kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока-размышления в 5 классе по рассказу Ю.Яковлева "Рыцарь Вася"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в коррекционной школе подразумевает определенные трудности в усвоении материала. Поэтому, на изучение рассказа отводится 2 урока, проводится предварительная словарная работа.Цели урока:

  1. образовательная: познакомить с рассказом Ю. Яковлева «Рыцарь Вася»;помочь учащимся понять позицию автора в вопросе о смысле жизни на земле, его взгляд на то, кого можно назвать духовно богатой личностью, рыцарем нашего времени; воспитательная: на конкретном примере воспитывать духовно богатую личность; «рыцаря» нашего времени;развивающая: развивать умение правильно, красиво и логично излагать свои мысли, пополнять словарный запас.коррекционная: эмоционально-волевая сфера.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока-размышления в 5 классе по рассказу Ю.Яковлева "Рыцарь Вася"»

Цели урока:

  1. образовательная: познакомить с рассказом Ю. Яковлева «Рыцарь Вася»;помочь учащимся понять позицию автора в вопросе о смысле жизни на земле, его взгляд на то, кого можно назвать духовно богатой личностью, рыцарем нашего времени; дать понятия «героя» , ввести элементы сопоставительного анализа;

  2. воспитательная: на конкретном примере воспитывать духовно богатую личность; «рыцаря» нашего времени;

  3. развивающая: развивать умение правильно, красиво и логично излагать свои мысли, пополнять словарный запас.

  4. коррекционная: эмоционально-волевая сфера.

Оборудование урока: выставка книг Ю. Яковлева, портрет писателя, картинка с изображением рыцаря, иллюстрация к рассказу «Рыцарь Вася», рисунки, презентация . I. Оргмомент.
  1. Постановка цели урока.
Сегодня у нас урок размышления .От какого слова произошло слово размышлять? А о чем мы сегодня будем размышлять, вы узнаете из стихотворения

Когда-то в средние века
Повсюду жили рыцари.
И жизнь была их нелегка
В железной амуниции.
Гордились рыцари собой,
Мечами и доспехами.
Играли рыцари с судьбой
И на турниры ехали.
Но вот полтыщи лет назад
Не стало их на свете.
Но так лишь только говорят –
Я не согласна с этим.

– С чем, ребята, не согласен автор стихотворения? А вы как считаете?

– Такие понятия, как «рыцарь», «рыцарский поступок», исчезли в наши дни из повседневной жизни. Поэтому часто от наших дам в адрес мужчин мы слышим упрёк: «Где же ваше рыцарство?».

– Кто из вас знает, кого в прошлом называли рыцарями?

– Вам выданы карточки со словами, относящимися к слову «рыцарь». Ваша задача, используя данные слова, составить рассказ о рыцаре. слайд 2

смелый, отважный воин, прошедший специальную подготовку, всегда собранный и подтянутый. 
железные доспехи, шлем с забралом, копьё, меч, щит. 
умение скакать верхом, стрелять из лука, метать копьё, владеть мечом

        

Внешние и физические данные

держит данное слово, вежливый, 
готов выручить друга из беды, 
заступиться за слабого и обиженного,
благородно и возвышенно относится к женщине

 

духовные начинания



– В средние века рыцарями называли отважных, смелых воинов, которые носили тяжёлые доспехи, были вооружены копьём и мечом. Чтобы стать рыцарем, нужно было пройти специальную подготовку. В семь лет мальчиков отдавали учиться к опытным воинам. Они обучали их скакать верхом, стрелять из лука, метать копьё, владеть мечом. Кроме военных наук, мальчиков приучали держать данное слово, быть вежливым, выручать друга из беды, заступаться за слабого и обиженного, благородно и возвышенно относиться к женщине.

Кто же такой рыцарь? Зачитаем справку из словаря. (читает ученик)

Рыцарь – это слово немецкое,т.е. всадник, самоотверженный, благородный человек, в средние века – феодал, тяжеловооружённый конный воин. Он получал особое рыцарское воспитание, участвовал в турнирах. (обращаем внимание на картинку с изображением рыцаря) слайд 3

– Какого же человека мы называем рыцарем в наши дни? (В наши дни рыцарем называют человека, готового на подвиг во имя другого человека, умеющего держать данное слово, быть вежливым, благожелательным, заступаться за младшего, слабого. Рыцарь готов в любую минуту броситься на помощь другим, и в его груди бьётся благородное сердце.)

  1. Знакомство с рассказом Ю. Яковлева «Рыцарь Вася».

Мы с вами продолжаем знакомство с творчеством замечательного писателя, поэта …. слайд 4. К какому мультику поэт написал песню, мы слушали. Мы создали небольшую выставку книг Ю.Яковлева и все желающие могут почитать его рассказы.

Предметом нашего сегодняшнего размышления являются проблемы, которые автор поднимает в своём рассказе «Рыцарь Вася». слайд 5. Очень важно понять, каким образом писатель заставляет нас волноваться или радоваться за героев, соглашаться с ними или, может быть, осуждать их. А теперь я раскрою секрет : произведение написано в 1967 году. Почти 50 лет назад. И некоторые слова покажутся вам незнакомыми.

– Вас ничего не удивило в названии рассказа, ничего не показалось необычным, странным? (имя рыцаря)

– А какие имена носили рыцари? (Ричард, Айвенго, Роланд и др.)

– Можно уже по названию рассказа определить, о каком времени пойдёт речь? Увидим ли мы рыцарские турниры, во время которых устраивались соревнования в воинском мастерстве?

– Читаем рассказ. (чтение рассказа детьми)

IV. Беседа по рассказу. слайд 6

«А в его груди билось благородное сердце рыцаря».

 Давайте определим, что рыцарское прячется в Васе. Для этого мы проведём исследование, в ходе которого, я думаю, найдём ответ на вопрос. Мы читали рассказ полностью на уроке внеклассного чтения и можем смело пользоваться цитатами из него.

– Итак, докажем, был ли Вася рыцарем? И если был, то ответим, в чём заключалось его рыцарство. У вас на столах есть листочки с цитатами, вы должны выбрать нужные и зачитать.

– Как выглядел Вася?

  1. «… куртка в обтяжку, штаны плотно облегали ноги…все считали, что причина его полноты – обжорство… вместо прекрасного рыцаря снова возникал мешковатый мальчик с круглым толстым лицом, на котором краснели три бугорка.»

– Что ещё можно о нём сказать?

  1. «Приятели называли его тюфяком. За его медлительность, неповоротливость и неловкость. Если в классе писали контрольную работу, то ему всегда не хватало времени – он раскачивался только к концу урока. Если он пил чай, то на столе вокруг его блюдца образовывалась большая чайная лужа. Он ходил вразвалку и обязательно задевал за край стола или сбивал стул. И новые ботинки за неделю стаптывал так, словно вместе с Суворовым совершал переход через Альпы. Вид у него был сонный, будто он только что проснулся или собирался уснуть. У него всё валилось из рук, всё не ладилось. Одним словом, тюфяк.»

  2. «Он мечтал о подвигах, а его жизнь проходила однообразно и буднично.»

  3. «Он плёлся к доске, задевая ногой парты, и долго сжимал в пальцах мел, словно хотел из него что-то выжать. Решая задачу, он сопел так, словно в руке у него был не мелок, а тяжёлый камень, который без конца опускал и поднимал. Он думал… медленно и тяжело…»

  4. «На уроках физкультуры он был предметом общих насмешек. Когда ему предлагали пройти по буму, ребята уже заранее начинали хихикать. Он делал несколько трудных шагов, потом вдруг терял равновесие, беспомощно хватался руками за воздух и наконец с грохотом спрыгивал на пол. Через коня ему тоже не удавалось перепрыгнуть. Он застревал на чёрной кожаной спине и некоторое время восседал, как всадник в седле. Ребята смеялись, а он неуклюже сползал на животе на пол и шёл в строй.»

  5. «Ему не везло буквально во всём.»

  6. «Он привык к судьбе неудачника. Обычно неудачники сердятся на других, а он сердился на самого себя. Он давал себе слово измениться и начать новую жизнь. Старался быстрее двигаться, говорить почти криком и ни в чём не отставать от ребят. Но из этого ничего хорошего не выходило. Дома со стола летели чашки, в классе проливались чернила, а от резких движений его куртка лопалась где-нибудь под мышкой.»

  1. «Мама кричала: «Осторожно! Слон в фарфоровой лавке!»

  2. «Услышав о доспехах, приятель покривился и сказал: «На такого толстого никакие доспехи не налезут.»

  3. «Ребята смеялись…»

  4. «… у учительницы лопалось терпение, и она отправляла его на место»

  5. «На уроках физкультуры он был предметом общих насмешек. Когда ему предлагали пройти по буму, ребята уже заранее начинали хихикать…»

  6. «Зал засмеялся…»

Портрет рыцаря перед нами появляется? (нет) Почему?

– Где и когда Вася чувствовал себя хорошо? (в музее, в мечтах)

– Чего ждал Вася от окружающих? (поддержки)

– Как должны были поступить окружающие? Как бы поступили вы?

  1. Физкультминутка

Жил на свете добрый рыцарь,
Он любил гулять.
Повоюет - повоюет
И ложится спать.
А когда проснётся рыцарь,
Смотрит на огонь.
Рядом с ним сидит и
Смотрит его верный конь.
Конь и рыцарь очень дружат,
Кушают вдвоём.
Людям всем примером служит
Добрый рыцарь - добрый рыцарь
Со своим конём.

-Внешне Вася совсем не похож на рыцаря. А какой поступок позволяет нам судить о нём как о рыцаре? (спасение малыша)

– Давайте словами из текста подтвердим самоотверженность, смелость Васи.

  1. «Другой бы тут же спросил самого Димку Ковалёва: «Что же ты не поможешь ему?» Но он был тюфяк и не догадался этого сделать. Он посмотрел на замёрзшую реку и заметил маленького первоклашку, который был по пояс в воде и только руками цеплялся за край льда.
    Тюфяк был толще и тяжелее Димки, но он шагнул на лёд. Лёд слегка прогнулся, но не треснул. Вероятно, у берега он был крепче.»
    «А тюфяк шагал по льду. Он не слышал криков. Он видел только насмерть перепуганного малыша, который не мог выговорить и слова.
    Около полыньи на льду образовалась лужа. Он дошёл до края и , не раздумывая, выставил одну ногу вперёд. Ботинок сразу зачерпнул воду. Где-то в глубине души он понимал, что сейчас лёд может треснуть и он окажется в воде вместе с посиневшим пацаном. Но это не остановило его. Он переставил вторую ногу и очутился по щиколотку в воде…
    Тюфяк схватил малыша за руку…наконец первоклассник очутился на льду. Он шёл, вцепившись в своего спасителя. Зубы его стучали. А по лицу текли слёзы.»

– Оцените поступок Васи.

– «Неожиданно он подумал, что если бы на нём были тяжёлые рыцарские доспехи, то лёд сразу бы проломился и он не сумел бы спасти пацана»

– Как вы считаете, эти слова Васи вносят сомнение в его мечту стать рыцарем?

– А какие слова подтверждают, что Вася продолжает жить своей мечтой? («Он с трудом протиснулся за парту – сдвинул её с места, – а когда начался урок, взял в короткие пухлые пальцы тоненькую ручку и в тетрадке по арифметике стал рисовать рыцаря.»

Согласны ли вы с таким концом? Произошла несправедливость: школа не узнала настоящего героя. Прав ли Вася, что смолчал о лжи? Почему? С одной стороны, скромность. С другой, когда он вырастет, поймет, что изобличить ложь, остановить подлеца, пока еще маленького, – это тоже подвиг, поступок..

– Какие нравственные уроки даёт нам писатель?

– «Быть добрыми, не озлобляться, мужественными, самоотверженными, совершать благородные поступки, не требуя ничего взамен, т.е. бескорыстно бороться с несправедливостью. Автор помогает детям взрослеть нравственно, готовит их к самостоятельной жизни».

– «Он не гасит в сердце читателя огонёк надежды, веру в людей. Учит тому, чтобы и дети, и взрослые понимали хорошо друг друга. Вася не изменяет своей мечте».

– «Автор учит тому, чтобы каждый задумался над теми принципами и свойствами, которые присущи настоящему рыцарю, чтобы постепенно избавлялись от своих недостатков, воспитывали в себе только положительные качества. Нельзя изменять дружбе, искать лёгких дорог, с детских лет готовить себя «к звёздному мигу» человеческой жизни».

Что нужно, чтобы стать рыцарем? Не обязательно носить тяжелые доспехи: важно иметь доброе сердце, какое есть у Васи, готовность прийти на помощь людям.

VI. Проблемные ситуации. Ритуал посвящения в рыцари.

 Сейчас я вам предлагаю пофантазировать. Вам нужно будет найти выход из критической ситуации.

  1. На улице незнакомая женщина оступается и падает . Ваши действия.

  2. Мама пришла с ночной смены и легла спать, а сосед за стеной громко включил магнитофон. Ваши действия.

  3. На речке вы слышите крик: «Помогите, тону!». Ваши действия.

– Я думаю, что вы тоже достойны быть рыцарями. Итак, приступим к ритуалу. Обязательный рыцарский ритуал:

Клянёмся рыцарями быть!
Всегда спасибо говорить, 
Добрый день, до свидания,
Нет в мире выше рыцарского звания!
Клянёмся рыцарями быть! 
И лень, и грубость позабыть,
Учиться этикету – 
Науку помнить эту.
Клянёмся рыцарями быть!
В борьбе со злом добро добыть.
Невежу разить мечом волшебным
И строгим словом, и целебным.
Клянёмся рыцарями быть!


VII. Итог урока.

 Прочитайте афоризмы (записаны на доске или на листочках), объясните каждое из высказываний и подумайте, все ли мысли, выраженные в них, нашли отражение в сегодняшнем уроке?

  1. Не наружность надо украшать, но быть красивым в духовных начинаниях. Фалес

  2. При красоте тела невольно веришь в красоту души. При красоте души не замечаешь физического несовершенства. И. Шевелёв

  3. Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное. Платон

  4. Во всех случаях лучше надеяться, чем отчаиваться. И. Гёте

  5. Добро, любовь, красота… венчают путь каждого из нас, если мы шли правильно. М. Пришвин

  6. А в его груди билось благородное сердце рыцаря. Ю. Яковлев
























смелый, отважный воин, прошедший

специальную подготовку


всегда собранный и подтянутый

 
железные доспехи, шлем с забралом, копьё, меч, щит

 

умение скакать верхом, стрелять из лука, метать копьё, владеть мечом


держит данное слово


вежливый,  готов выручить друга из беды

 
заступиться за слабого и обиженного,

благородно и возвышенно относится к женщине


Рыцарь должен быть скромный, не кричать о своём подвиге. Настоящий рыцарь совершает поступок не для того, чтобы имя стало известным, а потому, что он по характеру такой смелый и благородный



























«… куртка в обтяжку, штаны плотно облегали ноги…все считали, что причина его полноты – обжорство… вместо прекрасного рыцаря снова возникал мешковатый мальчик с круглым толстым лицом, на котором краснели три бугорка.»

– Что ещё можно о нём сказать?

«Приятели называли его тюфяком. За его медлительность, неповоротливость и неловкость. Если в классе писали контрольную работу, то ему всегда не хватало времени – он раскачивался только к концу урока. Если он пил чай, то на столе вокруг его блюдца образовывалась большая чайная лужа. Он ходил вразвалку и обязательно задевал за край стола или сбивал стул. И новые ботинки за неделю стаптывал так, словно вместе с Суворовым совершал переход через Альпы. Вид у него был сонный, будто он только что проснулся или собирался уснуть. У него всё валилось из рук, всё не ладилось. Одним словом, тюфяк.»



«Он мечтал о подвигах, а его жизнь проходила однообразно и буднично.»



«Он плёлся к доске, задевая ногой парты, и долго сжимал в пальцах мел, словно хотел из него что-то выжать. Решая задачу, он сопел так, словно в руке у него был не мелок, а тяжёлый камень, который без конца опускал и поднимал. Он думал… медленно и тяжело…»



«Ему не везло буквально во всём.»







«На уроках физкультуры он был предметом общих насмешек. Когда ему предлагали пройти по буму, ребята уже заранее начинали хихикать. Он делал несколько трудных шагов, потом вдруг терял равновесие, беспомощно хватался руками за воздух и наконец с грохотом спрыгивал на пол. Через коня ему тоже не удавалось перепрыгнуть. Он застревал на чёрной кожаной спине и некоторое время восседал, как всадник в седле. Ребята смеялись, а он неуклюже сползал на животе на пол и шёл в строй.»





«Он привык к судьбе неудачника. Обычно неудачники сердятся на других, а он сердился на самого себя. Он давал себе слово измениться и начать новую жизнь. Старался быстрее двигаться, говорить почти криком и ни в чём не отставать от ребят. Но из этого ничего хорошего не выходило. Дома со стола летели чашки, в классе проливались чернила, а от резких движений его куртка лопалась где-нибудь под мышкой.»









Не наружность надо украшать, но быть красивым в духовных начинаниях.

При красоте тела невольно веришь в красоту души. При красоте души не замечаешь физического несовершенства.

Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное.

Во всех случаях лучше надеяться, чем отчаиваться.

Добро, любовь, красота… венчают путь каждого из нас, если мы шли правильно.

А в его груди билось благородное сердце рыцаря.


Вот он идёт, мальчишка, человечек, а вглядишься – уже готовый, сформировавшийся человек!


Быть добрым хорошо и радостно. Добро приносит человеку то удовлетворение, какого не знает никогда злой; быть добрым – счастье















Рыцарь – это слово немецкое, то есть всадник, самоотверженный, благородный человек, в средние века – это тяжеловооружённый конный воин. Он получал особое рыцарское воспитание, участвовал в турнирах



















Клянёмся рыцарями быть!
Всегда спасибо говорить, 
Добрый день, до свидания,
Нет в мире выше рыцарского звания!
Клянёмся рыцарями быть! 
И лень, и грубость позабыть,
Учиться этикету – 
Науку помнить эту.
Клянёмся рыцарями быть!
В борьбе со злом добро добыть.
Невежу разить мечом волшебным
И строгим словом, и целебным.
Клянёмся рыцарями быть!






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока-размышления в 5 классе по рассказу Ю.Яковлева "Рыцарь Вася"

Автор: Новичкова Елена Васильевна

Дата: 22.11.2015

Номер свидетельства: 256907


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства