Конспект открытого урока по литературе « Всем, что есть в моей жизни святого, я обязан на свете любви» ( по повести Б.М. Шишаева « Пыль придорожная»)
Конспект открытого урока по литературе « Всем, что есть в моей жизни святого, я обязан на свете любви» ( по повести Б.М. Шишаева « Пыль придорожная»)
Конкспет открытого урока по литературе на I курсе специальности Физическая культура на тему: « Всем, что есть в моей жизни святого, я обязан на свете любви» ( по повести Б.М.Шишаева « Пыль придорожная»)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по литературе « Всем, что есть в моей жизни святого, я обязан на свете любви» ( по повести Б.М. Шишаева « Пыль придорожная»)»
Министерство образования Рязанской области
Филиал Областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения « Рязанский педагогический колледж»
в г. Касимове
КОНСПЕКТ
открытого урока по литературе
на I курсе специальности Физическая культура
на тему:
« Всем, что есть в моей жизни святого, я обязан на свете любви»
( по повести Б.М.Шишаева « Пыль придорожная»)
Разработчик: преподаватель русского языка и литературы
Валентина Михайловна Гусынина
Касимов 2016
Тема урока: «Всем, что есть в моем сердце святого, Я обязан на свете любви».
Эпиграф к уроку: «Спасётся душа человеческая- будет спасена Россия».
Б.М.Шишаев
Цели урока:
Закрепить навыки литературоведческого анализа художественного произведения.
Развивать навыки работы с историко-биографическими материалами.
Исследовать понятие «русский национальный характер».
Определить, что нового внёс Б. Шишаев в понятие русской души.
Формировать высокие нравственные качества: любовь к «малой родине»,чувство ответственности за происходящее вокруг,вести разговор о подлинных и мнимых ценностях.
Реализовывать национально-региональный компонент через знакомство студентов с творчеством Б. М. Шишаева.
Оборудование: портрет Б. М. Шишаева, фотовыставка, выставка книг, альбом с иллюстрациями художника В. Минкина («Портрет старика»), ИКТ, презентация.
Опережающее задание: прочитать повесть Б.М.Шишаева «Пыль придорожная», выучить наизусть стихотворения Б.М.Шишаева « Баллада о любви», « Я не знаю, как можно радеть…».
Ход урока
I.Организация начала урока
II. Беседа
Вступительное слово учителя
Повести Бориса Михайловича Шишаева, нашего писателя – земляка, захватывают душу, может быть, посильней иного детектива, поскольку этот писатель не скользит по поверхности, а затрагивает глубину современных общественных, духовных, нравственных противоречий.
Герои его, как правило, люди обычного житейского круга, однако действуют они не вполне обычно – зачастую даже с риском для жизни, потому что «на карту», по их понятиям, поставлено слишком многое: любовь, совесть, родина, истина, не мнимая свобода личности. Все их муки, злоключения, как и сами характеры их, Борис Шишаев рисует глазами опытного художника, а что особенно ценно – характеры эти истинно русские, испытываемые на разном нелегком времени 80 – 90-х годов 20 столетия. Такой является и повесть «Пыль придорожная».
Наш урок посвящён беседе по этому произведению Б. М.. Шишаева. (Объявление темы и целей урока).
В конце урока вы должны будете ответить на вопрос: почему к уроку предпослан этот эпиграф: «Спасётся душа человеческая – будет спасена Россия»? Докажите, что выбор этих слов в качестве эпиграфа правомерен (с моей точки зрения). Если нет, докажите обратное.
А теперь несколько слов о биографии писателя, его творчестве. Обратите внимание на портрет писателя, выставку книг.
(Сообщение студента)
Учитель. Обратимся к повести «Пыль придорожная». Расскажите кратко её содержание.
(Рассказ студента)
Учитель. А теперь поговорим о главном герое повести – художнике Александре Дробцеве. Поскольку он художник, скажите, как оценивали критики и простой народ его произведения?
Ответ:
Собратья – живописцы поначалу относились к творчеству Дробцева без уважения, со «шпильками и подножками», а столичные мэтры, «у кого имена были громкие и авторитеты массивные» с «каким-то непонятным давлением – торможением». А потом стали понемногу уважать и признавать. Но не все, конечно. Пошло участие в выставках. Стали его и за границу брать – участвовал в дружественных выставках в Польше, в Чехословакии, довелось ему и в Югославию съездить – там выставка была международной. Его полотна притягивали не только знатоков, но и самый обычный люд.
Учитель. Как характеризует Дробцева его отношение к искусству и своим работам?
Ответ:
В начале своего творческого пути Дробцев чувствовал себя донельзя издерганным художником, жившим «со сцепленными зубами». Он сутками пропадал в мастерской. Картины у Дробцева стали покупать большие музеи, но художник продавал не каждую – некоторые работы были ему так дороги, что он не захотел бы расставаться с ними ни за какие деньги. Так он не продал «Портрет старика» в Белграде, хотя очень богатый человек предлагал ему большие деньги.
Учитель. Как Дробцев сам оценил своё творчество?
Ответ:
Дробцев не любил быть довольным собой и всегда подавлял в себе чувство превосходства, каким бы особенным оно ни являлось. Но на выставке в Югославии он заметил, что картины его сильно выигрывают по сравнению с остальными. Полотна Дробцева убедительно заявляли о своей близости к главному – к истинно земному, родному и вечному. Только теперь он понял, что прошел самую трудную часть этого пути, и прошел достойно, сумев сберечь себя от множества соблазнов.
Учитель. Как относился к творчеству отца сын, современный молодой человек?
Ответ:
Сын Дробцева, Игорь, современный молодой человек, учился в институте и собирался жениться, а потом пойти в бизнес. Еще в детстве отец внушал ему: «Жизнь нормального человека не должна включать в себя никаких подлостей. И учти: даже самая маленькая пакость – это все равно подлость». Дробцев считал, что лучшая пора у каждого – детство, когда зарождается в человеке главное – чувство родины и ощущение Бога. Сын вырос, но с ним у Дробцева душевной близости не получилось – то, чем занимался отец, казалось Игорю не только чуждым, но и вовсе не приемлемым.
Учитель. Чем был обусловлен кризис в творчестве Дробцева?
Ответ:
После развала СССР художники, как и представители иных творческих профессий, ощутили себя никому не нужными. Музеи перестали покупать у них картины. Везде – брожение, распад, интриги. Настоящие художники впали в жесточайшую нужду. Не миновала такая судьба и Дробцева – жили теперь в основном на зарплату жены. Приезжали какие-то темные личности, просили продать картины, но Дробцев отказывал. Жена злилась на него, говорила, что «скоро подмётками начнут питаться». Иногда он всё же продавал кое-что, но лишь в тех случаях, когда был абсолютно уверен, что из России эти работы никуда не уйдут.
Работать Дробцев пробовал, выезжал на природу, делал наброски. Но в мастерской, за серьёзной работой, соскабливал краски. «Да нужна ли сейчас кому в России твоя мазня, - думал он, - если кровоточит вокруг самое дорогое, безостановочно подтачивается самая сердцевина?.. Надо делать что-то нужное позарез, а иначе любая, даже самая удачная, твоя работа живописца может оказаться бесполезной. Да и вся твоя жизнь может оказаться таковой».
Один за другим уходили из жизни дорогие Дробцеву люди – мастера, обучавшие его тонкостям живописи в Академии художеств имени Репина, ребята, с которыми учился вместе и до сего времени поддерживал единомыслие; художники, ставшие друзьями…
Был период, когда он едва ль не каждую неделю ездил на похороны. Случалось и так, что на поездку не было денег и не удавалось занять.
В семье тоже был холод: жена нашла кого-то на стороне, сын не интересовался, чем занимается отец. Последнее тепло, которое было в семье, давно ушло. И однажды Дробцев понял, что остался практически один. «И заползла к нему в душу непроходимая тоска…» он решил, что оставлять мать одну больше нельзя: сломленная болезнями, она даже снег не могла отгрести от крыльца. Он очень любил свою мать. С матерью ему было легко, спокойно – она, несмотря на малую грамотность, мудрым сердцем чувствовала, в нём всё и понимала как никто. И он остался в поселке, стал заниматься хозяйством. Но однажды рухнуло вдруг и это относительно благополучное житье: мать тяжело заболела и умерла.
Перед смертью Дробцев спросил мать, как ему дальше жить, на что она ответила: «Душа у тебя правильная, честная. Так и живи, как её Господь Бог ведёт».
Учитель. Когда он понял, что ему надо ехать в Боснию? Найдите эпизод с его другом Ратугиным. Зачитайте отрывок. (Чтение отрывка, с.574).
Учитель. Какие нравственные качества характеризуют главного героя?
Ответ:
1) Неумение подличать (обращение к сыну).
2) Упорство, самоотдача в достижении цели.
3) Любовь к Родине, России.
4)Любовь к женщине, матери.
Зачитайте.
(Чтение отрывка, с.263)
Учитель. А что вы скажите о Младе – возлюбленной Дробцева?
Ответ:
Как мы уже знаем, Млада Вескович, по сути, была переводчиком для Дробцева. «Светлоликая, с серыми глазами, которые иногда казались отчего-то карими». У неё не сложилась семья. Много лет ей пришлось ждать и надеяться, что появится у них с мужем то главное, общее, без чего жить вместе никак нельзя. Но ничего не получилось; и им пришлось расстаться. Была у неё дочь – самый родной и близкий человек.
Учитель. Её характеризуют:
такое же упорство в достижении цели;
стеснительность, наивность;
любовь к Родине;
любовь к Дробцеву.
Думаю, что нужно вспомнить о командире отряда Соколе. Это мужественный человек, готовый пожертвовать собой ради свободы Родины и в то же время романтичный, понимающий глубокие чувства Дробцева и Млады. Это он помог им обрести счастье, не допустить никаких пошлостей в отношении к Младе (она была единственной женщиной в отряде). Это он старался сохранить каждого бойца в отряде, воспитывал в них боевое братство. Вспомните его слова о боевом братстве.
(Чтение отрывка, с.599)
Учитель. И ещё его характеризует вот такой эпизод – разговор с Дробцевым.
(Чтение отрывка, с.597)
Учитель. Итак, два умных, преданных Родине человека стали для неё пылью придорожной. Но они не обиделись, они пошли за неё воевать.
У Б. Шишаева есть стихотворение, посвящённое Родине. Оно созвучно этим мыслям – «Я не знаю, как можно радеть…». Прочтите его наизусть.
Чтение наизусть стихотворения.
Я не знаю, как можно радеть…
В Россию можно только верить…
Ф. Тютчев
Я не знаю, как можно радеть
Лишь о собственной пище и силе
И страшиться порой поглядеть
В беспокойную душу России…
Я без страха в неё загляну,
Хоть она заколдованной вроде:
Кто проникнет в её глубину,
Тот страдает и рано уходит.
Если буду держаться вдали
От всего, что душой этой движет,
Отвернусь от усталой земли –
Мне и вовсе на свете не выжить.
Те, что счастье пытают одни,
Покидая пределы родные, -
Слишком буйны иль тихи они –
Всё равно эти люди больные.
Может, вдруг зазнобит средь полей,
Может, путь впереди омрачится,
Но с любовью бессонной моей
Никогда ничего не случится.
Умирать буду, в сердце храня
Все равнины России и веси,
Пусть не вспомнят они ни меня,
Ни моих растревоженных песен.
Не обижусь. Не тот человек…
А огромной заботы и дела,
И того, что запомнит навек,
У неё ведь и так без предела…
Учитель. Как вы думаете, почему Дробцеву после страшных испытаний вновь захотелось работать?
Ответ:
Во время одной операции Дробцев увидел страшную картину: по всей улице деревни валялись трупы женщин, детей, стариков. Увиденное потрясло его. По-видимому, он понял, что нужно оставить после себя след на земле – проявить свой талант и запечатлеть живых людей, ставших ему близкими за это время. Все они патриоты своей Родины.
(с.605 – 607)
Учитель. Обратимся к эпизоду, в котором описываются последние минуты жизни главных героев.
(Чтение отрывка, с. 611 – 612)
3.Рефлексия
Учитель. Есть у Б. Шишаева слова, которые можно считать афоризмом: «Истинно счастлив лишь тот, кто счастья не ищет, а несчастья не боится».
Думаю, они по праву относятся и к главным героям повести.
Что вы думаете о языке произведения?
Ответ:
Произведение написано доступным языком, ярким, выразительным. Есть внутренние монологи, диалоги, портретные характеристики, описание героев. Есть много размышлений, раздумий главного героя о жизни, её смысле, чести, достоинстве, о судьбе Родине, о творчестве и значении творчества.
Учитель. Каковы портретные характеристики? (деталь в портрете Млады – глаза, портрет старика).
- Показ репродукции с портрета старика. (Чтение отрывка, стр. 544).
Учитель. Что вы можете сказать о сюжете и композиции произведения?
Ответ:
Сюжет захватывающий, повесть читается на одном дыхании. Чёткая, стройная композиция: вступление, развитие действия, кульминация, заключение.
Учитель. Какова роль пейзажа?
Ответ:
Пейзаж в повести поражает свой реалистической точностью. Шишаев сжато, буквально в нескольких словах умеет нарисовать полную и впечатлительную картину природы. Так, например, даны пейзажи среднерусской полосы (родина Дробцева) и пейзажи Боснии. Пейзаж в повести – не только простое описание местности или погоды, он выполняет важную роль в характеристики героя и в развитии действия произведения.
Учитель. Подведём итог нашей беседы. О чём эта повесть?
Ответ:
О судьбе Родины, человека, о любви, дружбе, о творчестве.
Учитель. О каком даре Александра Дробцева говорит автор?
Ответ:
О любви.
Послушаем чтение наизусть стихотворения Б. Шишаева «Баллада о любви».
Чтение стихотворения.
Баллада о любви
Как я счастлив, что сердце не дремлет,
Что враждебно ему забытьё,
Что люблю нашу добрую землю
За большое терпенье её.
Что волнует меня, как рыданье,
Тишина её светлых ночей
И безмолвные слёзы свиданья
Материнских усталых очей.
Как я рад, что в тяжёлой разлуке,
На дорогах земель и морей
Вспоминаю тревожные руки –
Руки женщины милой моей.
Чувством этого счастья земного,
Бесконечным волненьем в крови,
Всем, что есть в моём сердце святого,
Я на свете обязан любви.
Пусть любовь всех заблудших разбудит
И под знамя своё призовёт.
Если кто-нибудь больше не любит, -
Значит, больше уже не живёт.
Если к жизни не стало доверья,
Если сам ты себе лиходей,
То спасает любовь от безверья
И от петли спасает людей.
Я хочу, чтоб любили мы вместе
Терпеливую землю свою
И спасали её от бесчестья,
Как спасаем родную семью.
Пусть любовь будет общей, как праздник.
Не её в этом мире вина,
Если нас на страданья и казни
Посылает порою она…
Учитель.В чём же смысл эпиграфа к уроку: « Спасётся душа человеческая –будет спасена Россия»?
(Предполагаемые ответы учащихся)
Учитель:
Вспомним, что сказал Кутузов на совете в Филях: «Спасётся Москва – будет спасена Россия». Москва – сердце России. Так и душа человеческая: нет души – нет жизни, есть только пыль придорожная. Не в этом ли заключается феномен русского национального характера?
4.Оценки за работу на уроке.
Д/з: написать отзыв о повести Б. М. Шишаева «Пыль придорожная».