kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект занятия элективного курса по литературе "Образ литературного героя в психологическом аспекте»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема занятия " Восприятие цвета и настроение. Выражение отношения к событиям жизни через цвет.(А.Блок «Стихи о Прекрасной Даме". Цель занятия: расширение представлений о восприятии цвета; развитие способности  чувствовать цвет и понимать его  смысловое содержание;  приобщение учащихся к искусству слова, знакомство  с богатством русской классическойсовременной литературы;активизация художественно-эстетические потребности учащихся;помощь учащимся в осознании своих чувств и переживаний, мотивов своих поступков через проекцию поведения ( состояния) героев художественных произведений. 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия элективного курса по литературе "Образ литературного героя в психологическом аспекте» »

Зайцева Е.Г.стр. 1 учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ №15»

Элективный курс по литературе:»Образ литературного героя в психологическом аспекте»

Тема занятия :

«Восприятие цвета и настроение. Выражение отношения к событиям жизни через цвет.(А.Блок «Стихи о Прекрасной Даме»)»


Цели:


-расширение представлений о восприятии цвета; развитие способности чувствовать цвет и понимать его смысловое

содержание;

— приобщить учащихся к искусству слова, познакомить с богатством русской классической и современной литературы;

— активизировать художественно-эстетические потребности учащихся;

— помочь учащимся осознать свои чувства и переживания, мотивы своих поступков через проекцию поведения ( состояния) героев художественных произведений.

Задачи:

1. Проанализировать связь восприятия цвета с настроением, отношением к событиям жизни (к жизненной ситуации).

2. Проследить, как на сознательном уровне цвет приобретает смысловое содержание.



Оборудование: мультимедийное оборудование; презентация(18 слайдов);


раздаточный материал (карточки с заданиями, тексты стихотворений), цветные


карточки.


Моделирование занятия


1.Создание проблемных речевых ситуаций за счет введения в ткань урока высказываний литературоведов, искусствоведов


2. Организация лингворечевой деятельности школьников как основа постижения индивидуального стиля писателя.


3. Интеграция эстетических знаний, необходимых для углубления понятия о роли цвета в нашей жизни.


4. Включение комментариев, касающихся исторического, религиозного, социального аспектов жизни нашего общества


5. Самостоятельное прочтение произведений и выполнение ими заданий: выделение цветовых эпитетов, цветообразов; сравнительный анализ иллюстраций к стихотворениям, музыкальных отрывков.


6. Тренинг с использованием цветовых карточек.


7. Рефлексия



Ход занятия


1. Мотивация

1 слайд.

Этот блок продолжает тема нашего занятия.

2 слайд

Восприятие цвета и настроение.

3 слайд

Вся наша жизнь наполнена разнообразными цветами. Они делают нашу жизнь радостней. Русский язык – самый богатый в отношении цвета язык. Цвет содержит знание и мудрость, что-то значит.

4 слайд.

Гете так отзывался о воздействии цвета (цитата).

5 слайд

В унисон звучат слова М.Ломоносов (цитата).


Целеполагание

Сегодня мы исследуем, как цвет приобретает смысловое содержание. Будем развивать способность чувствовать цвет, исследуя разные виды искусств, попробуем выразить настроение через цвет. «Стихи о Прекрасной Даме» помогут нам реализовать поставленные цели.

Начнем мы с вида искусств, в котором цвет является средством создания, - живописи. Обратимся к иконам.

6 слайд

7 слайд

8 слайд

-Что объединяет эти слайды?

-Образы.

-Одинаковые краски.

-Единообразные.

-Почему?

-Цвет в древней Руси воздействовал на человека, нёс определенное содержание?

О значении цвета в иконописи расскажет ученик, который увлекается живописью (опережающее задание Сообщение по книге Трубецкой Е.Н. Три очерка.).


А теперь проникнем в мир поэзии. Почувствуем себя в роли психологов-цветоведов. В поэзии цвет передают образы (золотая осень), слова, обозначающие цвет (желтеет), даже звуки.

Итак, Блоку 17. Появляются его «Стихи о Прекрасной Даме»...


9 слайд



Чтение стихотворения «Вступление»

Кто героиня?

-Почему она где-то там, в вышине на закате?

-Недоступна. Мечта, к которой стремится лирический герой. Он восхищен образом Прекрасной Дамы.

- Понаблюдаем за цветом

-Это ряд красного цвета: закат, красная тайна, румянец, красное пламя.

-Ряд синего цвета: лазурная высь, синие окна.


Анализ стихотворений в группах. Беседа по результатам анализа.

1 группа»Вхожу я в тёмные храмы…».

Вопросы для работы над стихотворением.

1. Куда переносит нас Блок?

2. Какой предстает Прекрасная Дама?

3. Какие цветообразы присутствуют?

2группа. «Я, отрок, зажигаю свечи…»

Вопросы для работы над стихотворением.

1.Изменилась ли цветовая гамма? Какие краски добавились?

2..Где лирический герой? Каков предметный мир и цветовая гамма стихотворения?

3. Какой в стихотворении предстает Прекрасная Дама?

Опять вечер, Лирический герой перед церковью, но… в стороне от основного действия. Господствует белый – символ святости (белая церковь, белые цветы) _Туманная завеса – зыбкость. Нереальность, события на грани «сон-явь». Лирический герой ждёт, но ожидание не утомляет. Он служит идеалу.



Красный: кровь – огонь. Это близкое, кровное, родное и одновременно цвет пламени, огня карающего, но и очищающего, гнев, опасность

Значение в стихотворении: любовь, но таящая опасность. Передает драматизм ситуации.



Синий: небо-море. Символизирует недоступность, чистоту., зыбкость

Значение в стихотворении: даль, мир иной манит героя.


Белый: невеста – снег. Символизирует чистоту, духовность, но вместе с тем покой холод, освобождение

Черный: ночь – тьма – конец. Фактически черный – отрицание цвета. Символизирует не только отрицание, но протест, отстраненность от жизни


Вывод. Загадочен образ Прекрасной Дамы, её нет, но она там, далеко в ином мире, она идеал. Для лирического героя она есть. Он полон предчувствия любви, преображения земного бытия. Образ-тайна, который почти возник. Показать такой образ – сложная задача художника. Цвет помогает интерпретировать стихотворение.

Давайте вернемся к живописи. Смогли бы вы проиллюстрировать «Стихи о Прекрасной Даме»? Как передали бы мечту, образ вечной женственности. Рассмотрим иллюстрации к стихотворениям Блока, сделанные художником Ильей Глазуновым. Думаю, образы Блока не были ему чужды.

10 слайд

Звуки тоже имеют цвет. Звучит прелюдия до диез минор Рахманинова. Попробуем увидеть настроение музыкального фрагмента

11 слайд

12 слайд. Беседа

Иллюстрация к стихотворению «Незнакомка» несколько противоречит образам Блока. Интерпретация И.Глазунова. В чём несоответствие? Почему?

Вывод: И.Глазунов если не вошёл в стихотворение, то максимально приблизился. Мы видим то же напряжение, то же стремление к Любви-мечте. Женские образы присутствуют, но они - как в дымке. Недосягаемы, оттого и прекрасны.

13 слайд

Звучит Рахманинов. Прелюдия соль диез минор. Передает трагизм наступающего времени 1905 год. Другое настроение, другие цвета. Какие? Ваши ассоциации…

Преддверие тяжелых, трагических событий: русско-японская война, 1905 год. Блок падает в петербургскую ночь. И с ним случилось чудо: он увидел людей. 6 лет он пел песни в безлюдном пространстве. Он понял, что есть люди. Первое, что он узнал о людях: им больно.

14 слайд

Звучит высказывание о «Стихах о Прекрасной Даме».


Мы приобщились к исследовательской деятельности. В жизни вы не раз будете анализировать события, обращаться к чувствам. Думаю, что эти знания вам помогут.


15 слайд

А какого цвета ваше настроение?

Перед вами 8 карточек разных цветов. Расположите их в такой последовательности, какой вам хотелось бы их видеть.

16 слайд

Психологическая игра

Используя упрощенный вариант теста Люшера , определяем, каково ваше настроение.


Рефлексия

Могу ли я сказать?

  • Мои представления о восприятии цвета расширились

  • Я продолжил развивать способность чувствовать цвет и понимать его содержание

  • Я хотел бы продолжить работу над изучением связи цвета и настроения


Синквейн


1 строка – название темы

2 строка – определение темы в двух прилагательных или причастиях

3 строка – три глагола, показывающие действие в рамках темы

4 строка – фраза из 4 слов, показывающее отношение автора к теме

5 строка – синоним первого слова (завершение темы)



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Зайцева Елена Геннадиевна

Дата: 27.08.2014

Номер свидетельства: 113091


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства