№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты |
Личностные | Метапредметные | Предметные |
11 | Мотивационная беседа | Вопросы по высказыванию: «Это была трагедия народа, а у вас – только трагедия матери и сына» (А. Солженицын) (Приложение №1) | Рассуждения учащихся. Формулируют проблемный вопрос урока, опираясь на высказывание А. Солженицына. | | Умение подбирать аргументы при обсуждении высказывания | |
3 2 | Организационный момент | Обращает внимание учащихся на тему урока и на связь её с предыдущей темой. Когда уч-ся определили связь уроков, предлагает конкретизировать тему урока. | Запись даты и темы урока: «Тема материнской судьбы в поэме А.Ахматовой «Реквием» ». Говорят о взаимосвязи уроков, посвящённых творчеству А.А.Ахматовой. Высказывания о портрете А. Ахматовой. (Приложение № 2) | Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения. Следование в поведении моральным и этическим требованиям. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Знание изученного материала по биографии А.А.Ахматовой. |
3 3 | Актуализация знаний учащихся | Предлагает учащимся вспомнить, что они знают по биографии А.А.Ахматовой. (Приём «Ассоциативный ряд») Фиксирует ответы учащихся на доске в форме таблицы «Знаю/Хочу знать» в графе «Знаю». | Вспоминают факты биографии, продолжая ассоциативный ряд из фотографий, стихотворений, сборников…). | Проявление познавательной активности | Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Развитие умения анализировать, сравнивать и сопоставлять. | Повторение изученного материала. |
44 | Целеполагание | Обращает внимание учащихся на строки из поэмы «Реквием»: Магдалина билась и рыдала, Ученик любимый каменел, А туда, где молча Мать стояла, Так никто взглянуть и не посмел. (глава «Распятие») Конкретизирует цели урока. Фиксирует ответы учащихся на доске в форме таблицы «Знаю/Хочу знать» в графе «Хочу знать». | Выходят на цель урока и выстраивают последовательность урока через лексическую работу со словом «Мадонна, Дева Мария», соотносят образ Матери в поэме и Библии. | | Развитие умения постановки познавательной цели. Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. | |
7 5 | Творческое применение и добывание знаний | Мотивирует учащихся на творческую работу ( работа с текстом). Вводит учащихся в атмосферу поэмы, настроения лирической героини посредством музыкального сопровождения ( «Реквием» Моцарта (аудиозапись)). Создаёт проблемную ситуацию для анализа названия поэмы «Реквием» через сопоставление названия музыкального и литературного произведения. Организует выступление «докладчика» на тему «Историческая справка о судьбе Л.Гумилева» (Приложение №3) | Отвечают на вопросы учителя: 1.Кто автор самого знаменитого музыкального "Реквиема"? 2.Ваше впечатление? 3.Как вы можете охарактеризовать это музыкальное произведение? 4. Какие эмоции оно рождает? 5.Что такое реквием? 6. Почему так названа поэма? (Работают со словарями.) Сообщение учащегося о судьбе Л.Гумилёва | Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности. Проявляют познавательную самостоятельность и активность Осознание ответственности за общее дело (работа в паре) Учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности. | Выполнение действий по заданному алгоритму. Контроль деятельности по ходу выполнения задания. Высказывание и аргументация своего мнения. Продолжать работать над формированием умений ориентироваться в полученной информации. по ходу выполнения задания. | Работа со справочной литературой, определение лексического значения слов Грамотное построение устного высказывания. Систематизация знаний по теме |
6 | Рефлексия | Акцентирует внимание учащихся на тему урока и цитату, данную в начале урока, проводит рефлексию. | Выявляют недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает для решения новых проблем, оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности. | Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности Понимать личную ответственность за результаты деятельности Самооценка на основе критерия успешности. | Рефлексия способов и условий действия. Оценивать свою деятельность на уроке. Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. | |
7 | Динамическая пауза (этап физической разрядки) | Предлагает обучающимся прослушать аудиозапись глав поэмы «Реквием» «Вместо предисловия» и «Посвящение» с целью снятия переутомления у детей и подготовки к следующему этапу урока. | Слушают аудиозапись главы поэмы «Вместо предисловия» и «Посвящение» | Установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. | Выполнение действий по образцу. | |
8 8 | Подготовка к восприятию образа Матери в поэме «Реквием» | Учитель обращает учащихся к тексту с целью характеристики образа. 1.Какие символы, образы позволяют воссоздать портрет Матери? 2.Какие художественные средства использует поэт, чтобы описать общее материнское горе? | Работают с текстом, цитаты фиксируют в тетрадь. Зачитывают цитаты из текста. | Уметь оформлять свои мысли в устной форме | Уметь проводить анализ по заданным критериям , сопоставлять. | Знание изобразительно-выразительных средств языка |
Обращается к классу с вопросом: «В какой главе тема единения с всеобщей народной болью позволяет воспринимать материнскую скорбь поэта как вселенскую?». Предлагает учащимся сформулировать вопросы к этой главе, отметить ключевые слова. | Чтение и анализ главы «Распятие». Работа с изобразительно-выразительными средствами языка (лексика). Работая с главой, опираются на Евангельские сюжеты. |
Создаёт ситуацию для исследовательской деятельности учащихся: демонстрация репродукции картин В. Васнецова «Плащаница», «Распятие». "Не рыдай Мене, Мати" (Приложение № 4,5) Предлагает найти сходства Богородицы с состоянием Матери в поэме. Когда образ Богородицы появляется в поэме? С чем ассоциируется сцена ареста сына? (с выносом тела). Предлагает поразмышлять над тезисом: «В поэме боль матери - от русской крестьянки петровских времен до Богородицы и современной женщины». | Работают в парах. Анализируя поэму, отмечают, что образ Богородицы появляется в нескольких главах: «Распятие» и «Эпилог». Сопоставляют библейские мотивы с образами в поэме. Доказывают, зачитывая строки. Рассуждения учащихся. Приходят к выводу о вселенском горе. | Осознание ответственности за общее дело (работа в паре) | Контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания. | Грамотное построение устного высказывания. |
9 | Рефлексия Закрепление изученного | Возвращается к высказыванию А.Солженицына: «Это была трагедия народа, а у вас – только трагедия матери и сына». Проблемный вопрос: Трагедия народа или трагедия матери и сына? Предлагает написать Синквейн по теме: «Образ Матери» (Приложение № 6) | Рассуждают, делают выводы, доказывают свою точку зрения. Каждый пишет Синквейн. Зачитывают, анализируют. | Учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности | Сравнение. Высказывание и аргументация своего мнения. Самостоятельно выполнять задания, используя свои знания | Закрепление знаний по изученной теме. Уместное использование терминов. Повторение частей речи. |
10 | Рефлексия | Возвращение к теме урока. Обращает внимание на таблицу «Знаю/Хочу знать». Подводит итоги совместной и индивидуальной деятельности учеников | Оценивают своё «Я» после урока: «Перечитывая «Реквием» я: задумался… | Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности Понимать личную ответственность за результаты деятельности Самооценка на основе критерия успешности. | Рефлексия способов и условий действия. Оценивать свою деятельность на уроке. Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. | . |
11 | Домашнее задание | 1.Творческая работа (на выбор) «Образ Матери на страницах литературных произведений» «О чём заставила задуматься вас поэма Ахматовой «Реквием»? 2.Составить поэтический альбом по творчеству А.А.Ахматовой. | Самостоятельно выбирают уровень для выполнения домашнего задания | Планируют свои действия в соответствии с самооценкой | | Осуществляют актуализацию полученных знаний в соответствии с уровнем усвоения |
112 | Подведение итогов | Комментирует ответы и оценки учащихся. | | | | |
1.А.Ахматова. Стихотворения. Поэмы.-М.: Олимп; ООО «Издательство» АСТ», 2000 – 752 с. – (Школа классики).
2. Базовый учебник: «Литература» 11 класс, под ред. Курдюмовой Т.Я. Дрофа, 2013 г.
Об этом рисунке Евг. Замятин писал: "Портрет Ахматовой – или, точней: портрет бровей Ахматовой. От них – как облака – легкие, тяжелые тени по лицу, и в них – столько утрат. Они, как ключ в музыкальной пьесе: поставлен этот ключ – и слышишь, что говорят глаза, траур волос, черные четки на гребне".
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).