Конспект урока "Жизнь и творчество А.Н.Островского (до 60-х XIX в.)"
Конспект урока "Жизнь и творчество А.Н.Островского (до 60-х XIX в.)"
Данная методическая разработка предназначена для педагогов, преподающих кус "Литература" в 10 классе. Целью данного урока является знакомство обучающихся с А,Н Островским, удивительным человеком и драматургом. Разработка содержит интересный фактический материал, связанный с жизнью и творчеством русского писателя-шестидесятника.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Жизнь и творчество А.Н.Островского (до 60-х XIX в.)" »
Тема урока: Жизнь и творчество А.Н.Островского (до 60-х XIX в.)
Цель урока: познакомить учащихся с удивительным человеком и драматургом
А.Н.Островским.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
Вы все были в Москве, гуляли по Красной площади, отдыхали в сквере около Большого театра, видели и Малый театр, расположенный по соседству с Большим.
(Слайд. Памятник А.Н.Островскому у Малого театра)
Вопросы:
1. А кто из вас видел вот этот памятник?
2. Где он установлен?
3. В честь кого он установлен?
4. Почему памятник А.Н.Островскому установлен возле Малого театра?
Памятник замечательному русскому драматургу стоит у фасада Малого театра. Место выбрано очень удачно. Малый театр – это театр Островского, на сцене которого ставились и ставятся его пьесы. Москвичи и тысячи людей всех национальностей, кто желает побывать под сводами Малого театра и приобщиться к великому русскому драматическому искусству, с почтением останавливаются возле памятника замечательному драматургу. Кажется, что Островский словно чувствует то, что происходит за прочными стенами, на той самой сцене, которая вместе с ним создала этот театр. Кажется, что Островский смотрит из-под тяжело нависших каменных бровей на «племя младое, незнакомое», бурно текущее мимо него. Идут годы, а он, как страж, как Заведующий репертуаром всех наших театров, погружен в глубокое раздумье возле своего театра, который мы уже давно привыкли называть его именем. Именем великого русского драматурга А.Н.Островского.
Памятник создан скульптором Николаем Андреевичем Андреевым в 1928 году. Конец 20-х годов… Очень трудное время для молодого государства, но даже в этих условиях были найдены средства, чтобы увековечить память о драматурге.
Чем же он заслужил такую честь и такое признание народа? Вот на этот вопрос и постараемся ответить на уроке.
(Слайд. Портрет Островского работы Перова)
Перед нами портрет А.Н.Островского, великого драматурга, автора сорока семи оригинальных пьес, создателя русского национального театра.
Данный портрет писал художник Перов в 1871 году. На портрете Перова Островский представлен в пору расцвета творчества, в годы, когда он стал широко известен как автор пьес «Лес», «Бешеные деньги». Островский изображен одетым в отороченный мехом халат, своим покроем напоминающий одежду богатых купцов; не случайно художник во внешнем облике писателя, его костюме, коренастой фигуре передал сходство с замоскворецкими купцами, его героями. Перов как бы заставляет вспомнить о творчестве драматурга, острее почувствовать весь бытовой фон, ту социальную среду, которая послужила главным материалом для бессмертных произведений драматурга. Внешнее сходство с купцами еще сильнее оттеняет большое внутреннее различие, делает особенно наглядным богатство духовного мира Островского. Благодаря высокому сократовскому лбу и умным живым глазам кажется значительным и привлекательным широкое и простое лицо драматурга, обрамленное короткой рыжеватой бородой; светлые, широко открытые глаза пристально всматриваются, точно впитывают в себя окружающую жизнь. В живом, светящемся умом и наблюдательностью взгляде, в позе, плотной коренастой фигуре, сильных руках чувствуется огромная внутренняя энергия. Жест, лежащей на коленях правой руки, как бы обращенный к собеседнику, легкий наклон всей фигуры вперед передают присущее Островскому живость и общительность. В простом облике писателя есть что-то мужицкое, но за ней скрыта высокая интеллектуальность, большой ум, твердость убеждений, добродушие и приветливость в обращении – вот что так пленило в драматурге его современников. А.Н.Толстой писал: «Он мне нравится своей простотой, русским складом жизни, серьезностью и большим дарованием. Он был самобытным, не заискивал, даже в литературном мире». Портрет относится к лучшим работам Перова. От этого портрета шел скульптор Андреев в своем памятнике в Москве у Малого театра.
К середине XIX века русская литература добилась успеха в области прозы и поэзии, а в драматургии явно отставала. Репертуар русских театров в основном составляли три пьесы: «Недоросль» Д.И.Фонвизина, «Горе от ума» А.С.Грибоедова и «Ревизор» Н.В.Гоголя, но и они появлялись редко. На сцене господствовали водевили (одноактная веселая комедия, иногда с пением и танцами) и мелодрамы (драма с преувеличенной слезливостью или нагромождением ужасов), да и они в основном были заимствованы с Запада. На сцене не показывалась жизнь, ее противоречия, вопросы современности обходились стороной. «Репертуар русской сцены необыкновенно беден», - писал В.Г.Белинский в 1841 году. Русский театр ждал драматурга, который продолжил бы лучшие традиции реалистической драматургии Фонвизина, Грибоедова, Пушкина, Гоголя и внес бы новый богатый вклад в дело создания русской национальной драматургии. Такой замечательный драматург и явился у нас в середине XIX века в лице А.Н.Островского.
II. Сообщения учащихся.
1. Детские и юношеские годы. Служба.
2. Начало драматургической деятельности. Пьеса «Свои люди – сочтемся!»