Бутко Галина Владимировна, учитель русского языка и литературы
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Бродовская средняя общеобразовательная школа
Урок литературы в 5 классе
Тема урока «С.А.Есенин. Изображение малой родины в стихотворениях
«Я покинул родимый дом…»,
«Низкий дом с голубыми ставнями».
Задачи урока:
Образовательные: формировать представления о понятии «образ родины», выражение «образа» в языковых средствах.
Развивающие: формировать навыки познавательной и исследовательской деятельности, умения наблюдать, делать самостоятельные выводы; развивать коммуникативные способности детей.
Воспитательные: прививать любовь к родине, к родному краю и природе в тесной взаимосвязи с музыкой, искусством.
Оборудование урока:
Презентация «Экскурсия в Константиново»,
аудиозапись стихотворений, музыкальные композиции,
рисунки детей,
раздаточный материал,
карточки-опоры на каждого ученика.
Тип урока: урок получения новых знаний.
Моя лирика жива одной большой любовью,
любовью к Родине.
Чувство Родины – основное в моём творчестве.
С. Есенин
Чтение на время
У каждого учащегося незнакомый текст, дети читают 1 минуту, результат записывают в таблицу «Техника чтения» (рабочая тетрадь)
Повторение теоретического материала
Работа в парах
Девиз: «ПОМОГИТЕ ДРУГ ДРУГУ»
Гипербола | - чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета. Вводится в ткань произведения для большей выразительности, характерна для фольклора и жанра сатиры. |
Метафора | - переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому |
Олицетворение | - перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления |
Сравнение | - изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим |
Эпитет | - образное определение предмета, выраженного преимущественно прилагательным |
| |
Эпические произведения | Повествуют о событиях, происходящих с героями произведения Жанры: рассказы, повести, романы |
Лирические произведения | Передают чувства, мысли, переживания человека Жанры: стихотворения |
Драматические произведения | Изображают действия, в которых участвуют герои. Эти произведения предназначены для постановки на сцене. Жанры: пьесы, сценки |
Тест (на соответствие) – индивидуальная работа – выполняют все учащиеся
Гипербола | | - перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления |
Метафора | - образное определение предмета, выраженного преимущественно прилагательным |
Олицетворение | - чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета. Вводится в ткань произведения для большей выразительности, характерна для фольклора и жанра сатиры. |
Сравнение | - изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим |
Эпитет | - переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому |
|
Эпические произведения | | Передают чувства, мысли, переживания человека Жанры: стихотворения |
Лирические произведения | Изображают действия, в которых участвуют герои. Эти произведения предназначены для постановки на сцене. Жанры: пьесы, сценки |
Драматические произведения | Повествуют о событиях, происходящих с героями произведения Жанры: рассказы, повести, романы |
Работы сдаются учителю
Вступительное слово (учитель читает отрывки из стихотворений)
Отговорила роща золотая
Березовым веселым языком…
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о чем.
Тот, кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь,
Тот почти березке каждой
Ножки рад поцеловать.
Несказанное, синее нежное…
Тих мой край после бурь, после гроз
И душа моя – поле безбрежное –
Дышит запахом меда и роз.
- Кто написал эти строки?
- Давайте отправимся на экскурсию и узнаем, чьи это стихи?
Презентация «Экскурсия в Константиново»
Экскурсоводы: 2 учащихся
Слайд 1
Но более всего
Любовь к родному краю
Меня томила,
Мучила и жгла…
Слайд 2
Есенинское небо над Россией
Раскинулось, как голубой шатер,
А в поле василек хрустально-синий
Ведет с ромашкой звонкий разговор.
Слайд 3
Рязань, рязанская земля... Места эти – исконно русские. Немало старинных сел разбросано среди полей и лесов этого раздольного края.
Слайд 4
Прямо перед глазами заливные луга, без конца и края до самого леса. По лугу широкой лентой раскинулась Ока. Синее небо чашей опрокинулось над нами. Тишина, простор
Слайд 5
Родина Сергея Есенина — село Константиново Рязанской области. Все лучшие произведения Есенина о родине связаны с отчим домом, красотой его природы,
жизнью односельчан.
Слайд 6
В самом центре села стоит обычный деревянный дом с окнами на речной простор. Здесь родился и жил известный русский поэт. Заглянем внутрь
Слайд 7
В красном углу – иконы. У окна – стол, накрытый белой скатертью. На нем букетик полевых цветов в малой вазочке, а на стене у стола – похвальный лист Есенина в связи с окончанием школы. Рядом – семейные фотографии.
Слайд 8
На его столе, за которым он работал, лежали книги, бумаги, карандаши (Сергей редко писал чернилами), стояла настольная лампа, пепельница, появлялись букеты цветов. В его комнате всегда был идеальный порядок...»
Слайд 9
Слева у окна – кровать, на ней когда-то спал Сергей Есенин. Здесь же на вешалке – одежда мамы поэта, которую она носила в последние годы жизни.
Слайд 10
Обычная русская печь занимает добрую четверть избы. Деревянная полка с глиняными горшками-махотками, чашками, ухваты, приставленные к очагу... А теперь пройдемся по селу…
Слайд 11
В этой церкви было зарегистрировано рождение Сергея Есенина, и мальчик, часто посещал ее.
Слайд 12
Рядом с домом Есениных расположена одноэтажная деревянная земская начальная школа, которую Сергей Есенин закончил в 1909 году с похвальным листом.
Слайд 13
Это класс, в котором учился Сергей, за такими партами сидел поэт.
Слайд 14
Не мог не родиться среди этой божественной красоты поэт, наделённый Божьим даром, прославивший «страну берёзового ситца», «шестую часть земли/ С названьем кратким “Русь”».
- С творчеством какого поэта мы будем сегодня знакомиться?
- А как вы думаете, что мы будем изучать: рассказ, повесть, стихотворение? Почему?
Проблемный вопрос
Тема нашего урока звучит так: «С.А.Есенин. Изображение малой родины в стихотворениях
«Я покинул родимый дом…»,
«Низкий дом с голубыми ставнями».
Обратите внимание на наш проект «Моя малая родина», который мы выполнили в своих рисунках.
- А что называем мы своей «малой родиной»?
- Можно ли соотнести есенинские строки с нашей «малой родиной»?
Анализ стихотворений
Работа в группе (2 группы)
Девиз: «ВЫСЛУШИВАЕМ МНЕНИЕ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА,
ВМЕСТЕ ОБСУЖДАЕМ,
ВМЕСТЕ ДЕЛАЕМ ВЫВОД»
План анализа стихотворения (раздается каждой группе)
История создания стихотворения.
Основная тема стихотворения.
К какому роду относится данное стихотворение? Почему?
Каково настроение стихотворения?
Средства художественной изобразительности (тропы).
Звук в стихотворении.
Цвет в стихотворении.
Личностное восприятие, истолкование, оценка.
«Я покинул родимый дом…» 1 группа | «Низкий дом с голубыми ставнями…» 2 группа |
История создания стихотворений |
1 учащийся В 1912 году 17-летний Сергей Есенин, получив диплом сельского учителя, отказался от возможности преподавать в родной школе и отправился в Москву, чтобы попытаться устроиться на работу в газету. Будущий поэт тогда еще не подозревал, что покидает село Константиново навсегда. В первые годы столичной жизни Есенин буквально бредил родным домом, однако из-за работы в типографии и учебы в университете у него не было возможности повидать отца и мать. А после революции он осознал, что уже никогда не сможет быть по-настоящему счастлив в Константиново. В 1918 году он написал стихотворение «Я покинул родимый дом…», наполненное грустью и болью оттого, что судьба сыграла с ним злую шутку, лишив родины, которую он боготворил. | 2 учащийся Уже будучи взрослым, проживая в городе, Сергей Есенин искренне тоскует по деревне, по ее природной красоте, по скромным, но честным жителям. Так и стихотворение «Низкий дом с голубыми ставнями», написанное в 1924 году, в очередной раз возвращает автора в его деревенское детство и юность. Память поэта светла и чиста. |
Прослушивание стихотворений (актерское чтение - аудиозапись) - Какое общее чувство объединяет эти два стихотворения? |
Самостоятельное чтение Выделить слова, непонятные по смыслу |
Словарная работа Карточки – подсказки Покинул – уехал Березняк – берёзовый лес Теплит – сохраняет, хранит Распласталась – упала, легла Пурга – вьюга, ветер | Словарная работа Карточки – подсказки Ставни – деревянные затворы к окнам Глушь – заросшее место Курлыканье –издаваемые звуки журавлём Березь – берёзовый лес, который может расти на небогатых почвах. Цветь - неприхотливые, мелко цветущие растения. Выть - пашня, вспаханное поле. Ракитник – ракитовый куст |
Работа по пунктам 2,3,4 Основная тема стихотворения. К какому роду относится данное стихотворение? Почему? Каково настроение стихотворения? |
Работа по пунктам 5,6,7 |
Средства художественной изобразительности (тропы). |
Чувство любви к родному краю; Чувство родства (связи) со всем, что окружает лирического героя. – дом родимый (тепло говорит о доме); – композиция 1-го и 2-го четверостиший: сначала о природе, затем о матери и об отце (полное слияние с природой) – «старый клен головой на меня похож» «олицетворение наоборот» | Чувство любви, преданности своему дому. Он постоянно вспоминает дом, родину; живет этими воспоминаниями. – До сегодня еще мне снится Наше поле, луга и лес… – как бы я и хотел не любить, Всё равно не могу научиться. – композиция стихотворения кольцевая: Низкий дом с голубыми ставнями, Не забыть мне тебя никогда. (что бы ни случилось в жизни лирического героя, он всегда возвращается мыслями к родному дому – это его точка опоры). |
– березняк над прудом; – золотою лягушкой луна распласталась на тихой воде (сравнение); – стережет голубую Русь старый клен (олицетворение). | – поле, луга и лес, принакрытые сереньким ситцем этих северных бедных небес (метафора, эпитеты); – седые журавли с курлыканьем в тощие дали; – березь да цветь; да ракитник, кривой и безлистный; – под дешевеньким ситцем родимая выть. |
Звук в стихотворении. |
Долго петь и звенеть пурге Листья целует дождь Старый клен шумит Тихая вода | Курлыканье журавлей Слышались свисты Шум ракитника |
Цвет в стихотворении. |
– голубая Русь (дважды) Синий и голубой – любимые цвета поэта. Они усиливают ощущение необъятности просторов России. – золотою лягушкой; – березняк над прудом; – яблонный цвет. | – серенький ситец небес; – седые журавли; – березь да цветь. |
Работа по пункту 8 Личностное восприятие, истолкование, оценка. |
Чтение стихотворения (работа в парах) |
Чтение вслух – выразительность |
Творческая работа Нарисуйте словесный пейзаж |
Прослушивание песен на стихи «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями». |
Вывод (ответ на проблемный вопрос)
- А теперь, когда мы полностью проанализировали эти оба стихотворения, можем ли соотнести есенинские строки с нашей «малой родиной»?
Оцени работу
Оцени свою работу на уроке:
В паре | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
В группе | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Рефлексия
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Домашнее задание
Выучить наизусть одно из стихотворений «Я покинул родимый дом…» или
«Низкий дом с голубыми ставнями»,
Подготовить отзыв (письменно) об одном стихотворении С.А.Есенина.