kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока в 10 классе на тему "Природа и человек в лирике А.А.Фета"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фет — мастер словесного изображения тончайших состояний в душе человека. Его стихи наполнены философским смыслом, потому что в них человеческая жизнь соотнесена с вечной жизнью и обновлением природы. Метафоричность, повышенная эмоциональность и необычный синтаксис поэзии Фета помогают ему в создании уникальных художественных образов, рисующих сложную духовную жизнь человека.

В центре урока — рассказ учителя об интересных фактах биографии Тютчева и анализ его философских стихов о природе.

      Главная мысль урока — подчеркнуть, что внешне обычная жизнь Тютчева была полна драматизма, сложностей и неоднозначностей, что его внутренний мир полон раздумий о жизни, размышлений в тайнах бытия, что его поэзия — это прежде всего поэзия мысли.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока»

Тема: Природа и человек в лирике Фета. Музыкально-мелодический принцип организации стиха и роль звукописи в лирике поэта

Цель: Формирование понятия о художественном методе поэта, его импрессионистическом видении мира.

Задачи:

  • Познакомиться с творчеством А.А. Фета.

  • Выявить общие черты испрессионизма в произведениях живописи, музыки, литературы.

  • Развивать навыки стилистического анализа текста.

  • Развенчать представление о Фете как “второстепенном поэте”.

Ход урока.

I. Целеполагание.

Сегодня у нас необычный урок, а урок-исследование. Мы постараемся через знакомство с биографией и личностью поэта узнать особенности фетовской лирики и, проявив чуткость к его поэтическому слову, проанализировать его стихотворения.

II.Вступительное слово учителя. Парадоксы в жизни писателей.

На предыдущем уроке мы познакомились с биографией великого русского поэта Афанасия Афанасьевича Фета. На самом деле, не зная биографию поэта или писателя, не имея представления о нём как о личности, мы не сможем понять и его творчество. Например, говоря о Лермонтове, мы представляем его одиноким и печальным. Таков и его лирический герой. Откуда же истоки его печали?(Истоки его печали – в детстве. Мы никогда не видели Лермонтова на портрете улыбающимся, и - парадокс! – мы знаем, что он улыбался перед дулом пистолета!)

Говоря о Н.В.Гоголе, мы обратили внимание на мистику в его жизни и творчестве: он сжёг свою первую и последнюю книги; о загадке его смерти мы говорим и в настоящее время.

- А что же особенного в жизни Фета?

III. Реализация домашнего задания. Обращение к таблице.

(первое сообщение)

а) Шеншин – Фет –Шеншин

Жизненный путь Фета начался с сурового испытания. Его мать Каролина Шарлотта Фет в 1820 году уехала из Германии с русским – Афанасием Шеншиным. Всоре родился Афанасий. Они обвенчались только после рождения сына, потому что Шеншину пришлось усыновить своего родного сына. Когда будущему поэту исполнилось 14 лет, церковные власти лишили его права носить отцовскую фамилию, и русский дворянин А.Шеншин превратился в разночинца-иностранца Афанасия Фета. Ему удалось получить русское гражданство только в 1864 году. Всё случившееся Фет пережил как трагедию. Он ставит целью вернуться в дворянское лоно Шеншиных и с фанатичным упрямством добивается её.

- Да, контрастов в жизни Фета было много. Какой же второй контраст?

(второе сообщение)

б) Фет – поэт-романтик; Фет – публицист-консерватор

С одной стороны, Фет – поэт-романтик, с другой стороны, - публицист-консерватор. Поэзия и проза Фета – художественные антиподы. Сам автор их настойчиво разграничивал, полагая, что проза – язык жизни обыденной, а поэзия выражает жизнь души человеческой. В поэзии он следует романтической традиции, а в прозе – реалистической. Ещё при жизни в нём видели, с одной стороны, - Фета – мастера поэтического слова; с другой стороны, Шеншина – расчётливого помещика и консерватора-публициста.

-Какой же третий контраст в жизни Фета?

(третье сообщение)

в) любит – и бежит от любимой

Фет любит – и бежит от любимой. Он знакомится с дочерью небогатых родителей – Марией Лазич, но вскоре бежит от любимой, объясняя это тем, что они оба бедны. Вскоре она умерла от тяжёлого ожога. До глубокой старости поэт не может уйти от этой трагедии. Он женится на Марии Петровне Боткиной, сестре критика Боткина. Всё это наложило отпечаток на его творчество.

IV. Новый материал. Две тематические линии – природа и любовь:

вступительное слово учителя по теме урока

В лирике поэта занимают важное место, часто переплетаясь между собой, две тематические линии – природа и любовь

1.Природа

а) лирический восторг перед чудом бытия

Читаешь поэта – и обозреваешь мирозданье, а заодно мир души человеческой. Ещё с детства нам знакомы строки:

Я пришёл к тебе с приветом

(выразительное чтение наизусть этого стихотворения под музыку)

Какое ощущение вызывает у вас это стихотворение?

Трудно выразить, как и Фету, создавшееся ощущение цельным монологом, хочется называть, перечислять те эмоции, которые наполняют нас при чтении стихотворения. Это энергия, радость, свет, счастье, любовь, звон.

Как соотносится внешний мир и чувства лирического героя?

Все внутренне связано и создается цельная картина. Читатель не разграничивает внешний природный и внутренний мир лирического героя. Эта связь в едином порыве, на одном дыхании.

Ребята, вы обратили внимание, что стихотворение очень динамично.

С помощью каких средств создается динамика?

Употребление глаголов, повторов. Стихотворение построено на повторах: во-первых, каждая строфа начинается одинаково (единоначатие), во-вторых, повторы используются внутри строф

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой.

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой

Даже при чтении повторы создают ощущение того, что строки и слова «прыгают» перед глазами. Это и создает динамику стихотворения.

Действительно, восторг Фета перед красотой часто выражается одним возгласом. Кажется, что поэт не в силах что-нибудь сказать, кроме простого называния и перечисления….(чтение учителем стихотворения «Это утро, радость эта»).

В чем вы видите необычность формы этого стихотворения?

Все стихотворение – это одно предложение, в котором перечисляется множество деталей. В стихотворении совсем нет глаголов, однако оно очень динамично.

Как вы думаете, почему в стихотворении нет глаголов?

Глагол обозначает действие, процесс, а Фету нужно остановить мгновение, отсюда и множество деталей. Можно сказать, что Фет не рисует нам картину, а фиксирует мгновения, которые и создают эту картину. Именно поэтому и говорят об импрессионистичности стиля Фета.

Ребята, в 11 классе вы будете изучать серебряный век, и вам подробно расскажут о направлениях в поэзии, среди которых будет и импрессионизм. Сейчас мы в общих чертах попробуем охарактеризовать это явление.

Ребята, я хочу вам показать репродукции картин художников - импрессионистов. Посмотрите на репродукции, на этих трех картинах можно проследить технику письма импрессионистов. Если вы подойдете к картине слишком близко, то вам будет сложно различить, что на ней нарисовано. Техника такого письма основана на штрихах, отдельных мазках, точках, пятнах. Поэтому вам будет казаться, что это какие-то мазки и пятна, не складывающиеся в целостную картину, но если вы немного отстранитесь, то увидите, что эти мазки и точки создают монолитное полотно, на котором четко выделяются предметы, детали и т. д.



Импрессионизм (характерные особенности)

1

- фиксация момента, впечатления от увиденного

2

- необычная композиция, расположение фигур

3

- нечеткие, «размытые» линии

4

- внесли пленэр, т.е. воздух, прозрачность, легкость

5

- чистые, яркие цвета

6

- запечатлена вибрация воздуха и света











На этом же приеме основана техника импрессионистского письма в поэзии. Импрессионизм в поэзии – это изображение предметов не в их целостности, а в мгновенных, случайных снимках памяти; предмет не изображается, а фиксируется обрывками, и как будто не складывается в цельную картину. Посмотрите еще раз на стихотворение «Это утро, радость эта», поэт называет предметы окружающего мира, детали, не давая никаких характеристик, а только фиксируя свой взгляд на этих деталях. Но эти внешне не связанные между собой явления окружающего мира создают целостную картину. Понятно вам это? Давайте запишем небольшой вывод.

Запись. Импрессионизм в поэзии – это изображение предметов не в их целостности, а в мгновенных, случайных снимках памяти; предмет не изображается, а фиксируется обрывками, и как будто не складывается в цельную картину.

Если о Тютчеве говорят, что он последний романтик, то о Фете говорят, что он был на пути от романтиков к символистам. Поэтому и реабилитировали Фета именно символисты, так как искусство Фета было понятно и близко им, в то время как современники Фета не понимали его стихов, осмеивали их, сочиняли пародии. Оказалось, что в творчестве Фет ушел от своих современников на поколение вперед.

Еще одно яркое стихотворение Фета, наделавшее много шуму, вызвавшее литературный скандал и послужившее мишенью для многих насмешек – «Шепот, робкое дыханье» (чтение учителем наизусть).

Можно ли увидеть импрессионистичность стиля Фета в этом стихотворении?

Да, можно, поскольку опять хаотичный набор зрительных и слуховых впечатлений создает целостную картину. В стихотворении нет ни одного глагола, то есть процесс передан с помощью фиксации, называния определенных явлений, эмоций.

Как соотносится внешний мир природы и внутренний мир человека?

Они вновь тесно слиты, спаянны.

Ребята, именно на этой спаянности и слитности основаны метафоры Фета. Если он пишет, что «сердце цветет», то неясно цветет сердце человека или растения. Уподобления по сходству у Фета очень тесно взаимосвязаны.

Посмотрите на концовку стихотворения, как вы ее понимаете?

Заря – не только природное явление, но в контексте всего стихотворения это метафора, то есть заря как высшее выражение чувства, восторг, эмоциональный пик.

(Анализ стихотворения «Над озером лебедь в тростник протянул…».)

Стихотворение отражает динамику в природе, в поведении и состоянии человека. Нет четкости в изображении, необычный ракурс предметов.

- Назовите лексику цветообозначения. («Река, блестя чешуей, бежала змеей золотой», «путь краснел» - краски яркие, чистые, сочные. Цвета красный и золотой передают вечерний колорит.)

Способность передать яркость, красочность природы – это следующая общая черта стихов Фета и полотен импрессионистов.

Художники – импрессионисты чаще изображали день, чтобы показать буйство красочной природы. Фет же чаще изображал сумерки, ночь. Но удивляет то, что у Фета, как и у художников, ночь не темная, тем более не черная (этот цвет Левитан назвал «трупом краски»).

Глагол «краснел» передает вибрацию цвета. Сочетания «Вечерние тени - вечерний мой путь краснел», «Начали звезды мелькать в небесах» отражают игру света и тени. Психологический параллелизм помогает почувствовать состояние двух людей как единое целое: «А мы-мы на лодке сидели…»

Эпитет «чуткий воздух» опять свидетельствует об импрессионистической манере письма, передает вибрацию воздуха. В литературоведении есть термин – фетовский пленэр. Его пейзажи воздушны, в них много света.

Эпитеты «усталая грудь», «покорный руль» можно назвать метафоричными (т.е. построенные на переносном значении слова). Река, по которой плывут двое в лодке, тоже метафора – жизнь «быстро» бегущая. Динамику подчеркивает дважды употребленный безличный глагол «несло». Напряженность стихотворению придает анафора в последней строфе «Не помню». Эмоциональный настрой в конце стихотворения достигает вершины, кульминации.



б) красота в картине увядающей природы

Фет выразителен и точен при обрисовке картин природы в различное время года, в каждом из которых он находит неповторимую прелесть. Даже в картине увядающей природы поэт видит красоту, которая рождает светлые, жизнеутверждающие чувства. Это ощущается в стихотворении «Печальная берёза».

(чтение на фоне музыки и картины)

- Какими живыми существами населена природа? (традиционными для поэзии – соловей, орёл, лебедь – и , может быть, впервые попавшими в лирический пейзаж – чибис, кулик).

в) лирический герой Фета – герой, пребывающий в восторженном состоянии, обладающий эстетической чуткостью, способностью восхищаться, понимать прекрасное.

Какая ночь! Все звёзды до единой

Тепло и кротко смотрят в душу вновь,

И в воздухе за песнью соловьиной

Разносится тревога и любовь.

2.Любовь

- Другая, не менее значительная заслуга Фета- изображение глубокого личного чувства.

(чтение стихотворения «Ты отстрадала, я ещё страдаю»)

-Найдём признаки лирической героини и лирического героя («Детские слёзы, влево бегущий пробор, муки души безбрежной» - признаки лирической героини, «глаз ревнивый, больная душа, тайная тоска в душе осиротелой» – признаки лирического героя). Мы можем сделать вывод, что для стиля его любовных стихов так характерен приём, когда портрет или психологическая деталь выступает как часть целого. Его любовной лирике свойственны трагедийность и глубокий психологизм.

Многие стихотворения поэта связаны с его любовью к Марии Лазич

(прослушивание романса «Сияла ночь…»)

Слово учителя: Стихотворение создано под впечатлением одного музыкального вечера в кругу друзей, пения Т.А. Кузминской – Берс. Таня Берс, основной прототип Наташи Ростовой в романе “Война и мир”, была замечательной музыкантшей и певицей (Татьяна Андреевна – сестра Софьи Андреевны Берс, жены Л.Н.Толстого).

Сияла ночь…

Может ли ночь “сиять”?

Ответы учащихся: Нет. Ночь – темное время суток. Но здесь, наверное, речь идет о кой-то необычной ночи.

Сияла ночь – парадоксально звучащая антитеза.

Вопрос учителя: Как называется стилистическая фигура, антитеза, представленная в виде двух контрастных, антонимичных слов, взаимоисключающих друг друга?

Оксюморон.

Слово учителя: Да. И этот художественный прием автор использует для того, чтобы передать атмосферу этой удивительной, ОДНОЙ ЕДИНСТВЕННОЙ “сияющей” ночи, которая, возможно, изменит всю жизнь лирического героя.

Луной был полон сад…

Мы видим, что последовательность слов в этом предложении нарушена. Перед нами, так называемая, инверсия. Дополнение стоит на первом месте, подлежащее – на последнем. Зачем автор нарушает порядок слов?

Ответы учащихся: Опять же, чтобы подчеркнуть то, что это необычная ночь, лунная, очень светлая.

Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнею твоей.

Раскрытый рояль, дрожащие струны. Метафорическое значения слов явно вытесняет номинативное (назывное) – рояль тоже имеет душу, сердце!

Музыка оказывает сильное эмоциональное воздействие на слушателей.

Вопрос учителя: Что вы можете сказать о лирической героине этого стихотворения?

Ответы учащихся: Это необыкновенно музыкальная, одаренная девушка, которая умеет пробудить в людях лучшие чувства. Силой своего таланта она преображает не только слушателей, но и окружающую реальность, поэтому ночь становится необыкновенной, “сияющей”.

Слово учителя: Да, верно. Лирическая героиня – земное воплощение красоты жизни, ее высокого звука: “И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя, // Тебя любить, обнять и плакать над тобой”. Важно не просто жить, но жить так, как в эту ночь, “звука не роняя”, и это уже относится к лирическому “Я”.

В этом стихотворении выделены моменты истинного бытия, их немного, в отличие от “томительных скучных” лет. Связь этих моментов оттеняют анафоры, эпифоры и другие повторы. Литература не может непосредственно передать пение, музыку, у нее другой язык. Но то, КАК воздействует музыка на слушателя, именно литература и может передать!



Тема страдания звучит у Фета через годы, сквозь время пронеся боль потерь и наделяя мир героя мудростью, не сломив его чувств, не заглушив романтику.

Прослушаем стихотворение «Ещё люблю, ещё томлюсь…» Какие мотивы мы слышим ? (жизнеутверждающие, оптимистические) Что стоят эти его строчки:

Покорны солнечным лучам,

там сходят корни вглубь могил,

и там у смерти ищут силы

бежать навстречу вешним дням.

Какая в них жизнеутверждающая сила!



V.Музыкальность поэзии Фета.

Поэзию Фета отличает музыкальность, разнообразие ритмов и звуков. Именно поэтому она послужила прекрасным материалом для романсов. По свидетельству Салтыкова-Щедрина, «романсы Фета распевает чуть ли не вся Россия». А композитор Чайковский так оценил музыкальность его стихов: «Это не просто поэт, а скорее поэт-музыкант».

Прослушаем романс «На заре ты её не буди» (слова Фета, музыка Варламова)

А композитор Т.Толстая положила на музыку слова стихотворения «Я тебе ничего не скажу»

VI/ звучит стихотворение «Как беден наш язык…»



Вопросы:

1)Какова основная мысль первой части стихотворения?

(трагическое, непреодолимое одиночество человека в мире, несовершенство человеческого языка)

2)В чем видит автор задачу поэта и сущность поэзии?

(«Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук

Хватает на лету и закрепляет вдруг

И темный бред души, и трав неясный запах…)

3)Что, по-вашему, стоит за этими словами?

Какие проявления человеческой натуры и природы должны прежде всего интересовать поэта?

(темные, загадочные, мистические – такие, дать объяснение которым «обычные слова» не в силах, на это способна только поэзия)

VII. Обобщение.

В чём особенности лирики Фета?

  • Использование приемов импрессионизма

  • Метафоричность

  • Ассоциативность

  • Музыкальность, мелодичность.

Счастье и боль. Спасение и последнее прибежище.

Фетовская лирика дышит таким счастьем, такой свободой, такой надеждой, что даже больно.

Почему больно? Вспомним биографию поэта. Чем она страшна? Тайна рождения, выяснившаяся в отрочестве и осознанная как катастрофа. Вынужденная утомительная многолетняя офицерская служба. Трагическая любовь, закончившаяся гибелью любимого человека. Женитьба по расчёту и, наконец, злобное недоброжелательство критики, равнодушие читателей.

Да, более страшного испытания в жизни людей, пожалуй, не было. Тогда и поймёшь, чем были для него стихи. Спасением и последним прибежищем.

Работа с эпиграфом

„Искусство нам дано, чтобы не умереть от истины…“
„Kunst ist uns gegeben, um von der Wahrheit zu sterben...“
Ф.Ницше

- Как вы думаете, согласился бы А.А.Фет с этим высказыванием?

Афанасий Афанасьевич Фет, конечно, согласился бы с этим высказыванием, которое абсолютно выражает мнение самого поэта о предназначении искусства: “ Мы постоянно искали в поэзии единственного убежища от всяких житейских скорбей…”

Итак, искусство – “убежище от житейских скорбей”, именно поэтому оно не должно касаться ничтожных, тягостных житейских вопросов!



Домашнее задание

Сравнить стихотворение А.А. Фета “Сияла ночь…” и стихотворение А.С. Пушкина “Я помню чудное мгновенье” или “Я тебе ничего не скажу” А. Фета и А.С. Пушкина “Я вас любил”. Что их объединяет, чем различны?



Просмотр содержимого документа
«Стихотворения к уроку»

Я пришел к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;


Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой;


Рассказать, что с той же страстью,

Как вчера, пришел я снова,

Что душа все так же счастью

И тебе служить готова;


Рассказать, что отовсюду

На меня весельем веет,

Что не знаю сам, что буду

Петь - но только песня зреет.

1843



Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод,

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы,

Этот говор вод,


Эти ивы и березы,

Эти капли - эти слезы,

Этот пух - не лист,

Эти горы, эти долы,

Эти мошки, эти пчелы,

Этот зык и свист,


Эти зори без затменья,

Этот вздох ночной селенья,

Эта ночь без сна,

Эта мгла и жар постели,

Эта дробь и эти трели,

Это всё - весна.

1881 (?)



Шепот, робкое дыханье.

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья.


Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,


В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!..

1850



Над озером лебедь в тростник протянул,

В воде опрокинулся лес,

Зубцами вершин он в заре потонул,

Меж двух изгибаясь небес.


И воздухом чистым усталая грудь

Дышала отрадно. Легли

Вечерние тени.- Вечерний мой путь

Краснел меж деревьев вдали.


А мы - мы на лодке сидели вдвоем,

Я смело налег на весло,

Ты молча покорным владела рулем,

Нас в лодке как в люльке несло.


И детская челн направляла рука

Туда, где, блестя чешуей,

Вдоль сонного озера быстро река

Бежала как змей золотой.


Уж начали звезды мелькать в небесах...

Не помню, как бросил весло,

Не помню, что пестрый нашептывал флаг,

Куда нас потоком несло!



Печальная береза

У моего окна,

И прихотью мороза

Разубрана она.


Как гроздья винограда,

Ветвей концы висят,-

И радостен для взгляда

Весь траурный наряд.


Люблю игру денницы

Я замечать на ней,

И жаль мне, если птицы

Стряхнут красу ветвей.

1842



Какая ночь! На всём какая нега!

Благодарю, родной полночный край!

Из царства льдов, из царства вьюг и снега

Как свеж и чист твой вылетает май!


Какая ночь! Все звёзды до единой

Тепло и кротко в душу смотрят вновь,

И в воздухе за песнью соловьиной

Разносится тревога и любовь.


Берёзы ждут. Их лист полупрозрачный

Застенчиво манит и тешит взор.

Они дрожат. Так деве новобрачной

И радостен и чужд её убор.


Нет, никогда нежней и бестелесней

Твой лик, о ночь, не мог меня томить!

Опять к тебе иду с невольной песней,

Невольной - и последней, может быть.

1857



Ты отстрадала, я еще страдаю,

Сомнением мне суждено дышать,

И трепещу, и сердцем избегаю

Искать того, чего нельзя понять.


А был рассвет! Я помню, вспоминаю

Язык любви, цветов, ночных лучей.-

Как не цвести всевидящему маю

При отблеске родном таких очей!


Очей тех нет - и мне не страшны гробы,

Завидно мне безмолвие твое,

И, не судя ни тупости, ни злобы,

Скорей, скорей в твое небытие!

4 ноября 1878



Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

Лучи у наших ног в гостиной без огней.

Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,

Как и сердца у нас за песнею твоей.


Ты пела до зари, в слезах изнемогая,

Что ты одна - любовь, что нет любви иной,

И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой.


И много лет прошло, томительных и скучных,

И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,

И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,

Что ты одна - вся жизнь, что ты одна - любовь,


Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,

А жизни нет конца, и цели нет иной,

Как только веровать в рыдающие звуки,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

2 августа 1877



Еще люблю, еще томлюсь

Перед всемирной красотою

И ни за что не отрекусь

От ласк, ниспосланных тобою.


Покуда на груди земной

Хотя с трудом дышать я буду,

Весь трепет жизни молодой

Мне будет внятен отовсюду.


Покорны солнечным лучам,

Там сходят корни в глубь могилы

И там у смерти ищут силы

Бежать навстречу вешним дням.

1890



На заре ты ее не буди,

На заре она сладко так спит;

Утро дышит у ней на груди,

Ярко пышет на ямках ланит.


И подушка ее горяча,

И горяч утомительный сон,

И, чернеясь, бегут на плеча

Косы лентой с обеих сторон.


А вчера у окна ввечеру

Долго-долго сидела она

И следила по тучам игру,

Что, скользя, затевала луна.


И чем ярче играла луна,

И чем громче свистал соловей,

Все бледней становилась она,

Сердце билось больней и больней.


Оттого-то на юной груди,

На ланитах так утро горит.

Не буди ж ты ее, не буди...

На заре она сладко так спит!

1842



Я тебе ничего не скажу,

И тебя не встревожу ничуть,

И о том, что я молча твержу,

Не решусь ни за что намекнуть.


Целый день спят ночные цветы,

Но лишь солнце за рощу зайдет,

Раскрываются тихо листы,

И я слышу, как сердце цветет.


И в больную, усталую грудь

Веет влагой ночной... я дрожу,

Я тебя не встревожу ничуть,

Я тебе ничего не скажу.

2 сентября 1885



Как беден наш язык! - Хочу и не могу.-

Не передать того ни другу, ни врагу,

Что буйствует в груди прозрачною волною.

Напрасно вечное томление сердец,

И клонит голову маститую мудрец

Пред этой ложью роковою.


Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук

Хватает на лету и закрепляет вдруг

И темный бред души и трав неясный запах;

Так, для безбрежного покинув скудный дол,

Летит за облака Юпитера орел,

Сноп молнии неся мгновенный в верных лапах.

11 июня 1887

Просмотр содержимого презентации
«Репродукции картин художников-импрессионистов»

Репродукции картин художников-импрессионистов

Репродукции картин художников-импрессионистов

Игорь Грабарь «Февральская лазурь»

Игорь Грабарь «Февральская лазурь»

Игорь Грабарь «Мартовский снег»

Игорь Грабарь «Мартовский снег»

Клод Моне «Впечатление. Восход солнца»

Клод Моне «Впечатление. Восход солнца»

Клод Моне «Кувшинки»

Клод Моне «Кувшинки»

Клод Моне «Поле маков»

Клод Моне «Поле маков»

Эдгар Дега «Голубые танцовщицы»

Эдгар Дега «Голубые танцовщицы»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Конспект урока в 10 классе на тему "Природа и человек в лирике А.А.Фета"

Автор: Петрова Наталья Васильевна

Дата: 14.03.2015

Номер свидетельства: 186537


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства