kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русской литературы по теме: "М.В.Ломоносов. Особенности композиции, образы Елизаветы и Петра I в "Оде на день восшествия на престол."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: Раскрыть своеобразие  эпохи, в которой происходит становление поэта; определить своеобразие творчества Ломоносова, выражающееся в отражении проблем эпохи; показать новаторство и традиции в творчестве Ломоносова, познакомить с одой как жанром героической гражданской лирики с торжественным стилем выражения, ввести учащихся в художественный мир Ломоносова, вызвать у учащихся потребность осмыслить особенности его  поэтики.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русской литературы по теме: "М.В.Ломоносов. Особенности композиции, образы Елизаветы и Петра I в "Оде на день восшествия на престол."»

Урок русской литературы в 8 классе.

Тема: М. В.Ломоносов. Особенности композиции «Оды на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны». Образы Елизаветы и Петра I в произведении. Цели: 1.Раскрыть своеобразие эпохи, в которой происходит становление поэта; определить своеобразие творчества Ломоносова, выражающееся в отражении проблем эпохи; показать новаторство и традиции в творчестве Ломоносова, познакомить с одой как жанром героической гражданской лирики с торжественным стилем выражения, ввести учащихся в художественный мир Ломоносова, вызвать у учащихся потребность осмыслить особенности его поэтики, проследить за своеобразием композиции произведения и развитием образов исторических лиц в оде Ломоносова;

2.Формировать навыки по анализу текста художественного произведения, в процессе анализа художественно-изобразительных приемов выявлять в тексте авторскую позицию и соотносить с ней собственные оценки героев, закреплять умение собирать материал для характеристики героя; развивать логичность мышления, умение сопоставлять, сравнивать, делать выводы, анализировать и обобщать; развивать творческое воображение и читательскую наблюдательность школьников, умение оценивать художественное произведение;

3.Способствовать воспитанию чувства патриотизма и гражданского долга на примере наследия М.В. Ломоносова, показать учащимся непреходящую ценность его од; поощрять стремление учащихся к наукам, познанию мира и себя

Тип урока : комбинированный урок. Содержание этапов урока:

  1. Организационный момент.

  2. Мотивационное начало урока. Постановка цели.

  3. Повторение сформировнных умений и навыков , являющихся опорой.

  4. Ознакомление с новыми умениями , показ образца формирования

  5. Этап информации домашнего задания.

Методы: словесный, наглядный , продуктивный. Приемы: эвристическая беседа, анализ поэтического текста, выразительное чтение, устные выступления учащихся, применение технологии критического мышления. Основная форма работы на уроке: приём «Зигзаг»:1-2; 1-4-6;-4-12 -12; 12-1-12. Индивидуальная, парная, групповая, коллективная. Виды речевой деятельности: чтение ,говорение, слушание , письмо. Наглядности: Портреты М. В. Ломоносова, В. К. Тредиаковского, Петра I, Елизаветы Петровны , презентационные слайды, карточки с заданиями, таблица.

Ломоносов стоит впереди наших поэтов,

как вступление впереди книги.       

Н.В. Гоголь

Ход урока: I. Организационный момент. Мотивационное начало урока. Постановка цели. Дерево знаний.. Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой. Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии. Те, кто выбрал красный, — желают общаться. Желтый — проявят активность. Синий — будут настойчивы. Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий. Мы продолжим работу над русской литературой первой половины XVIII века.

II.Историческая разминка. XVIII век - время парадоксов в русской жизни: рабства и просвещения, культуры и невежества. Какие исторические, политические и культурные события того времени Вам известны? Обратите внимание на портреты. Кого вы узнаёте? Петра I, Елизавету Петровну, Екатерину II, Павла 1. А о чём говорят цифры вокруг этих портретов?

1)1682-1725 – время правления Петра I , 1700-1721 - Северная война, 1703 г- основание Петербурга, 1707-1708 - крестьянская война под водительством К. Булавина , 1709-Полтавская битва, 1725г.- смерть Петра I, 1725 -основание Академии наук в России 2)1741-1761 -правление Елизаветы Петровны, 1755- основание Московского университета , 1756-1763 - Семилетняя война ,1756-1761- основание публичного театра в России, 1757- основание Академии художеств в России. 3) 1762-1796- правление Екатерины II, 1768-1774- Русско-турецкая война, 1773-1775 - крестьянская война под водительством Пугачева, 1782 -открытие Медного всадника Фальконе в Петербурге — 1782, 1787-1791 - война Турции с Россией. 4) 1796—1801 - правление Павла 1,1799-1815- Наполеоновские войны. Слово учителя: Как мы видим, Россией за этот век правили 4 императора. Всегда российскую землю одолевали как внешние, так и внутренние войны. Но вместе с тем Россия продолжала расти и в культурном отношении. Особенно большего развития и реформирования достигла она в первой половине XVIII века.

III.Литературный парад. . А какие поэты, писатели и драматурги творили в то время? ( ответы по представленным портретам)Феофан Прокопович (1681-1736), Кантемир (1709-1744)., Тредиаковский (1703-1769), Ломоносов (1711-1765), Сумароков (1717-1777)

Чуть позднее - это Херасков (1733-1807), Майков (1728-1778), Фонвизин (1744-1792),Державин (1743-1816), Радищев (1749-1802),Крылов (1768-1844), Карамзин (1766-1826) и другие. Слово учителя: «Первое десятилетие XVIII века являет собой удивительную картину взрыва творческих сил, энергии, предприимчивости. Трещит и рушится старый мир. Европа, ждавшая совсем не того, в ужасе и страхе глядит на возникающую Россию.»- пишет А.Н.Толстой. А что происходило с литературой? По каким правилам она создавала произведения или же это было лишь хаотическое движение в никуда? IV. Повторение сформировнных умений и навыков , являющихся опорой. Понятие о классицизме. Повторение теории литературы. «Понятийная разминка» по слайдам. 1 пара. Как эти понятия связаны с литературой XVIII века? ( Здесь указаны традиции и новаторство классицизма)

1

  • Древнерусская литература

  • Западноевропейская литература

  • Русский фольклор

  • Античная литература

2

  • Обличение пороков

  • Герой – русский, православный человек

  • Новая русская сатира, драма, проза.

  • Идеи государственности и просвещения



2пара. Это художественное направление зародилось во второй четверти XVIII века в творчестве зачинателей новой литературы. ».В центре внимания- абсолютная монархия ( во Франции- Людовик XIV( XVII век), в России- Пётр I (XVIII век). (Это классицизм – художественное направление (течение) в искусстве и литературе XVII – XVIII веков. В переводе от латинского- «образцовый». В основе этого направления- признание античного искусства высшим образцом, культ разума, рационализм, подражание природе, строгая сюжетно- композиционная организация). 3 пара. Расшифруйте эти ключевые слова. Каким понятием можно их объединить? 1.Природа.- 2.Античное искусство.- 3. Простота композиции .- 4. Общественная проблематика. 5. Цари, полководцы, государственные деятели.6.Подчинение жанрам.7. «Три штиля». 8. Положительные и отрицательные герои. 9, 10.Обладатель добродетели или порока. 11 «Триединство».

1.Принцип «подражания природе». 2.Ориентация на античное искусство. 3.Простота, стройность, логичность композиции произведения. 4.Патриотическая тематика и общественная, гражданская проблематика. 5.Основные герои – цари, полководцы, государственные деятели. Интерес к русской истории. 6. Строгая иерархия жанров. 7.Теория «трёх штилей». 8.Чёткое деление героев на положительных и отрицательных. 9.Выделение одной ведущей черты в характере героя. 10.«Система амплуа». 11.Правило «трёх единств». (Здесь перечислены эстетические принципы классицизма)

4 пара. Объясните цепочку: высокие - средние – низкие. (Речь идёт об основных жанрах классицизма.)

Высокие: трагедия, ода, эпопея. Средние: научная поэзия, элегия, послание. Низкие: комедия, басня, сатира.

Не допускается смешение высокого и низкого жанров, ведущий жанр- трагедия. 5 пара. «Система амплуа». Герои классицизма. Заполните схему.

Герою своему искусно сохраните Черты характера среди любых событий.
От недостойных чувств пусть будет он свободен
И даже в слабостях могуч и благороден!
Великие дела он должен совершать.

Служанка (помощница героини)

Идеальная героиня



Никола Буало. Поэтическое искусство.

Резонёр (высказывает мнение автора)

Обманутый отец.

Герои классицизма





Второй любовник ( неудачник)

Герой- любовник













6 пара. Дополните предложения и заполните схему. О чём идёт речь?

Время- 1 день



1



Место- 1 дом

Действие- 1 конфликт





  1. Действие развивается …( не более суток)

  2. Автор не должен переносить действие из…( одного места в другое)

  3. ( Одна сюжетная)…. ……. линия, количество ( действующих)…….. лиц ограничено.(5-10)

Это правило трёх единств.

Слово учителя: Первая половина XVIII века – это начало развития русской классической культуры, литературы, поэзии. Начало особое: мощное, энергичное, давшее толчок стремительному движению научной и художественной мысли. Теория и практика, наука и поэзия гармонично уживаются в одной творческой личности. В этом можно убедиться на примере жизненного и творческого пути М.В.Ломоносова.

V. Публичные выступления учащихся по подготовленным сообщениям (опережающие задания). 1.Сведения о жизни и деятельности М. В. Ломоносова. Реформаторская деятельность Ломоносова в области русского языка и литературы. М.В.Ломоносов (1711-1765)- сын поморского крестьянина. В 19 лет тайком от отца отправился учиться в Москву, обманом поступил в славяно-греко-латинскую академию. В 25 лет как лучший ученик был послан в Германию для изучения горного дела. Изучал языки, филологию, точные науки. Вернувшись в Россию, стал первым академиком, профессором химии, явился отцом новой русской науки и культуры. В 1755 году он открыл русский университет, который носит его имя. Механика, физика, химия, металлургия, астрономия, география, языковедение, поэзия – вот основные отрасли, в которых работал Ломоносов. И везде он сказал свое веское слово. М.В.Ломоносов произвел существенную реформу в области языкознания. Его заслугами являются: развитие литературы, очищение языка; он произвел существенную реформу в области языка; разработал правила грамматики русского языка, утвердил систему стихосложения. Этому посвящены его труды: «Учение о трех штилях», «О пользе книг церковных в российском языке», «Письмо о правилах российского стихотворства». 1.М. В. Ломоносов вывел зависимость стиля речи от присутствия в ней церковнославянских слов или русских из разговорной речи. Три группы слов: I (высокий штиль) II (средний штиль) III (низкий штиль)

Рука отверзаю(отворяю) пока, лишь

Слава взываю (зову) говорю

Ныне десница (рука) ручей

I – о делах важных, событиях значительных

II – научные сочинения, стихотворные послания к друзьям

III – комедии, песни, дружеские послания. 2.М.В.Ломоносов создал теорию “трех штилей”.Теория «трёх штилей» М.В.Ломоносова

Лексика

Жанры

Высокие

Средние

Низкие

Высокий: церковнославянизмы

+

Редко, не нарушая стиля

-

Средний: общеупотребительные слова

+

+

+

Низкий : разговорные, простонародные слова

-

+

+

Теория носила демократический характер: сузила круг употребления старославянских слов, приблизила литературный язык к разговорному. 2.Реформа стихосложения. Реформа стихосложения - важнейшее событие в истории литературы XVIII века. Она названа именами Тредиаковского и Ломоносова. В трудах Тредиаковского «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» и Ломоносова «Письмо о правилах российского стихотворства» более подробно описана возможность организации короткого стиха с упорядоченным ударением. Всё это сделало стих более музыкальным, показало необходимость ударения, учёт его места в стихе. Преобразования, введённые Тредиаковским и Ломоносовым, способствовали формированию ясного, чёткого, напевного стиха с организованным ударением. Верны слова А. Н. Радищева: “Ломоносов описал все слогом чистым и внятным”. Эта реформа стихосложения открыла колоссальные возможности русской поэзии, его реформирование русского литературного языка дало отечественной культуре мощное средство ее развития. Чтение стихотворения М. Ломоносова «Открой мне бывшие, о древность, времена»

Восторг внезапный ум пленил,

Ведёт на верх горы высокой,

Где ветр в лесах шуметь забыл,

В долине тишина глубокой.

Внимая нечто, ключ молчит,

Который завсегда журчит

И с шумом вниз стремится.

Лавровы вьются там венцы,

Там слух спешит во все концы;

Далече дым в полях курится

.

Определите размер этих стихов . М.Ю.Лермонтов. «Дары Терека» М.В.Ломоносов/

Те-рек во-ет дик и зло-бен (хорей) Вос-торг вне-зап-ный ум пле-нил (ямб)


- Другие стихотворные размеры, предложенные М. Ломоносовым: ямб; хорей, анапест, дактиль и сочетание этих размеров.

3. Знакомство с одой как жанром героической гражданской лирики.

М.В.Ломоносов – лучший поэт своего времени. Он писал оды, трагедии, эпиграммы, басни. Ода – его любимый жанр. Ломоносов вошел в историю русской литературы как поэт -одописец. Оды Ломоносова всегда имеют в виду конкретную общественно-политическую ситуацию и содержат оценку тех или иных правительственных мероприятий, рекомендации или пожелания, которые поэт от имени нации представляет правительству. Ода выражает патриотическое, религиозное и философское воодушевление поэта. Она создаётся, как правило, по строгим нормам:

высокий стиль речи”, изобилующий церковнославянизмами, строфа в десять стихов с твёрдой схемой рифм — абабввгддг.

Ломоносов видел возможность поднять в оде общеполитические проблемы, осмыслить явления в широком общегосударственном плане.

У Ломоносова есть “любимые” проблемы: Россия и мир, история России, её военные победы, счастье мирной жизни; поэта притягивает к себе фигура Петра I, волнуют вопросы науки, проблемы учёных. Теория литературы. Одаторжественное лирическое стихотворение, воспевающее величественное в жизни и в природе, прославляющее героическое прошлое.

Ода писалась на торжественные случаи придворной жизни, часто к годовщинам восшествия на престол Елизаветы. Поэтому в них обязательно включалась похвала императрице. Ломоносов создавал жанр программной оды — оды-рекомендации. Примером произведения подобного рода является «Ода на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны, 1747 г.».

VI. «Литературное лото». Вопросы –выводы учащихся. - Каково творческое наследие Ломоносова? (поэма, 2 трагедии, 36 од, около 100 стихотворений, 17 учёных рассуждений, 10 учебников, 76 писем к разным лицам, более 350 официальных проектов и представлений.) -Считают, что поэтическое наследие Ломоносова разнообразно в жанровом отношении. Приведите конкретные примеры.( Это и низкие, сатирические и шуточные стихи(«Гимн бороде»), несколько любовных песен и басен «среднего штиля», философские стихотворения («Письмо о пользе стиха»), прозаические похвальные речи, трагедии(«Тамара и Селим»), написанные «высоким штилем» и другие. Особое место в творчестве поэта занимали оды). - Назовите основные темы од Ломоносова. (призыв к служению Отечеству, величие и слава России, тема идеального монарха, прославление науки) - Правда, что «Ода на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны, 1747 г.» была написана по заказу двора? ( Да, она была написана по заказу двора, она должна была быть прочитана публично и затем преподнесена императрице. Поэтому Ломоносов был обязан поставить в оде проблему, соответствующую интересам двора- проблему просвещённой монархии. Но вместе с тем он решает проблему служения Отечества в плане развития науки.)

VII. Объяснение нового материала Особенности композиции «Оды на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны, 1747 г.». Ода – жанр высокого стиля, позволяющая соединить в большом стихотворении лирику и публицистику, высказаться по вопросам, имеющим государственное значение. Ломоносов подчиняется законам одического жанра. Но при этом композиция произведения необычна: 1.Структура произведения полностью соответствует законам поэтики классицизма и имеет чёткое трёхчастное членение: вступление, главная часть и заключение. При этом вступление и заключение связаны как по содержанию, так и по форме и образуют единую «раму», в которую «вставлена » главная часть оды. 2.Во вступлении (1-2 строфы) обрывается слово- образ « тишина». Почему же тишина является «отрадой царей и царств», «блаженством сёл», «градов оградой». Слово- образ имеет «двойной характер», так как слово «Елизавета » в переводе на русский означает « тишина». 3.Главная часть разделяется на два самостоятельных отрезка: первый- 1-14 строфы, второй – 14 строфа – до заключения. Композиция первого раздела главной части составлена по линейно- ступенчатому принципу, в основе которого сравнение и логическая фигура Елизавета- Пётр I- Елизавета. Первые 14 строф имеют классическую трёхчастную форму: тезис- доказательство – вывод.

Тезис:Елизавета- просвещённая монархиня.

Доказательство: сравнение её с идеалом в лице Пётр I.

Вывод: «Сия тебе единой слава…».

4.Структура второго раздела главной части также имеет чёткую схему: проблема- тезис- развитие доказательства – вывод. Основная мысль – гимн науке- повторяется дважды: в начале и в конце раздела.

5. Заключение состоит из одной строфы: обратно хвала императрице. Композиция оды в целом очень цельная и продуманная.

VIII. Работа с текстом. Анализ «Оды на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны, 1747 г.». 1.Слово учителя. По принципу « от части – к целому» с точки зрения композиционного строения произведения сегодня мы постараемся представить общую картину изображенного в произведении.

2.План анализа текста по предложенным фрагментам:

  • Выборочное чтение наизусть фрагмента из оды.

  • Тема в предложенном фрагменте

  • Лирический сюжет

  • Проблемы

  • Композиция.

  • Лирический герой. Основные образы

  • 1.Работа 1 группы. Анализ текста с первой строфы по 13-ю строфу:

  • Царей и царств земных отрада,

  • Возлюбленная тишина,

  • Блаженство сел, градов ограда,

  • Коль ты полезна и красна!

  • Вокруг тебя цветы пестреют

  • И класы на полях желтеют;

  • Сокровищ полны корабли

  • Дерзают в море за тобою;

  • Ты сыплешь щедрою рукою

  • Свое богатство по земли.

  • Тема: Словно бы с высоты птичьего полета обозревает поэт села, города, колосящиеся хлебные нивы, бороздящие моря корабли. Они все овеяны и защищены "блаженной тишиной" – в России мир и покой. Лирический сюжет: Ода с первых строк посвящена прославлению императрицы Елизаветы Петровны. Автор восхваляет её прелести, акцентируя внимание на политике страны.

  • Проблема: Поэт высказывает свою главную и заветную идею: процветанию страны способствует мир, не войны. Композиция: Ломоносов стремится выдержать композиционные нормы жанра, то есть принцип построения одического стихотворения. В вводной части заявлены предмет воспевания и главная мысль произведения. Это – тезис. Вводная часть занимает в этой ломоносовской оде двенадцать строф. Лирический герой: Лирический голос поэта все отчетливее ведёт развитие повествования. Основные образы: Императрица входит в оду в следующей строфе как всеобъемлющая мирная тишина ("Душа ее зефира тише"). Очень интересный ход! С одной стороны, поэт выдерживает параметры хвалебного жанра ("краше Елисаветы" ничего не может быть в свете). Но с другой, – с первых строк произведения он твердо обозначил свою авторскую позицию. Поэт славит Елизавету на фоне строго следующих один за другим ее предшественников на троне. В царственной портретной галерее особо выделен отец нынешней правительницы Петр I. Это – кумир поэта. Читателю ясно из развернутой и высоко пафосной характеристики Петра, что именно от него переняла дочь эстафету великих дел. 2. Работа 2 группы. Анализ с 14-ой строфы по 22-ю.

  • Сия Тебе единой слава,

  • Монархиня, принадлежит,

  • Пространная Твоя держава,

  • О, как Тебя благодарит!

  • Воззри на горы превысоки,

  • Воззри в поля свои широки,

  • Где Волга, Днепр, где Обь течет;

  • Богатство в оных потаенно

  • Наукой будет откровенно,

  • Что щедростью Твоей цветет.

  • Тема: Развитие наук поможет освоить богатства Севера, сибирской тайги и Дальнего Востока. Тему решающей роли науки и просвещения в развитии страны Ломоносов ставит на поэтический пьедестал.

  • Лирический сюжет: Лирический пафос переходит от династии правителей к величественному образу Отчизны, к ее неисчерпаемым природным богатствам, громадным духовным и творческим возможностям. Достоинства "прекрасной Елисаветы" постепенно отходят на второй план. Мысли поэта заняты теперь другим. Русские моряки с помощью ученых- картографов открывают новые земли, прокладывая путь к "неведомым народам". Сам Плутон, мифический хозяин подземных богатств, вынужден уступить разработчикам полезных ископаемых Северных и Уральских (Рифейских) гор. Проблема: Главное, что выведет Россию в ряд мировых держав, это, по мысли поэта, новые поколения людей: образованные, просвещенные, преданные науке русские юноши.

  • О вы, которых ожидает

  • Отечество от недр своих,

  • И видеть таковых желает,

  • Каких зовет от стран чужих,

  • О, ваши дни благословенны!

  • Дерзайте, ныне ободренны,

  • Раченьем вашим показать,

  • Что может собственных Платонов

  • И быстрых разумом Невтонов

  • Российская земля рождать.

  • Науки юношей питают,

  • Отраду старым подают,

  • В счастливой жизни украшают,

  • В несчастный случай берегут;

  • В домашних трудностях утеха

  • И в дальних странствах не помеха,

  • Науки пользуют везде:

  • Среди народов и в пустыне,

  • В градском саду и наеди´не,

  • В покое сладком и в труде.

  • Композиция: С четырнадцатой строфы ода вступает в свою основную часть. Замысел расширяется. Основная часть обосновывает, доказывает заявленный тезис о величии и могуществе воспеваемого предмета. Только что прочитанные строфы- это кульминация оды, высший ее лирический пик, вершина эмоционального одушевления Лирический герой: Меняются мысли автора, потому и меняется тематическое направление оды. Основные образы: Эпизодические, но значимые персонажи. Русские моряки, ученые- картографы, Плутон, мифический хозяин подземных богатств, разработчики полезных ископаемых Северных и Уральских гор, Колумб российский, охотник, где не метил луком, земледелец с секирным стуком Образ Отчизны: Где Волга, Днепр, где Обь течет; там Лена чистой быстриной народы напояет; горы превысоки, поля широки, глубокие леса; скачущие елени, поющие птицы; сребро и злато истекает, драгой металл из гор. Работа 3 группы . Анализ финальной строфы. Тема: Восхваление Елизаветы. Финальная строфа вновь непосредственно обращена к Елизавете.

  • Лирический сюжет: Поэт как бы спохватывается, вспоминая, что ода посвящена официальному событию: ежегодно празднуемой дате восшествия на престол императрицы.

  • Тебе, о милости Источник,

  • О Ангел мирных наших лет!

  • Всевышний на того помощник,

  • Кто гордостью своей дерзнет,

  • Завидя нашему покою,

  • Против тебя восстать войною;

  • Тебя Зиждитель сохранит

  • Во всех путях беспреткновенну

  • И жизнь Твою благословенну

  • С числом щедрот Твоих сравнит.

  • Проблема: России нужен мир и не нужны войны.

  • Чьи это взгляды в большей степени, императрицы или самого поэта? В ответе на этот вопрос особенно важной оказывается третья строфа. В ней Елизавета представлена миротворицей, прекратившей все войны ради спокойствия и счастья россиян:

  • Когда на трон Она вступила,

  • Как Вышний подал ей венец,

  • Тебя в Россию возвратила,

  • Войне поставила конец;

  • Тебя прияв, облобызала:

  • – Мне полно тех побед, – сказала, –

  • Для коих крови льется ток.

  • Я Россов счастьем услаждаюсь,

  • Я их спокойством не меняюсь

  • На целый Запад и Восток.

  • Но в действительности Елизавета вовсе не была миротворицей! Воинственная правительница задумывала новые и новые походы на границах Российского государства. Военные сражения тяжелым бременем ложились на семьи русских людей-тружеников. Как мало соответствовала реальная Елизавета Петровна тому идеалу правительницы страны, который воссоздан в произведении! И каким нужно было быть не просто смелым, но дерзким человеком, чтобы расхваливать императрицу за внешнюю политику, противоположную той, которую она установила в отношении военных действий! Композиция: заключение (или финал) дает взгляд в будущее, в дальнейшее процветание и могущество прославляемых явлений

  • Лирический герой: Авторская позиция неизменна. Основные образы: ангел мирных наших лет

  • IX. «Блиц- опрос по цепочке» . Тонкие и толстые вопросы и ответы. Тонкие вопросы:1. -Как построена ода? (Елизавета – науки – Петр – Россия – будущее науки). 2.-Какой предстала Россия? (Россия – сокровище, широкое поле для деятельности просвещенного человека) 3.-Какие цели ставит автор перед правлением Елизаветы?( Быть щедрой во благо Отчизны). 4.-Что воспевает автор? (“Процветание” России, её богатства зависят от характера государственного правления). Толстые вопросы: 5.-Какими средствами достигается объединение двух «законченных» частей в единое целое? 1)они объединены общей идеей произведения: долг монарха перед Отечеством и долг передовых людей, учёных в служении Родине и наукам сливаются и выражаются в общую идею оды- долг перед Отечеством и служение ему превыше всего.2) обе части объединены тематически. Содействие развитию науки является частью деятельности монарха и в то же время это дело учёных, передовых людей. Тема науки входит составным элементом в оба раздела, объединяя их воедино.3) две части формально объединены одной «общей» строфой: 14 строфа служит заключением первой части и одновременно- началом второй части оды. 6.-Как относится автор к Петру I и Елизавете? (В одах Ломоносова создается образ идеального правителя, пекущегося о распространении просвещения, об успехах наук, об улучшении экономического положения и духовного роста своих подданных. В сознании передовых современников Ломоносова Петр I закрепился как царь-реформатор, обновитель России, а «дело Петрово» стало знаменем в борьбе за дальнейшее развитие страны. Неутомимый труженик, «строитель, плаватель, в морях герой», находившийся в народной гуще , «приемлющий» «тую же пищу», что и его солдаты, всегда «в поте, в пыли, в дыму, в пламени» - таков Петр у Ломоносова. Сам поэт из идеального образа Петра черпал средства и для изображения его преемниц — Елизаветы и отчасти Екатерины II, к которым обращено большинство его хвалебных од. 7.-Почему ода, посвящённая Елизавете, звучит торжественно, когда речь идёт о Петре I?
    (Ярчайшая фигура российской истории. “Великий” — пример для подражания. Ломоносов славит Петра за то, что его деятельность способствовала возвышению России и развитию науки, техники, просвещения.) 8.- Как бы вы определили главную тему оды? (Восхваление мира как основы развития науки, техники, просвещения; эта тема сочетается с темой величия, богатства, непобедимости Родины.) X.Определение художественных особенностей оды. Попытайтесь определить художественные особенности оды, помня о том, что ода Ломоносова прежде печатания читалась вслух во время праздника: а) ода строится как ораторское сочинение;
    б) излюбленный приём — “вопрошение”, за которым следует ответ;
     в) Ломоносов считал обращение великолепной, сильной, оживляющей фигурой;
    г) поэт активно использует тропы: сравнения, метафоры, метонимии, особенно гиперболы. Учащиеся находят в тексте примеры :

  • усеченные формы слов (“лира восхищенна”, “главу венчанну”, «Россию попранну», «Нева укреплена и окруженна», «новы плоды», «полезны труды»);

  • славянизмы (“хощет”, “тщание”, «зря меч в руках», «зиждет», «Зиждитель», «сия», «сие»);

  • инверсия (“где мерзлыми Борей крылами”)

  • особые орфоэпические нормы, подкрепленные рифмой (пространства – поддaнство, Индuя – Россия);

  • сравнения (“Лена, как Нил, народы напояет”);

  • эпитеты (в полях кровавых, пламенные звуки; божественные науки, чистейшего ума, плач глубокий, счастливое подданство).

  • На доске и в тетрадях записываются признаки высокого стиля: оканье, архаизмы, приемы ораторской речи д) в речи много славянизмов( премены, град, злато, сребро, глас), библеизмов;
     е) размер: четырёхстопный ямб (Ломоносов считал, что ямбический размер, идя от безударности к ударению, “возносится вверх”, чем и вызывает впечатление “высокости и великолепия”).

  • XI. Выполнение творческих заданий: 1.Заполнение ассоциативной таблицы- сравнения образов Елизаветы и Петра I.

    • Образы

    • Лексическая цепочка

    • Ассоциации

    • 1

    • Елизаветы

    • «Душа её зефира тише и зрак прекраснее рая»,

    • «Вышний подал ей венец»,

    • «Я счастьем россов услаждаюсь, я их спокойствием не меняюсь на целый запад и восток»,

    • « Ты крест несла рукою и на престол взвела с собою доброт своих прекрасный лик!»

    • «Твои щедроты ободряют наш дух и к бегу устремляют»

    • «Здесь в мире расширять науки изволила Елисавет»

    • Тишина

    • Спокойный взгляд

    • Избранная

    • Пропагандирующая спокойствие и благополучие

    • С красивой внешностью

    • Её содействие лучшим умам способствует быстрому продвижению науки

    • Тишина

    • Спокойствие

    • Щедрость

    • Благополучие

    • Красота

    • Ум

    • Красавица

    • Щедрая

    • Образованная

    • 2

    • Петра I

    • «Послал в Россию Человека, каков не слыхан был от века.

    • Он вознёс главу, победами венчанну,

    • Россию, грубостью попранну, с собой возвысил до небес»

    • «В полях кровавых Марс страшился, свой меч в Петровых зря руках, и с трепетом Нептун чудился, взирая на российский флаг»

    • «Науки в Россию простирали руки, к сему монарху»

    • «Монарх к себе их призывает»

    • «Бессмертия достойный муж, блаженства нашего причина, завистливым отторжен роком»

    • «Музы воплем провожали пресветлый дух»

    • «Великой похвалы достоин»

    • Сверхчеловек, чудо

    • Достижения во

    • многих областях жизни России

    • Утвердил себя как лучшего полководца, а Россию как великую державу

    • Начало развития наук

    • Возможное содействие наукам при жизни

    • Смерть не позволила сделать это

    • И после смерти его помнят

    • Достойный похвалы монарх

    • Идеальность

    • Патриотизм

    • Ум

    • Труженик

    • Реформатор

    • Полководец

    • Достойный муж

    • Елизаветы

    • «твоей великодушной воле»,

    • «милости источник», «О, ангел мирных наших лет»,

    • «жизнь твою благославленну с числом щедрот твоих сравнит»

    • Надежда на содействие наукам

    • Миротворица

    • Достойная монархиня при условии развития науки, техники, просвещения

    • Великодушная

    • Миротворица

    • Щедрая

  • 2.Передача содержания оды в прозаической форме с помощью составленного «словарика произведения» по ключевым словам.

  • 1-3.Возлюбленная тишина- тихая душа- тишина и монархиня

  • 4-6.Прекрасный лик монархини- её щедроты- Елисавет.

  • 7-9. Человек, каков не слыхан был от века- меч в Петровых руках и российский флаг- Пётр I и божественны науки.

  • 10-13.глубокий плач- путь пресветлого духа- Пётра I- великая Петрова дщерь и дверь к счастью – плачевный протяжный стон народа, армии по императору.

  • 14-21.Счастливое подданство- чудеса в северной стране – чудеса, совершаемые человеком -великодушная воля монархини- Колумб российский- Реке подобен Океан- сребро, злато и драгой металл из гор Рифейских верхов.

  • 22-23. Платоны и Невтоны российской земли – науки.

  • 24.Щедроты ангела мирных лет.

  • 3 3. «Издание иллюстраций оды»( отгадывание строф). .. 4.Напишите мини-сочинение «Обращение к Ломоносову»,в котором были бы ответы на следующие вопросы:

  • Чем для тебя оказался интересен 18-й век?

  • Что тебя удивило, заставило задуматься?

  • Какой вопрос ты, человек 21-го века, задал бы М.В.Ломоносову?

  • 5.Написание своей оды.

  • XII .Итог урока. «Плюс-минус-интересно». В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

  • - Какие новые грани личности М.В. Ломоносова открыло для вас знакомство с его творчеством?

  • Исследователи творчества Ломоносова отмечают: русские поэты (в том числе и сам Пушкин) учились у Ломоносова, вольно или невольно заимствуя его образы, интонации, речения, так или иначе развивались с оглядкой на грандиозный поэтический мир, им созданный. Его реформа стихосложения открыла колоссальные возможности русской поэзии, его реформирование русского литературного языка дало отечественной культуре мощное средство ее развития.

  • Гением Ломоносова была создана новая русская литература. Он определил общественную роль поэзии в жизни страны, открыл перед ней возможности плодотворного развития. Гражданские темы, публицистическая страстность, патриотическая любовь к своему отечеству, выразительный, богатый язык, звучные, сильные ямбы силлабо-тонического стиха — все эти особенности стихов Ломоносова высоко поднимали русскую поэзию над тем, что было сделано до него. В этом заслуга известного всем «архангельского мужика, литератора и поэта, патриота и гражданина своей страны». XIII. Домашнее задание. Выучить наизусть понравившееся стихотворение М.В.Ломоносова. XIV.Самооценка активности на уроке.Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке предлагаю ребятам на листочке условно отмечать свои ответы:

    • 1.На уроке я работал
      2.Своей работой на уроке я
      3.Урок для меня показался
      4.За урок я
      5.Мое настроение
      6.Материал урока мне был


      7.Домашнее задание мне кажется

  • Учитель русского языка и литературы

  • школы- лицея № 20 имени А.С.Пушкина г.Атырау

  • Сатыбалдиева Эльза Темирхановна

2



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Сатыбалдиева Эльза Темирхановна

Дата: 14.12.2014

Номер свидетельства: 143351


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства