Конспект урока словесности "Отношения матери ребенка" (по сказке Л.Петрушевской)
Конспект урока словесности "Отношения матери ребенка" (по сказке Л.Петрушевской)
Тема урока: Отношения матери и ребенка
(по сказке Л.Петрушевской «Мальчик-бубенчик»).
Цели:
1)продолжать знакомство с литературными сказками, его признаками; 2)развивать умение сопоставлять фольклорное произведение с авторским; характеризовать героев на основе его поступков; 3)воспитывать понимание истинных ценностей в жизни – отношений в семье, воздаяния за родительское добро.
Ход урока.
Стадия вызова.
Ребята, дома вы прочитали сказку Л Петрушевской «Мальчик-бубенчик».
- Понравилась ли вам сказка?
- Попробуйте сформулировать по данной сказке вопросы, ответы на которые вы хотели бы получить к концу урока. Работаете в группах. Каждая группа составляет 2-3 вопроса. Вопросы запишите на листах.
Уч-ся в группах составляют вопросы, затем вывешивают на доске.
Спикер группы зачитывает вопросы для всего класса. Прослушав и обсудив их, выходим на тему урока.
- Как вы думаете, что мы сегодня будем обсуждать на уроке?
(Отношения в семье между родителями и ребенком, любовь, взаимопомощь, взаимопонимание в семье)
Осмысление содержания.
1) Прием Фишбоун (рыбный скелет). Работа в группах.
- Ребята, а теперь я хочу предложить вам поработать со схемой в виде рыбы, которая называется Фишбоун. Голова рыбы – это вопрос, верхние и нижние косточки – основные понятия, хвост – ответ на вопрос.
Итак, вопрос, на который нам нужно найти ответ, подобрав основные понятия, – можно ли произведение Л.Петрушевской «Мальчик-бубенчик» назвать сказкой? В верхней части рыбы вы кратко запишете сказочные элементы, а в нижней части – современные реалии.
После обсуждения одна группа выходит к доске и записывает на верхних косточках сказочные элементы, на нижних косточках - современные реалии, другие группы дополняют их ответ.
Сказочные элементы: зачин «жил-был…», предметы-обереги (колокольчик), сказочный персонаж (колдун), табу, нарушение запрета – беда, счастливый конец, композиция.
Современные реалии: маленький грязный лес с консервами, дом с балконом, телевизор, магазин, парк, отпуск.
Вывод: произведение Петрушевской можно назвать сказкой, это подтверждают сказочные элементы, но перед нами литературная сказка, она написана нашей современницей и выражает авторское, (а не народное, как в фольклоре) понимание того, как устроен мир, ведь сказка всегда об этом: об общих законах бытия.
2)Таблица РАФТ.
- А теперь попробуем разобраться, чему учит сказка Петрушевской. Я предлагаю вам поработать с таблицей РАФТ.
Ребята в группах составляют письмо от лица героев или от своего лица в зависимости от того, какая роль им выпадет.
Мальчик (матери)
Письмо-просьба о прощении "Я был не прав, что ослушался тебя"
Мама (сыну)
Письмо-упрек и похвала "Ты не подумал о последствиях своих действий"
Колдун (современным людям)
Письмо - оправдание "Я хотел только тишины и покоя"
Мальчик (современным мальчикам и девочкам)
Письмо-наставление "Не забывайте, что родители любят нас"
Современные мальчики и девочки
Письмо- понимание "Твой пример для нас наука"
Рефлексия.
Написать эссе «Что я понял сегодня на уроке, а на какие вопросы я не получил ответа».
Домашнее задание.
Прочитать сказку «Нос», составить 1 толстый и 2 тонких вопроса по сказке.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока словесности "Отношения матери ребенка" (по сказке Л.Петрушевской) »
Тема урока: Отношения матери и ребенка
(по сказке Л.Петрушевской «Мальчик-бубенчик»).
Цели:
1)продолжать знакомство с литературными сказками, его признаками; 2)развивать умение сопоставлять фольклорное произведение с авторским; характеризовать героев на основе его поступков;
3)воспитывать понимание истинных ценностей в жизни – отношений в семье, воздаяния за родительское добро.
Ход урока.
Стадия вызова.
Ребята, дома вы прочитали сказку Л Петрушевской «Мальчик-бубенчик».
- Понравилась ли вам сказка?
- Попробуйте сформулировать по данной сказке вопросы, ответы на которые вы хотели бы получить к концу урока. Работаете в группах. Каждая группа составляет 2-3 вопроса. Вопросы запишите на листах.
Уч-ся в группах составляют вопросы, затем вывешивают на доске.
Спикер группы зачитывает вопросы для всего класса. Прослушав и обсудив их, выходим на тему урока.
- Как вы думаете, что мы сегодня будем обсуждать на уроке?
(Отношения в семье между родителями и ребенком, любовь, взаимопомощь, взаимопонимание в семье)
Осмысление содержания.
1) Прием Фишбоун (рыбный скелет). Работа в группах.
- Ребята, а теперь я хочу предложить вам поработать со схемой в виде рыбы, которая называется Фишбоун. Голова рыбы – это вопрос, верхние и нижние косточки – основные понятия, хвост – ответ на вопрос.
Итак, вопрос, на который нам нужно найти ответ, подобрав основные понятия, – можно ли произведение Л.Петрушевской «Мальчик-бубенчик» назвать сказкой? В верхней части рыбы вы кратко запишете сказочные элементы, а в нижней части – современные реалии.
После обсуждения одна группа выходит к доске и записывает на верхних косточках сказочные элементы, на нижних косточках - современные реалии, другие группы дополняют их ответ.
Сказочные элементы: зачин «жил-был…», предметы-обереги (колокольчик), сказочный персонаж (колдун), табу, нарушение запрета – беда, счастливый конец, композиция.
Современные реалии: маленький грязный лес с консервами, дом с балконом, телевизор, магазин, парк, отпуск.
Вывод: произведение Петрушевской можно назвать сказкой, это подтверждают сказочные элементы, но перед нами литературная сказка, она написана нашей современницей и выражает авторское, (а не народное, как в фольклоре) понимание того, как устроен мир, ведь сказка всегда об этом: об общих законах бытия.
2)Таблица РАФТ.
- А теперь попробуем разобраться, чему учит сказка Петрушевской. Я предлагаю вам поработать с таблицей РАФТ.
Ребята в группах составляют письмо от лица героев или от своего лица в зависимости от того, какая роль им выпадет.
Роль
Аудитория
Форма
Тема
Мальчик
Маме
Письмо-просьба
о прощении
Я был не прав, что ослушался тебя
Мама
Мальчику
Письмо-упрек и похвала
Ты не подумал о последствиях своих действий
Колдун
Современным людям
Письмо-оправдание
Я хотел только тишины и покоя
Мальчик
Современным мальчикам и девочкам
Письмо-наставление
Не забывайте, что родители любят нас
Современные мальчики и девочки
мальчику
Письмо- понимание
Твой пример для нас наука
Рефлексия.
Написать эссе «Что я понял сегодня на уроке, а на какие вопросы я не получил ответа».
Домашнее задание.
Прочитать сказку «Нос», составить 1 толстый и 2 тонких вопроса по сказке.