любви и дружбы, он знакомит героя с бездонностью человеческого сердца. Его высказывания – большая мудрость: чтобы иметь друзей, нужно дарить им свою душу, отдавать самое дорогое – своё время. «Твоя Роза так тебе дорога, потому что ты отдавал ей все свои дни». Не только Роза нуждалась в Маленьком принце, но и Маленькому принцу нужна была Роза. Роза – единственный на свете цветок, потому что он её «приручил». Человеку нужен всего лишь один цветок, тот, который наполнит душу светом и заполнит им сердце. Потому и возвращается он к своей Розе.)

– Маленький принц впервые задумывается о том, как он жил раньше. Что понимает он сейчас?


Девятый урок: «Ты всегда в ответе за всех, кого приручил» Запишем.

– Давайте поговорим о звёздах. Что они для Маленького принца? Зачем светят звёзды?

(Чтобы рано или поздно каждый мог отыскать свою звезду)

Что символизируют звёзды? (стремление к чему-то, мечта о чём-то)


Десятый урок: «... У каждого человека - свои звезды» Запишем.

8. Подведение итогов.

Ребята, опираясь на сделанные нами «уроки», сделайте вывод:

Маленький принц ушел, но он всегда возвращается к тем, кто всем сердцем принял его уроки. Тогда для них в ночном небе расцветают звезды, и среди них та, где живет Маленький принц, где звучит его смех.


9. Ответ на проблемный вопрос: почему сказку «Маленький принц» принято называть философской?

(Дети формулируют ответ, учитель корректирует при необходимости). Маленький принц, путешествуя по планетам и знакомясь с разными людьми, делает необходимые жизненные выводы, которые мы и назвали «уроками». Это жизненный опыт главного героя, этот опыт позволяет ему понять главные жизненные ценности: любовь, дружбу, ответственность… Философия – это любовь к мудрости, то есть к жизненному опыту, поэтому сказку и принято именовать философской.

10. Домашнее задание.

Выписать философские изречения маленького принца, написать мини-сочинение «Роль дружбы в жизни человека».






































10



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект урока : А. Сент-Экзюпери. «Маленький принц». Уроки маленького принца.

Автор: Ковалева Татьяна Ивановна

Дата: 06.06.2018

Номер свидетельства: 472463


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства