Конспект урока русской литературы по теме: "М.В.Ломоносов. Особенности композиции, образы Елизаветы и Петра I в "Оде на день восшествия на престол."
Конспект урока русской литературы по теме: "М.В.Ломоносов. Особенности композиции, образы Елизаветы и Петра I в "Оде на день восшествия на престол."
Цели: Раскрыть своеобразие эпохи, в которой происходит становление поэта; определить своеобразие творчества Ломоносова, выражающееся в отражении проблем эпохи; показать новаторство и традиции в творчестве Ломоносова, познакомить с одой как жанром героической гражданской лирики с торжественным стилем выражения, ввести учащихся в художественный мир Ломоносова, вызвать у учащихся потребность осмыслить особенности его поэтики.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русской литературы по теме: "М.В.Ломоносов. Особенности композиции, образы Елизаветы и Петра I в "Оде на день восшествия на престол."»
Урок русской литературы в 8 классе.
Тема: М. В.Ломоносов. Особенности композиции «Оды на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны». Образы Елизаветы и Петра I в произведении. Цели: 1.Раскрыть своеобразие эпохи, в которой происходит становление поэта; определить своеобразие творчества Ломоносова, выражающееся в отражении проблем эпохи; показать новаторство и традиции в творчестве Ломоносова, познакомить с одой как жанром героической гражданской лирики с торжественным стилем выражения, ввести учащихся в художественный мир Ломоносова, вызвать у учащихся потребность осмыслить особенности его поэтики, проследить за своеобразием композиции произведения и развитием образов исторических лиц в оде Ломоносова;
2.Формировать навыки по анализу текста художественного произведения, в процессе анализа художественно-изобразительных приемов выявлять в тексте авторскую позицию и соотносить с ней собственные оценки героев, закреплять умение собирать материал для характеристики героя; развивать логичность мышления, умение сопоставлять, сравнивать, делать выводы, анализировать и обобщать; развивать творческое воображение и читательскую наблюдательность школьников, умение оценивать художественное произведение;
3.Способствовать воспитанию чувства патриотизма и гражданского долга на примере наследия М.В. Ломоносова, показать учащимся непреходящую ценность его од; поощрять стремление учащихся к наукам, познанию мира и себя
Тип урока : комбинированный урок. Содержание этапов урока:
Организационный момент.
Мотивационное начало урока. Постановка цели.
Повторение сформировнных умений и навыков , являющихся опорой.
Ознакомление с новыми умениями , показ образца формирования
Этап информации домашнего задания.
Методы: словесный, наглядный , продуктивный. Приемы: эвристическая беседа, анализ поэтического текста, выразительное чтение, устные выступления учащихся, применение технологии критического мышления. Основная форма работы на уроке: приём «Зигзаг»:1-2; 1-4-6;-4-12 -12; 12-1-12. Индивидуальная,парная, групповая, коллективная. Виды речевой деятельности: чтение ,говорение, слушание , письмо. Наглядности: Портреты М. В. Ломоносова, В. К. Тредиаковского, Петра I, Елизаветы Петровны , презентационные слайды, карточки с заданиями, таблица.
Ломоносов стоит впереди наших поэтов,
как вступление впереди книги.
Н.В. Гоголь
Ход урока: I. Организационный момент. Мотивационное начало урока. Постановка цели. Дерево знаний.. Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой. Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии. Те, кто выбрал красный, — желают общаться. Желтый — проявят активность. Синий — будут настойчивы. Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий. Мы продолжим работу над русской литературой первой половины XVIII века.
II.Историческая разминка. XVIII век - время парадоксов в русской жизни: рабства и просвещения, культуры и невежества. Какие исторические, политические и культурные события того времени Вам известны? Обратите внимание на портреты. Кого вы узнаёте? Петра I, Елизавету Петровну, Екатерину II, Павла 1. А о чём говорят цифры вокруг этих портретов?
1)1682-1725 – время правления Петра I , 1700-1721 - Северная война, 1703 г- основание Петербурга, 1707-1708 - крестьянская война под водительством К. Булавина , 1709-Полтавская битва, 1725г.- смерть Петра I, 1725 -основание Академии наук в России 2)1741-1761 -правление Елизаветы Петровны, 1755- основание Московского университета , 1756-1763 - Семилетняя война ,1756-1761- основание публичного театра в России, 1757- основание Академии художеств в России. 3) 1762-1796- правление Екатерины II, 1768-1774- Русско-турецкая война, 1773-1775 - крестьянская война под водительством Пугачева, 1782 -открытие Медного всадника Фальконе в Петербурге — 1782, 1787-1791 - война Турции с Россией. 4) 1796—1801 - правление Павла 1,1799-1815- Наполеоновские войны. Слово учителя: Как мы видим, Россией за этот век правили 4 императора. Всегда российскую землю одолевали как внешние, так и внутренние войны. Но вместе с тем Россия продолжала расти и в культурном отношении. Особенно большего развития и реформирования достигла она в первой половине XVIII века.
III.Литературный парад. . А какие поэты, писатели и драматурги творили в то время? ( ответы по представленным портретам)Феофан Прокопович (1681-1736), Кантемир (1709-1744)., Тредиаковский (1703-1769),Ломоносов (1711-1765), Сумароков (1717-1777)
Чуть позднее - это Херасков (1733-1807), Майков (1728-1778), Фонвизин (1744-1792),Державин (1743-1816), Радищев (1749-1802),Крылов (1768-1844), Карамзин (1766-1826) и другие. Слово учителя: «Первое десятилетие XVIII века являет собой удивительную картину взрыва творческих сил, энергии, предприимчивости. Трещит и рушится старый мир. Европа, ждавшая совсем не того, в ужасе и страхе глядит на возникающую Россию.»- пишет А.Н.Толстой. А что происходило с литературой? По каким правилам она создавала произведения или же это было лишь хаотическое движение в никуда? IV.Повторение сформировнных умений и навыков , являющихся опорой. Понятие о классицизме.Повторение теории литературы. «Понятийная разминка» по слайдам. 1 пара. Как эти понятия связаны с литературой XVIII века? ( Здесь указаны традиции и новаторство классицизма)
1
Древнерусская литература
Западноевропейская литература
Русский фольклор
Античная литература
2
Обличение пороков
Герой – русский, православный человек
Новая русская сатира, драма, проза.
Идеи государственности и просвещения
2пара. Это художественное направление зародилось во второй четверти XVIII века в творчестве зачинателей новой литературы. ».В центре внимания- абсолютная монархия ( во Франции- Людовик XIV( XVII век), в России- Пётр I (XVIII век). (Это классицизм – художественное направление (течение) в искусстве и литературе XVII – XVIII веков. В переводе от латинского- «образцовый». В основе этого направления- признание античного искусства высшим образцом, культ разума, рационализм, подражание природе, строгая сюжетно- композиционная организация). 3 пара. Расшифруйте эти ключевые слова. Каким понятием можно их объединить? 1.Природа.- 2.Античное искусство.- 3. Простота композиции .- 4. Общественная проблематика. 5. Цари, полководцы, государственные деятели.6.Подчинение жанрам.7. «Три штиля». 8. Положительные и отрицательные герои. 9, 10.Обладатель добродетели или порока. 11 «Триединство».
1.Принцип «подражания природе». 2.Ориентация на античное искусство. 3.Простота, стройность, логичность композиции произведения. 4.Патриотическая тематика и общественная, гражданская проблематика. 5.Основные герои – цари, полководцы, государственные деятели. Интерес к русской истории. 6. Строгая иерархия жанров. 7.Теория «трёх штилей». 8.Чёткое деление героев на положительных и отрицательных. 9.Выделение одной ведущей черты в характере героя. 10.«Система амплуа». 11.Правило «трёх единств». (Здесь перечислены эстетические принципы классицизма)
4 пара. Объясните цепочку: высокие - средние – низкие. (Речь идёт об основных жанрах классицизма.)
Не допускается смешение высокого и низкого жанров, ведущий жанр- трагедия. 5 пара. «Система амплуа». Герои классицизма. Заполните схему.
Герою своему искусно сохраните Черты характера среди любых событий. От недостойных чувств пусть будет он свободен И даже в слабостях могуч и благороден! Великие дела он должен совершать.
Служанка (помощница героини)
Идеальная героиня
Никола Буало. Поэтическое искусство.
Резонёр (высказывает мнение автора)
Обманутый отец.
Герои классицизма
Второй любовник ( неудачник)
Герой- любовник
6 пара. Дополните предложения и заполните схему. О чём идёт речь?
Время- 1 день
1
Место- 1 дом
Действие- 1 конфликт
Действие развивается …( не более суток)
Автор не должен переносить действие из…( одного места в другое)
( Одна сюжетная)…. ……. линия, количество ( действующих)…….. лиц ограничено.(5-10)
Это правило трёх единств.
Слово учителя: Первая половина XVIII века – это начало развития русской классической культуры, литературы, поэзии. Начало особое: мощное, энергичное, давшее толчок стремительному движению научной и художественной мысли. Теория и практика, наука и поэзия гармонично уживаются в одной творческой личности. В этом можно убедиться на примере жизненного и творческого пути М.В.Ломоносова.
V. Публичные выступления учащихся по подготовленным сообщениям (опережающие задания). 1.Сведения о жизни и деятельности М. В. Ломоносова. Реформаторская деятельность Ломоносова в области русского языка и литературы. М.В.Ломоносов (1711-1765)- сын поморского крестьянина. В 19 лет тайком от отца отправился учиться в Москву, обманом поступил в славяно-греко-латинскую академию. В 25 лет как лучший ученик был послан в Германию для изучения горного дела. Изучал языки, филологию, точные науки. Вернувшись в Россию, стал первым академиком, профессором химии, явился отцом новой русской науки и культуры. В 1755 году он открыл русский университет, который носит его имя. Механика, физика, химия, металлургия, астрономия, география, языковедение, поэзия – вот основные отрасли, в которых работал Ломоносов. И везде он сказал свое веское слово. М.В.Ломоносов произвел существенную реформу в области языкознания. Его заслугами являются: развитие литературы, очищение языка; он произвел существенную реформу в области языка; разработал правила грамматики русского языка, утвердил систему стихосложения. Этому посвящены его труды: «Учение о трех штилях», «О пользе книг церковных в российском языке», «Письмо о правилах российского стихотворства». 1.М. В. Ломоносов вывел зависимость стиля речи от присутствия в ней церковнославянских слов или русских из разговорной речи. Три группы слов: I (высокий штиль) II (средний штиль) III (низкий штиль)
Рука отверзаю(отворяю) пока, лишь
Слава взываю (зову) говорю
Ныне десница (рука) ручей
I – о делах важных, событиях значительных
II – научные сочинения, стихотворные послания к друзьям
III – комедии, песни, дружеские послания. 2.М.В.Ломоносов создал теорию “трех штилей”.Теория «трёх штилей» М.В.Ломоносова
Лексика
Жанры
Высокие
Средние
Низкие
Высокий: церковнославянизмы
+
Редко, не нарушая стиля
-
Средний: общеупотребительные слова
+
+
+
Низкий : разговорные, простонародные слова
-
+
+
Теория носила демократический характер: сузила круг употребления старославянских слов, приблизила литературный язык к разговорному. 2.Реформа стихосложения. Реформа стихосложения - важнейшее событие в истории литературы XVIII века. Она названа именами Тредиаковского и Ломоносова. В трудах Тредиаковского «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» и Ломоносова «Письмо о правилах российского стихотворства» более подробно описана возможность организации короткого стиха с упорядоченным ударением. Всё это сделало стих более музыкальным, показало необходимость ударения, учёт его места в стихе. Преобразования, введённые Тредиаковским и Ломоносовым, способствовали формированию ясного, чёткого, напевного стиха с организованным ударением. Верны слова А. Н. Радищева: “Ломоносов описал все слогом чистым и внятным”. Эта реформа стихосложения открыла колоссальные возможности русской поэзии, его реформирование русского литературного языка дало отечественной культуре мощное средство ее развития. Чтение стихотворения М. Ломоносова «Открой мне бывшие, о древность, времена»
Восторг внезапный ум пленил,
Ведёт на верх горы высокой,
Где ветр в лесах шуметь забыл,
В долине тишина глубокой.
Внимая нечто, ключ молчит,
Который завсегда журчит
И с шумом вниз стремится.
Лавровы вьются там венцы,
Там слух спешит во все концы;
Далече дым в полях курится
.
Определите размер этих стихов . М.Ю.Лермонтов. «Дары Терека» М.В.Ломоносов/
- Другие стихотворные размеры, предложенные М. Ломоносовым: ямб; хорей, анапест, дактиль и сочетание этих размеров.
3. Знакомство с одой как жанром героической гражданской лирики.
М.В.Ломоносов – лучший поэт своего времени. Он писал оды, трагедии, эпиграммы, басни. Ода – его любимый жанр. Ломоносов вошел в историю русской литературы как поэт -одописец. Оды Ломоносова всегда имеют в виду конкретную общественно-политическую ситуацию и содержат оценку тех или иных правительственных мероприятий, рекомендации или пожелания, которые поэт от имени нации представляет правительству. Ода выражает патриотическое, религиозное и философское воодушевление поэта. Она создаётся, как правило, по строгим нормам:
“высокий стиль речи”, изобилующий церковнославянизмами, строфа в десять стихов с твёрдой схемой рифм — абабввгддг.
Ломоносов видел возможность поднять в оде общеполитические проблемы, осмыслить явления в широком общегосударственном плане.
У Ломоносова есть “любимые” проблемы: Россия и мир, история России, её военные победы, счастье мирной жизни; поэта притягивает к себе фигура Петра I, волнуют вопросы науки, проблемы учёных. Теория литературы. Ода – торжественное лирическое стихотворение, воспевающее величественное в жизни и в природе, прославляющее героическое прошлое.
Ода писалась на торжественные случаи придворной жизни, часто к годовщинам восшествия на престол Елизаветы. Поэтому в них обязательно включалась похвала императрице. Ломоносов создавал жанр программной оды — оды-рекомендации. Примером произведения подобного рода является «Ода на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны, 1747 г.».
VI. «Литературное лото». Вопросы –выводы учащихся. - Каково творческое наследие Ломоносова? (поэма, 2 трагедии, 36 од, около 100 стихотворений, 17 учёных рассуждений, 10 учебников, 76 писем к разным лицам, более 350 официальных проектов и представлений.) -Считают, что поэтическое наследие Ломоносова разнообразно в жанровом отношении. Приведите конкретные примеры.( Это и низкие, сатирические и шуточные стихи(«Гимн бороде»), несколько любовных песен и басен «среднего штиля», философские стихотворения («Письмо о пользе стиха»), прозаические похвальные речи, трагедии(«Тамара и Селим»), написанные «высоким штилем» и другие. Особое место в творчестве поэта занимали оды). - Назовите основные темы од Ломоносова. (призыв к служению Отечеству, величие и слава России, тема идеального монарха, прославление науки) - Правда, что «Ода на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны, 1747 г.» была написана по заказу двора? ( Да, она была написана по заказу двора, она должна была быть прочитана публично и затем преподнесена императрице. Поэтому Ломоносов был обязан поставить в оде проблему, соответствующую интересам двора- проблему просвещённой монархии. Но вместе с тем он решает проблему служения Отечества в плане развития науки.)
VII. Объяснение нового материала Особенности композиции «Оды на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны, 1747 г.». Ода – жанр высокого стиля, позволяющая соединить в большом стихотворении лирику и публицистику, высказаться по вопросам, имеющим государственное значение. Ломоносов подчиняется законам одического жанра. Но при этом композиция произведения необычна: 1.Структура произведения полностью соответствует законам поэтики классицизма и имеет чёткое трёхчастное членение: вступление, главная часть и заключение. При этом вступление и заключение связаны как по содержанию, так и по форме и образуют единую «раму», в которую «вставлена » главная часть оды. 2.Во вступлении (1-2 строфы) обрывается слово- образ « тишина». Почему же тишина является «отрадой царей и царств», «блаженством сёл», «градов оградой». Слово- образ имеет «двойной характер», так как слово «Елизавета » в переводе на русский означает « тишина». 3.Главная часть разделяется на два самостоятельных отрезка: первый- 1-14 строфы, второй – 14 строфа – до заключения. Композиция первого раздела главной части составлена по линейно- ступенчатому принципу, в основе которого сравнение и логическая фигура Елизавета- Пётр I- Елизавета. Первые 14 строф имеют классическую трёхчастную форму: тезис- доказательство – вывод.
Тезис:Елизавета- просвещённая монархиня.
Доказательство: сравнение её с идеалом в лице Пётр I.
Вывод: «Сия тебе единой слава…».
4.Структура второго раздела главной части также имеет чёткую схему: проблема- тезис- развитие доказательства – вывод. Основная мысль – гимн науке- повторяется дважды: в начале и в конце раздела.
5. Заключение состоит из одной строфы: обратно хвала императрице. Композиция оды в целом очень цельная и продуманная.
VIII. Работа с текстом. Анализ «Оды на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны, 1747 г.».1.Слово учителя. По принципу « от части – к целому» с точки зрения композиционного строения произведения сегодня мы постараемся представить общую картину изображенного в произведении.
2.План анализа текста по предложенным фрагментам:
Выборочное чтение наизусть фрагмента из оды.
Тема в предложенном фрагменте
Лирический сюжет
Проблемы
Композиция.
Лирический герой. Основные образы
1.Работа 1 группы. Анализ текста с первой строфы по 13-ю строфу:
Царей и царств земных отрада,
Возлюбленная тишина,
Блаженство сел, градов ограда,
Коль ты полезна и красна!
Вокруг тебя цветы пестреют
И класы на полях желтеют;
Сокровищ полны корабли
Дерзают в море за тобою;
Ты сыплешь щедрою рукою
Свое богатство по земли.
Тема: Словно бы с высоты птичьего полета обозревает поэт села, города, колосящиеся хлебные нивы, бороздящие моря корабли. Они все овеяны и защищены "блаженной тишиной" – в России мир и покой. Лирический сюжет: Ода с первых строк посвящена прославлению императрицы Елизаветы Петровны. Автор восхваляет её прелести, акцентируя внимание на политике страны.
Проблема: Поэт высказывает свою главную и заветную идею: процветанию страны способствует мир, не войны. Композиция: Ломоносов стремится выдержать композиционные нормы жанра, то есть принцип построения одического стихотворения. В вводной части заявлены предмет воспевания и главная мысль произведения. Это – тезис. Вводная часть занимает в этой ломоносовской оде двенадцать строф. Лирический герой: Лирический голос поэта все отчетливее ведёт развитие повествования. Основные образы: Императрица входит в оду в следующей строфе как всеобъемлющая мирная тишина ("Душа ее зефира тише"). Очень интересный ход! С одной стороны, поэт выдерживает параметры хвалебного жанра ("краше Елисаветы" ничего не может быть в свете). Но с другой, – с первых строк произведения он твердо обозначил свою авторскую позицию. Поэт славит Елизавету на фоне строго следующих один за другим ее предшественников на троне. В царственной портретной галерее особо выделен отец нынешней правительницы Петр I. Это – кумир поэта. Читателю ясно из развернутой и высоко пафосной характеристики Петра, что именно от него переняла дочь эстафету великих дел. 2. Работа 2 группы. Анализ с 14-ой строфы по 22-ю.
Сия Тебе единой слава,
Монархиня, принадлежит,
Пространная Твоя держава,
О, как Тебя благодарит!
Воззри на горы превысоки,
Воззри в поля свои широки,
Где Волга, Днепр, где Обь течет;
Богатство в оных потаенно
Наукой будет откровенно,
Что щедростью Твоей цветет.
Тема: Развитие наук поможет освоить богатства Севера, сибирской тайги и Дальнего Востока. Тему решающей роли науки и просвещения в развитии страны Ломоносов ставит на поэтический пьедестал.
Лирический сюжет: Лирический пафос переходит от династии правителей к величественному образу Отчизны, к ее неисчерпаемым природным богатствам, громадным духовным и творческим возможностям. Достоинства "прекрасной Елисаветы" постепенно отходят на второй план. Мысли поэта заняты теперь другим. Русские моряки с помощью ученых- картографов открывают новые земли, прокладывая путь к "неведомым народам". Сам Плутон, мифический хозяин подземных богатств, вынужден уступить разработчикам полезных ископаемых Северных и Уральских (Рифейских) гор. Проблема: Главное, что выведет Россию в ряд мировых держав, это, по мысли поэта, новые поколения людей: образованные, просвещенные, преданные науке русские юноши.
О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих,
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте, ныне ободренны,
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха,
Науки пользуют везде:
Среди народов и в пустыне,
В градском саду и наеди´не,
В покое сладком и в труде.
Композиция: С четырнадцатой строфы ода вступает в свою основную часть. Замысел расширяется. Основная часть обосновывает, доказывает заявленный тезис о величии и могуществе воспеваемого предмета. Только что прочитанные строфы- это кульминация оды, высший ее лирический пик, вершина эмоционального одушевления Лирический герой: Меняются мысли автора, потому и меняется тематическое направление оды. Основные образы: Эпизодические, но значимые персонажи. Русские моряки, ученые- картографы, Плутон, мифический хозяин подземных богатств, разработчики полезных ископаемых Северных и Уральских гор, Колумб российский, охотник, где не метил луком, земледелец с секирным стукомОбраз Отчизны: Где Волга, Днепр, где Обь течет; там Лена чистой быстриной народы напояет; горы превысоки, поля широки, глубокие леса; скачущие елени, поющие птицы; сребро и злато истекает, драгой металл из гор. Работа 3 группы . Анализ финальной строфы. Тема: Восхваление Елизаветы. Финальная строфа вновь непосредственно обращена к Елизавете.
Лирический сюжет: Поэт как бы спохватывается, вспоминая, что ода посвящена официальному событию: ежегодно празднуемой дате восшествия на престол императрицы.
Тебе, о милости Источник,
О Ангел мирных наших лет!
Всевышний на того помощник,
Кто гордостью своей дерзнет,
Завидя нашему покою,
Против тебя восстать войною;
Тебя Зиждитель сохранит
Во всех путях беспреткновенну
И жизнь Твою благословенну
С числом щедрот Твоих сравнит.
Проблема: России нужен мир и не нужны войны.
Чьи это взгляды в большей степени, императрицы или самого поэта? В ответе на этот вопрос особенно важной оказывается третья строфа. В ней Елизавета представлена миротворицей, прекратившей все войны ради спокойствия и счастья россиян:
Когда на трон Она вступила,
Как Вышний подал ей венец,
Тебя в Россию возвратила,
Войне поставила конец;
Тебя прияв, облобызала:
– Мне полно тех побед, – сказала, –
Для коих крови льется ток.
Я Россов счастьем услаждаюсь,
Я их спокойством не меняюсь
На целый Запад и Восток.
Но в действительности Елизавета вовсе не была миротворицей! Воинственная правительница задумывала новые и новые походы на границах Российского государства. Военные сражения тяжелым бременем ложились на семьи русских людей-тружеников. Как мало соответствовала реальная Елизавета Петровна тому идеалу правительницы страны, который воссоздан в произведении! И каким нужно было быть не просто смелым, но дерзким человеком, чтобы расхваливать императрицу за внешнюю политику, противоположную той, которую она установила в отношении военных действий! Композиция: заключение (или финал) дает взгляд в будущее, в дальнейшее процветание и могущество прославляемых явлений
Лирический герой: Авторская позиция неизменна. Основные образы: ангел мирных наших лет
IX. «Блиц- опрос по цепочке» . Тонкие и толстые вопросы и ответы. Тонкие вопросы:1. -Как построена ода? (Елизавета – науки – Петр – Россия – будущее науки). 2.-Какой предстала Россия? (Россия – сокровище, широкое поле для деятельности просвещенного человека) 3.-Какие цели ставит автор перед правлением Елизаветы?( Быть щедрой во благо Отчизны). 4.-Что воспевает автор? (“Процветание” России, её богатства зависят от характера государственного правления). Толстые вопросы: 5.-Какими средствами достигается объединение двух «законченных» частей в единое целое? 1)они объединены общей идеей произведения: долг монарха перед Отечеством и долг передовых людей, учёных в служении Родине и наукам сливаются и выражаются в общую идею оды- долг перед Отечеством и служение ему превыше всего.2) обе части объединены тематически. Содействие развитию науки является частью деятельности монарха и в то же время это дело учёных, передовых людей. Тема науки входит составным элементом в оба раздела, объединяя их воедино.3) две части формально объединены одной «общей» строфой: 14 строфа служит заключением первой части и одновременно- началом второй части оды. 6.-Как относится автор к Петру I и Елизавете? (В одах Ломоносова создается образ идеального правителя, пекущегося о распространении просвещения, об успехах наук, об улучшении экономического положения и духовного роста своих подданных. В сознании передовых современников Ломоносова Петр I закрепился как царь-реформатор, обновитель России, а «дело Петрово» стало знаменем в борьбе за дальнейшее развитие страны. Неутомимый труженик, «строитель, плаватель, в морях герой», находившийся в народной гуще , «приемлющий» «тую же пищу», что и его солдаты, всегда «в поте, в пыли, в дыму, в пламени» - таков Петр у Ломоносова. Сам поэт из идеального образа Петра черпал средства и для изображения его преемниц — Елизаветы и отчасти Екатерины II, к которым обращено большинство его хвалебных од. 7.-Почему ода, посвящённая Елизавете, звучит торжественно, когда речь идёт о Петре I? (Ярчайшая фигура российской истории. “Великий” — пример для подражания. Ломоносов славит Петра за то, что его деятельность способствовала возвышению России и развитию науки, техники, просвещения.) 8.- Как бы вы определили главную тему оды? (Восхваление мира как основы развития науки, техники, просвещения; эта тема сочетается с темой величия, богатства, непобедимости Родины.) X.Определение художественных особенностей оды. Попытайтесь определить художественные особенности оды, помня о том, что ода Ломоносова прежде печатания читалась вслух во время праздника: а) ода строится как ораторское сочинение; б) излюбленный приём — “вопрошение”, за которым следует ответ; в) Ломоносов считал обращение великолепной, сильной, оживляющей фигурой; г) поэт активно использует тропы: сравнения, метафоры, метонимии, особенно гиперболы. Учащиеся находят в тексте примеры :
усеченные формы слов (“лира восхищенна”, “главу венчанну”, «Россию попранну», «Нева укреплена и окруженна», «новы плоды», «полезны труды»);
эпитеты (в полях кровавых, пламенные звуки; божественные науки, чистейшего ума, плач глубокий, счастливое подданство).
На доске и в тетрадях записываются признаки высокого стиля: оканье, архаизмы, приемы ораторской речи д) в речи много славянизмов( премены, град, злато, сребро, глас), библеизмов; е) размер: четырёхстопный ямб (Ломоносов считал, что ямбический размер, идя от безударности к ударению, “возносится вверх”, чем и вызывает впечатление “высокости и великолепия”).
XI. Выполнение творческих заданий: 1.Заполнение ассоциативной таблицы- сравнения образов Елизаветы и Петра I.
№
Образы
Лексическая цепочка
Ассоциации
1
Елизаветы
«Душа её зефира тише и зрак прекраснее рая»,
«Вышний подал ей венец»,
«Я счастьем россов услаждаюсь, я их спокойствием не меняюсь на целый запад и восток»,
« Ты крест несла рукою и на престол взвела с собою доброт своих прекрасный лик!»
«Твои щедроты ободряют наш дух и к бегу устремляют»
«Здесь в мире расширять науки изволила Елисавет»
Тишина
Спокойный взгляд
Избранная
Пропагандирующая спокойствие и благополучие
С красивой внешностью
Её содействие лучшим умам способствует быстрому продвижению науки
Тишина
Спокойствие
Щедрость
Благополучие
Красота
Ум
Красавица
Щедрая
Образованная
2
Петра I
«Послал в Россию Человека, каков не слыхан был от века.
Он вознёс главу, победами венчанну,
Россию, грубостью попранну, с собой возвысил до небес»
«В полях кровавых Марс страшился, свой меч в Петровых зря руках, и с трепетом Нептун чудился, взирая на российский флаг»
«Науки в Россию простирали руки, к сему монарху»
«Монарх к себе их призывает»
«Бессмертия достойный муж, блаженства нашего причина, завистливым отторжен роком»
«Музы воплем провожали пресветлый дух»
«Великой похвалы достоин»
Сверхчеловек, чудо
Достижения во
многих областях жизни России
Утвердил себя как лучшего полководца, а Россию как великую державу
Начало развития наук
Возможное содействие наукам при жизни
Смерть не позволила сделать это
И после смерти его помнят
Достойный похвалы монарх
Идеальность
Патриотизм
Ум
Труженик
Реформатор
Полководец
Достойный муж
Елизаветы
«твоей великодушной воле»,
«милости источник», «О, ангел мирных наших лет»,
«жизнь твою благославленну с числом щедрот твоих сравнит»
Надежда на содействие наукам
Миротворица
Достойная монархиня при условии развития науки, техники, просвещения
Великодушная
Миротворица
Щедрая
2.Передача содержания оды в прозаической форме с помощью составленного «словарика произведения» по ключевым словам.
1-3.Возлюбленная тишина- тихая душа- тишина и монархиня
4-6.Прекрасный лик монархини- её щедроты- Елисавет.
7-9. Человек, каков не слыхан был от века- меч в Петровых руках и российский флаг- Пётр I и божественны науки.
10-13.глубокий плач- путь пресветлого духа- Пётра I- великая Петрова дщерь и дверь к счастью – плачевный протяжный стон народа, армии по императору.
14-21.Счастливое подданство- чудеса в северной стране – чудеса, совершаемые человеком -великодушная воля монархини- Колумб российский- Реке подобен Океан- сребро, злато и драгой металл из гор Рифейских верхов.
22-23. Платоны и Невтоны российской земли – науки.
24.Щедроты ангела мирных лет.
33. «Издание иллюстраций оды»( отгадывание строф). .. 4.Напишите мини-сочинение «Обращение к Ломоносову»,в котором были бы ответы на следующие вопросы:
Чем для тебя оказался интересен 18-й век?
Что тебя удивило, заставило задуматься?
Какой вопрос ты, человек 21-го века, задал бы М.В.Ломоносову?
5.Написание своей оды.
XII .Итог урока. «Плюс-минус-интересно». В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
- Какие новые грани личности М.В. Ломоносова открыло для вас знакомство с его творчеством?
Исследователи творчества Ломоносова отмечают: русские поэты (в том числе и сам Пушкин) учились у Ломоносова, вольно или невольно заимствуя его образы, интонации, речения, так или иначе развивались с оглядкой на грандиозный поэтический мир, им созданный. Его реформа стихосложения открыла колоссальные возможности русской поэзии, его реформирование русского литературного языка дало отечественной культуре мощное средство ее развития.
Гением Ломоносова была создана новая русская литература. Он определил общественную роль поэзии в жизни страны, открыл перед ней возможности плодотворного развития. Гражданские темы, публицистическая страстность, патриотическая любовь к своему отечеству, выразительный, богатый язык, звучные, сильные ямбы силлабо-тонического стиха — все эти особенности стихов Ломоносова высоко поднимали русскую поэзию над тем, что было сделано до него. В этом заслуга известного всем «архангельского мужика, литератора и поэта, патриота и гражданина своей страны». XIII. Домашнее задание. Выучить наизусть понравившееся стихотворение М.В.Ломоносова. XIV.Самооценка активности на уроке.Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке предлагаю ребятам на листочке условно отмечать свои ответы:
1.На уроке я работал 2.Своей работой на уроке я 3.Урок для меня показался 4.За урок я 5.Мое настроение 6.Материал урока мне был