Просмотр содержимого документа
«Конспект по литературе на тему "Спешите делать добро" (5 класс VIII вид)»
Урок литературы по теме "Спешите делать добро".
5-й класс VIII вид
Цели:
Обобщить знания учащихся по данному разделу.
Совершенствовать навык правильного, беглого и выразительного чтения.
Провести работу над содержанием прочитанных рассказов, расширять кругозор учащихся Воспитывать в детях положительные черты характера: доброту, сострадание, милосердие, отзывчивость, любовь к пожилым людям.
+Я предлагаю вам послушать индийскую сказку “Награда”. Послушайте внимательно и скажите, о чем она.
Как-то тигр охотился в джунглях и попал в западню. Случилось так, что мимо проходил путник. Увидел его тигр и давай слезно просить: – сжалься надо мной, человек! Вызволи меня из неволи, я щедро тебя отблагодарю. Путнику захотелось получить награду, и он вытащил тигра из ямы. Тигр выскочил наружу и говорит: – Вот уже много дней я ничего не ел, сейчас я тебя съем! Страшно стало путнику. Ох, тигр,– сказал он, – неужели это и есть награда, которой ты хотел отблагодарить меня за добро? – Она и есть, – ответил тигр. – Какая же это награда – платить злом за добро? – возразил путник. – Давай спросим кого-нибудь, награда это или нет. Неподалеку росло дерево. Путник и тигр подошли к дереву и спросили: – Скажи нам, дерево, чем награждают тебя за доброе дело? – Злом! – ответило дерево. – Судите сами: люди отдыхают в тени моей листвы, а как придет время уходить, рубят мои сучья, обрывают листья. Так они платят злом за мое гостеприимство. – Ну, теперь – то я тебя съем! – обрадовался тигр. – Давай еще кого-нибудь спросим! – взмолился путник. Прошли они еще немного, видят: на пустоши пасется корова. – Эй, корова!– окликнули они ее. – Скажи, чем платят за добро? – Злом! – отвечает корова. Судите сами, пока я была молода и давала много молока, мой хозяин меня очень любил. Молоко мое иссякло, и меня выгнали на пустошь. Того и гляди, на мясо сдадут! Выслушал ее тигр и сказал путнику: – Ну, теперь я тебя точно съем! – Подожди немного! – Попросил человек, давай спросим еще кого-нибудь. Если он скажет то же самое, тогда делать нечего, ешь меня… Пошли они дальше. Бродили, бродили, вдруг перед собой увидели птицу и спросили ее. – Скажи нам, птица, чем награждают тебя за доброе дело? – Добром! – ответила птица. Судите сами: утром люди, просыпаясь, наслаждаются нашим пением. А зимой, когда нам холодно и голодно, люди делают нам кормушки и насыпают туда корм, тем самым не давая нам погибнуть. Тигр сжалился над путником и решил быть добрым к людям.
+ О чем эта сказка?
- о добре
+ Скажите, а какой раздел мы с вами закончили изучать?
- «Спешите делать добро»
+ Сегодня на уроке нам необходимо обобщить и повторить изученное по разделу «Спешите делать добро». Для этого проведём несколько интересных конкурсов.
+ Что для вас значит слово ДОБРОТА?
(на доске написано слово ДОБРО)
+ Знаете ребята, ещё в старой азбуке, когда буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами Л – “Люди”, З – “Земля”, М – “Мыслить”, а буква Д обозначалась словом “Добро”. Даже сама азбука как бы призывала: “Люди Земли, мыслите, думайте и творите Добро!”
Помните этот призыв. И знайте, что основное назначение человека – творить добро.
III. Работа над темой урока.
Задание №1 «Угадайте название рассказа по набору слов».
а. Старуха, Валерка, Саша Журавлёв, кефир, булочка, творог. («Будущий олимпиец») б. Борька, бабка, калоши, товарищ, старушенция, схоронили. («Бабка») в. Митя Климов, коврига, бадья, уморился, картошка, хлеб, учительница. («Сухой хлеб») г. Игреня, Люся, перезимовал, отдохнёшь, подымишься. («Люся») д. Труженикам – слава, венок, награждён. («Труд»)
Задание №2 Чтение отрывка наизусть
(Р.Рождественский «Огромное небо»)
Задание №3 ДИДАКТИЧЕКАЯ ИГРА «ЧТО УГОДНО ДЛЯ ДУШИ»
Перед детьми корзиночка, в которой лежат кружочки. На кружочках написаны качества человека положительные и отрицательные. Дети достают их по очереди, если качество отрицательное – рисуют черный кружок, если положительное – желтый.
Положительные качества:
Вежливость
Отзывчивость.
Справедливость.
Доброта.
Отрицательные качества:
Грубость.
Раздражительность.
Жадность.
Эгоизм.
Задание №4 Рисунок на тему «Спешите делать добро».
Задание №5 Поговорки о добре (соотнести части поговорок)
Добрые дела красят человека.
За добро добром и платят.
Добрый человек в добре проживет век.
Жизнь дана на добрые дела.
Делая зло, на добро не надейся.
VIII. Итог урока
– Какой рассказ из прочитанных вам запомнился больше всего? Почему? – Над чем вас заставили задуматься авторы прочитанных рассказов?
IX. Рефлексия, оценивание
Задание. Соотнеси части пословиц. Объясни их смысл.