kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока внеклассного чтения в 6 классе на тему «Люблю всё живое…» (литературный хоккей)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:  закрепление в форме игры  литературоведческих  понятий, знание текстов рассказов русских писателей о природе.

Задачи: а) продолжить знакомство учащихся с творчеством М.М.Пришвина, К.Г.Паустовского, В.В.Бианки, Д.Н.Мамина – Сибиряка;  учить слушать, понимать и ценить родную природу; через  описания природы пробуждать  интерес к природе, закреплять  в уме и чувствах её образы, помогать  отчётливее и яснее усвоить её характерные черты, её душу.

б) развивать навыки выразительного чтения, пересказа, близкого к тексту, составления отзыва о произведении литературы, навыки  работы в группе;

в) воспитывать доброе, бережное  отношение к природе, животным.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Люблю всё живое»

5


Конспект урока внеклассного чтения в 6 классе на тему

«Люблю всё живое…» (литературный хоккей)

Цель: закрепление в форме игры литературоведческих понятий, знание текстов рассказов русских писателей о природе.

Задачи: а) продолжить знакомство учащихся с творчеством М.М.Пришвина, К.Г.Паустовского, В.В.Бианки, Д.Н.Мамина – Сибиряка; учить слушать, понимать и ценить родную природу; через описания природы пробуждать интерес к природе, закреплять в уме и чувствах её образы, помогать отчётливее и яснее усвоить её характерные черты, её душу.

б) развивать навыки выразительного чтения, пересказа, близкого к тексту, составления отзыва о произведении литературы, навыки работы в группе;

в) воспитывать доброе, бережное отношение к природе, животным.

Оборудование: сборники рассказов, презентация, проектор, компьютер.

Методы и приёмы: слово учителя, художественное чтение, групповая работа, фронтальная работа, индивидуальная работа.

Ход урока.

1.Слово учителя.

Приветствие гостей. Сегодня у нас необычный урок – литературный хоккей.

Эпиграф.

Осинки в лесу зря не срублю,

В корнях родничок, что клад берегу.

На муравейник не наступлю.

Люблю всё живое.

Живых люблю. (А.Яшин)

- Как вы понимаете слова «Люблю всё живое»?

- А равнодушно можно относиться ко всему живому? (Можно).

- А надо? (Заботливо, сердечно, доброжелательно, с любовью).

Конечно, любой человек любит природу. Но встречаются люди, наделённые каким-то особым отношением ко всему живому. Природа это будто чувствует и ждёт момента, чтобы поделиться с ними своими сокровенными секретами, потихоньку от других раскрывает свои заветные тайны. В присутствии таких людей самые капризные растения расцветают пышным цветом, а самые пугливые животные забывают про свои страхи. Это писатели и поэты. Мы знаем немало стихов о родной природе, о родной земле, прочитали рассказы русских писателей о природе и не остались равнодушными. Вместе с писателями, их героями учимся любить родную природу, родную землю, понимать её красоту. На уроке ещё раз обратимся к их творчеству, попытаемся постичь красоту природы через слово.

Две команды:

1.«Подснежник» (Колесникова Анна) 2.«Зелёный ключ» (Максимова Анна)

Жюри:

Работа в тетрадях: запись числа, темы урока.

2.Разминка.

Задание 1: назвать пословицы, поговорки, загадки о природе.

Дерево водой живёт, дерево и воду бережёт. Собирай по ягодке, наберёшь кузовок.

Стоит старик над водою, сам трясёт бородою? (Камыш, тростник)

Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает? (дерево)

Что летом и зимой в рубахе одной? (Сосна, ель)

Задание 2: выразительно прочитайте стихотворение, определите тему, основную мысль.

Иван Саввич Никитин

«Встреча зимы» (фрагмент)
На безлюдный простор
Побелевших полей
Смотрит весело лес
Из-под чёрных кудрей,
Словно рад он чему, —
И на ветках берёз,
Как алмазы, горят
Капли сдержанных слёз.
Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
Есть раздолье у нас, —
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
Нам не стать привыкать, —
Пусть мороз твой трещит:
Наша русская кровь
На морозе горит! 20 ноября 1854 .

Евгений Баратынский

Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! Как высоко,
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
Шумят ручьи! Блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед!
Еще древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде под моей ногой
И шумен, и душист.
Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жаворонок поет
Заздравный гимн весне.



Задание 3: определите, какие художественные средства используют поэты, чтобы передать своё настроение в стихотворениях.

  1. Какая ночь! На всём какая нега!

Благодарю, родной полночный край!

Из царства льдов, из царства вьюг и снега

Как свеж и чист твой вылетает май!



  1. Весна! Весна! Как высоко

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака!



  1. Шумят ручьи! Блестят ручьи!

Взревев, река несёт

На торжествующем хребте

Поднятый ею лёд!



  1. Веял холод в лицо

От угрюмых небес,

И Бог знает о чём

Плакал сумрачный лес.



  1. На дворах и домах

Снег лежит полотном

И от солнца блестит

Разноцветным огнём.



  1. На безлюдный простор

Побелевших полей

Смотрит весело лес

Из-под чёрных кудрей.

Основная часть.

  1. Тайм. (Слайды): назовите фамилию, имя, отчество писателя.

Михаил Михайлович Пришвин

Константин Георгиевич Паустовский

Дмитрий Наркисович Мамин – Сибиряк

Виталий Валентинович Бианки

2. Тайм. Конкурс «Как мы внимательны»: проверим, насколько вы внимательны при чтении книг.

А) В какое время года происходит действие в произведениях?

1)«Кот – ворюга» - лето. 2)«Заячьи лапы» - лето.3) «Барсучий нос» - осень. 4)«Таинственный ящик» - зима.

Б) Чьи это вещи?

1)Пень – (барсуку, К.Паустовский «Барсучий нос»)

2)Ящик – (охотникам, М.М.Пришвин «Таинственный ящик»)

3)Банка с червями – (героям из рассказа К.Г.Паустовского «Кот – ворюга»)

4)Маленький букет цветов из тонкого стекла – (маме Миши из рассказа К.Г.Паустовского «Растрёпанный воробей»)

В) Музыка леса. «Слышишь, какая музыка гремит в лесу? Слушая её, можно подумать, что все звери, птицы и насекомые родились на свет певцами и музыкантами. Может быть, так оно и есть: музыку ведь все любят, и петь всем хочется. Только не у каждого голос есть. Вот послушайте, чем и как поют безголосые» (В.В.Бианки. «Кто чем поёт?»

1) Как и чем поют лягушки? («Лягушки на озере начали ещё с ночи. Надули пузыри за ушами, высунули головы из воды, рты приоткрыли… «Ква-а-а-а-!..» - одним духом пошёл из них воздух.»)

2) Как и чем поют аисты? («Поднял длинный клюв, застучал, затрещал одной его половинкой о другую, - то тише, то громче, то реже, то чаще: трещотка трещит деревянная, да и только! Так разошёлся, что и про завтрак свой забыл»)

3) Как и чем поёт цапля? («Сунула в озеро клюв, набрала полный воды да как дунет в клюв! Пошёл по озеру громкий гул: «Прумб-бу-бу-бумм!..- словно бык проревел.

4) Как и чем поют саранча и бекас? («Разбудила шмелиная песня зелёную саранчу в траве. Стала саранча скрипочки налаживать. Скрипочки у неё на крылышках, а вместо смычков – длинные задние лапки коленками назад. Н а крыльях – зазубринки, а на ножках зацепочки. Трёт себя саранча ножками по бокам, зазубринками за зацепочки задевает – стрекочет. Саранчи на лугу много: целый струнный оркестр.

«Эх, - думает долгоносый бекас под кочкой, - надо и мне спеть! Только вот чем? Горло у меня не годится, нос не годится, шея не годится, крылышки не годятся, лапки не годятся… Эх! Была не была,- полечу, не смолчу, чем-нибудь да закричу!» Выскочил из-под кочки, взвился, залетел под самые облака. Хвост раскрыл веером, выпрямил крылышки, перевернулся носом к земле и понёсся вниз, переворачиваясь с боку на бок, как брошенная с высоты дощечка. Головой воздух рассекает, а в хвосте у него тонкие, узкие пёрышки ветром перебирает. И слышно с земли: будто в вышине барашек запел, заблеял. А это Бекас. Отгадай, чем он поёт? Хвостом!»)

3.Назовите автора и произведение, из которого данный отрывок:

А) «Эта борьба человека с животным продолжалась до самого вечера. Благородное животное десять раз рисковало жизнью, стараясь отвести охотника от спрятавшегося оленёнка; старый Емеля и сердился и удивлялся смелости своей жертвы. Ведь всё равно она не уйдёт от него…» (Д.Н.Мамин-Сибиряк «Емеля – охотник»)

Б) «Так хорошо всё кончилось, но одно я в своей радости упустил. Я не успел рассмотреть, кто же это был спаситель Жульки. Когда я вернулся домой и захотел приступить к своим обычным занятиям, мысль о неизвестном не давала мне работать. Любовь моя к охоте, к природе, к собаке не могла оставаться во мне теперь без благодарности спасителю иоей прекрасной собаки». ( М.М.Пришвин. «Вася Весёлкин»)

В) «Стояла осень в солнце и туманах. Сквозь облетевшие леса были видны далёкие облака и синий густой воздух.

По ночам в зарослях вокруг нас шевелились и дрожали низкие звёзды.

У нас на стоянке горел костёр. Мы жгли его весь день и ночь напролёт, чтобы отгонять волков, - они тихо выли по дальним берегам озера. Их беспокоили дым костра и весёлые человеческие крики.

Мы были уверены, что огонь пугает зверей, но однажды вечером в траве у костра начал сердито сопеть какой-то зверь. Его не было видно. Он озабоченно бегал вокруг нас, шумел высокой травой, фыркал и сердился, но не высовывал из травы даже ушей.

Картошка жарилась на сковороде, от неё шёл острый вкусный запах, и зверь, очевидно, прибежал на этот запах». (К.Г.Паустовский «Барсучий нос»)

Г) «Дед с Ваней добрели до Почтовой улицы как раз вовремя – из-за Оки выходила высокая гроза. Ленивый гром потягивался за горизонтом, как заспанный силач распрямлял плечи, и нехотя потряхивал землю. Серая рябь пошла по реке. Крупные капли дождя падали на пыльную дорогу, и вскоре она стала на лунную поверхность: каждая капля оставляли в пыли маленький кратер.

Карл Петрович играл на рояле нечто печальное и мелодичное, когда в окне появилась растрёпанная борода деда. Через минуту Карл Петрович уже сердился: - Я не ветеринар, - сказал он и захлопнул крышку рояля. Тотчас же в лугах проворчал гром. – Я всю жизнь лечил детей, а не зайцев. (К.Г.Паустовский «Заячьи лапы»).

Д) – Так не годится, - сказал я строгим голосом. - Это, брат, не служба. А кроме того, ты ушёл без намордника – значит, каждый встречный имеет право тебя застрелить. Безобразный ты пёс!

Я всё сказал суровым голосом, и он выслушал меня, лёжа на траве, виноватый, смущённый, не Ярик – золотистый гордый ирландец, а какая-то рыжая, ничтожная, сплющенная черепаха.

- Не будешь больше ходить к Рябчику? – спросил я более добрым голосом. (М.М.Пришвин. «Предательская колбаса»)

Е) Мальчишки разорили гнездо каменки, разбили её яички. Из разбитых скорлупок выпали голые, слепенькие птенчики.

Только одно из шести яичек мне удалось отобрать у мальчишек целым.

Я решил спасти спрятанного в нём птенчика.

Но как это сделать? Кто выведет его из яйца? Кто вскормит?

Я знал неподалёку гнездо другой птички – пеночки – пересмешки. Она только что отложила своё четвёртое яичко. (В.В.Бианки «Подкидыш»)



4.Конкурс капитанов.

Задание: выразительное чтение отрывка из повести – сказки М.М.Пришвина «Кладовая солнца».

5. Отзыв о рассказе

6.Блиц - опрос.

1. Кто таков Серый Помещик? (Волк)

2. Что означают слова «собака скололась»? (Собака потеряла след, ходит по кругу)

3. Что и почему автор назвал «Кладовой солнца»? (Болото с запасами торфа – горячее солнце было матерью каждой травинки, каждой ягодки; они, умирая, сохраняли солнечное богатство под водой, и торф достается человеку в наследство от солнца)

4. Какие старушки обитали на болоте? (Елочки – хилые, слабые, скрюченные)

5. Как называется елань, в которую попал Митраша? Как он туда попал? Что это такое? (Елань – самое топкое место в болоте; «слепая» - потому что обычно ее не видно, а она хитро «замаскировалась»; Митраша шел напрямик через болото по компасу, елань он не распознал)

6. Как ведет себя Митраша, оказавшись в болоте? (Тут же кладет ружье плашмя, опирается на него руками и головой и перестает двигаться; сначала он кричал, но перестал, понимая, что еще хуже себе делает)

7. Почему Настя забыла про брата? (Она попала на ягодное место)

8. Какие звери встретились Насте и Митраше в лесу? (Лось, волк, змея, заяц)



Заключение. Мы с вами встретились со стихами и рассказами русских поэтов и писателей. Их объединяет любовь к родине, родной природе, способность особенно сильно чувствовать, особенно зорко видеть, замечать то, что скрыто от взгляда ленивого и равнодушного. Произведения поэтов и писателей открывают нам красоту родного края, призывают охранять всё живое, учат понимать язык природы.

Рефлексия.

Подведение итогов. Оценки.



Просмотр содержимого презентации
«Презентация1 люблю всё живое»

« Люблю всё живое ..»  Осинки в лесу зря не срублю,  В корнях родничок, что клад берегу.  На муравейник не наступлю.  Люблю всё живое.  Живых люблю. (А.Яшин)

« Люблю всё живое ..»

Осинки в лесу зря не срублю,

В корнях родничок, что клад берегу.

На муравейник не наступлю.

Люблю всё живое.

Живых люблю. (А.Яшин)

Дерево водой живёт, дерево и воду бережёт. Собирай по ягодке, наберёшь кузовок. Стоит старик над водою, сам трясёт бородою?        Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает? Что летом и зимой в рубахе одной?

Дерево водой живёт, дерево и воду бережёт.

Собирай по ягодке, наберёшь кузовок.

Стоит старик над водою, сам трясёт бородою?

Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает?

Что летом и зимой в рубахе одной?

Михаил Михайлович Пришвин

Михаил Михайлович Пришвин

Михаил Михайлович Пришвин

Михаил Михайлович Пришвин

Константин Георгиевич Паустовский

Константин Георгиевич Паустовский

Виталий Валентинович Бианки

Виталий Валентинович Бианки

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк

"Мы хозяева нашей природы, она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти сохранить, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе — вода, птице — воздух, зверям — лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу — значит охранять родину"


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Смирнова Лидия Львовна

Дата: 19.02.2015

Номер свидетельства: 175825


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства