kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока: «А.С.Пушкин. «Станционный смотритель». Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект урока формирует у обучающихся умение анализировать отдельные эпизоды произведения, а также представление о дочернем и сыновнем долге перед родителями.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока: «А.С.Пушкин. «Станционный смотритель». Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского».»


Конспект урока литературы в 7в классе.

Тема урока: «А.С.Пушкин. «Станционный смотритель». Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». Библейские мотивы в повести. Гуманистический пафос произведения».


Цели: продолжение знакомства школьников с понятием маленький человек; закрепление знаний и представлений учащихся о реалистических произведениях А.С. Пушкина; формирование умения анализировать прочитанное литературное произведение; формирование представления о дочернем и сыновнем долге перед родителями.


Планируемые результаты: знание содержания повести «Станционный смотритель»; понимание темы и идеи произведения; понятие об образе «маленького человека»; владение элементами анализа текста.


Вид: комбинированный урок.


Тип: формирование новых знаний.


План урока.

1. Организац. момент (1 мин.).

2. Проверка домашнего задания. (15 мин.).

3. Работа по теме урока (25 мин.).

4. Подведение итогов урока (2 мин.).

5. Дом. зад. с комментированием к нему (2 мин.).


Ход урока.

1.Организац. момент.

Запись темы урока в тетрадь.


2. Проверка домашнего задания.

Ответы учащихся на вопросы. Приводятся цитаты из текста. На протяжении повести образ смотрителя меняется.

-Каким мы увидели его впервые? («Вижу, как теперь, самого хозяина, человека летпятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зеленый сюртук с тремя медалями на полинялых лентах»).

- Найдите в повести другой портрет этот героя. Что изменилось в этом портрете? («Это был точно Самсон Вырин; но как он постарел. Покамест собирался он переписать мою подорожную, я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину – и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика»).

- Чем вызваны были эти перемены? ( Всё, что было хорошего у отца – это его дочь Дуня. А когда она уехала с гусаром, он не мог понять и принять, что самый родной человек, ради которого он жил всё это время, так мог с ним поступить. Ему было очень больно и обидно, жить стало неинтересно и незачем. Весь смысл жизни был в Дуне).

- Болезненность и дряхлость смотрителя подчеркиваются еще одной деталью.

Сравним, в первый раз: «Тут принялся он переписывать мою подорожную». То есть немедленно взялся исполнять свой служебный долг. Во второй же приезд: «Покамест собирался переписывать мою подорожную... продолжал пошептом читать...» На что обращает внимание эта деталь?

Смотритель по-стариковски медлит, с трудом разбирает написанное, произносит вслух слова —старческим «пошептом».

Записи в тетрадях, выход на понятие – антитеза.

Антитеза ( от греч. «противоположение») противопоставление образов, картин, слов,понятий.


3. Работа по теме урока.

Мы всё время говорим о чувствах Самсона Вырина, но героиней повести является и Дуня. Когда она уезжала, то уже была влюблена в гусара Минского, ею тоже руководила любовь к молодому человеку. И она уехала по своему желанию.

- Составьте портрет Дуни. (Путешественника поразила красота этой четырнадцатилетней девочки, рассказчик замечает в поведении Дуни самолюбование, стремление понравиться гостю; он называет девочку «маленькой кокеткой». Дуня ведет себя с гостем «безо всякой робости» и даже позволила ему в сенях поцеловать себя на прощание. Рассказчик обращает внимание на ее большие голубые глаза).

- Как смотритель относится к дочке? Он относится к Дуне с огромной любовью, гордится своей дочерью.

- В каких словах выражается это отношение? «Это твоя дочка – спросил я. Дочка – с,отвечал он с видом довольного самолюбия, - да такая разумная, такая проворная, вся в покойницу-мать».

- Почему гостю так понравились смотритель и его дочка? Это были добрые, радушные люди, почувствовавшие интерес гостя к ним. Им есть о чем говорить, недаром они долго беседуют за чаем, «как будто век были знакомы».

- Несомненно, рассказчик — человек добрый, искренний, внимательный. Он обращает внимание на обстановку комнаты, где живут эти добрые люди.

Найдите это описание в тексте. Гостя умиляет обстановка этого небогатого, но очень милого, ухоженного жилища, горшки с бальзамином, кровать с пестрой занавеской и, конечно же, картинки на стенах, изображавшие историю блудного сына.

- В повести рассказчик трижды навещает почтовую станцию. Первый и второй приезды заключают в себе немало общего. Рассказчик видит все тот же почтовый домик. Смотритель переписывает подорожную приезжего в свою книгу. Потом следует чаепитие, рассказчик предлагает Самсону Вырину пуншу… Почти все, как в первый приезд? Как вы считаете?

- На чем рассказчик заострил свое внимание при описании комнаты? (На картинках, изображающих историю блудного сына).

- Обращают ли внимание на картинки Дуня и Самсон Вырин?

- Извлекла ли Дуня урок из этой притчи?

- С легкостью или с болью покидает Дуня родительский дом? (О том, что не с легким сердцем покидала Дуня родительский дом, говорит одна только скупая фраза: “Ямщик… сказывал, что всю дорогу Дуня плакала, хотя, казалось, ехала по своей охоте”).

- О чем, по-вашему, плакала Дуня?

- Самсон Вырин — добрый и доверчивый человек. Он убежден в порядочности Минского, и невольно сам отпускает от себя свою дочь, «Чего же ты боишься?, ведь его высокоблагородие не волк и тебя не съест».

- Отец, будучи уверенным в том, что дочь брошена, несчастна и боится возвращаться к отцу, сам отправляется на ее поиски.

- В повести есть эпизод, в котором «маленький человек» Самсон Вырин в нравственном плане выше Минского? Какой это эпизод? (Анализ сцены “Вырин с Минским в гостиничном номере”). (Чтение сцены).

- Как ведет себя Минский? (Вспыхивает, извиняется, дает деньги, клянется в верности Дуне).

- Какие аргументы приводит каждый, объясняя, почему Дуня должна принадлежать именно ему?

- Найдите отрывок, характеризующий состояние Вырина после встречи с Минским. Найдите ключевые слова в тексте, что они подчеркивают?

(«…Долго стоял он неподвижно, наконец у видел за обшлагом своего рукава свёрток бумаг; он вынул их и развернул несколько пяти и десятирублёвых смятых ассигнаций. Слёзы опять навернулись на глазах его, слёзы негодования! Он сжал бумажки в комок, бросил их наземь,

притоптал каблуком и пошёл… Отошед несколько шагов, он остановился, подумал… и воротился… но ассигнаций уже не было»).

- Что мы видим из этого эпизода? (негодование мелкого чиновника («притоптал каблуком»), его моральное превосходство, но глаголы «подумал», «воротился» разочаровывают читателя, напоминают, что Самсон Вырин, так и остался «маленьким человеком», еще не созревшим для большого бунта).

- Автор показывает не только бесправное положение «маленького человека», но и позволяет наблюдать за невидимой схваткой между Минским и станционным смотрителем. Обратите внимание: причастие «смятых» находится не перед числительными «пять», «десять», а перед существительным «ассигнаций», то есть унизительное положение чиновника 14 класса подчёркивается не столько суммой, какой оценил чувства несчастного отца дворянин, сколько небрежностью состояния денег, данных с такой же небрежностью Минским. В ответ на это Самсон Вырин «сжал» бумажки в комок.

Лингвистический анализ: смятых - сжал; ассигнации -бумажки.

- Как мог измениться финал повести, поступи Минский по-другому по отношению к отцу Дуни?

- Самсон Вырин решает во что бы то ни стало увидеться с дочерью. Случай представился быстро.

- Какой увидел отец свою дочь? О чем это говорит? Задумался ли об этом Вырин?Почему именно в этот момент автор называет его “бедным”? «Дуня, одетая со всею роскошью моды, сидела на ручке его кресел, как наездница на своем английском седле. Она с нежностью смотрела на Минского, наматывая черные его кудри на свои сверкающие пальцы. Бедный смотритель! Никогда дочь его не казалась ему столь прекрасною; он поневоле ею любовался».

- Возможно, Самсон Вырин мог любоваться не только красотой Дунечки, но и её положением, её жизнью в роскоши. Вот тут-то и вступают в конфликт противоречивые чувства: любовь и ревность отца. Ведь «приятель его советовал ему жаловаться; но смотритель подумал, махнул рукой и решил отступиться». Очень важен для понимания истинной причины трагедии героя фразеологизм «махнул рукой», невольно напоминающий усталость современных родителей, боровшихся против шалостей детей. В душе старик понимал, что Дунечка заслуживает другой жизни, но он вступил в общечеловеческий конфликт: почему счастье дочери даётся ценой отцовского счастья?

- Дуня стала богатой барыней, но от этого жизнь ее отца стала еще несчастнее.

Рассказчик вновь подтверждает живучесть «общеудобия» «чин чина почитай»: бедняк не просто остался бедняком — оскорбили и растоптали его человеческое достоинство. Он по-прежнему остался в стане бесправных бедняков, тягаться ему с сильными мира сего бесполезно. Любое, самое сказочное превращение Дуни в «прекрасную барыню» никак не изменит жизни Самсона Вырина.

- Но так ли бесчувственна Дуня? Обратите внимание, она упала в обморок при виде отца. Почему? Причина обморока и в затаенном чувстве собственной виновности перед покинутым ею старым, одиноким отцом.

- Повесть завершается грустно. Прошли годы, и добрый наш рассказчик в третий раз посещает эти места, вспоминая бедного смотрителя.

- Какое впечатление производит на него кладбище? Это было голое место, не было даже ограды, над могилами возвышались одни деревянные кресты — видно, что там покоились бедняки.

Рассказчик замечает, что на могилах не было ни кустика, ни деревца, не говоря уже о цветах. Все это произвело на него удручающее впечатление. Печальный вид кладбища навеян автору рассказом хозяйского мальчика о богатой «прекрасной барыне», приехавшей однажды в карете «в шесть лошадей», с тремя маленькими барчатами и с кормилицей, и с черной моською...

- Когда мы встречаемся с Дуней в последний раз? Какою мы видим Дуню на могиле отца? (Работа с текстом).

- Какие бы вы вопросы задали Авдотье Самсоновне, плачущей на могиле отца?

- Как вы думаете, что заставляет Дуню приехать к отцу? К Дуне пришло позднее раскаяние.

- Вернемся к притче о блудном сыне. Обратим внимание на сходства и различия притчи и проанализированной нами повести:


Притча

История Дуни

1. Блудный сын добровольно уходит из родного дома с благословлением отца.


1. Дочь, возложив всю ответственность на друга, уезжает тайно, случайно, без согласия и благословления отца.


2. Никто не ищет его.

2. Не желает, чтобы ее нашли и не подает о себе никакой информации


3. Ведет разгульный образ жизни.

3. Дуня живет в Петербурге в роскоши и

богатстве, становится матерью…

4. Радостная встреча сына с отцом.

4. Боится встречи, но потом Дуня, уже богатая барыня, посещает родные места, оплакивая могилу.


5. Сын вернулся домой нищий и голодный. Он раскаялся в содеянном.


5. Авдотья Семеновна не вернулась, а зашла, проезжая мимо.

6. Произошло примирение с отцом

и покаяние блудного сына.


6. Покаяние и примирение невозможно из-за смерти отца.



- Над чем заставляет задуматься ее судьба? (Дуня нарушила одну из главных заповедей: “Почитай отца своего и мать”,- и очень страдает от этого. Судьба девушки заставляет задуматься об ответственности за свои поступки перед близкими людьми).


4. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Чему научились? Над чем задумались? Именно доброе, гуманное отношение к людям независимо от их положения проповедует А.С. Пушкин. Он не просто рассказывает о судьбе своих героев, а словно заглядывает им в душу и заставляет нас с вами прожить их жизнью и чувствами, предупреждает о возможных ошибках.

- Каким из двух высказываний: “Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты”(Р. Роллан) и “Как вы хотите, чтобы люди поступали с вами, так поступайте и вы с ними” (из“Библии”) – вы бы закончили сегодняшний урок и почему?

- На лист самооценки приклейте разного цвета смайлик: желтый – урок понравился, у меня все получилось; зеленый – урок прошел как обычно, некоторые вопросы вызывали затруднение; красный – покидаю урок с плохим настроением, так как вопросы показались сложными


5. Домашнее задание с комментированием к нему.

подготовить сообщение о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова. прочитать статью на с.137-140; выразительно читать стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Филиппова Вера Владимировна

Дата: 15.01.2018

Номер свидетельства: 450172


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства