kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме: "Трагическая судьба "маленького человека" в повести Гоголя "Шинель"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-размышление призван познакомить школьников с развитием темы""маленького человека" в творчестве Н.В.Гоголя, раскрыть образ главного героя произведения, прояснив авторское отношение к герою, а также подумать над теми проблемами, которые автор поставил в повести. 

Технология критического мышления позволит ответить на многие интересующие ребят вопросы. Ученики  составляют  синквейн по теме урока,  кластер.Анализируется портрет героя, отношение к работе и т.д.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: "Трагическая судьба "маленького человека" в повести Гоголя "Шинель" »

Тема: «Трагическая судьба маленького человека

в повести Н.В.Гоголя «Шинель»

Форма урока: урок – размышление.

Цели и задачи урока:

-познакомить школьников с развитием темы «маленького человека» в творчестве Н. В. Гоголя;

-раскрыть образ главного героя произведения, выявив, как в нем сочетается комическое и трагическое начало;

-прояснить авторское отношение к герою.

Оборудование урока: портрет Н. В. Гоголя, иллюстрации к повести «Шинель».

Ход урока

1.Орг. момент

2.Слово учителя

Н. В. Гоголь - одна из значимых фигур в литературе первой половины 20 века. Гоголь – одинокая «звезда» в русской словесности, неповторимая писательская индивидуальность. О «тайне», «загадке» художественного таланта спорят уже на протяжении полутора столетий.

Сегодня мы познакомимся с одним из лучших произведений великого русского писателя Н. В. Гоголя – повестью «Шинель». В первой редакции повесть озаглавлена «Повесть о чиновнике, крадущем шинели». В ней герой еще не имел имени. Позднее он получил имя Акакий и фамилию Тишкевич, замененную на Башмакевич и затем – на Башмачкин.

«Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», - сказал Ф. М. Достоевский. Почему же русская литература «вышла из « Шинели», маленькой повести Н. В. Гоголя? Что же такого важного он сумел сказать об обычном, «маленьком человеке»? Попробуем в этом разобраться.

1.Фаза вызова:

- С каким чувством, каким отношением к герою вы читали повесть Гоголя? В подтверждение просим прочитать наиболее запомнившиеся фрагменты текста.

-Ожидали ли вы, начиная читать повесть, такой финал? Почему Гоголь решил закончить ее так трагически? (Для писателя важнее всего правда жизни, к ней, трагической правде, он и стремился привлечь внимание читателей)

-Какие вопросы возникали во время чтения?

Прием «двойной дневник». Заполните таблицу, в которой укажите, что положительного и что отрицательного принесла шинель герою. Получиться должно следующее:

+

-

Стал ближе к обществу

Забросил работу

Стал заметнее (о нем заговорили)

Стал делать ошибки

Стал увереннее

Испытал потрясение от встречи со «значительным лицом»


Умер



Почему герой умирает? Что явилось причиной его смерти? Как автор помогает нам ответить на эти вопросы?

2. Фаза осмысления:

Составление кластера

Способы характеристики героя - каков в быту, дом, увлечения, семья, имя воспитание, образование, портрет, отношение к сослуживцам, отношение коллег к герою и т.д.

Идет работа по составленному кластеру, основанная на анализе текста. Анализируются портрет героя, описание жилища, отношение к работе и т.д. Обобщающий вопрос: каким изобразил Акакия Акакиевича Башмачкина автор? Какое отношение у читателя вызывает этот персонаж? Сопоставьте свою точку зрения с мнением известного актера и режиссера Алексея Баталова: « Гоголь заставляет нас полюбить героя, которого полюбить нельзя». Но давайте подумаем, что самое страшное в повести. Сцена ограбления? Финал? А если поставить вопрос по-другому: почему повесть о человеке названа «Шинель»?

Ответы ребят:

  • Потому что вещь заменила человека, стала важнее всего.

  • Потому что шинель стала для человека смыслом жизни.

  • Потому что в Петербурге в окружении Башмачкина человека ценили не за внутренние качества, а за внешние детали - за то, какая на нем шинель.

Учитель: Как, почему это произошло? И с одним ли Башмачкиным произошла эта трагедия? Возвратимся к портретам-лицам. Вспомним такую художественную деталь – что изображено на табакерке Петровича? Какой-то генерал с заклеенным бумажным лицом. Может, это совпадение? Но попробуйте отыскать портрет «значительного лица» - не найдете. У «значительного лица» нет лица. Мундир, вещь заменили личность, чин заменил человека. Что такое шинель для Акакия Акакиевича? Жизненная необходимость. Но, видимо, так уж общая атмосфера повлияла, что шинель стала для него чем-то большим, чем деталь одежды. Он заказывает шинель, чтоб и сукно наилучшее, а воротник из такой кошки, что издали похожа на куницу. И вот шинель на плечах нашего героя. Раз в жизни Башмачкин ощутил свою значимость. Нет, не благодаря своим достоинством, а благодаря шинели. Для других стремление к такой «значительности» было естественным, для него – нет. И последнее одеяние Башмачкина соответствует его положению на государственной лестнице: врач советует хозяйке брать не дубовый, а сосновый гроб – дешевле. Холодный Петербург встретил и проводил Башмачкина по одежде.

Ценность человека определяется по внешним данным – одежде, чину, дому. Но иначе быть и не может: такова суть государственного устройства. Мысль автора ясна : высшие власти, представленные в повести «значительным лицом», виноваты в ужасном существовании героя и его смерти. Но писатель призывает и к тому, чтобы все люди думали друг о друге, поступали так, как хотят, чтобы поступали с ними – в этом смысл повести «Шинель» Вы согласны с таким выводом?

3. Фаза рефлексии:

Учитель: подводим итоги урока. Какие проблемы подняты автором в повести «Шинель»? Кто из русских писателей прежде обращался к теме « маленького человека»? Актуальны ли эти проблемы для нашего времени?

Ученики составляют синквейн по теме урока.

Домашнее задание.

1.На примере конкретных фрагментов повести (по выбору учащихся) показать иронию автора по отношению к Башмачкину и «значительному лицу».

2.Индивидуальное задание –сравнить «Медный всадник» А.С.Пушкина и «Шинель»Н.В. Гоголя.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Степанова Светлана Ивановна

Дата: 06.01.2015

Номер свидетельства: 150852


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства