kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока словесности "Отношения матери ребенка" (по сказке Л.Петрушевской)

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Тема урока:                        Отношения матери и  ребенка

                               (по сказке Л.Петрушевской «Мальчик-бубенчик»).

Цели: 

1)продолжать знакомство с литературными сказками, его признаками; 2)развивать умение сопоставлять фольклорное произведение с авторским; характеризовать героев на основе его поступков; 3)воспитывать понимание истинных ценностей в жизни – отношений в семье, воздаяния за родительское добро. 

Ход урока.

  1. Стадия вызова.

Ребята, дома вы прочитали сказку Л Петрушевской «Мальчик-бубенчик».

- Понравилась ли вам сказка?

- Попробуйте сформулировать по данной сказке вопросы, ответы на которые вы хотели бы получить к концу урока. Работаете в группах. Каждая группа составляет 2-3 вопроса. Вопросы запишите на листах.

Уч-ся в группах составляют вопросы, затем вывешивают на доске.

Спикер группы зачитывает вопросы для всего класса. Прослушав и обсудив их, выходим на тему урока.

- Как вы думаете, что мы сегодня будем обсуждать на уроке?

(Отношения в семье между родителями и ребенком, любовь, взаимопомощь, взаимопонимание в семье)

  1. Осмысление содержания.

1) Прием Фишбоун (рыбный скелет). Работа в группах.

- Ребята, а теперь я хочу предложить вам поработать со схемой в виде рыбы, которая называется  Фишбоун. Голова рыбы – это вопрос, верхние и нижние косточки – основные понятия,  хвост – ответ на вопрос.

     Итак, вопрос, на который нам нужно найти ответ, подобрав основные понятия,  – можно ли произведение Л.Петрушевской «Мальчик-бубенчик» назвать сказкой? В верхней части рыбы вы кратко запишете сказочные элементы, а в нижней части – современные реалии.

После обсуждения одна группа выходит к доске и записывает на верхних косточках сказочные элементы, на нижних косточках - современные реалии, другие группы дополняют их ответ.

Сказочные элементы: зачин «жил-был…»,  предметы-обереги (колокольчик), сказочный персонаж (колдун), табу, нарушение запрета – беда, счастливый конец, композиция.

Современные реалии: маленький грязный лес с консервами, дом с балконом, телевизор, магазин, парк, отпуск.

Вывод: произведение Петрушевской можно назвать сказкой, это подтверждают сказочные элементы, но перед нами литературная сказка, она написана нашей современницей и выражает авторское, (а не народное, как в фольклоре) понимание того, как устроен мир, ведь сказка всегда об этом: об общих законах бытия.     

2) Таблица РАФТ.

         - А теперь попробуем разобраться, чему учит сказка Петрушевской. Я предлагаю вам поработать с таблицей РАФТ.

Ребята в группах составляют письмо от лица героев или от своего лица в зависимости от того, какая роль им выпадет.

Мальчик (матери)

Письмо-просьба о прощении  "Я был не прав, что ослушался тебя"

Мама (сыну)

Письмо-упрек и похвала "Ты не подумал о последствиях своих действий"

Колдун (современным людям) 

Письмо - оправдание "Я хотел только тишины и покоя"

Мальчик (современным мальчикам и девочкам)

Письмо-наставление  "Не забывайте, что родители любят нас"

Современные мальчики и девочки

Письмо- понимание "Твой пример для нас наука"

  1. Рефлексия.

Написать эссе «Что я понял сегодня на уроке, а на какие вопросы я не получил ответа».

  1. Домашнее задание.

Прочитать сказку «Нос», составить 1 толстый и 2 тонких вопроса по сказке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока словесности "Отношения матери ребенка" (по сказке Л.Петрушевской) »

Тема урока: Отношения матери и ребенка

(по сказке Л.Петрушевской «Мальчик-бубенчик»).

Цели:

1)продолжать знакомство с литературными сказками, его признаками; 2)развивать умение сопоставлять фольклорное произведение с авторским; характеризовать героев на основе его поступков;

3)воспитывать понимание истинных ценностей в жизни – отношений в семье, воздаяния за родительское добро.

Ход урока.

  1. Стадия вызова.

Ребята, дома вы прочитали сказку Л Петрушевской «Мальчик-бубенчик».

- Понравилась ли вам сказка?

- Попробуйте сформулировать по данной сказке вопросы, ответы на которые вы хотели бы получить к концу урока. Работаете в группах. Каждая группа составляет 2-3 вопроса. Вопросы запишите на листах.

Уч-ся в группах составляют вопросы, затем вывешивают на доске.

Спикер группы зачитывает вопросы для всего класса. Прослушав и обсудив их, выходим на тему урока.

- Как вы думаете, что мы сегодня будем обсуждать на уроке?

(Отношения в семье между родителями и ребенком, любовь, взаимопомощь, взаимопонимание в семье)

  1. Осмысление содержания.

1) Прием Фишбоун (рыбный скелет). Работа в группах.

- Ребята, а теперь я хочу предложить вам поработать со схемой в виде рыбы, которая называется Фишбоун. Голова рыбы – это вопрос, верхние и нижние косточки – основные понятия, хвост – ответ на вопрос.

Итак, вопрос, на который нам нужно найти ответ, подобрав основные понятия, – можно ли произведение Л.Петрушевской «Мальчик-бубенчик» назвать сказкой? В верхней части рыбы вы кратко запишете сказочные элементы, а в нижней части – современные реалии.

После обсуждения одна группа выходит к доске и записывает на верхних косточках сказочные элементы, на нижних косточках - современные реалии, другие группы дополняют их ответ.

Сказочные элементы: зачин «жил-был…», предметы-обереги (колокольчик), сказочный персонаж (колдун), табу, нарушение запрета – беда, счастливый конец, композиция.

Современные реалии: маленький грязный лес с консервами, дом с балконом, телевизор, магазин, парк, отпуск.

Вывод: произведение Петрушевской можно назвать сказкой, это подтверждают сказочные элементы, но перед нами литературная сказка, она написана нашей современницей и выражает авторское, (а не народное, как в фольклоре) понимание того, как устроен мир, ведь сказка всегда об этом: об общих законах бытия.

2) Таблица РАФТ.

- А теперь попробуем разобраться, чему учит сказка Петрушевской. Я предлагаю вам поработать с таблицей РАФТ.

Ребята в группах составляют письмо от лица героев или от своего лица в зависимости от того, какая роль им выпадет.

Роль

Аудитория

Форма

Тема

Мальчик

Маме

Письмо-просьба

о прощении

Я был не прав, что ослушался тебя

Мама

Мальчику

Письмо-упрек и похвала

Ты не подумал о последствиях своих действий

Колдун

Современным людям

Письмо-оправдание

Я хотел только тишины и покоя

Мальчик

Современным мальчикам и девочкам

Письмо-наставление

Не забывайте, что родители любят нас

Современные мальчики и девочки

мальчику

Письмо- понимание

Твой пример для нас наука

  1. Рефлексия.

Написать эссе «Что я понял сегодня на уроке, а на какие вопросы я не получил ответа».

  1. Домашнее задание.

Прочитать сказку «Нос», составить 1 толстый и 2 тонких вопроса по сказке.






































































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект урока словесности "Отношения матери ребенка" (по сказке Л.Петрушевской)

Автор: Исабекова Гульнар Калкеновна

Дата: 04.11.2014

Номер свидетельства: 126200


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства