Решить пример, узнать название города – героя. Убирают тетради.
Устно: - Что такое дробь?
- Какие дроби знаем?
- Какие действия мы совершаем с обыкновенными дробями?
- Как сложить (вычесть) дроби с равными знаменателями?
- Как сложить дроби с разными знаменателями?
- Как умножить натуральное число на дробь?
- Как умножить смешанное число на смешанное?
- Как разделить обыкновенную дробь на обыкновенную дробь?
- К какому действию относится возведение в степень?
- Сформулировать основное свойство дроби.
- Как сравнить дроби: а) с равными числителями
б) с равными знаменателями.
Открываем вторые тетради, записываем число, тему.
Мы будем работать с теми числами, которые нам нужны.
Решаем: 1) 1 + 1 ; 2) 1 - 1 .
24 8 8 16
2) Что больше 1 или 1 ; 1 или 1 ;
8 16 16 24
На сколько?
3) Сколько граммов весит 2 ; 1 ; 1 часть буханки хлеба, мас-
5 5 8
сой 1 кг.
1000 х 2 = 400 (г) 1000 х 1 = 200 (гр) 1000 х 1 = 125 (гр)
5 5 8
Учитель обращает внимание на эти цифры, просит обвести их. На столе лежат кусочки хлеба, соответствующие этим граммам.
Какую часть буханки составляет треть от 1 части?
8
1 х 1 = 1
3 8 24
IV. Сколько граммов приходится на 1/24; 1/16 часть буханки хлеба, массой 1 кг?
1000 х 1 = 125 41,66 (г) 42 (г) 1000 х 1 = 500 62 (г)
24 3 16 8
Где больше хлеба, на сколько граммов?
2,5 – 42 20,5 г 11 на 20,5 г
16 24
Переход к рассказу о пайке хлеба, о семье Карпушкиных: читает Рыбкин С. «Погиб при обороне Ленинграда Петр Карпушкин. А в Ленинграде осталась его семья – жена и три дочери, младшей 3 года. Обессиленные от голода, в пустой промерзшей квартире они ждут прихода мамы. Ее слабые шаги за стеной возвращают утерянный, казалось шанс на спасение. Анна Герасимовна торопливо делит принесенную ею осьмушку хлеба на 3 части и один кусочек подносит младшенькой – самой слабой из троих. Дочка надкусывает хлеб – на большее сил уже не хватает. Она умирает на глазах у мамы, на руках у сестренок. Это самая обычная смерть в голодном блокадном Ленинграде. Необычен поступок матери. Казалось… умерла дочка, но остались две других. Их надо спасать. Хлеба теперь стало больше: 1 часть буханки вместо 1
16 24
(625 г вместо 41,66 г. Это больше примерно на 20,8 г на каждого.) Но мать поступает иначе. Она решает сохранить надкусанный ребенком кусочек хлеба на память. Она поняла, что сила духа ее, ее детей неизмеримо важнее, чем маленький кусочек хлеба насущного.
Карпушкины выжили. А блокадный кусочек хранился в их семье более 30 лет. Потом уже внучка Анны Герасимовны Ира Федосик, поступила в ПТУ №13 Ленинграда, передала эту семейную реликвию училищному музею.
Слово учителя литературы:
Ребята, недавно в нашей школе был проведен конкурс чтецов «Салют Победы», вы посмотрели подготовленную мною и 10-ми классами музыкально-литературную композицию «Война вошла в мальчишество мое» о подростках, героически погибших на войне». Сегодня мы продолжаем цепочку мероприятий, посвященных Дню Победы, мы поговорим о блокаде Ленинграда. Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова Г. Солсбери: «Это был период тысячелетних испытаний, страданий и героизма, доходивших до высот трагизма, и мужества, почти недоступного нашему пониманию».
Цель нашего урока – вспомнить героическую и трагическую судьбу Ленинграда, отдать дань памяти и уважения ленинградцам. Это еще один пример героического прошлого нашей страны, еще один повод гордиться нашим народом и нашей Родиной.
И моя задача вложить эти чувства в ваш разум и в ваши сердца, чтобы вы потом, повзрослев, передали эту память и эту гордость своим детям и внукам.
Итак, сегодня мы будем говорить о Ленинграде. Нам кажется, что в его судьбе отразились самые характерные черты той войны, победу в которой мы празднуем вновь и вновь.
Все дети читают наизусть
УЧЕНИК 1. (Немтинов С.)
Ленинградцы были настоящими бойцами, хоть и не все они встречались с гитлеровцами лицом к лицу.
УЧЕНИК 2. (Овсянникова Р.)
Их противниками были смерть и ее союзники: голод, жажда, холод, тьма… блокада.
ЧТЕЦ 1. (Суворов М.)
Опять война,
Опять блокада…
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда:
«Не надо,
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне».
И может показаться:
Правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда –
Не права.
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть.
Она,
Как силы, нам нужна…
Ю.П. Воронов. «Опять война…»
1943 – 1968
УЧЕНИК 1. (Немтинов С.)
Стихи, которые прозвучат сегодня, написаны теми, кто пережил блокаду.
УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ:
Сначала вернемся мыслью назад и вместе с ленинградцами проживем, хотя бы мысленно, те бесконечно долгие 900 дней, каждый из которых отмечен подвигом и самопожертвованием.
УЧЕНИК 3. (Гофман А.)
Надо знать не только о тех, кто воевал, но и о тех, кто выстоял: о людях, не имеющих оружия, которые лишь стойкостью своей могли что-то сказать миру. Надо знать, какой бывает война…
УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ:
22 июня, в половине первого ночи, в штабе Ленинградского военного округа получили телеграмму от наркома обороны маршала С.К. Тимошенко и начальника Генерального штаба армии Г.К. Жукова, в которой они предупреждали о возможном нападении Германии на Советский Союз.
Организаторы защиты Ленинграда быстро и четко расставили сотни тысяч людей на участке, решающие судьбу обороны. Одни направлялись в ряды народного ополчения, на строительство оборонительных рубежей, в госпитали; другие – на фабрики и заводы.
Всего в Ленинграде и пригородах в августе 1941 года было организовано 79 рабочих батальонов численностью свыше 40 тысяч человек. Город отдавал в армию лучших.
Горожане создали оборонительный пояс противотанковых рвов длиною 626 км, построили 1500 дотов и дзотов, 35 км баррикад. Люди работали по 12-14 часов в сутки, нередко под дождем, в непосредственной близости от противника, под артиллерийским огнем.
До октября 1941 года из Ленинграда вывезли около 96 предприятий. Эвакуировались также музеи, театры, научно-исследовательские институты. Население расставалось с родным городом неохотно, люди не допускали мысли, что немцы могут подойти к самому Ленинграду. Из города выехали 630 тысяч, и, когда кольцо блокады сомкнулось, в нем осталось 2 млн. 544 тысяч человек гражданского населения, в том числе около 400 тысяч детей. Массовая их эвакуация началось только в январе 1942 года по ледовой дороге через Ладожское озеро.
УЧЕНИК 1. (Немтинов С.)
Изменилось лицо Ленинграда. Окна магазинов и общественных зданий закрыли предохранительными щитами. На памятники надели защитные футляры из досок, заполненные песком. Разместились на огневых позициях зенитные батареи. Город превратился в военную крепость.
УЧЕНИК 4. (Бирюкова К.)
Заводы, мосты, общественные здания были заминированы. И если бы неприятелю удалось ворваться в город, все взлетело бы на воздух.
УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ
Немецко-фашистское командование рассчитывало захватить Ленинград к исходу третьей недели от начала войны. Оно назначило время парада немецких войск на Дворцовой площади, раздало солдатам и офицерам путеводители по Ленинграду и даже отпечатало пригласительные билеты на торжественный банкет в гостинице «Астория».
Но триумфального марша не получилось. До 10 июля фашисты проходили по 26 км в сутки, во 2-й и 3-й декадах июля – уже только по 5 км, а в августе – всего по два.
В секретной директиве «О будущности города Петербурга», датированной 22 сентября 1941 года, было написано: «…Если вследствие создавшегося в городе положения будут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты».
Москва и Ленинград обрекались на полное уничтожение – вместе с жителями. С этого и должно было начаться то, что Гитлер имел в виду: « Разгромить русских как народ». То есть истребить, уничтожить как биологическое, географическое, историческое понятие.
З А П И С Ь!!! «Обращение к молодежи Ленинграда» (пластинка)
Перед командующим группой армий «Север» генерал-фельдмаршал фон Леебом фюрер поставил задачу – штурмом овладеть городом, сравнять его с землей и сделать необитаемым.
Не удалось.
УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ
Тогда Гитлер сделал ставку на голод. А Лееба отстранил от командования. Его место занял генерал-полковник Кюхер. Но и он не смог изменить положение Ленинграда и ни на шаг не продвинулся к победе. Немецкий командующий из кожи лез, чтобы угодить фюреру.
Вряд ли войн найдется еще такой генерал, который умертвил столько людей, мирных жителей, сколько это сделал Кюхер», - такую оценку дал новому командующему Д.В. Павлов в книге «Ленинград в блокаде».
УЧЕНИК 5. ( Массон И.)
С первых же дней блокады фашисты приступили к варварским обстрелам и бомбардировкам города. На их картах были отмечены музеи, дворцы, школы: Эрмитаж – объект № 9, Дворец пионеров - № 192, Институт охраны материнства и младенчества - № 708.
УЧЕНИК 6. ( Хонякина К.)
15 сентября 1941 года обстрел начался с самого утра и продолжался 18.5 часов. Гитлеровцы стремились не только разрушить город, но и деморализовать его жителей.
Но расчеты фашистов на мощь авиации и артиллерии не оправдывались, и они все больше надеялись на губительные последствия блокады.
УЧЕНИК 7. (Лошакова К.)
Голод подкрадывался к народу незаметно. Еще в начале сентября в Ленинграде торговали коммерческие магазины и были открыты рестораны. В столовых талоны из продовольственных карточек вырезались только за мясные и рыбные блюда.
УЧЕНИК 8. (Лютько Ю.)
29 августа И.В. Сталину доложили: муки и зерна в городе осталось на 17 суток.
На другой же день Государственный комитет Обороны приказал направлять в Ленинград ежедневно по 8 составов с продовольствием, по 2 – с боеприпасами и по одному – с горючим.
УЧЕНИК 9. (Гусев А.)
Но было уже поздно. 30 августа железнодорожная связь с Ленинградом прервалась.
УЧЕНИК 3.(Гофман А.)
Начались поиски пригодного в пищу. На мельницах вытряхивали мешки из-под муки, бережно собирали со стен наслоившуюся на них за многие годы мучную пыль. Под огнем врага копали картошку, собирали овощи – все, вплоть до зеленого капустного листа. Несмотря на все усилия, удержать снабжение населения на прежнем уровне не удавалось. 2, 11 сентября и 1 октября хлебная норма в три приема была сокращена: рабочим до 400 г, всем остальным – до 200 г. Это был уже голод.
УЧЕНИК 10. (Киселева С.)
К ноябрьским праздникам детям наскребли по 200 г сметаны и по 100 г картофельной муки, а взрослым дополнительно к обычному пайку досталось по пять соленых помидоров.
С 20 ноября рабочие стали получать 250 г, а служащие, иждивенцы и дети – 125 г прогорклой, комковатой массы, именуемой хлебом.
Врачи уже диагностировали дистрофию – болезнь, совершенно забытую. Те, кого настигал голод, корчились и мучились так же, как тяжелораненые. И умирали… (демонстрация хлеба по норме).
УЧЕНИК 6. (Хонякина К.)
Всего в ноябре голод унес свыше 11 тысяч жизней, в декабре – почти 53 тысячи, январь и февраль унесли в могилу 199187 ленинградцев, март – свыше 89968…
В сложившейся обстановке заботы о промышленности отодвинулись на второй план, Спасти людей – это главное.
УЧЕНИК 11. (Сосницкий С.)
Январь и февраль 1942 года были самыми черными месяцами блокады.
В новогоднем приказе Гитлер благодарил своих солдат «за создание невиданной в истории мира блокады» и уверял, что скоро Ленинград, «как спелое яблоко, упадет к нашим ногам».
УЧЕНИК 12. (Ефремов А.)
«Ленинград выжрет самого себя», - цинично пророчествовал фюрер.
Враг рассчитывал, что голодающие, мерзнущие, жаждущие люди вцепятся друг другу в горло из-за куска хлеба, из-за глотка воды, возненавидят друг друга, перестанут работать.
УЧЕНИК 13. ( Мартынов И.)
Зима в этот год пришла необычно рано. Уже в самом начале ноября город завалило снегом. Убирать было некому. Преодолеть сугробы могли не все и не всегда. Не хватало сил.
Иной сугроб
Страшней трясины,
Встал на пути – и прерван путь.
Что делать?
Я один не в силах
Через него перешагнуть.
УЧЕНИК 14. (Савеня А.)
Так передает состояние ленинградцев Юрий Воронов. Пережив блокаду подростком, поэт позднее написал о ней немало стихов, воссоздающих атмосферу незабываемой зимы 1941-1942 года. Его цепкая память сохранила многие детали страшных дней блокады: скрип саней, на которых увозили тела умерших от голода, тропинки в глубоком снегу к проруби на Неве, мерцание коптилок и полыхание пожаров. Он воспел мужество русских людей, сумевших выстоять. УЧЕНИК 6. (Хонякина К.)
«У меня, видевшего все стороны блокадной жизни, стихи Ю.П. Воронова вызывают чувства глубокого волнения и благодарности поэту», - признается Д.В. Павлов.
УЧЕНИК 7. (Лошакова К.)
Наш город в снег
До пояса закопан.
И если с крыш
На город посмотреть,
То улицы
Похожи на окопы,
В которых побывать успела
Смерть.
Но в то, что умер город наш, -
Не верьте!
Нас не смогут
Отчаянье и страх…
Мы знаем
От людей, сраженных смертью,
Что означает:
«Смертью
смерть
поправ».
Ю.П. Воронов
Из писем на Большую землю
1941 – 1941
УЧЕНИК 15. (Овсянникова Р.)
Как ни странно, многие вели дневники и сочиняли стихотворения. По мнению авторов «Блокадной книги», десять процентов переживших блокаду писали стихи. Чем объяснить такой феномен? Быть может, тем, что у блокадного Ленинграда была своя муза Сострадания И Надежды, и она разговаривала с блокадными стихами? С Ольгой Берггольц.
УЧЕНИК 16. (Рыбкин С.)
Дарья Васильевна, соседка
по квартире,
сядем, побеседуем вдвоем.
Знаешь, будем говорить о мире,
о желанном мире, о своем.
Вот мы прожили
почти полгода,
полтораста суток длится бой.
Тяжелы страдания народа –
наши, Дарья Васильевна,
с тобой.
О, ночное воющее небо,
дрожь земли, обвал невдалеке,
бедный ленинградский
ломтик хлеба –
он почти не весит на руке…
Для того, чтоб жить
в кольце блокады,
ежедневно смертный
слышать свист, -
сколько силы нам,
соседка, надо,
сколько ненависти и любви…
Столько, что минутами в смятенье ты сама себя не узнаешь:
- Вынесу ли? Хватит ли терпенья?
- Вынесешь! Дотерпишь!
Доживешь!
О.Ф. Берггольц.
Разговор с соседкой. 1941.
УЧЕНИК 11. (Сосницкий С.)
Ленинградцы не выключали радио ни днем, ни ночью. Из-за недостатка электроэнергии оно не говорило, а шептало. Но даже если только стучал метроном – и то было легче. Это означало, что город жив, что сердце его бьется.
УЧЕНИК 13. (Мартынов И.)
В дни блокады передачи на радио готовили журналисты и писатели В. Вишневской, Н. Тихонова, О. Берггольц.
УЧЕНИК 4. (Бирюкова К.)
«Я думаю, что никогда больше люди не будут слушать стихи так, как слушали стихи ленинградских поэтов в ту зиму голодные, опухшие, еле животные ленинградцы». – напишет О.Ф. Берггольц в предисловии к сборнику «Говорит Ленинград».
УЧЕНИК 10. (Киселева С.)
Дарья Власьевна,
соседка,
здравствуй.
Вот мы встретились с тобой
опять.
В дни весны желанной
ленинградской
надо снова нам потолковать.
Мы с тобою танков не взрывали.
Мы в чаду обыденных забот
безымянные высоты брали, -
но на карте нет таких высот.
Где помечена твоя крутая
Лестница, ведущая домой,
по которой, с голоду шатаясь,
ты ходила с ведрами зимой?
Где помечена твоя дорога,
по которой десять раз прошла
и сама в пургу, в мороз,
в тревогу –
пятерых на кладбище везла?
Вот она – святая память
наша,
сбереженная на все века…
…Что ж ты плачешь,
что ты, тетя Даша?
Нам еще нельзя с тобой пока.
Дарья Власьевна, не мы, так кто же
отчий дом к победе приберет?
Кто ребятам-сиротам поможет, юным вдовам слезы оботрет?
Нам, не позабыв о старых бедах,
сотни новых вынести забот,
чтоб сынов, когда придут с победой,
хлебом-солью встретить у ворот.
О.Ф. Берггольц
Второй разговор с соседкой. 1944.
УЧЕНИК 15. (Овсянникова Р.)
Удивительно и то, что те, кто спасал, кто за кого-то беспокоился, кому-то помогал, кто из последних сил выполнял свой долг, а не лежал сохраняя силы, - те, как ни странно, выживали чаще. Разумеется, правила здесь нет. Умирали и они. И выживали всякие жулики. В душах людей происходил выбор: либо поступать по совести, либо выжить во что бы то ни стало, любым способом, за счет ближнего, кого угодно. И последнее тоже было. Но для большинства ленинградцев существовали не способы выжить, а способы жить.
УЧЕНИК 8. (Лютько Ю.)
Пока ты улыбаешься стихам,
Пока на память
Пушкина читаешь,
Пока ты помогаешь старикам
И женщине дорогу уступаешь,
Пока ребенку руку подаешь,
И через лед заботливо ведешь
Старательными мелкими
шажками,
Пока ты веру бережешь,
как знамя,
Ты не погибнешь,
ты не упадешь!
Да, Ленинград остыл,
и обезлюдел,
И высятся пустые этажи,
Но мы умеем жить,
хотим и будем,
Мы отстояли это право -
жить.
З. Шишова. Блокада. 1941 – 1943
УЧЕНИК 17. (Холодова Н.)
До наших дней дошли дневники блокадников. Их страницы позволяют видеть жизнь без поправок на то, что будет. Наши герои не знали о неизбежной победе. Они не знали выживут ли, что будет с Ленинградом, со страной. Дневники позволяют увидеть, что человеческое достоинство сохранялось в самых отчаянных обстоятельствах.
УЧЕНИК 11. (Сосницкий С.)
Из дневника Юры Рябинкина. «Теперь я мало забочусь о себе. Сплю одетый, слегка прополаскиваю утром лицо, рук мылом не мою, не переодеваюсь. Я живу в голоде, холоде, среди блох, а рядом комната, где жизнь совершенно иная – всегда хлеб, каша, мясо, конфеты, тепло, яркая керосиновая лампа… Это называется завистью».
УЧЕНИК 14. (Савеня А.)
«На сегодня надо было прочесть «Мертвые души», но при тусклом свете свечки невозможно читать…»
УЧЕНИК 18. (Алехин К.)
«Эх, как хочется спать, спать, есть, есть… Спать, есть, спать, есть… А что еще человеку надо? А будет человек сыт и здоров – ему захочется чего-нибудь еще… Месяц тому назад я мечтал о хлебе с маслом, с колбасой, а вот теперь уже об одном хлебе».
УЧЕНИК 1. (Немтинов С.)
«У мамы я давно не вижу спокойных слов. Чего ни коснется в разговоре – ругань, крик, истерика… Мама что-то делит, Ира и я зорко следим – точно ли… Просто как-то не по себе, когда пишешь такие слова».
УЧЕНИК 19. (Гусев А.)
«Меня уже не радует начавшееся по всему фронту наступление».
УЧЕНИК 13. (Мартынов И.)
«Боюсь, что и дневник-то этот не придется мне закончить, чтобы на последней странице поставить слово «конец». Уже кто-то другой допишет его словом «Смерть».
УЧЕНИК 6. (Хонякина К.)
Так и случилось Юра Рябинкин навсегда остался в Ленинграде… Мать, оставшись перед выбором: кого спасать, сына или дочь, выбрала дочь. У нее не хватало сил доставить на вокзал обоих.
УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ
Не все выдержали испытание. Было разное: и мародерство, и спекуляция. Странно, что в дневниках эти случаи приводятся редко. Вспоминают о них неохотно, хотя и соглашаются, что, если избегать этих фактов, картина получится неполной. Конечно, легче, удобнее не вспоминать. Но тогда мы не поймем человеческой высоты тех, кто устоял, не перешел последнюю черту. А таких было больше.
УЧЕНИК 5. (Массон И.) – рассказывает содержание дневника Тани Савичевой.
УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ – читает стихотворение Ю. Воронова Я к ним подойду, одеялом
укрою,
О чем-то скажу, но они
не услышат.
Спрошу – не ответят.
А в комнате – трое.
Нас в комнате трое, но двое
не дышат.
Я знаю – не встанут, я все
понимаю…
Зачем же я хлеб на три части
ломаю…
ПЕСНЯ В. ВЫСОЦКОГО «Я ВЫРОС В ЛЕНИНГРАДСКУЮ БЛОКАДУ» (магнитофонная запись)
УЧЕНИК 12. (Ефремов А.)
Вот что рассказал Алеша Глушков: «В январе умер отец, а через несколько дней скончалась и мать от голода. Я остался с братом Павликом. Он был слабее, и в магазин ходил я… Я решил продать морской бушлат отцовский… На рынке ко мне подошел мужчина. Продал я… Иду в магазин, возле кассы спохватился, даже в грудь ударило от мысли: карточки-то остались в бушлате. Я бегом на рынок, а рыжей бородки и след простыл…Рассказал все Павлику, оба долго и горько плакали. Утром рано слышим стук в дверь, входит мужчина с рыжей бородкой. Я сперва подумал, что от голода мерещится…
- Бушлат на рынке ты, сынок продал? – Тут я понял, что этот не сон, и разрыдался. От радости мы и спасибо не сказали. Не знаю, жив ли тот человек, но в моей душе он живет».
УЧЕНИК 3. (Гофман А.)
18 января 1943 года блокада была прорвана.
УЧЕНИК 10. ( Киселева С.)
27 января 1944 годы город был освобожден.
УЧЕНИК 3. (Гофман А.)
За залпом залп.
Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пестрыми цветут,
А ленинградцы
Тихо плачут.
Ни успокаивать пока,
Ни утешать людей не надо.
Их радость слишком велика –
Гремит салют над Ленинградом!
Рыдают люди, и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе –
Салют!
Сегодня ленинградцы
Плачут…
Ю.П. Воронов
27 января 1944 г.
УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ
Страшным был итог блокады. За 900 дней погибло 800 тысяч человек. Это им посвящены печальные и торжественные слова, начертанные на мемориальной стене Пискаревского кладбища: «Их имен благородных мы здесь перечислять не можем, так их много под вечной охраной гранита. Но знай, внимающий этим камням, никто не забыт и ничто не забыто».
УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ
9 мая. в День Победы, ленинградцы придут на Пискаревское кладбище. Семьями и в одиночку, старые и молодые. Они положат на холмы братских могил цветы. А некоторые – конфеты, папиросы, хлеб. Маленький кусочек хлебы, в котором так нуждался каждый из похороненных там.
Вечная им память!...
(минута молчания) все встают.
После минуты молчания все садятся и учитель истории проводит экскурсию по оформленным стендам:
«Фотографии блокадного Ленинграда»
«Они победили блокаду»
«Книги о блокадном Ленинграде»
«Современный Ленинград»
стенды «Запомни, этот город Ленинград» рассказывает по снимкам о разрушенном бомбежками Ленинграде, читает объявление о продающемся кипятке, обращает внимание на тропинку к Неве, по которой ходили люди за водой.
У стенда «Запомни, эти люди ленинградцы» учитель обращает внимание ребят на снимки изможденных людей, на кучи трупов по улицам Ленинграда, читает стихи о «дороге жизни», указанной на одном из снимков.
На третьем стенде «Они победили блокаду» - снимки людей выживших: Ольга Берггольц, Анна Ахматова, Таня Савичева дети, эвакуируемые из города.
УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ
Но заслуга ленинградцев ребята не только в том, что они выстояли, остались людьми в этой страшной блокаде, но еще и в том, что после войны восстановили почти полностью разрушенный город, отреставрировали музейные ценности и предали городу тот вид, какой у него сейчас. (Небольшая экскурсия по стенду «Ленинград сегодня»). И закончить наш урок хочется лирической песней Марка Бернеса «Город на Неве» (звучит магнитофонная запись).
Заключительное слово учителя математики о важности хлеба и главной цели всех учителей – воспитать учеников – настоящими людьми.
ОТЗЫВ
об уроке завуч школы Дистель Н.С.
«Спасибо вам огромное за такой урок. На протяжении всего времени занятия стоял в горле ком, так как урок очень эмоциональный. Дети читали очень выразительно, особенно: Суворов Миша, Рыбкин Сережа, Лошакова Кристина, Гофман Артем, Хонякина Кристина, Киселева Света.
Виден огромный труд учителей: так много собрано материала по теме, сами учителя очень эмоциональны, речь выразительная, вызывает ответные эмоции. Такие уроки нужны всем – и детям и взрослым».
СОДЕРЖАНИЕ:
Справка – объективка.
Представление.
Эссе «Моя педагогическая философия».
Приложение № 1 (игры по русскому языку).
Приложение № 2 (тексты).
Приложение № 3 (творческие работы).
Равзработки занятий по патриотическому воспитанию.