Русская словесность 5 класс Дата ________
Тема: Традиции и новаторство в использовании обрядовой поэзии поэтами XX века: С.А. Есенин. «Зашумели над затоном тростники.»; В.Я. Брюсов. «Колыбельная».
Цель: Показать уч-ся традиции и новаторство в использовании обрядовой поэзии поэтами XX века; познакомиться с стихотворениями С.А. Есенина. «Зашумели над затоном тростники.»; В.Я. Брюсова. «Колыбельная».
Помочь учащимся разобраться в изобразительно-выразительных средствах языка стихотворения; продолжить работу по обучению выразительному чтению; развивать умение высказывать свое мнение о прочитанном.
Тип урока: урок новых знаний.
Методы обучения: слово учителя, презентация, беседа.
Оборудование: учебник, тексты стихотворений.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя. (Слайды 1,2,3,4)
Сергей Есенин – самый популярный, самый читаемый в России поэт.
Из автобиографии Есенина: "Стихи начал слагать рано. Толчки давала бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад. Стихи начал писать подражая частушкам". Восприятие жизни природы роднит Есенина и с народной, и с классической поэтической традицией. Картины природы сливаются в единый образ России. Широкое обобщение в стихах поэта приобретает русская деревня, недаром его зовут "крестьянским поэтом".
Исследователи творчества С. Есенина отмечают, что природа является главным героем в произведениях поэта.
Почти все литературоведы и исследователи его творчества отмечали, что природа изображена в единстве с человеком. Ее описание – не самоцель, а путь к воссозданию ее духовного мира.
В.Коржан в работе "Есенин и народная поэзия" гл. "Народная обрядовая поэзия" (1969г.), рассматривая творчество С.Есенина, отмечает, что "Есенин хорошо знал обрядовую поэзию. Обрядовая поэзия используется им в произведениях, связанных с жизнью села. Народная обрядность привлекается поэтом в основном с целью раскрытия внутреннего мира человека".
2.Анализ стихотворения Есенин С. А. «Зашумели над затоном тростники» (Слайды 5,6,7,8)
Зашумели над затоном тростники.
Плачет девушка-царевна у реки.
Погадала красна девица в семик.
Расплела волна венок из повилик.
Ах, не выйти в жены девушке весной,
Запугал ее приметами лесной.
На березке пообъедена кора, -
Выживают мыши девушку с двора.
Бьются кони, грозно машут головой, -
Ой, не любит черны косы домовой.
Запах ладана от рощи ели льют,
Звонки ветры панихидную поют.
Ходит девушка по бережку грустна,
Ткет ей саван нежнопенная волна.
3.Анализ стихотворения «Зашумели над затоном тростники…». (Слайд 9)— В этом стихотворении отчетливо выступает влияние русской сказки. Сам поэт неоднократно упоминал об этом влиянии, говоря о детских годах своих, в которые сказка занимала большое место. ‹…› На протяжении всей жизни Есенина, почти до самого конца, одними из самых любимых и одно время даже настольных книг были: «Русские народные сказки» А. Н. Афанасьева и «Поэтические воззрения славян на природу» того же автора. Он говорил, что черпал из них много материалов для своего творчества.
Беседа по вопросам.
1.Определите тему и идею стихотворения. Композиция.
2.Определите размер, рифмовку, строфу стиха. ( шестистопный ямб, АА-парная, дистих)
3.Изобразительно-художественные средства: постоянный эпитет(красна девица), эпитет(девушка-царевна, черны косы, нежнопенная волна),олицетворение (расплела волна венок, ели льют, ветры поют, ткет саван волна),перифраз (лесной), аллитерация (ели льют (-ль)плавность, текучесть))
4. В.Я. Брюсов. (Слайды 10,)
Поэт, прозаик, драматург и переводчик, критик и теоретик стиха, историк и литературовед Валерий Яковлевич Брюсов родился 1 (13) декабря 1873 г. в Москве в купеческой семье. Образование получил дома, в гимназии Ф. И. Креймана (1885 — 1889), затем Л. И. Поливанова (1890 — 1893). Учился на историко-филологического факультета Московского университета (1893 — 1899). Неоднократно выезжал за границу Германия, Италия, Франция.
Писать стихи начал с 1881 г. Первая публикация — «Письмо в редакцию» детского журнала «Задушевное слово» (1884).
Умер 9 октября 1924 г. в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
5.Просмотр видеоролика «Колыбельная» (Валерий Брюсов)
Спи, мой мальчик! Птицы спят;
Накормили львицы львят;
Прислонясь к дубам, заснули
В роще робкие косули;
Дремлют рыбы под водой;
Почивает сом седой.
Только волки, только совы
По ночам гулять готовы,
Рыщут, ищут, где украсть,
Разевают клюв и пасть.
Ты не бойся, здесь кроватка,
Спи, мой мальчик, мирно, сладко.
Спи, как рыбы, птицы, львы,
Как жучки в кустах травы,
Как в берлогах, норах, гнездах
Звери, легшие на роздых.
Вой волков и крики сов,
Не тревожьте детских снов!
6.Анализ колыбельной. (Слайд 11)
Колыбельная песня —один из древнейших жанров фольклора. В основном колыбельную поёт мать своему ребенку. Отличительным признаком колыбельной песни является её цель — достичь засыпания человека. Неизменно, у всех народов колыбельная не требует каких-либо инструментов для её исполнения, достаточно только голоса. В данном жанре сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее.
Колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребенка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.
Беседа по вопросам. (Слайд 12)
1.Определите тему и идею стихотворения. Композиция.
2.Определите размер, рифмовку, строфу стиха. (4-х стопный хорей, АА-парная, шестистишие)
3.Изобразительно-художественные средства: эпитет(сом седой),сравнение(Спи, как рыбы, птицы, львы, Как жучки в кустах травы, Как в берлогах, норах, гнездах ),риторические восклицания (Спи, мой мальчик! Вой волков и крики сов, не тревожьте детских снов!)
7.Итог урока.
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Какое из двух изученных стихотворений, вам понравилось больше? Почему?
8.Домашнее задание. (Слайд 13)Стихотворения Колыбельная (Валерий Брюсов) или Есенин С. А. «Зашумели над затоном тростники», выразительное чтение наизусть.