А) Дидактическая: познакомить учащихся с творчеством Ю.П. Казакова; проследить за мыслями, чувствами и поступками главных героев рассказа «Тихое утро»; обратить внимание на роль описаний природы в раскрытии внутреннего мира героев; совершенствовать навыки анализа эпического произведения, составления характеристик героев, выразительного чтения.
Б) Развивающая: развивать устную речь, внимание, воображение; развивать умение анализировать, сопоставлять, сравнивать; продолжить формирование эстетической культуры личности школьников.
В) Воспитывающая: воспитывать уважение, сочувствие, сострадание к человеку.
Опережающие задания: для сильного ученика «Толстые вопросы» по рассказу, выразительное чтение отрывка с подбором иллюстративного материала в мини презентации, для среднего ученика «Тонкие вопросы», для слабого ученика сообщение «Композиция. Элементы композиции»; инсценирование эпизода «Сборы на рыбалку»,
Этапы | Учитель | учащиеся |
Орг.момент 3 | Приветствие. Предлагает технику «Смайлики» и «Моя личная цель» с целью оценки эмоционального состояния. | Выбирают смайлики (оценка эмоц. состояния) - пишут на обороте свою личную цель на данный момент |
Позитивный настрой | Предлагает технику «Поздоровайся» (снятие эмоц. напряжения) | В кругу здороваются локтями, коленями, плечами. |
Совместное целеполагание | Корректирует ответы учащихся. | Формулируют цель урока самостоятельно, сравнивают с предложенными учителем целью и задачами урока, определяют точки соприкосновения. СЛАЙД 2 |
Выявление первичное восприятия. Техника «Углы» | Что необычное в биографии писателя Ю. Казакова? Первое впечатление от рассказа в одном слове. Как вы думаете, о чем рассказ? Записывает кратко мнения детей на доске, просит их встать около той формулировки, которая им ближе | МУЗЫКАНТ Простой, обычный - НЕЗАМЫСЛОВАТЫЙ Хорошем поступке, столкновении характеров,.. |
Эпиграфы | Обращает внимание на высказывания литераторов об авторе рассказа. Слайд 3 | Выбирают ключевые слова из каждого высказывания |
Опережающее задание «Тонкие вопросы» | Наблюдает, корректирует. | Тонкие вопросы задает ученик, составивший вопросы- остальные отвечают. За правильный ответ получают жетоны |
Опрос домашнего задания, Работа в группе. | Что такое композиция? Назовите элементы композиции. Переделайте свой план рассказа соответственно элементам композиции. В чем особенность? Почему нет развернутой экспозиции? | Называют. Завязка - сборы, развитие действия - в дороге и первый улов, кульминация - Володя тонет, развязка – спасение. Нет экспозиции. Знакомство с героями происходит по ходу рассказа. |
Опережающее задание. «Шкала настроения» | Прослушайте выступление, на «шкале настроения» отметьте чувство, возникающее у вас, читателей, у героев рассказа. | Выразительное чтение наизусть отрывка (описание наступающего утра) на фоне музыки Грига «Утро. Пер Гюнт» с подготовленным изобразительным рядом. Ожидание, предвкушение. |
Инсценирование «Сборы на рыбалку». Толстый вопрос | - Что узнали о героях из увиденного отрывка. - Какими средствами автор помогает нам увидеть героев. - Оцените игру «актеров». - Отметьте настроение свое и героев на «шкале настроения» Зачем Яшка пошел с Володей? | Составление характеристик по вариантам (1 вариант – Яшка, 2 вариант - Володя). Через речь, мимику, тон. |
Групповая работа | ТОЛСТЫЕ ВОПРОСЫ по кульминации и развязке | 1 группа. Прочесть описание чувств Яшки и отметить их на «шкале настроения». Почему Яшка пошел спасать Володю, зная, что тот может его утопить? Что чувствовали бы и как бы повели себя вы в этой ситуации? Что главное в Яшке? 2 группа. Прочитайте описание природы в кульминационном эпизоде рассказа и в развязке. Сравнить их. Меняется ли описание природы в соответствии с чувствами, переживаемыми героями, как и почему? Почему рассказ назван «Тихое утро»? 3 группа. Прочитайте, как автор описывает Володю. Он действительно, неловкий, медлительный? Смог бы Володя поступить также как Яшка. |
Рефлексия «Афоризм» | Прочитайте предложенные афоризмы, какой из них на ваш взгляд больше подходит данному рассказу в качестве эпиграфа, почему. Есть желание перейти, поменять мнение. - Вернемся к ключевым фразам в высказываниях писателей о творчестве Ю.Казакова. Какими примерами с нашего урока можно их подтвердить. | Выбирают. Расходятся по углам, аргументируют, как поменялись их позиции. Первое впечатление обманчиво, Жизнь проверит К подвигу, не готовятся Мастерство писателя, его «музыкальный слух» в рассказе (внимание к малейшим нюансам настроения героев). Многогранность рассказа, несмотря на непритязательность. |
Самооценка | Предлагает оценить свою работу на уроке, реализацию поставленных целей урока. Оцените через смайлики свое настроение в конце урока. Достигнуты ли вами ваши личные цели . По желанию озвучить. | Оценивают свою работу по таблице. Оценивают урок по достижению поставленных целей. Озвучивают достижение личных целей. Комментируют (выборочно) достижение личных целей. |
Слово учителя. | Оценка работы учащихся, их достижений. В подарок стихотворение “Узелок на память” Якова Хелемского. Никогда не допускай уступок, Даже в малом будь самим собой, Побеждает именно поступок, Зорко управляющий судьбой и песня В. Высоцкого. | Прослушивают песню В.Высоцкого «Если друг оказался вдруг…». |
| д/з эссе по выбранному афоризму | |