Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока Б.Житков "Про обезьянку"»
Конспект урока литературного чтения 3 класс
ФИО: Трухина Ольга Андреевна
УМК: «Школа России»
Тема урока: «Про обезьянку» Б. Житков. Герои произведения.
Тип и вид урока: открытие новых знаний; беседа.
Цель урока: ознакомление учащихся с жизнью и творчеством Б.Житкова; развитие навыка понимать и анализировать поступки героев; рассказывать о герое, используя фрагменты текста, характеризирующие его поступки и описывающие характер.
Задачи урока:
Образовательная: учить видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер.
Воспитывающая: прививать любовь к природе и интерес к чтению.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Ученик узнает содержание произведения.
-Ученик познакомится с особенностями творчества Б.Житкова
- Ученик научится читать и воспринимать произведение на слух, определять жанр произведения, видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, используя фрагменты текста, о его поступках и характере.
- Ученик получит возможность научиться проецировать поступки героев на личном опыте.
Личностные: прививать интерес к чтению; выбирать виды деятельности на уроке; придумывать свои рассказы о животных; использовать разные виды чтения: выборочное, по ролям, цепочкой.
Метапредметные:
- Регулятивные УУД: формировать положительное отношение к урокам литературного чтения.
- Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.
- Познавательные УУД: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; извлекать информацию, представленную в разных формах; умение осознанно воспринимать и оценивать содержание различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
Основные понятия: описание поступков, поведение, характер героя, мотивы.
Методы: словесные, наглядные.
Оборудование: Литературное чтение 3 кл. 2 ч. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий 2-е изд. – «Просвещение», 2013. – 223 с., презентация. Предметно-развивающая среда представлена в Приложении 1.
Ход урока
Структура урока систематизации знаний
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Примечание
Организационный момент
Время: 1 мин.
- Здравствуйте, ребята, меня зовут Ольга Андреевна, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения!
Прозвенел звонок весёлый,
Мы начать урок готовы.
Будем слушать и читать
И друг другу помогать.
Приветствуют учителя
Проверить готовность обучающихся к уроку, включить презентацию.
Актуализация
знаний и
фиксирование
затруднений
Время: 4 мин.
-Ребята, а чтобы хорошо работать на уроке, читать, мы проведём небольшую речевую разминку. (слайд 1)
Апельсины и бананы очень любят обезьяны.
Любят детки, любят мамы.
Могут съесть их килограммы
Любят папы-обезьяны апельсины и бананы.
- Прочитайте с веселой интонацией.
- А сейчас прочитайте скороговоркой.
- Прочитайте с вопросительной интонацией. Молодцы.
Произносят речевую разминку
Слайд 2. Речевая разминка
Постановка учебной задачи, целей урока
Время: 15 мин.
-Ребята, а сейчас посмотрите на (слайд 2). Там вы видите набор букв, составьте из них слова.
Бьназоеяк (обезьянка)
Алчмьки (мальчик)
Оатврищ (товарищ) Какие слова получились?
-Предположите, с каким произведением мы сегодня познакомимся.
- Какие цели поставим на урок?
- Тема урока: «Про обезьянку»(слайд 3) этот рассказ написал Б.Житков
Давайте познакомимся с писателем. (слайд 4)
Родился Борис 30 августа 1882 года в Новгороде в интеллигентной семье. Отец его был преподавателем, поэтому начальное образование Борис получил дома. Окончанил институт, много путешествовал, работал штурманом, капитаном судна. Также в биографии Бориса Степановича Житкова было испробовано множество других профессий. Но постоянным увлечением его была литература.
Впервые рассказ Житкова был опубликован в 1924 году. Свои познания и впечатления от путешествий он выражал в произведениях. Так в биографии Бориса Житкова было создано множество серий приключенческих и поучительных рассказов. Среди известнейших его изданий:
(слайд 5) Злое море» (1924), «Морские истории» (1925), «Семь огней: Очерки, рассказы, повести, пьесы» (1982), «Рассказы о животных» (1989), «Рассказы для детей» (1998).. Скончался писатель 19 октября 1938 года в Москве.
Посмотрите на данные слова (слайд 6)
Хулиганил, собаки, кот, царь во дворе.
-Попробуйте по ним догадаться, о чем будет рассказ.
Найдите этот рассказ в учебнике и посмотрите иллюстрации.
-Как выглядит обезьянка в иллюстрациях? Как вы думаете, что она делает?
-Что вы знаете об обезьянках?(слайд 7)
-нет
-обезьянка, товарищ, мальчик
-про обезьянку
-познакомиться с произведением про обезьянку; узнать об авторе.
Составление
плана, стратегии
по разрешению
затруднения.
Время: 5 мин.
Физминутка
- Ребята, но прежде чем приступить к чтению произведения, давайте немного отдохнём:
Рано утром, на полянке, Так резвились обезьянки: Левой ножкой топ-топ! Правой ножкой топ-топ! Руки вверх, вверх, вверх! Кто поднимет выше всех? Все присели, снова встали. Вы резвиться не устали?
Словарная работа:
Перед началом чтения произведения прочтем трудные и устаревшие слова.
(слайд 8)
Аршин - Старая русская мера длины
Шинель - пальто со складкой на спине
Давеча – недавно
Оплеуха - Удар рукой по щеке
Чмокал – кушать, издавая неприличные звуки.
Вавилоны - кривые линии.
За пазуху - под рубаху
Набрюшник под курткой – брюхо - это живот.
Сконфузился - застеснялся.
Реализация выбранного плана по разрешению затруднения.
Время: 10
- Ребята, сейчас мы с вами прочитаем этот рассказ. Он большой по объему. Я начну, а вы следите и внимательно слушайте. Продолжите.
Читают, слушают, следят за текстом
Первичное закрепление знаний
Время: 5 мин.
- Понравился ли вам рассказ?
- Кто главный герой рассказа? (обезьянка и мальчик)
- Чем интересен этот рассказ?
- От чьего имени ведется рассказ?
- Как попала обезьянка к мальчику? Зачитайте отрывок из рассказа.
- Как произошло первое знакомство мальчика с Яшкой? Найдите отрывок из произведения , его прочитаем по ролям.
- Почему мальчик так сказал: «Я глазам своим не верил?» Найдите данный отрывок в произведении, доказывающий ваш ответ. Когда так говорят?
- Как встретили обезьянку в семье мальчика? Докажите текстом.
- Как решили оставить Яшку на ночь?
- Где переночевал Яшка?
- Что мальчик сделал, когда пошёл в школу?
- А почему он это сделал, как вы думаете?
Написание теста на проверку осознанного чтения произведения.
Отвечают на вопросы, анализируют
Этап рефлексии деятельности
Время: 5 мин.
- Что вам особенно понравилось в рассказе?
- Хотелось бы вам иметь дома такую обезьянку?
- Как вы думаете, справились бы вы с ней?
- Справились ли мы с поставленными задачами?
- За что вы сегодня можете себя похвалить?
- Домашнее задание: предложить свой вариант продолжения рассказа.