kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "С.А.Есенин. Изображение малой родины в стихотворениях "Я покинул родимый дом...", "Низкий дом с голубыми ставнями".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока «С.А.Есенин. Изображение малой родины  в стихотво­рениях

                     «Я покинул родимый дом…»,

                     «Низкий дом с голу­быми ставнями».

Задачи урока:

  1. Образовательные: формировать представления о понятии «образ родины», выражение  «образа» в языковых средствах.
  2. Развивающие: формировать навыки познавательной и исследовательской деятельности, умения наблюдать, делать самостоятельные выводы; развивать коммуникативные способности детей.
  3. Воспитательные: прививать  любовь к родине, к родному краю и природе в тесной взаимосвязи с музыкой, искусством.

Оборудование урока: 

Презентация «Экскурсия в Константиново»,

аудиозапись стихотворений, музыкальные композиции,

 рисунки детей,

раздаточный материал,

карточки-опоры на каждого ученика.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока литературы в 5 классе»

Бутко Галина Владимировна, учитель русского языка и литературы

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Бродовская средняя общеобразовательная школа

Урок литературы в 5 классе



Тема урока «С.А.Есенин. Изображение малой родины в стихотво­рениях

«Я покинул родимый дом…»,

«Низкий дом с голу­быми ставнями».

Задачи урока:

  1. Образовательные: формировать представления о понятии «образ родины», выражение «образа» в языковых средствах.

  2. Развивающие: формировать навыки познавательной и исследовательской деятельности, умения наблюдать, делать самостоятельные выводы; развивать коммуникативные способности детей.

  3. Воспитательные: прививать любовь к родине, к родному краю и природе в тесной взаимосвязи с музыкой, искусством.

Оборудование урока:

Презентация «Экскурсия в Константиново»,

аудиозапись стихотворений, музыкальные композиции,

рисунки детей,

раздаточный материал,

карточки-опоры на каждого ученика.


Тип урока: урок получения новых знаний.

Моя лирика жива одной большой любовью,

любовью к Родине.

Чувство Родины – основное в моём творчестве.

С. Есенин

  1. Чтение на время

У каждого учащегося незнакомый текст, дети читают 1 минуту, результат записывают в таблицу «Техника чтения» (рабочая тетрадь)

  1. Повторение теоретического материала

Работа в парах

Девиз: «ПОМОГИТЕ ДРУГ ДРУГУ»

Гипербола

- чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета. Вводится в ткань произведения для большей выразительности, характерна для фольклора и жанра сатиры.

Метафора

- переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому

Олицетворение

- перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления

Сравнение

- изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим

Эпитет

- образное определение предмета, выраженного преимущественно прилагательным



Эпические произведения

Повествуют о событиях, происходящих с героями произведения

Жанры: рассказы, повести, романы

Лирические произведения

Передают чувства, мысли, переживания человека

Жанры: стихотворения

Драматические произведения

Изображают действия, в которых участвуют герои. Эти произведения предназначены для постановки на сцене. Жанры: пьесы, сценки



  1. Тест (на соответствие) – индивидуальная работа – выполняют все учащиеся

Гипербола


- перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления

Метафора

- образное определение предмета, выраженного преимущественно прилагательным

Олицетворение

- чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета. Вводится в ткань произведения для большей выразительности, характерна для фольклора и жанра сатиры.

Сравнение

- изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим

Эпитет

- переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому


Эпические произведения





Передают чувства, мысли, переживания человека

Жанры: стихотворения

Лирические произведения

Изображают действия, в которых участвуют герои. Эти произведения предназначены для постановки на сцене. Жанры: пьесы, сценки

Драматические произведения

Повествуют о событиях, происходящих с героями произведения

Жанры: рассказы, повести, романы

Работы сдаются учителю


  1. Вступительное слово (учитель читает отрывки из стихотворений)

Отговорила роща золотая
Березовым веселым языком…

И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о чем.


Тот, кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь,
Тот почти березке каждой
Ножки рад поцеловать.


Несказанное, синее нежное…
Тих мой край после бурь, после гроз
И душа моя – поле безбрежное –
Дышит запахом меда и роз.

- Кто написал эти строки?

- Давайте отправимся на экскурсию и узнаем, чьи это стихи?


  1. Презентация «Экскурсия в Константиново»

Экскурсоводы: 2 учащихся

Слайд 1

Но более всего

Любовь к родному краю

Меня томила,

Мучила и жгла…

Слайд 2

Есенинское небо над Россией
Раскинулось, как голубой шатер,
А в поле василек хрустально-синий
Ведет с ромашкой звонкий разговор.

Слайд 3

Рязань, рязанская земля... Места эти – исконно русские. Немало старинных сел разбросано среди полей и лесов этого раздольного края.

Слайд 4

Прямо перед глазами заливные луга, без конца и края до самого леса. По лугу широкой лентой раскинулась Ока. Синее небо чашей опрокинулось над нами. Тишина, простор

Слайд 5

Родина Сергея Есенина — село Константиново Рязанской об­ласти. Все лучшие произведения Есени­на о родине связаны с отчим домом, красотой его природы,

жиз­нью односельчан.

Слайд 6

В самом центре села стоит обычный деревянный дом с окнами на речной простор. Здесь родился и жил известный русский поэт. Заглянем внутрь

Слайд 7

В красном углу – иконы. У окна – стол, накрытый белой скатертью. На нем букетик полевых цветов в малой вазочке, а на стене у стола – похвальный лист Есенина в связи с окончанием школы. Рядом – семейные фотографии.

Слайд 8

На его столе, за которым он работал, лежали книги, бумаги, карандаши (Сергей редко писал чернилами), стояла настольная лампа, пепельница, появлялись букеты цветов. В его комнате всегда был идеальный порядок...»

Слайд 9

Слева у окна – кровать, на ней когда-то спал Сергей Есенин. Здесь же на вешалке – одежда мамы поэта, которую она носила в последние годы жизни.

Слайд 10

Обычная русская печь занимает добрую четверть избы. Дере­вянная полка с глиняными горшками-махотками, чашками, ух­ваты, приставленные к очагу... А теперь пройдемся по селу…

Слайд 11

В этой церкви было зарегистрировано рождение Сергея Есенина, и мальчик, часто посещал ее.

Слайд 12

Рядом с домом Есениных расположена одноэтажная деревянная земская начальная школа, которую Сергей Есенин закончил в 1909 году с похвальным листом.

Слайд 13

Это класс, в котором учился Сергей, за такими партами сидел поэт.

Слайд 14

Не мог не родиться среди этой божественной красоты поэт, наделённый Божьим даром, прославивший «страну берёзового ситца», «шестую часть земли/ С названьем кратким “Русь”».


- С творчеством какого поэта мы будем сегодня знакомиться?

- А как вы думаете, что мы будем изучать: рассказ, повесть, стихотворение? Почему?


  1. Проблемный вопрос

Тема нашего урока звучит так: «С.А.Есенин. Изображение малой родины в стихотво­рениях

«Я покинул родимый дом…»,

«Низкий дом с голу­быми ставнями».

Обратите внимание на наш проект «Моя малая родина», который мы выполнили в своих рисунках.

- А что называем мы своей «малой родиной»?

- Можно ли соотнести есенинские строки с нашей «малой родиной»?


  1. Анализ стихотворений

Работа в группе (2 группы)

Девиз: «ВЫСЛУШИВАЕМ МНЕНИЕ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА,

ВМЕСТЕ ОБСУЖДАЕМ,

ВМЕСТЕ ДЕЛАЕМ ВЫВОД»

План анализа стихотворения (раздается каждой группе)

  1. История создания стихотворения.

  2. Основная тема стихотворения.

  3. К какому роду относится данное стихотворение? Почему?

  4. Каково настроение стихотворения?

  5. Средства художественной изобразительности (тропы).

  6. Звук в стихотворении.

  7. Цвет в стихотворении.

  8. Личностное восприятие, истолкование, оценка.

«Я покинул родимый дом…»

1 группа

«Низкий дом с голубыми ставнями…»

2 группа

История создания стихотворений

1 учащийся


В 1912 году 17-летний Сергей Есенин, получив диплом сельского учителя, отказался от возможности преподавать в родной школе и отправился в Москву, чтобы попытаться устроиться на работу в газету. Будущий поэт тогда еще не подозревал, что покидает село Константиново навсегда.

В первые годы столичной жизни Есенин буквально бредил родным домом, однако из-за работы в типографии и учебы в университете у него не было возможности повидать отца и мать. А после революции он осознал, что уже никогда не сможет быть по-настоящему счастлив в Константиново. В 1918 году он написал стихотворение «Я покинул родимый дом…», наполненное грустью и болью оттого, что судьба сыграла с ним злую шутку, лишив родины, которую он боготворил.

2 учащийся

Уже будучи взрослым, проживая в городе, Сергей Есенин искренне тоскует по деревне, по ее природной красоте, по скромным, но честным жителям.

Так и стихотворение «Низкий дом с голубыми ставнями», написанное в 1924 году, в очередной раз возвращает автора в его деревенское детство и юность. Память поэта светла и чиста.


Прослушивание стихотворений (актерское чтение - аудиозапись)

- Какое общее чувство объединяет эти два стихотворения?

Самостоятельное чтение

Выделить слова, непонятные по смыслу

Словарная работа

Карточки – подсказки

Покинул – уехал

Березняк – берёзовый лес

Теплит – сохраняет, хранит

Распласталась – упала, легла

Пурга – вьюга, ветер





Словарная работа

Карточки – подсказки

Ставни – деревянные затворы к окнам

Глушь – заросшее место

Курлыканье –издаваемые звуки журавлём

Березь – берёзовый лес, который может расти на небогатых почвах.

Цветь - неприхотливые, мелко цветущие растения.

Выть - пашня, вспаханное поле.

Ракитник – ракитовый куст

Работа по пунктам 2,3,4

Основная тема стихотворения.

К какому роду относится данное стихотворение? Почему?

Каково настроение стихотворения?


Работа по пунктам 5,6,7

Средства художественной изобразительности (тропы).

Чувство любви к родному краю;
Чувство родства (связи) со всем, что окружает лирического героя.
– дом родимый (тепло говорит о доме);
– композиция 1-го и 2-го четверостиший: сначала о природе, затем о матери и об отце (полное слияние с природой)
– «старый клен головой на меня похож» «олицетворение наоборот»





Чувство любви, преданности своему дому.
Он постоянно вспоминает дом, родину; живет этими воспоминаниями.
– До сегодня еще мне снится
Наше поле, луга и лес…
– как бы я и хотел не любить,
Всё равно не могу научиться.
композиция стихотворения кольцевая:
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда.
(что бы ни случилось в жизни лирического героя, он всегда возвращается мыслями к родному дому – это его точка опоры).

– березняк над прудом;
– золотою лягушкой луна распласталась на тихой воде (сравнение);
– стережет голубую Русь старый клен (олицетворение).

– поле, луга и лес, принакрытые сереньким ситцем этих северных бедных небес (метафора, эпитеты);
– седые журавли с курлыканьем в тощие дали;
– березь да цветь; да ракитник, кривой и безлистный;
– под дешевеньким ситцем родимая выть.

Звук в стихотворении.

Долго петь и звенеть пурге

Листья целует дождь

Старый клен шумит

Тихая вода

Курлыканье журавлей

Слышались свисты

Шум ракитника

Цвет в стихотворении.

– голубая Русь (дважды)
Синий и голубой – любимые цвета поэта. Они усиливают ощущение необъятности просторов России.
– золотою лягушкой;
– березняк над прудом;
– яблонный цвет.

– серенький ситец небес;
– седые журавли;
– березь да цветь.

Работа по пункту 8

Личностное восприятие, истолкование, оценка.


Чтение стихотворения (работа в парах)


Чтение вслух – выразительность


Творческая работа

Нарисуйте словесный пейзаж

Прослушивание песен на стихи «Я покинул родимый дом…»,

«Низкий дом с голу­быми ставнями».


  1. Вывод (ответ на проблемный вопрос)

- А теперь, когда мы полностью проанализировали эти оба стихотворения, можем ли соотнести есенинские строки с нашей «малой родиной»?


  1. Оцени работу

Оцени свою работу на уроке:

В паре

1

2

3

4

5

В группе

1

2

3

4

5


  1. Рефлексия

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

  1. Домашнее задание

  1. Выучить наизусть одно из стихотворений «Я покинул родимый дом…» или

  1. «Низкий дом с голу­быми ставнями»,

  1. Подготовить отзыв (письменно) об одном стихотворении С.А.Есенина.

Просмотр содержимого презентации
«экскурсия в Константиново»

Сергей Есенин 3 октября 1895 г –  28 декабря 1925 г Но более всего Любовь к родному краю Меня томила, Мучила и жгла…

Сергей Есенин

3 октября 1895 г –

28 декабря 1925 г

Но более всего

Любовь к родному краю

Меня томила,

Мучила и жгла…

Есенинское небо над Россией  Раскинулось, как голубой шатер,  А в поле василек хрустально-синий  Ведет с ромашкой звонкий разговор.

Есенинское небо над Россией Раскинулось, как голубой шатер, А в поле василек хрустально-синий Ведет с ромашкой звонкий разговор.

Село Константиново Рязанская область

Село Константиново Рязанская область

Школа

Школа

Класс

Класс


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Бутко Галина Владимировна

Дата: 04.05.2015

Номер свидетельства: 208221


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства