Конспект внеклассного занятия по литературе на тему " Мифы и легенды народов, населяющих Кавказ".
Конспект внеклассного занятия по литературе на тему " Мифы и легенды народов, населяющих Кавказ".
Конспект внеклассного занятия позволяет подготовить интересный урок с инсценированием легенды, исполнением лезгинки, чтением легенд и мифов, викториной, выставкой детских рисунков. Каждому ученику даётся возможность выбрать такой вид работы, который позволит проявить свои творческие способности. Мифы и легенды народов, населяющих кавказ, откроют ученикам мир добра и мудрости. Произведения устного народного творчества в обработке ставропольского поэта Сергея Рыбалко докажут актульность фольклорных произведений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Звучит «Лезгинка», подготовленная пара в национальных костюмах исполняет танец.
- Ребята, догадались ли вы что это за танец?
п/о «Лезгинка».
- Да, ребята, это танец горских народов, то есть жителей Кавказа,- «Лезгинка». Бывает она осетинской, ногайской, армянской, карачаевской, кабардинской и т.д., но в них есть общие черты, мотивы. То же самое можно наблюдать в сказках, загадках, пословицах этих народов.
Эпиграф. «Кавказ есть история богов и людей.» А. Дюма.
- Как вы понимаете эти слова?
- Мы сегодня будем говорить о мифах и легендах народов Кавказа.
2. Фронтальный опрос. Беседа.
- Ребята, а что такое миф, легенда?
п/о Миф- древнее народное сказание о богах, богатырях, героях, духах, о происхождении мира и жизни на земле.
В легенде фантастическое лежит в основе повествования. Легенды подразделяются на исторические, бытовые, религиозные и другие.
- Сейчас мы с вами и познакомимся с мифами и легендами народов Кавказа, будем учиться пересказывать их, постараемся разобраться в культурных ценностях этих народов.
- Ребята, какие народы населяют Кавказ ещё, кроме перечисленных?
- Мы узнаем что в древности эту территорию населяли гордые нарты.
3. Инсценировка легенды «Каменное кольцо».
- Ребята подготовили инсценировку легенды. Посмотрите и ответьте на вопрос: чему учит это произведение? Слушайте внимательно, потом я проведу викторину по содержанию.
/Инсценировка легенды «Каменное кольцо».
- Спасибо актёрам за прекрасную игру, яркие костюмы и колоритные образы. 4. Чтение по ролям легенды «Сано Нартов».
Чтение.
- Хорошо. Спасибо ребятам за подготовку.
5. Художественный пересказ легенды «Два верных стража».
6. Анализ легенд. Рассматривание иллюстраций.
7. Конкурс знатоков легенд Кавказа.
- Что общего в легендах?
- Почему люди создавали их?
а) Викторина.
- Будем работать по командам.
1 вопрос.
- Чем прославился нарт Араф?
п/о Узнал злых джинов из долины Пятигорья.
2 вопрос.
- Кто был верным соратником Арафа?
п/о конь.
3 вопрос.
- С кем сражался Араф?
п/о Со злыми джинами.
4 вопрос.
- Как конь вылечил своего хозяина Арафа?
п/о Он отнёс его к источнику, водой из которого нарт утолил жажду и омыл израненное тело.
5 вопрос.
- Чем ценна гора Кольцо?
п/о Приносит удачу тем, кто всегда готов прийти на помощь ближнему.
6 вопрос.
- Почему страннику из легенды «Сано Нартов» был подан последний кувшин с водой из всего аула?
п/о Того требовал закон гостеприимства.
7 вопрос.
- Как отблагодарил странник жителя аула?
п/о Указал место водного источника.
8 вопрос.
- Кем оказался странник?
п/о Джином.
9 вопрос.
- Что означает слово «нарзан»?
п/о Сано- напиток Нартов.
10 вопрос.
- Что говорят отех, кто пьёт нарзан?
п/о Они проживут 7 жизней.
11 вопрос.
- Кем были друзья Казбек и Эльбрус?
п/о Джигитами.
12 вопрос.
- Что стало причиной ссоры друзей?
п/о Клевета и коварство.
13 вопрос.
- Кто стал неизменным спутником Эльбруса?
п/о Два верных пса.
14 вопрос.
- Какая горная река упоминается в этой легенде?
п/о Терек.
15 вопрос.
- Кем была девушка, которую любил Эльбрус?
п/о Сестрой Казбека. Машук.
16 вопрос.
- Как звали преданных псов Эльбруса?
п/о Большой и Малый Бермамыт.
Микроитог: Нужно ли знать современному человеку знать о представлениях предков? Почему?
б) Игра «Назови значение слова».
- Ребята, посмотрите на слова, написанные на доске.
- Дайте их лексическое значение. Правильный ответ- 1балл.
Аул- селение на Кавказе.
Джин- добрый или злой дух.
Нарты- богатыри, жившие на Кавказе.
Сакля- жилище горцев Кавказа.
Микроитог: Хорошо, ребята.
в) Конкурс «Назови жанр».
- Ребята, скажите «Каменное кольцо», «Сано Нартов», «Два верных стража»- это мифы или легенды? Докажите.
п/о Соответственно: миф, легенда, миф.
8. Обобщающая беседа.
- Скажите, какие человеческие качества воспевает в них народ?
п/о Храбрость, силу духа, готовность прийти на помощь к ближнему, благородство, доброта, честность, дружбу, верность.
- Ценятся ли эти качества в современном мире?
- А какой герой вам больше понравился?
п/о Араф- смелый, справедливый и т.д.
- А в чём сходство мифов Древней Греции, славянских и народов Кавказа?
п/о Они воспевают нравственные качества и осуждают недостатки человека. Верят в богатырей, людей, обладающих сверхъестественной силой, в в чудеса. Богатыри борются со злыми духами.
7. Чтение легенды С. Рыбалко.
- Ребята, послушайте легенду о замке коварства и любви Сергея Рыбалко и скажите, почему поэт написал её в стихотворной форме?
Чтение учителем.
- А что в этой легенде воспевает и осуждает народ?