kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока внеклассного чтения по сказкам в обработке А.А. Платонова "Сильна хитрость ума, добро сильнее хитрости"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:

 познакомить учащихся со сказками «Безручка», «Финист ясный сокол», «Иван бесталанный и Елена Премудрая», «Солдат и царица».

Задачи урока:

-обучающие

а) проверить знание текстов сказок «Безручка», «Финист-ясный

 сокол», «Иван бесталанный и Елена Премудрая», «Солдат и царица»;

                                     б) обучать инсценированию эпизодов сказок;

 

- воспитательные

                                    воспитывать внимательное отношение к художественному слову, неприятие к злу и насилию. Доброе отношение к людям и ко всему живому, что их окружает;

 

- развивающие

                                     развивать творческие способности учащихся, интерес и любовь к литературе;

                                     формировать навыки групповой работы.

 

Тип урока – урок- конкурс.

 

Основные этапы урока: постановка целей урока, мотивация деятельности учащихся, конкурс «В хранилище волшебных предметов», конкурс «Узнай героя», конкурс знатоков сказок, театральный конкурс, подведение итогов конкурсов, рефлексия.

 

 

Формы работы учащихся: угадывание сказочных предметов и их назначения, узнавание героев; ответы на предложенные вопросы; инсценирование эпизодов.

 

Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, «волшебные» предметы: пёрышко Финиста ясна сокола, серебряное блюдечко, золотое яичко, волшебная книга мудрости, волшебное зеркальце, пяльце, игла, кольцо, запись «Вальса-фантазии» М.И.Глинки.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока внеклассного чтения по сказкам в обработке А.А. Платонова "Сильна хитрость ума, добро сильнее хитрости" »

Муниципальное общеообразовательное учреждение «Соколовская средняя общеобразовательная школа» Мглинского района Брянской области











План


Урока литературы в 5 классе по теме



« Сильна хитрость ума, а добро сильнее хитрости». ( Урок внеклассного чтения по сказкам в обработке А.А.Платонова) .







С использованием игровых технологий обучения















Подготовил учитель русского языка и литературы

Дударева А.И.






Соколовка – 2015




Цель урока:


познакомить учащихся со сказками «Безручка», «Финист ясный сокол», «Иван бесталанный и Елена Премудрая», «Солдат и царица».


Задачи урока:


-обучающие

а) проверить знание текстов сказок «Безручка», «Финист-ясный

сокол», «Иван бесталанный и Елена Премудрая», «Солдат и царица»;

б) обучать инсценированию эпизодов сказок;


- воспитательные

воспитывать внимательное отношение к художественному слову, неприятие к злу и насилию. Доброе отношение к людям и ко всему живому, что их окружает;


- развивающие

развивать творческие способности учащихся, интерес и любовь к литературе;

формировать навыки групповой работы.


Тип урока – урок- конкурс.


Основные этапы урока: постановка целей урока, мотивация деятельности учащихся, конкурс «В хранилище волшебных предметов», конкурс «Узнай героя», конкурс знатоков сказок, театральный конкурс, подведение итогов конкурсов, рефлексия.



Формы работы учащихся: угадывание сказочных предметов и их назначения, узнавание героев; ответы на предложенные вопросы; инсценирование эпизодов.


Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, «волшебные» предметы: пёрышко Финиста ясна сокола, серебряное блюдечко, золотое яичко, волшебная книга мудрости, волшебное зеркальце, пяльце, игла, кольцо, запись «Вальса-фантазии» М.И.Глинки.




Структура и ход урока



  1. Организационный момент.


  1. Постановка целей урока, мотивация деятельности учащихся:


Звучит музыка: «Вальс-фантазия» М.И.Глинки. Затем учитель читает строки стихотворения:

О чём-то скрипят половицы,

И ветер волшебный повеял,

И, в чудо внезапно поверив,

Вдруг дрогнут ваши ресницы,

И сразу меняются лица…

Тихонько скрипят половицы –

К нам сказка в гости идёт.


Сегодня к нам на урок пришли сказки, которые талантливо переработал замечательный писатель Андрей Платонович Платонов. В качестве темы мы с вами берём слова, встретившиеся вам в одной из его сказок: «Сильна хитрость ума, а добро сильнее хитрости». Запишите их и вспомните, из какой они сказки и кто их произносит. ( Эти слова прочитала в книге мудрости Елена Премудрая).

Проблемный вопрос: Как вы думаете, почему наш урок, на котором пойдёт речь и о других сказках Платонова, мы озаглавили именно так? Вспомните пословицы о добре. ( После высказываний уч-ся на экране демонстрируется слайд с пословицами о добре).


3. Проведение конкурсов:



Конкурс 1 «В хранилище волшебных предметов». Условия конкурса: на столе разложены предметы (цветное пёрышко, серебряное блюдечко, золотое яичко, книга мудрости, зеркальце, пяльце, игла), а в ящичке находятся бирки с номерами этих предметов. Представитель команды вытягивает номер экспоната и называет соответствующий пронумерованный предмет, сообщая о нём следующее: что это? чьё? где и для чего использовалось?


Конкурс 2 «Узнай героя».

  1. Он пахал землю так глубоко, что глину наружу выворачивал (Иван бесталанный)

  2. Он не хотел жениться, да не посмел ослушаться старшей сестры ( брат Безручки)

  3. Она вышла замуж за того, о ком сказал её отец: «Вот тебе муж, а ты ему жена» (Елена Премудрая).

  4. Он так полюбил девицу, что готов был даже нищенствовать с нею (сын хозяина сада).

  5. Она подменяла письма, что нёс старичок от жены к мужу и от мужа к жене (жена брата Безручки).

  6. Она так любила своих близких, что у неё отросли отрубленные руки, когда надо было им помочь (Безручка).

  7. Его били за то, что он улыбнулся (солдат).

  8. При ней нельзя было ни улыбнуться, ни нахмуриться (царица).

  9. Она вместо нарядов и украшений просила подарить ей пёрышко (младшая дочь старика Марьюшка).

  10. Он отказался от жены , которая его продавала (Финист).


Конкурс 3- Конкурс знатоков сказок Платонова.


Вопросы по сказке «Безручка»:

  1. Вспомните, когда у безрукой матери отрастали руки?

  2. Муж Безручки говорил: «Злые люди разлучили нас, да есть сила, сильнее злодейства». Что это за сила? (Сила любви и доброты, она сильнее зависти и злобы).

  3. Как наказано зло в сказке «Безручка»? Что сталось со злой женой брата Безручки? (Он привязал жену вожжами к хвосту необъезженной кобылицы, а себя к ней, и она их растрепала насмерть).

  4. Почему брат Безручки и себя наказал? В чём он винил себя?

Вопросы по сказке «Финист ясный сокол»:


  1. Почему Финист не просыпался, как ни будила его красна девица в первые две ночи? (Царевна опоила его сонным зельем).

  2. Что разбудило Финиста на третью ночь? (Упавшая на его щеку слеза).

  3. Какие волшебные предметы отдавала Марьюшка царевне за то, чтобы посмотреть на Финиста? (Серебряное донце, золотое веретёнце, серебряное блюдечко и золотое яичко, золотое пяльце и иголочку).

  4. Кто разлучил Марьюшку с Финистом ясным соколом? (Сёстры).

Вопросы по сказке «Иван бесталанный и Елена Премудрая»:


  1. Почему Иван назван бесталанным? Как объясняется значение этого слова уже в начале сказки? (Бесталанный – значит невезучий, неумелый; всякое дело у Ивана получалось не как у людей, «не в пользу и впрок, а всё поперёк», «ума мало и удачи нет»).

  2. Что произошло с Иваном, когда они сматерью доели последнюю краюху хлеба? (Пришёл старичок – отец Елены Премудрой).

  3. Какое доброе дело сделал Иван для старичка? (Приветливо с ним разговаривал, вымыл его в бане, веничком попарил, рубаху и порты его «Ополоснул» и спать в избе уложил).

  4. Как отплатил Ивану старичок за его добро? (Выдал за него замуж свою дочь-красавицу Елену Премудрую).

  5. Как жили Иван Бесталанный и Елена Премудрая после женитьбы? (Богато, сыто).

  6. А почему Ивану, несмотря на то, что всего у него теперь было довольно, и жена ласковая, казалось, словно «Всегда ему холодно, а не так, чтобы вовсе хорошо»? (Он, наверное, чувствовал, что жена его не любит).

  7. Став царицей, о каком муже мечтает Елена Премудрая? ( О таком, который перемудрил бы её).

  8. Кто помогал Ивану перемудрить Елену Премудрую? (Щука, воробей. Прислужница Дарья).

  9. Оценила ли Елена Премудрая старания Ивана перехитрить её? (Да. Она сказала: «А я думала, что муж у меня мужик бесталанный, а он и от волшебного зеркала утаился, и книгу мудрости перехитрил»).

  10. В конце сказки отец Елены Премудрой говорит Ивану: «Спасибо тебе, сынок. В платье заветном прелесть была, в книге – мудрость, а в зеркальце – вся видимость мира. Думал я, собрал для дочери приданое. Не хотел только дарить его до времени. Всё я ей собрал. А того не положил, что в тебе было, - главного таланту… Видно, не кладётся он и не дарится, а самим человеком добывается». О каком таланте он говорит? Чему не научил он свою дочь? Какого в ней не было «Главного таланту»? ( Таланта доброты).

  11. Как вы понимаете слова старика о том, что этот талант самим человеком добывается? ( Надо делать добрые дела).

  12. Признала ли Елена Премудрая свою вину перед мужем? (Да, она заплакала, поцеловала его и попросила у него прощения).


Вопросы по сказке «Солдат и царица»:


  1. За какую провинность велела царица каждый день наказывать солдата 20-тью ударами палок? (За то, что ухмыльнулся).

  2. Что советовали солдату умные? (Терпеть).

  3. Почему дурак обещал помочь солдату за копейку, а не за две или большую сумму денег? ( 1 копейку брал сапожник за показ жены, похожей на царицу).

  4. Как сапожница помогла солдату и простым людям, когда была царицей? (Солдата перестали бить палками, солдатам дали по 25 рублей, по 3 дня гулянья и по полведра пива, повелела, чтоб в её царстве никого не били).


Конкурс 4. Театральный конкурс. Проверка групповых заданий: инсценирование эпизодов, сжатый пересказ.

Группа 1

а) инсценируют эпизод из сказки «Иван бесталанный и Елена Премудрая» со слов: «А чего так! Пойду-ка я в амбар да погляжу» до слов «улетела бы я далеко-далеко»;

б) выступают с сжатым пересказом последнего эпизода «Иван ищет жену».

Группа 2.

а) инсценируют эпизод «Дурак и солдат» из сказки «Солдат и царица» (от слов «Вот была бы она царицей, она бы тебя не била» до слов «Тащи уж по темноте сапожницу во дворец»);

б) сжатый пересказ эпизода «Царица у сапожника».


5. Подсчёт командных баллов, награждение участников оценками и дипломами.


6.Рефлексия. Понравились ли вам сказки в обработке Платонова? Над чем заставили они вас задуматься? Какие выводы для себя вы можете сделать? Какие качества в человеке вы считаете главными? Запишите их в порядке личной ценности для вас. Что важнее: ум или доброта ? ( Доброта воспитывается в процессе совершения добрых поступков. Доброта не забывается, а зло временно.)


6. Чтение учителем стихотворения Николая Доризо «Закон сохраненья веществ» - поэтическое обобщение по теме урока.


7. Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру на тему: «Как я понимаю значение слов «добро», « доброта»?




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Дударева Анна Ивановна

Дата: 08.10.2015

Номер свидетельства: 237248


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства