Просмотр содержимого документа
«Конспект бинарного урока (литература, история) по теме "Узники фашистских концлагерей"»
Тема: «Узники фашистских концлагерей»
Дисциплина: Литература, история.
Цели урока:
Воспитательная: воспитание у обучающихся чувства уважения и признательности к участникам Великой Отечественной войны, бывшим малолетним узникам концлагерей.
Развивающая: развитие национального самосознания.
Обучающая: совершенствование устной речи.
Задачи урока:
формировать у подрастающего поколения активную жизненную позицию, патриотическое сознание;
повышать интерес студентов к историческому прошлому страны;
познакомить студентов с идеологией и проявлением фашизма в годы Великой Отечественной войны;
расширить и углубить знания студентов по истории и литературе страны;
формировать умение вести исследовательскую работу с историческими документами и художественными произведениями;
пробудить чувство гордости за своих соотечественников;
воспитывать уважение к истории и литературе страны;
выработать у студентовнегативное отношение к идеологии фашизма.
Дидактическое обеспечение:
1. Компьютер с колонками, проектор, экран для показа слайдов
2. Презентация к уроку в программе PowerPoint.
3. Тексты стихотворений: Л.М.Голодяевская «Дети войны», Неизвестный автор «Пройдут года, мы станем стариками», Муса Джалиль «Варварство»
6. Сообщения обучающихся: « Котлы» Великой Отечественой войны», «Восстание в Бухенвальде», «Муса Джалиль», « Жестокость немцев в концлагерях в отношении пленных в годы ВОВ».
Ход урока
Организационный момент.
Преподаватель истории и преподаватель литературы наизусть читают стихотворение Юлии Друниной «Ястолькоразвидаларукопашный..» Я столько раз видала рукопашный, Раз наяву. И тысячу - во сне. Кто говорит, что на войне не страшно, Тот ничего не знает о войне.
Вступительное слово преподавателя истории.
Опрос по теме « Великая Отечественная война»
Изучение нового материала
Преподаватель литературы: Сегодняшний урок мы посвящаем тем, кто не сломался, тем, кто достойно выдержал ад фашистского режима.
- Какие произведения о Великой Отечественной войне вы знаете?
Ответы студентов.
Звучит музыка. К доске выходят студенты ( Уляшев А. , Цветков К.) и рассказывают стихотворение:
Пройдут года. Мы станем стариками,
Падет на лоб волос седая прядь,
Но будем мы дрожащими руками
Страницы жизни прожитой листать.
Не раз огнем жестоким загорятся
Глаза бойца, и судорога сведет
Ладонь в кулак, ему уж не разжаться,
Когда вдруг злая ненависть придет.
Открой страницу в сердце изболевшем
И сразу вспомнишь горькую аппель.
Стоишь в строю, дрожащий, посиневший,
Одетый в полосатую шинель.
Кто позабудет жуткую картину
Повешенье у лагерных ворот,
Когда палач веревкою змеиной
Несчастной жертве шею обовьет?
А крематорий… Говорить нет силы
Кто только может, право, подсчитать
Всех тех, кому здесь выдернули жилы
И скольким здесь пришлось жизнь кончать!
Хлысты, резина, палки – что хотите,
Везде побои, слезы, смерть и кровь.
Вы в памяти все это сохраните,
Как сохранили первую любовь.
Преподаватель литературы: Это стихотворение написал неизвестный поэт из концлагеря Дахау. К чему оно призывает нас, ребята?
Ответ обучающегося: Оно призывает нас помнить тех, кто прошел ад немецких лагерей смерти.
Слайд №1
Преподаватель литературы: Тема нашего урока:
Давайте запишем её.
Слайд №2
Преподаватель истории: Что такое оккупированные территории? На завоеванных землях немцы устанавливали свой «новый порядок». Обратите внимание на экран.
• Унижение • Эксплуатация • Голод
• Террор • Ненависть к человеку • Расстрел
• Опыты над людьми • Собака- людоед • Газенвагены
Слайд №3
Преподаватель истории: Газенвагены – газовые камеры или попросту душегубки впервые были испытаны вблизи Пятигорска, а построили их по личному приказу Гитлера – специально для уничтожения безвинных людей: мужчин и женщин, стариков и детей. Во время войны миллионы людей оказались в гетто и концлагерях.
Преподаватель истории задаёт вопросы студентам:
•Почему и как мог человек попасть в плен?
• Всегда ли это от него зависело?
Ответы студентов.
Слайд № 4. Доклад студента (Игушев В.) : « Котлы» Великой Отечественной войны»
Преподаватель литературы: Концлагеря были созданы на всей территории Европы. Но особое самое жестокое отношение было к военнопленным нашей страны.
Подтвердите выдержками из документов, художественной и научной литературы особую жестокость немцев в отношении советских военнопленных. Чем объяснялось такое отношение?
Слайд №5, 6. Доклады студентов (Бебякин Ю., Цветков К.): «Документы и примеры из художественной литературы, подтверждающие и рассказывающие о жестокости немцев в отношении пленных в годы ВОВ»
Учитель литературы: Война – экстремальная ситуация, в которой люди раскрываются по-разному, подчас самым неожиданным для себя образом. Кто-то в плену становился героем, кто-то – предателем. Всегда ли, на ваш взгляд, человек может противостоять обстоятельствам? От чего это зависит?
Ответы обучающихся.
Учитель истории: Лагеря смерти свидетельствуют о кровавых страницах истории.
Слайд № 7.
Кузницами смерти названы Освенцим - там уничтожено 4 млн. человек.
Майданек – 1млн.380 тысяч.
Треблинка – 800 тысяч.
Маутхаузен – 123 тысячи.
Бухенвальд - 56 тысяч.
В Равенсбрюке – самом большом женском лагере погибло 92700 девушек и женщин.
Преподаватель истории: В этом список концлагерей входит и Саласпилс, в котором содержали детей.
Преподаватель литературы: Дети войны… Среди всего этого ужаса именно дети больше всего страдали и умирали. Их труд фашисты использовали в Германии. Они выполняли рабский труд: стирали грязное белье, работали на полях, ухаживали за домашними животными. Их били, морили голодом, травили овчарками. Детей использовали для проведения бесчеловечных медицинских экспериментов, из них брали кровь для солдат рейха. Только в Саласпилсе у детей выкачали 3500 литров крови.
Преподаватель литературы: О лагере Саласпилс написана песня - эта песня – крик, она посвящена памяти маленьких жертв той большой, страшной войны. Давайте послушаем её.
Слайд №8.
Звучит песня «Саласпилс» в исполнении ВИА «Поющие гитары», сопровождаемая слайдами с фотографиями лагеря Саласпилс.
Преподаватель литературы : Как же люди все – таки выдержали этот кошмар? Что помогало пленным выжить в этом страшном аду? Одним из таких сильных и несломленных является – Муса Джалиль.
Слайд № 10
Сообщение студента (Журавлев Н.) : Джалиль(Джалилов) Муса Мустафович - татарский поэт. В 1939—41 ответственный секретарь Совета Писателей Татарской АССР. С 1941 в Советской Армии. В 1942 тяжело раненный был взят в плен, заключён в концлагерь, где организовал подпольную группу, устраивал побеги советских военнопленных. Он писал стихи, которые заучивались товарищами по плену, передавались из уст в уста. За участие в подпольной организации был казнён в военной тюрьме Плетцензее.
Преподаватель литературы: Находясь в концлагере «Моабит», Мусса Джалиль написал стихотворение « Варварство»
Студенты (Оверин А., Болгов И., Потолицын Е.) читают стихотворение Мусы Джалиля «Варварство Они с детьми погнали матерей И яму рыть заставили, а сами Они стояли, кучка дикарей, И хриплыми смеялись голосами. У края бездны выстроили в ряд Бессильных женщин, худеньких ребят. Пришел хмельной майор и медными глазами Окинул обреченных... Мутный дождь Гудел в листве соседних рощ И на полях, одетых мглою, И тучи опустились над землею, Друг друга с бешенством гоня... Нет, этого я не забуду дня, Я не забуду никогда, вовеки! Я видел: плакали, как дети, реки, И в ярости рыдала мать-земля. Своими видел я глазами, Как солнце скорбное, омытое слезами, Сквозь тучу вышло на поля, В последний раз детей поцеловало, В последний раз... Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас Он обезумел. Гневно бушевала Его листва. Сгущалась мгла вокруг. Я слышал: мощный дуб свалился вдруг, Он падал, издавая вздох тяжелый. Детей внезапно охватил испуг,-- Прижались к матерям, цепляясь за подолы. И выстрела раздался резкий звук, Прервав проклятье, Что вырвалось у женщины одной. Ребенок, мальчуган больной, Головку спрятал в складках платья Еще не старой женщины. Она Смотрела, ужаса полна. Как не лишиться ей рассудка! Все понял, понял все малютка. - Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи. Дитя, что ей всего дороже, Нагнувшись, подняла двумя руками мать, Прижала к сердцу, против дула прямо... -Я, мама, жить хочу. Не надо, мама! Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? И хочет вырваться из рук ребенок, И страшен плач, и голос тонок, И в сердце он вонзается, как нож. -Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно. Закрой глаза, но голову не прячь, Чтобы тебя живым не закопал палач. Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно. И он закрыл глаза. И заалела кровь, По шее лентой красной извиваясь. Две жизни наземь падают, сливаясь, Две жизни и одна любовь! Гром грянул. Ветер свистнул в тучах. Заплакала земля в тоске глухой, О, сколько слез, горячих и горючих! Земля моя, скажи мне, что с тобой? Ты часто горе видела людское, Ты миллионы лет цвела для нас, Но испытала ль ты хотя бы раз Такой позор и варварство такое? Страна моя, враги тебе грозят, Но выше подними великой правды знамя, Омой его земли кровавыми слезами, И пусть его лучи пронзят, Пусть уничтожат беспощадно Тех варваров, тех дикарей, Что кровь детей глотают жадно, Кровь наших матерей...
Преподаватель истории: А как могли сопротивляться узники концлагерей?
Ответы студентов:
-Убегали из гетто в партизанские отряды.
-Поднимали восстания.
Преподаватель истории: Об одном из таких восстаний мы сейчас с вами узнаем.
Сообщение студента (Потолицын Е.): Гитлеровские власти в начале апреля 1945 года отдали приказ о физическом истреблении всех заключенных Бухенвальда. Десятки тысяч узников из 18 стран Европы должны были быть уничтожены за одни сутки. В воскресенье 8 апреля 1945года в эфир над центральной немецкой областью Тюрингией неожиданно ворвались сигналы бедствия «SOS!» Радиограмма трижды передавалась на английском, немецком и русском языках. Пленные, истощенные, голодные, но полные к ненависти к фашизму, восстали 11 апреля 1945года, обезоружили и захватили в плен 800 фашистов.
Преподаватель истории: Фашистские концлагеря убили 11 миллионов людей.
Слайд № 11
Преподаватель истории: Летом 1958 в Германии состоялось открытие мемориала второй мировой войны «Бухенвальд», на деньги, собранные жителями ГДР, на территории бывшего лагеря смерти возведена башня, увенчанная колоколом, набат которого должен напоминать людям о жертвах фашизма и войны, и дало толчок к написанию стихотворения.
Преподаватель литературы: По этому поводу Александр Соболев написал стихотворение «Бухенвальдский набат». Композитор Вано Мурадели написал к этому стихотворению музыку. "Бухенвальдский набат"- песня, облетевшая всю планету, ставшая своего рода символом борьбы народов за мир.
Просмотр видеоролика на песню «Бухенвальдский набат"