kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Жизнь и деятельность Д.С. Лихачёва. Публицистика. "Письма о добром и прекрасном"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок посвящается памяти известного учёного, деятеля культуры, публициста,автора "Писем о добром и прекрасном" академика Д.С. Лихачёва. Предполагается исследовательская деятельность обучаемых совместно с учителем, приобщающая к гуманистическим ценностям  русской культуры и литературы. Групповая деятельность учащихся как способ организации работы и как опыт коммуникации формирует коммуникативную компетенцию, даёт импульс творчеству,способствует социализации и самореализации личности, помогает сделать правильный выбор ценностных ориентиров.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Жизнь и деятельность Д.С. Лихачёва. Публицистика. "Письма о добром и прекрасном" »

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя школа № 2» города Смоленска



Белова Валентина Сергеевна

учитель русского языка и литературы


Литература

11 класс

Урок внеклассного чтения «Следовать путями доброты…»

Жизнь и деятельность Д.С. Лихачева. Публицистика «Письма о добром и прекрасном»



Тип урока: изучение нового материала на основе общения

Форма занятия: урок-исследование

Методы обучения: поисково-исследовательский, проектный

Форма организации учебной деятельности: групповая, фронтальная

Задачи урока:

создать предметно-пространственную среду, способствующую формированию ключевых компетенций обучаемых на информационном, эмоциональном и нравственно-психологическом уровнях.

Цели урока:

Образовательный аспект

- углублять знания обучающихся по литературе, русскому языку, истории, культуре, укрепляя метапредметные связи;

- учить использовать на уроке как монологическую, так и диалогическую речь, а также полилог;

- использовать урок как одну из форм подготовки к экзамену по литературе;

- развивать коммуникативные компетенции, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации;

- знакомить с формами выражения национальной культуры, обеспечивая формирование и развитие культуроведческой компетенции обучающихся.


Развивающий аспект

- учить размышлять о личностно значимых и важных для каждого человека нравственных проблемах;

- развивать учебно-исследовательскую деятельность, речевую культуру, умения вырабатывать собственное мнение и интерпретировать поставленные автором проблемы;

- учить методам поиска различной информации.

Воспитательный аспект

- формировать высокий эстетический вкус и идейно-нравственную позицию;

- воспитывать интерес к литературе научной, научно-популярной и публицистической, к книге вообще, к библиотечным учреждениям;

- воспитывать уважение к людям, ставящим общественные интересы выше личных, патриотам, имеющим ярко выраженную гражданскую позицию;

- способствовать социализации личности обучаемого.

Ход урока

  1. Сообщение учителем темы и задач урока

Сегодняшний урок посвящён памяти Дмитрия Сергеевича Лихачёва. Мы проводим его в библиотеке. И это не случайно. Библиотека – храм книги. Место, где проводил многие часы и дни своей жизни Дмитрий Сергеевич. С огромным уважением отзывался он о работниках библиотек. С нашей библиотекой у нас прочные связи. Надеюсь, что и этот урок послужит дальнейшему укреплению этих связей.

Тема урока: «Следовать путями доброты…»Это слова из книги Д. С. Лихачёва «Письма о добром и прекрасном».

Именно таким путём – путём добра – шёл сам Дмитрий Сергеевич Лихачёв по жизни и считал, что это единственно верный путь для настоящего человека, гражданина своей страны.

Цели и задачи урока

Сегодня мы не за партами, а в тесном кругу поразмышляем о личностно значимых и важных для каждого человека в отдельности и для всего нашего общества в целом проблемах, которые не только ставил в своих работах Д. С. Лихачёв, но и всю свою жизнь, свою деятельность посвятил решению этих вопросов.

Этот урок является заключительным этапом нашей поисково-исследовательской работы вокруг имени Д. С. Лихачёва, итогом изучения его личности, биографических данных, научных и публицистических статьей и книг.

Материал к уроку готовили две группы:

I группа – исследовательская, в неё вошли те, кто исследовал жизнь и деятельность Д. С. Лихачёва.

II группа – экспертная – это группа, готовившая выводы и заключения по книге Д. С. Лихачёва «Письма о добром и прекрасном».


  1. Представление проектов поисково-исследовательской деятельности учащихся. Обсуждение.

  1. Первая группа представляет эпиграфы, подобранные ею под руководством учителя.

Память противостоит уничтожающей силе времени

Д.С. Лихачев


Всё дух в нём питало: труды мудрецов

Искусств вдохновенных созданья,

Преданья, заветы минувших веков,

Цветущих времён упованья…

Е. Баратынский

Первый эпиграф – это отрывок из стихотворения поэта XIX века Евгения Баратынского, написанного «На смерть Гёте» (1832 г).

Напомним, что Гёте – выдающийся представитель эпохи Просвещения в Германии, поэт, разносторонний учёный, основоположник немецкой литературы нового времени, автор «Фауста». Для правильного понимания мысли Баратынского обратимся к толковому словарю.

Выражение «питало дух» - обогащало духовное содержание человека, давало ему пищу.

Дух – духовное содержание (сознание, мысли, психические способности – то, что побуждает к деятельности, определяет поведение человека.

Предания – переходящие от поколения к поколению рассказы о былом, о самом значительном, что удерживается в людской, народной памяти.

Заветы – наставления, советы потомкам.

Упованья – надежды.

Цветущие времена – периоды жизни общества, когда достигают рассвета, высокого уровня культура, наука, искусство, литература.

Учитель:

Мне кажется, этот отрывок удивительно подходит к личности Д. С. Лихачёва и даёт нам ориентиры для нашего разговора о нём.

Первая группа

Второй эпиграф – это слова самого Лихачёва. «Память противостоит уничтожающей силе времени». Эта фраза показалась нам очень ёмкой, к тому же – это метафорическое выражение, построенное на антитезе. Мы провели небольшой лингвистический анализ этого выражения и ответили на возникшие при этом у нас вопросы.

Что такое антитеза? (Противопоставление)

Какие слова здесь являются контекстуальными антонимами? Что это такое? (Только в этом тексте «сила времени» - «память» - антонимы).

О какой памяти идёт речь?

(Об исторической памяти.Она сохраняет нам то, что могло забыться с течением времени, но о чём забыть мы не должны).

Образное выражение предполагает, что творческое воображение каждого, читающего эти строки, нарисует свою картину этого противопоставления, свои конкретные образы, помогающие раскрыть содержание слов.

Какие образы возникают в нашем воображении?

(Два воина – один защищает, другой стремится уничтожить)

Что надо сберечь в нашей памяти, чтобы не были мы «Иванами, не помнящими родства», чтобы гордились своим народом, берегли мудрость, опыт, достижения?

Что стоит за спиной этого воина – памяти?

Об этом, нам кажется, и стоит сегодня поговорить подробно.

Учитель:

Вот ещё один ориентир в нашем исследовании жизни и деятельности Д. С. Лихачёва. С чего же следует начать разговор? Группа исследователей предлагает свой план.

  1. Сначала поговорим о Лихачёве как об авторитетном специалисте по древнерусской литературе и культуре, в частности о его статье «О величии древнерусской литературы», о проблеме, которую предлагает нам Лихачёв для лучшего восприятия древних источников.

  2. Давайте посмотрим, как же стал Лихачёв собирателем и хранителем культурных традиций своего народа?

  3. Хотелось бы отметить черты индивидуальности Лихачёва, сказать о его умении идти против общего течения, если он убеждён, что это течение вредно для русской культуры и литературы.

  4. Очень важны и интересны такие отношения, как Лихачёв и диссиденты, Лихачёв и религия.

  5. Затронем публицистическую и общественную деятельность Лихачёва.


(Первая группа представляет проект своего исследования по предложенному плану))

Обсуждение по плану, предложенному первой группой

Учитель:

Обратимся к результатам работы 2-ой группы

Прежде, чем дать слово экспертной группе, хочу обратить ваше внимание на одну из записей, которую сделал Д. С. Лихачёв в начале 80-х годов в своей записной книжке:

«Мир несколько раз приближался к концу. Но думаю, что предчувствие смерти мира, знаки конца сейчас уже настоящие. Зло реально даёт знать человеку о своём существовании, как и Бог о своём… Конец мира приближается, и не по воле Бога, а по воле человека…»

Д. С. Лихачёв думает о том, как сделать людей «более ответственными за свои ужасные поступки». И в последние годы своей жизни принимается за духовное просвещение своих младших современников словом добра и красоты.

Экспертная группа представит свои выводы из знакомства с особым жанром публицистики Д. С. Лихачёва – письмами к молодёжи.

Группа экспертов

В 1985 году выходит книга Лихачёва «Письма о добром и прекрасном» - 46 писем – размышления о жизни и советы молодому поколению, своеобразные духовно-нравственные ориентиры. Это 46 ступенек, по которым мы, знакомясь с книгой, поднимаемся над собой.

Мы представляем для размышления краткие тезисы из пятнадцати писем. Именно эти письма показались нам наиболее важными сейчас для нас.

«Письма о добром и прекрасном»

Тезисы

«Большое в малом»

Стремиться к высокой цели низкими средствами нельзя

«Молодость – вся жизнь»

Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь, хорошие – облегчают её, плохие – осложняют.

Друзей надо беречь, ибо настоящая дружба помогает и в горе, и в радости.

«Самое большое»

Увеличивать добро – цель жизни

«Самая большая ценность – жизнь»

Искать в людях лучшее – это обогащает. Не тратить время жизни попусту.

«В чём смысл жизни»

Прожить с достоинством, отказываться ради этого от мелких удовольствий и немалых тоже;

Вносить в жизнь творчество, творить добрую атмосферу вокруг себя;

Поддерживать созидание, не поддерживать разрушительное в жизни.

«Цель и самооценка»

По тому, ради чего человек живёт, можно судить о его самооценке

«Что объединяет людей»

Забота о других, сострадание

«Быть весёлым, но не быть смешным»

Не быть шутом, не следует мучиться своими недостатами, не стремиться обмануть


«Когда следует обижаться»

Когда намеренно обижают. Прежде, чем отвечать на обиду, подумай, следует ли опускаться до обиды

«Честь истинная и ложная»

Честь истинная соответствует совести. Честь ложная – нет

«Человек должен быть интеллигентен»

Интеллигентность – нравственное здоровье. Это не только знания, но и способность понимать другого

«О воспитанности»

Можно самому себя воспитать. Воспитанный – это человек, который хочет и умеет считаться с другими, вежлив со всеми

«О дурных и хороших влияниях»

Человек волевой не поддастся дурному влиянию. Человек, очень любящий похвалу, поддается

«Нравственные вершины и отношение к ним»

Хорошие черты русского национального характера: доброта, открытость, терпимость, отсутствие национального чванства.

О народе судят по его идеалам

«Путями доброты»

Думать о смысле жизни

Служить другим, какому-то делу

Умная доброта – самое ценное в человеке. Ум без доброты – хитрость.

Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других

Следовать путями доброты


(Обсуждение мыслей Д. С. Лихачёва, к которым он пришёл как к итогам своей долгой и плодотворной жизни.Учащиеся, отмечая позицию автора, высказывают свои суждения по проблемам, поднятым Д.С, Лихачевым в «Письмах…», аргументируют свое мнение.)

Выводы о ценности его мудрых советов молодёжи

III Итог урока:

Сегодня мы с вами говорили о человеке, которого называют самым глубоким умом своей эпохи – 20-го столетия. Может быть, его долголетие, а он жил с начала века и до его конца, дано было ему, чтобы он передал нам мудрость своего века и мудрость древних веков, которые он исследовал.

Я надеюсь, что этот урок даст толчок к тому, чтобы каждый из вас уже наедине с собой поразмышлял о жизни, о своих нравственных ориентирах, почиталповнимательнее «Письма…» Лихачёва. И всем нам, Думаю, надо почаще вспоминать главный его «завет»: «Стремитесь ходить путями добра так же просто и безотчетно, как вы ходите вообще. Тропинки и дороги нашего прекрасного сада, который зовется окружающим миром, так легки, так удобны, встречи на них так интересны, если только «исходные данные» выбраны вами правильно».

IV Домашнее задание (по выбору)

  1. Написать сочинение-рассуждение о ценности одного из советов, которые даёт Лихачёв в своих «Письмах…»

  2. Написать сочинение-размышление «Следовать путями доброты…», которое бы представляло отклик на сегодняшний разговор о Лихачёве, его жизни, деятельности и «Письмах о добром и прекрасном».

Литература

Водолазкин Е.Г. Эпоха Лихачева // Звезда. – 2001. - №11

Лихачев Д.С. Заметки и наблюдения: Из записных книжек разных лет. – Л.: Сов.писатель, 1989

Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. – М.:Дет.Лит. 1989

Панченко О.В. «Сокровенный сердца человек»// Звезда. – 2001. - №11




8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Белова Валентина Сергеевна

Дата: 06.11.2014

Номер свидетельства: 127282


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства