Методы обучения: объяснительно-иллюстративный,репродуктивный,
эвристический.
Ход урока:
Организационный момент. Приветствие. Объявление темы и цели урока.
II. Проверка домашнего задания.
Вопросно-ответная беседа по биографии и творчеству Алишера Навои.
Кто такой Алишер Навои? Где он родился?
Какие произведения Алишера Навои вы знаете? Назовите его самое известное произведение?
Какой вклад внес Алишер Навои в узбекскую литературу?
III. Объяснение нового материала. Слово учителя.
- Ребята, скажите, пожалуйста, вам знаком этот величественный образ?
- Молодцы. Да, это великий сын узбекского народа - Алишер Навои.
Творческое наследие Алишера Навои огромно и многогранно: оно включает в себя около 30 крупных произведений — диванов (сборников стихов), поэм (дастанов), философских и научных трактатов.
Вершина творчества Навои — знаменитая «Пятерица», включающая в себя пять эпических поэм: дидактическую «Смятение праведных» (1483) и сюжетные героические (дастаны) «Лейли и Меджнун» (1484), «Фархад и Ширин» (1484), «Семь планет» (1484), «Искандарова стена» (1485).
- Сегодня мы с вами пройдем дидактическую поэму «Смятение праведных». Кто скажет мне, что такое «дидактическое»? (поучительное, нравоучительный, наставнический).
- Почему поэма называется так? Объясните смысл названия.
(смятение – растерянность, праведные – люди, соответствующие идеалу нравственной чистоты и справедливости).
«Смятение HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%A1%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D1%85_(%D0%9D%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B8)&action=edit&redlink=1"праведных» — первая поэма цикла, произведение дидактико-философского толка. Она состоит из 64 глав, в которых затрагиваются вопросы религии, морали и нравственности. В поэме обличаются феодальные распри, жестокость государственных вельмож, произвол беков, лицемерие шейхов. Поэт страстно утверждает идеалы справедливости.
В центре поэмы находится описание общественно-политического строя, царящего в Хорасане и Мавераннахре во второй половине XV в., всесторонне раскрыт его антигуманистический характер, осуждение несправедливости феодальных отношений, бесправия и невежества, гнета и насилия. Поэт выразил мысли о мерах, способствующих улучшению общества, претворению чаяний народа в жизнь. Он проявил большое гражданское мужество, обратившись к шаху:
…Склоняется перед тобой народ, Покорно он твоих велений ждет...
…Но сам пред ним ты немощен и слаб, Ты сам — его творение и раб.
Как все, ты — прах и обречен земле, Как все, ты — сгусток тьмы, не свет во мгле…
Алишер Навои в поэме «Смятение праведных» выступает как гуманист и активный борец за справедливость. Так же поэт порицает духовенство и лицемерных шейхов, тянувших народ в невежества, феодалов, безнаказанно грабящих страну.
Поэма «Смятение праведных», помимо нескольких глав, входящих во вступление, состоит из двадцати бесед и относящихся к каждой из них поэтических рассказов. Излагая свои мысли по какой-либо животрепещущей теме, Навои во всех беседах предстает перед читателем как философ-мыслитель, мудрый политик и наставник.
В одной из бесед он пишет:
О, устремленный к Истине всегда, Согнувшийся под ношею труда!
Служа добру, пылинкой ты взлетишь, Глаза высокомерья ослепишь…
…Ты неуклонно путь свой проходи, И в скромности достоинство блюди…
Поэт высоко оценивает роль воспитания и соблюдения нравственных норм во взаимоотношениях людей, в духовном совершенствовании личности. Верность делу народа и государства, дружба, братство, скромность, правдивость и добросовестность, щедрость и трудолюбие, высокая и чистая любовь, преданность науке и просвещению — все эти идеалы силой таланта Навои были воплощены в его бессмертных творениях.
Поэма «Смятение праведных» — одна из бесценных жемчужин мировой культуры — явилась программным произведением Алишера Навои. Поставленные в ней идеи и проблемы были продолжены и развиты им в последующих поэмах «Пятерицы» — «Фархаде и Ширин», «Лейли и Меджнуне», «Семи планетах», «Стене Искандара».
В данную книгу вошли отрывки из поэмы — беседы, в основном, нравственно-воспитательного содержания.
IV. Закрепление новой темы.
-Вы разделены на три группы. Я сейчас предоставлю вам карточки, на которых написаны отрывки из поэмы «Смятение праведных». Вы должны определить, что Алишер Навои порицает или восхваляет. Например,
На работу отводится 5-7 минут.
V. Подведение итогов урока.
- Итак, сегодня мы прошли поэму Алишера Навои «Смятение праведных». Скажите, что вы усвоили на этом занятии?
VI. Домашнее задание. Выписать из поэмы «Смятение праведных» цитаты, отрывки, которые вам понравились. Найти в толковом словаре значение незнакомых слов.