kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русской литературы "Н. В. гоголь-"поэт жизни действительной"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оборудование: Мушинская, Т. Ф. Русская литература : учеб. пособие для 8 класса обще­образовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения Т. Ф. Мушин­ская, Е. В. Перевозная, С. Н. Каратай. — Минск, 2011г ; портрет Н. В. Гоголя,иллюстрации к повести

Предварительная работа: найти воспомина­ния современников о внешности Гоголя; про­читать полный текст «Повести.».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русской литературы "Н. В. гоголь-"поэт жизни действительной"»

Тема:Н.В. Гоголь-«поэт жизни действительной»

(В. Г. Белинский).Секреты гоголевского художественного стиля.

Цели: создать условия для повторения известных сведений о Н. В. Гоголе как о писателе-сатирике, выяснить, в чём особен­ность гоголевской сатиры; проследить эволю­цию жизни и творчества писателя, раскрыть его духовную сущность; ознакомить с истори­ей создания «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»; совершенствовать навыки связной речи, уме­ния накапливать, анализировать и обобщать литературные факты.

Эпиграф:

И таковы все его повести: сначала смешно, потом грустно!

В. Г. Белинский

Тип урока: урок-лекция с элементами бе­седы.

Ход урока

Создание ситуации успеха.

Проверка домашнего задания.

-Стихотворение «Молитва» наизусть.

Подготовка учащихся к активному и со­знательному усвоению нового материала.

Вступление:

Диалог ведут два ученика:

- Привет!Ты прочитал «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», что нам задавали?

- Прочитал. И мне понравилось.

- А мне не очень. Может, я чего-то не понял.

- Мне же, наоборот, захотелось побольше узнать и о самом авторе- Николае Васильевиче Гоголе. 

- Нет ничего проще. Я знаю двух ребят, которые увлекаются Гоголем.Они написали сочинение- интервью , где задавали вопросы Н.В. Гоголю и сами же находили на них ответы.



Инсценировка:

выходят мальчик в роли Н.В. Гоголя и девочка в роли журналиста.

( на экране портрет Н.В. Гоголя)

Ж.. Уважаемый Николай Васильевич, почему у вас такая необычная фамилия?

Г. Наша фамилия принадлежит к относительно поздним выходцам из Польши, получившим российское дворянство в 1775 году. А происходит она от тюрко- булгарского прозвища «гогул», «когул»- «синяя птица».

Ж. А правду говорят, что именно А.С.Пушкин угадал в ваших первых сочинениях настоящий писательский талант?( на экране А.С. Пушкин) 

Г. Пушкин однажды сказал мне: « Как с этой способностью угадывать человека и несколькими чертами выставлять его вдруг всего, как живого, с этой способностью не приняться за большое сочинение! Это просто грех!» 

Ж. Почему вы обратились к драматургии?

Г. Я с детства очень любил театр и мечтал стать актером. Но судьба распорядилась так, что стал писателем. Именно на сцене можно показать всю пошлость, преступность, нищету духа.(на экране иллюстрации из произведений Н.В. Гоголя) 

Ж. Кого из писателей вы считаете авторитетом для себя?

Г. Пушкина и только Пушкина.

А теперь, ребята, давайте послушаем исповедь самого автора.

Н.В. Гоголь:

- В те годы, когда я стал задумываться о моем будущем (а задумываться я стал рано, в те поры, когда мои сверстники думали об играх), мысль о писателе мне никогда не всходила на ум, хотя мне всегда казалось, что я сделаюсь человеком известным. Первые мои опыты, первые упражнения в сочинении в школе были почти все в лирическом и серьезном роде. Никто не думал, что я стану писателем комическим. Говорили, что я могу угадать человека, угадать то, что он хочет сказать. Причина моей веселости в моих сочинениях заключалась в некоторой душевной потребности. Я придумывал смешное, чтобы себя развлекать. Пушкин заставил меня взглянуть на дело серьезно.


Выходит учитель:

- Вы поняли,что речь на уроке пойдет о творчестве Н.В. Гоголя.


Первого апреля 2014 года исполнилось 205 лет со дня рождения великого писателя Н.В. Гоголя 


Слово учителя. Обратите внимание на пор­трет Н. В. Гоголя (портрет на доске и в учеб­ном пособии на с. 253). Что можем сказать о человеке, изображённом на нём?

Чтение воспоминаний современников о внешности Гоголя.


«К таланту Гоголя никто не был равнодушен: его или любили восторженно, или ненавидели" .

В.Г.Белинский


«Он писал не то, что могло бы более нравиться, и даже не то, что было легче для его таланта, а добивался писать то, что считал полезнейшим для своего отечества" . Н.А.Некрасов



1-й учащийся. И. С. Тургенев: «Его бело­курые волосы... от висков падали прямо... от его покатого, гладкого, белого лба так и веяло умом. В его небольших карих глазах искрилась по временам весёлость — именно весёлость, а не насмешливость, но вообще взгляд их казал­ся усталым...».

2-й учащийся. И. С. Аксаков: «Многим из читателей, не знавшим Гоголя лично, может показаться странным, что этот художник, за­ставлявший всю Россию смеяться по своему произволу, был человек самого серьёзного ха­рактера, самого строгого настроения духа... Как на нравственный подвиг, требующий чи­стого деятеля, смотрел он на свои литератур­ные труды и неутомимо работал над личным нравственным усовершенствованием».

3-й учащийся. Г. П. Данилевский: «Средне­го роста, плотный и с совершенно здоровым цветом лица, он был одет в тёмно-коричневое длинное пальто... Его длинные каштановые во­лосы прямыми космами спадали ниже ушей, слегка загибаясь над ними. Тонкие губы, под которыми была крохотная эспаньолка. Не­большие карие глаза глядели ласково, но осто­рожно и не улыбаясь, даже тогда, когда он говорил что-нибудь смешное. Длинный сухой нос придавал этому лицу и этим сидевшим по его сторонам осторожным глазам что-то птичье, наблюдавшее и вместе добродушно- горделивое... Какое ты умное, и странное, и больное существо! — невольно думалось, глядя на него».

Чтение и комментирование эпиграфа.

Примечание: слова эпиграфа полностью пред­ставлены в учебном пособии (с. 78).

— Более конкретное и глубинное значение слов В. Г. Белинского откроется нам после изучения «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Тогда ещё раз мы обратимся к эпиграфу и скажем, о каких смешных и грустных сторонах жизни говорит нам Н. В. Гоголь.


Усвоение нового материала.

Лекция учителя, презентация

Примечание: в тетради постоянно ведутся крат­кие записи.


— В один из жарких дней августа тысяча восемьсот... (не будем уточнять, какого имен­но года) на мосту через реку Псел появился воз, гружённый пенькою и полотном, на верху которого сидели две женщины — одна уже немолодая, с неприятным и «диким» лицом, другая — совсем ещё молоденькая, «с круглым личиком, с чёрными бровями, ровными дугами поднявшимися над светлыми карими глазами, с беспечно улыбавшимися розовыми губками». Воз направлялся на ярмарку.

По этому мосту въехала когда-то в Сорочинцы и облепленная грязью карета с Марией Ивановной Гоголь. Существует предание, что Гоголь родился в дороге, что разлившаяся река снесла мосты и не дала обозу из Васильевки во­время поспеть в Сорочинцы.

Но родиной Гоголя всё равно считают Соро­чинцы. Даже если права легенда, ехала-то Ма­рия Ивановна сюда, здесь ждал её доктор Тро- химовский, сказавший свои знаменитые слова о новорождённом: «Славный будет сын». Он, конечно, имел в виду его жизнь и здоровье, но получилось, что слова те обрели иной смысл, и сын Марии Ивановны и Василия Афанасьевича стал славным сыном России.

Мария Ивановна Гоголь ехала к Трохимовскому, чтобы спасти дитя, — ведь двое её предыдущих детей родились мёртвыми. Маль­чик выжил, трёх недель от роду он был отправ­лен вместе с матерью в Васильевку.

Николай Васильевич Гоголь — одна из зна­чимых фигур в литературе первой половины XIX века. Гоголь — одинокая «звезда» в рус­ской словесности, неповторимая писательская индивидуальность. О «тайне», «загадке» ху­дожественного таланта спорят уже на протя­жении полутора столетий. Мы с вами тоже постараемся открыть для себя что-то новое и осознать, что творчество великого писателя — живое явление современности, что Гоголь — «поэт жизни действительной».

Николай Васильевич Гоголь вышел из рода священников. Несколько поколений его пред­ков получали духовное образование. Прадед, выпускник Киевской Духовной Академии, слу­жил Богу в сане священника. Дед также за­кончил Киевскую Духовную Академию, а отец, Василий Афанасьевич, учился в Полтавской Духовной Семинарии.

Отец будущего писателя ещё молодым со­вершил паломничество для поклонения чу­дотворной иконе Божией Матери Ахтырской.

Во время этого паломничества явилась ему во сне Пречистая Богородица, указала на малень­кую девочку, сидящую у Её ног, и сказала: «Вот твоя жена».

Через 13 лет после этого опять явилась Ва­силию Афанасьевичу Пречистая Богородица и вновь указала ему на будущую супругу. По­слушный воле Божией, Василий Афанасьевич просит руки девушки, совершается помолвка, а через год и венчание.

Мария Ивановна, будущая мать писателя Николая Васильевича Гоголя, пережила вме­сте с мужем смерть двоих детей, едва успев­ших появиться на свет. И тогда перед ико­ной Святителя Николая Чудотворца она дала обет: если Бог даст ей ещё сына, то назовёт его Николаем. Спустя год, 20 марта (по ново­му стилю 1 апреля) 1809 г., родился Николай Гоголь.

Супруги Гоголи были людьми глубоко веру­ющими, а потому, воспитывая сына Николая, стремились дать ему больше знаний о святой вере, нежели о чём-то другом.

Именно вера и дала ему силы в детстве пе­ренести тяжёлые испытания: в 1819 г. умер его младший брат Иван (долгие часы проводил он на могиле брата), а через 6 лет он потерял и отца.

В письме к матери Гоголь написал тогда: «Благословляю тебя, священная вера! В тебе только и нахожу источник утешения и утоле­ния своей горести... прибегните так, как я при­бегнул ко Всевышнему».

С этого времени память смертная уже ни­когда не покинет Николая Васильевича Го­голя.

Добро и зло... Они так переплетены в на­шей жизни, что сложно человеку найти путь ко спасению. Ищет этот путь и Гоголь. Но так много зла в мире, что, казалось, оно торже­ствует: в «Вечере накануне Ивана Купала» по­беждает Басаврюк, в «Страшной мести» гибнут от злой силы Катерина, её маленький сын и Данило. Далее, в «Миргороде» и «Арабесках», торжество тёмных сил, владеющих этим ми­ром, становится ещё более полным и несомнен­ным. Почти все повести Гоголя заканчиваются трагически.

В повестях «Вий», «Тарас Бульба», «Нев­ский проспект», «Записки сумасшедшего» Гоголь показывает, как зло и погибель прихо­дят к людям через подмену любви Божествен­ной любовью плотской, которую, в общем-то, и любовью не назовёшь.

Повсюду — торжество смерти, и многие, очень многие идут путём погибели. Велик ужас Гоголя перед этим шествием.

Но не весь мир под властью тьмы. Есть и борьба с нею, есть путь спасения. Николай Васильевич милостью Божией создаёт произ­ведение великой духовной силы. В повести «Тарас Бульба» он воскресил православное ка­зачество XVI в. Описывая мученическую кон­чину Тараса Бульбы, Гоголь восклицает: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу? »

Николай Васильевич жил в вере и молитве. Душа его всё больше стремилась к Богу. Он осмысливал своё творчество, осознавая сует­ность и пустоту критики и мнений обывателей. Гоголь говорит о «великом переломе», о «вели­кой эпохе» своей жизни.

А в 1836 г. состоялась премьера «Ревизо­ра». «Это было моё первое произведение, замысленное с целью произвести доброе влияние на общество», — писал Николай Васильевич.

Но погрязший в грехах мир не услышал голоса писателя. В письме актёру Щепкину Николай Васильевич писал: «Все против меня. Чиновники кричат, что для меня нет ничего святого, когда я дерзнул так говорить о служа­щих людях...»

Гоголь прилежно и постоянно читает Еван­гелие. Молитва живёт в душе его. душа живёт богомыслием. Мир, с его заботами, всё больше тяготит Николая Васильевича. Он всё чаще на­чинает думать о монастыре...

В 1842 г. в Москве вышел первый том поэмы Гоголя «Мёртвые души». Это — отражение ду­шевных пороков. Сохранились молитвы Николая Васильевича, составленные им во время работы над «Мёртвыми душами». Вот одна нз них:

«Влеки меня к Себе, Боже мой. силой свя­той любви Твоей. Ни на миг бытия моего не оставляй меня: соприсутствуй мне в труде моём, для него же и произвёл меня на свет. Да совершая его, пребуду весь в Тебе. Отче мой! Тебя едино представляю день и ночь перед мысленные мои очи».

Труден был для писателя 1845 г. Он пере­жил тоску и болезнь с угрозой смерти, почув­ствовал богооставленность. В апреле 1842 г. Преосвященный Иннокентий (Борисов), из­вестный проповедник и духовный писатель, в ту пору епископ Харьковский, благословил Гоголя совершить паломничество на Святую Землю. Оно состоялось только в 1848 г.

Гоголь трижды побывал в Оптиной пу­стыни, давшей миру замечательных старцев. По некоторым сведениям, Гоголь имел намере­ние остаться в монастыре.

Великий Пост в 1852 г. начался 11 февра­ля. Гоголь решил начать поститься на Масленой седмице. С 5 февраля, чувствуя приближе­ние смерти, Гоголь почти ничего не ест, ночи проводит в слёзной молитве. Он отказывается от лекарств. Он не верил в лекарства, он верил в Бога.

14 февраля Николай Васильевич сказал: «Надобно меня оставить. Я знаю, что должен умереть».

За несколько часов до смерти Гоголь по­вторил несколько раз: «Давай, давай! Ну, что же?» В 11-м часу он закричал громко: «Лест­ницу, поскорей давай лестницу!»

Гоголь хорошо знал и любил книгу «Лествица» преподобного Иоанна, игумена Синай­ской горы. Удивительно! И особо почитаемый святитель Тихон Задонский в последние мину­ты своей жизни тоже просил лестницу, возво­дящую к Богу.

Местные крестьяне не хотели верить, что Го­голь умер, и среди них родилось сказание, что похоронен во гробе кто-то другой, а барин будто бы уехал в Иерусалим и там молится за них.

В этом сказании — глубокая духовная правда. Гоголь действительно переселился в Горний Иерусалим и там из своего чудного, таинственного, неведомого нам далёка у Пре­стола Господня молится за всю землю Русскую. Чтобы непоколебимо стояла она в вере Право­славной и чтобы больше было на ней правды и любви — ведь это и являлось главной заботой великой души великого русского писателя.

Беседа с классом.

  • Ребята, а можете вы сразу «опознать», что это именно гоголевское произведение?

(Гоголь умеет мастерски описывать самую обычную вещь, обычное явление, в его произве­дениях присутствуют элементы фантастики явной, а порой и неявной.)

  • Какие произведения Гоголя вам знако­мы?

(«Ночь перед Рождеством», «Сорочинская ярмарка», «Майская ночь», «Тарас Бульба», «Ревизор» и т. д.)

  • Какая черта характера, какое умение, развившееся ещё в ранней юности, помогли ему стать писателем?

(Придумывал себе всё смешное, что только мог выдумать, имел способность «угадывать человека и несколькими чертами выставлять его вдруг как живого...»)

Работа со вступительной статьёй учеб­ного пособия (с.78).

  • Какие новые для вас факты, характери­стики, вопросы прозвучали во вступительной статье?

  • Какие произведения Гоголя составили сборник «Миргород»?

(«Старосветские помещики», «Тарас Буль­ба», «Вий», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никофоровичем».)

  • Почему Белинский писал, что в повестях нового сборника молодого автора «больше глу­бины и верности в изображении жизни»?

История создания «Повести ...».

Комментарий учителя.

«Повесть ...» выступает прямым продол­жением «Старосветских помещиков», хотя была написана раньше. Автора интересовал в обеих повестях облик дворянского класса. Дело в том, что, прожив несколько лет в Пе­тербурге, став чиновником и сделав первые шаги на литературном поприще, Н. В. Гоголь в 1832 г. побывал на Украине и теперь увидел её новыми глазами. На фоне пышной и бо­гатой природы нищета края, запущенность и разорение помещичьих хозяйств произвели на начинающего писателя тягостное впечатление. В письме к Дмитриеву (1832) он писал: «Чего бы, казалось, недоставало этому краю? Пол­ное, роскошное лето! Хлеба, фруктов, всего растительного погибель! А народ беден, име­ния разорены и недоимки неоплатные». Го­голь много размышляет над причинами кри­зиса и средствами его устранения. Из этих раздумий и возникли напечатанные в «Мир­городе» сатирические повести об украинских помещиках.

«Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» вошла в сборник «Миргород» наряду с историко- героической повестью «Тарас Бульба». Та­кое соседство помогло писателю показать всю мелочность и низость поступков и помыслов Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича по сравнению с настоящими подвигами Тараса и его соратников. Скучно становится автору от созерцания своих героев. Неужели прошли времена великих поступков?! Эту тему автор продолжает в своём гениальном произведении «Мёртвые души».




Обмен впечатлениями о прочитанной по­вести.

  • Как вы относитесь к героям повести? Менялось ли ваше отношение по ходу чтения? (Высказывания учащихся.)

  • Нам ещё предстоит научиться видеть не­приглядную суть жизненных явлений, хотя их фасад будет выглядеть вполне прилично. Вот Н. В. Гоголь и показывает в повести такого рассказчика-миргородца: он в восторге от геро­ев, о которых рассказывает, и недоумевает, как могло случиться, что они рассорились навек. Он рассказывает об этом как об удивительном явлении. Но Н. В. Гоголь видит истинные при­чины их вражды и объясняет её внутренней сутью обоих Иванов. Это для всех нас станет очевидным, когда мы ещё раз внимательно пе­речитаем повесть и проанализируем её, пытаясь отыскать авторские оценки героев и жизненной ситуации, изображённой писателем.

-В чём же суть и особенности гоголевской сатиры?


В «грустном взгляде на жизнь», как за­метил Белинский, источник комизма этих по­вестей, в его смехе «много горечи и горести». Вот поэтому, читая их, делается «смешно, а потом грустно». «Смех сквозь слёзы» расши­рил границы юмора. Юмор — явление развле­кательное.


Работа с литературоведческим словарём (с. 393-395)


У Гоголя «смех сквозь слёзы» переходил в сатиру. В нём совмещается весёлость и грусть, доброта и гнев, любовь и насмешка. То был смех над гадостями жизни и одновременно то были слёзы — от сознания того, что такие га­дости возможны в жизни, что она так искаже­на и опошлена.

«Смех сквозь слёзы» придал юмору Гоголя очень серьёзный характер, он возбуждал раз­думья над общим строем жизни. Этот юмор на грани с сатирой (а то и сама сатира) обладал огромной разрушительной силой, но вместе с тем был проникнут нежной и самоотвержен­ной любовью к человеку. И этим приобретал в творчестве Гоголя гуманистическую направ­ленность.

Характерным элементом гоголевской сати­ры выступает ирония. В иронии всегда сталки­вается прямой смысл речи и скрытый, который и оказывается истинным. Ирония — это за­маскированная насмешка, выраженная в пове­ствовании, это восторг по форме и издеватель­ство по существу. В иронии желчь сочетается с добродушием.

Сатира Гоголя часто окрашена иронией, она редко бьёт в лоб, наотмашь. Смех Гоголя кажется добродушным, но он никого не ща­дит. Сатирическая ирония помогает обнажить противоречия.

  • Почему повесть так называется?

  • Ваши впечатления от повести? Какие вопросы возникли?

  • Почему повесть начинается с изображения Ивана Ивановича? Как рисуется этот образ? Какой художественный прием использует Гоголь? Какие эпитеты употребляет для характеристики? Продолжите этот ряд: “прекрасный”, “богомольный”… (праздный, черствый, эгоистичный)

  • А что говорит Гоголь об Иване Никифоровиче? Почему так подробно говорил об Иване Ивановиче, а об Иване Никифоровиче в двух словах?

  • Что говорит об их дружбе? Почему они дружат? Какие различия показывает Гоголь? Найдите примеры иронии.

  • Почему, сделав в конце вывод, что герои - “прекрасные люди”, автор не поставил восклицательный знак?

Инсценировка эпизода “Ссора”.

  • Ваши впечатления от чтения. Что смешного в поведении героев? Как вы считаете, почему Гоголь вводит как предмет обмена свинью? Когда это образ еще возникает? ( “Подложит свинью” Иван Иванович, свинья съест заявление.)

  • Найдите отношение автора к происходящему? (“Великолепный спектакль”)

  • Почему же так легко поссорились?


Итог урока. Рефлексия.

1) Где и когда родился Н.В Гоголь? (20 марта 1809 г в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии) 
2) Кто были по происхождению родители Гоголя? (отец – Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский небогатый помещик, мать Мария Ивановна-)
3) Какое образование получил Гоголь? (учился в Нежине в гимназии высших наук князя А.А. Безбородко, в которой гимназические предметы сочетались с университетскими, а занятия вели профессора) 
4). Какие два сборника повестей были первыми литературными опытами писателя? «Вечера на хуторе..» , «Миргород» 1835. 
5) Какие повести Гоголя называют петербургскими и почему? (это сборник «Арабески» 1835 (новеллы и прозаические этюды, повести «Невский проспект», «Портрет», «Записки сумасшедшего»), позже – «Нос» 1836, «Шинель» 1841, их сквозная тема – обманчивость внешнего блеска столичной жизни, ее мнимого великолепия, за которым скрывается низменная и пошлая проза

Домашнее задание.


1.Пересмотреть ещё раз содержание пове­сти по главам и записать в тетрадь основное со­держание каждой главы одним предложением.

2.Перечитать внимательно главы 1—5
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Конспект урока русской литературы "Н. В. гоголь-"поэт жизни действительной"

Автор: Антошук Марина Викторовна

Дата: 16.11.2015

Номер свидетельства: 253759


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства