Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "Литературный досуг по сказкам А.С.Пушкина" »
Литературный досуг по сказкам А.С.Пушкина
Цель: - Обобщить знания детей по сказкам А.С.Пушкина. - Расширить круг чтения. - Развивать речь, воображение, творческие способности. – Прививать любовь к чтению. Подготовительная работа: Чтение сказок А.С.Пушкина, просмотр мультфильмов, инсценирование отрывков сказок А.С.Пушкина.
В зал входят дети в костюмах.
Ведущий:
Недаром дети любят сказку. Ведь сказка тем и хороша, Что в ней счастливую развязку, Уже предчувствует душа. И на любые испытанья Согласны храбрые сердца. В нетерпеливом ожидании Благополучного конца. (В.Берестов)
Мы хотим Вас сегодня пригласить в необычное путешествие, путешествие в сказку. Но как же начинается сказка, подскажите?
Дети: Жили-были; в некотором царстве; за лесами. За долами и т.д.
Ведущий: Мы побываем во многих сказках, но ребятам надо быть внимательными. Во время путешествия мы узнаем, в каких именно сказках мы побывали. Кто же сочинил сказки? Много сказок сочинил народ. Поэтому они называются….
Дети: Русскими народными сказками
Ведущий: Но есть сказки, которые сочиняли и сочиняют детям писатели. Как называются эти сказки?
Дети: Авторские сказки
Ведущий: А вот автора наших сказок, в которых мы побываем, можно узнать из моей подсказки. А вот и подсказка:
Он великий наш поэт Мы покажем Вам портрет. Сказок много он писал, Вряд ли кто их не читал. Няня у него была, Много знала их она.
Ведущий: А мы сейчас проверим. Я начну, а вы кончайте Хором сказку отвечайте.
-Три девицы под окном. Пряли ….(поздно вечерком) Слайд № 3
Выходит царица с зеркальцем.
Царица:
«Здравствуй, зеркальце, скажи, Да всю правду доложи. Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?»
Зеркальце:
«Ты прекрасна, спору нет. Но живет без всякой славы, Средь зеленые дубравы, У семи богатырей Та, что все ж тебя милей..»
Царица:
«Ах, Чернавка, как ты смела, Обмануть меня? И в чем? Я решила, иль не жить, Иль царевну погубить»
Ведущая: Кто же эта царица?
«Высока, стройна, бела и умом и всем взяла. Но зато горда, ломлива, своенравна и ленива»
Дети: Мачеха
Ведущая: Что задумала она, черной зависти полна?
Дети: Ответы детей.
Ведущая:
Вот беда, скорей, ребята! Нам помочь царевне надо. Мачеху опередим и ее предупредим. В книжке повернем страницу, И отыщем мы девицу.
Ведущая бросает клубок
Ведущая:
Веди, веди клубочек нас, По горам и по долам. К морю нас клубок привел, Может, здесь ее найдем?
Инсценировка из сказки «О рыбаке и рыбке». Слайд № 4
Дед:
«Я сегодня поймал было рыбку, Золотую рыбку, не простую; По-нашему говорила рыбка, Домой в море синее просилась, Дорогою ценою откупалась; Откупалась, чем только пожелаю. Не посмел я взять с нее выкуп; Так пустил ее в синее море».
-Стал он кликать …(золотую рыбку).
-Месяц, месяц, мой дружок Позолоченный …(рожок)
-Вот мудрец перед Дадоном, Встал и вынул из мешка …(золотого петушка). Слайд № 5
-Там чудеса, там леший бродит …..(русалка на ветвях сидит) Слайд № 6
-Бедный поп подставил …..( лоб) С первого щелчка подпрыгнул поп до ..(потолка) Со второго щелчка лишился поп …(языка) Слайд № 7
В какой сказке яблоко стало причиной беды?
Дети: Сказка о мертвой царевне и семи богатырях. Слайд № 8
Ведущий: Хорошо, ребята, вы знаете сказки, пора и в путь. А помогут нам в этом….. Где мой сундук? Он не простой, а волшебный. В нем все вещи волшебные. Но сундук откроется лишь тогда, когда вы отгадаете загадки. Загадки:
Маленький, кругленький, А хвост не поймаешь. (Клубок)
Не куст, а с листочками, Не рубашка, а сшита, Не человек, а рассказывает. (Книга)
Открывается сундук, достают книгу и клубок.
Ведущий: Катись клубочек впереди и всех нас в сказку приведи….
На заднем плане дуб, цепь на дубе, кот. Слайд № 9
Входит ребенок:
У лукоморья дуб зеленый, Златая цепь на дубе том, И днем и ночью кот ученый, Все ходит по цепи кругом: Идет направо – песнь заводит, налево – сказку говорит. Там чудеса….(ребенок уходит).
Ведущий:
Что за сказка здесь, ребята? (Ответы детей) Ты клубочек нас веди. Это присказка. А сказка? Сказка будет впереди.
Баба:
«Дурачина ты, простофиля! Не умел ты взять выкупа с рыбки! Хоть бы взял с нее корыто, Наше-то совсем раскололось!»
Ведущая: Что за сказка? Вы узнали? В эту сказку мы попали? Кто нам сказку назовет?
Дети: Ответы детей. Слайд № 10
Ведущая: Что ж страница вновь не та. Перевернем ее пока. Катись клубок наш, поспеши Нам царевну покажи. Вот и царевна впереди. Мы ее предупредим!
(Море, царевна – лебедь, царевич) Слайд № 11
Лебедь:
«Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ж ты тих, как день ненастный? Опечалился чему?»
Царевич:
«Грусть-тоска меня съедает: Чудо чудное завесть Мне хотелось. Где-то есть Ель в лесу, под елью белка; Диво, право, не безделка! Белка песенки поет, Да орешки все грызет, А орешки непростые, Все скорлупки золотые, Ядра чистый изумруд; Но быть может, люди врут?»
Лебедь:
«Свет о белке правду бает; Слайд № 12 Это чудо знаю я; Не печалься; рада службу, Оказать тебе я в дружбу».
Ведущая: В эту сказку мы попали? «Месяц под косой блестит, а во лбу (звезда горит)»
Дети: Ответы детей.
Ведущая: А откуда царевич узнал о чуде? (Ответы детей) В кого еще превратила она князя? (Ответы детей)
Давай-ка, попросим царевну превратить и нас в шмелей, и слетаем на корабль и поищем там нашу девицу. Слайд № 13
Часть детей попросить сделать руками корабль, а другая часть превращается в шмелей. Издавая звук «ж» они летят на корабль, корабль передвигается по залу со звуком «ш».
Ведущая:
«Ветер по морю гуляет, да кораблик подгоняет» Тоже там царевны нет. Мы с кораблика сойдем, да по берегу пройдем.
Сценка из сказки «О попе и работнике его Балде» Чертенок и Балда
Ведущая:
Кто же тут веревкой крутит? Ее концом море мутит? Слайд № 14 Может у него узнать, где царевну нам искать?
Чертенок:
«Здравствуй, Балда-мужичок, Какой тебе надобен оброк? Об оброке век мы не слыхали, Не было чертям такой печали. Чтобы впредь не было никому горя: Кто скорее из нас обежит около моря. Тот и берет себе полный оброк, Между тем там приготовят мешок»
Балда:
«Где тебе тягаться со мною, Со мною, с самим Балдою? Экого послали супостата! Подожди-ка, обгони-ка моего меньшого брата». Слайд № 15
Ведущая: Опять пришли мы не туда. Как же звали его? Дети: Балда Ведущая: Кто послал его к чертям взять оброк? Дети: Ответы детей. Ведущая: За какую плату он стал работать у попа? Дети: Три щелчка.
Ведущая:
Не туда опять пришли и царевну не нашли. Что же делать нам, ребята, Где искать царевну надо? Чу, я слышу стук копыт, Может он нам все решит?
Королевич Елисей: Слайд № 16
«Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь, стаи туч, Ты волнуешь сине море. Всюду веешь на просторе, Не боишься никого, Кроме бога одного. Аль откажешь мне в ответе? Не видал ли где на свете Ты царевны молодой?»
Ветер:
Там за речкой тихоструйной, Есть высокая гора. Вкруг того пустого места; В том гробу твоя невеста
Он туда скорей идет.
Ведущая: Что же видит Царевич? Перед ним, во мгле печальной…, Спит царевна вечным сном. И о гроб невесты милой Он ударился всей силой. ……...Дева вдруг ожила. Слайд № 17
Царевна: Как же долго я спала!
Ведущая: « И трубит уже молва: дочка царская жива!» А что же случилось с царицей?
«…Тут ее тоска взяла, и царица умерла»
Ведущая: Вот попали мы туда. А молодые …?
«..Свадьбу тотчас учинили, И с невестою своей, Обвенчался Елисей». Слайд № 18
Ведущая: Чем же заканчиваются сказки?
«Я там был, мед, пиво пил, Да усы лишь обмочил»
«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок»
Ведущая: Вот и закончилось наше необычное путешествие, путешествие в сказку. В сказках, которые мы с вами сегодня вспоминали, отразился весь мир добра, где царствует дружба, верность слову, где ценятся уважение к человеку, его счастье в семье, где наказано зло и жадность, обман и алчность. Надеюсь, что вам захочется еще раз перечитать сказки А.С.Пушкина.