kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме: "Тихое утро" Ю.Казаков

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: определение идейно-тематической направленности рассказа

Задачи:

А) Дидактическая: познакомить учащихся с творчеством Ю.П. Казакова; проследить за мыслями, чувствами и поступками главных героев рассказа «Тихое утро»; обратить внимание  на роль описаний природы в раскрытии внутреннего мира героев; совершенствовать навыки анализа эпического произведения, составления характеристик героев, выразительного чтения.

Б) Развивающая: развивать устную речь, внимание, воображение; развивать умение анализировать, сопоставлять, сравнивать; продолжить формирование эстетической культуры личности школьников.

В) Воспитывающая: воспитывать уважение, сочувствие, сострадание к человеку.

Тип урока: урок изучения нового материала

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«кроссворд»

“Деревня, будто большим пуховым одеялом, была укрыта...”

Вопрос 1.

-Что окутывает деревню?

(Туман)


Яшка проснулся рано. Но ...

Вопрос 2.

- Кто проснулся раньше Яшки?

(Петух)


Вопрос 3.

-Откуда раздавались первые звуки в спящем еще селе?

(Кузница)


По дороге на рыбалку


Вопрос 4

- Назовите место, где он увидел сома?

(Омут)


-5

-Какая еще рыба ловится в омуте?

( Голавли и линь)


(Лещ, окунь, плотва, карась, щука)


Вопрос 6

-Кто рассказал Яшке, что в бочаге (омуте) водятся осьминоги?

(Мишка).

Вопрос 7

-Что схватил он, чтобы кинуть в лицо приятелю, когда тот покажется из воды?

(Комок)


Тонет

.


Вопрос 8

Яшка испугался, когда увидел, что Володя тонет. Он сразу подумал, что друга тянет на дно ...

осьминог. Какой?

(Громадный)


Просмотр содержимого документа
«конспект»

Конспект урока литературы

Тема: Уроки Ю.П.Казакова в рассказе «Тихое утро».

Цели урока: определение идейно-тематической направленности рассказа

Задачи:

А) Дидактическая: познакомить учащихся с творчеством Ю.П. Казакова; проследить за мыслями, чувствами и поступками главных героев рассказа «Тихое утро»; обратить внимание на роль описаний природы в раскрытии внутреннего мира героев; совершенствовать навыки анализа эпического произведения, составления характеристик героев, выразительного чтения.

Б) Развивающая: развивать устную речь, внимание, воображение; развивать умение анализировать, сопоставлять, сравнивать; продолжить формирование эстетической культуры личности школьников.

В) Воспитывающая: воспитывать уважение, сочувствие, сострадание к человеку.

Тип урока: урок изучения нового материала

Класс: 8

Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация Power Point, афоризмы, листы самооценки, «шкала настроения».

Опережающие задания: для сильного ученика «Толстые вопросы» по рассказу, выразительное чтение отрывка с подбором иллюстративного материала в мини презентации, для среднего ученика «Тонкие вопросы», для слабого ученика сообщение «Композиция. Элементы композиции»; инсценирование эпизода «Сборы на рыбалку»,

Этапы

Учитель

учащиеся

Орг.момент

3

Приветствие. Предлагает технику «Смайлики» и «Моя личная цель» с целью оценки эмоционального состояния.

Выбирают смайлики (оценка эмоц. состояния) - пишут на обороте свою личную цель на данный момент

Позитивный настрой

Предлагает технику «Поздоровайся» (снятие эмоц. напряжения)

В кругу здороваются локтями, коленями, плечами.

Совместное целеполагание

Корректирует ответы учащихся.

Формулируют цель урока самостоятельно, сравнивают с предложенными учителем целью и задачами урока, определяют точки соприкосновения. СЛАЙД 2

Выявление первичное восприятия. Техника «Углы»

Что необычное в биографии писателя Ю. Казакова?

Первое впечатление от рассказа в одном слове.

Как вы думаете, о чем рассказ? Записывает кратко мнения детей на доске, просит их встать около той формулировки, которая им ближе

МУЗЫКАНТ

Простой, обычный - НЕЗАМЫСЛОВАТЫЙ

Хорошем поступке, столкновении характеров,..


Эпиграфы

Обращает внимание на высказывания литераторов об авторе рассказа. Слайд 3

Выбирают ключевые слова из каждого высказывания

Опережающее задание «Тонкие вопросы»

Наблюдает, корректирует.

Тонкие вопросы задает ученик, составивший вопросы- остальные отвечают. За правильный ответ получают жетоны

Опрос домашнего задания, Работа в группе.

Что такое композиция? Назовите элементы композиции.

Переделайте свой план рассказа соответственно элементам композиции.

В чем особенность?

Почему нет развернутой экспозиции?

Называют.

Завязка - сборы, развитие действия - в дороге и первый улов, кульминация - Володя тонет, развязка – спасение.

Нет экспозиции.

Знакомство с героями происходит по ходу рассказа.

Опережающее задание.

«Шкала настроения»

Прослушайте выступление, на «шкале настроения» отметьте чувство, возникающее у вас, читателей, у героев рассказа.

Выразительное чтение наизусть отрывка (описание наступающего утра) на фоне музыки Грига «Утро. Пер Гюнт» с подготовленным изобразительным рядом.

Ожидание, предвкушение.

Инсценирование «Сборы на рыбалку». Толстый вопрос

- Что узнали о героях из увиденного отрывка.

- Какими средствами автор помогает нам увидеть героев.

- Оцените игру «актеров».

- Отметьте настроение свое и героев на «шкале настроения»

Зачем Яшка пошел с Володей?

Составление характеристик по вариантам (1 вариант – Яшка, 2 вариант - Володя). Через речь, мимику, тон.


Групповая работа

ТОЛСТЫЕ ВОПРОСЫ по кульминации и развязке

1 группа.

Прочесть описание чувств Яшки и отметить их на «шкале настроения».

Почему Яшка пошел спасать Володю, зная, что тот может его утопить? Что чувствовали бы и как бы повели себя вы в этой ситуации? Что главное в Яшке?

2 группа. Прочитайте описание природы в кульминационном эпизоде рассказа и в развязке. Сравнить их.

Меняется ли описание природы в соответствии с чувствами, переживаемыми героями, как и почему? Почему рассказ назван «Тихое утро»?

3 группа. Прочитайте, как автор описывает Володю. Он действительно, неловкий, медлительный? Смог бы Володя поступить также как Яшка.


Рефлексия «Афоризм»

Прочитайте предложенные афоризмы, какой из них на ваш взгляд больше подходит данному рассказу в качестве эпиграфа, почему.

Есть желание перейти, поменять мнение.

- Вернемся к ключевым фразам в высказываниях писателей о творчестве Ю.Казакова. Какими примерами с нашего урока можно их подтвердить.



Выбирают. Расходятся по углам, аргументируют, как поменялись их позиции.

Первое впечатление обманчиво,

Жизнь проверит

К подвигу, не готовятся


Мастерство писателя, его «музыкальный слух» в рассказе (внимание к малейшим нюансам настроения героев). Многогранность рассказа, несмотря на непритязательность.

Самооценка

Предлагает оценить свою работу на уроке, реализацию поставленных целей урока.

Оцените через смайлики свое настроение в конце урока. Достигнуты ли вами ваши личные цели . По желанию озвучить.


Оценивают свою работу по таблице.


Оценивают урок по достижению поставленных целей.

Озвучивают достижение личных целей. Комментируют (выборочно) достижение личных целей.

Слово учителя.

Оценка работы учащихся, их достижений. В подарок стихотворение “Узелок на память” Якова Хелемского.

Никогда не допускай уступок,
Даже в малом будь самим собой,
Побеждает именно поступок,
Зорко управляющий судьбой


и песня В. Высоцкого.


Прослушивают песню В.Высоцкого «Если друг оказался вдруг…».


д/з эссе по выбранному афоризму




Просмотр содержимого документа
«самооценка»

Таблица самооценки

Фамилия

9 и больше баллов «5», 7-8 баллов – «4», 5-6 баллов – «3»

баллы

  1. Читал -1 балл


  1. Составил план - 1 балл


  1. Отвечал на тонкие вопросы ( по количеству жетонов)– 1 балл


  1. Отвечал на толстые вопросы - 2 балла


  1. Выполнял индивидуальное задание – 2балл


  1. Участвовал в обсуждении


  1. Подводил итог - 2 балла


  1. Работал в группе - 1 балл


  1. Выступал от группы – 2 балла


  1. Писал развернутый ответ – 2 балла


Итог- оценка


Таблица самооценки

Фамилия

9 и больше баллов «5», 7-8 баллов – «4», 5-6 баллов – «3»

баллы

  1. Читал -1 балл


  1. Составил план - 1 балл


  1. Отвечал на тонкие вопросы – 1 балл


  1. Отвечал на толстые вопросы - 2 балла


  1. Выполнял индивидуальное задание – 2балл


  1. Участвовал в обсуждении ( по количеству жетонов)


  1. Подводил итог - 2 балла


  1. Работал в группе - 1 балл


  1. Выступал от группы – 2 балла


  1. Писал развернутый ответ – 2 балла


Итог- оценка


Таблица самооценки

Фамилия

9 и больше баллов «5», 7-8 баллов – «4», 5-6 баллов – «3»

баллы

  1. Читал -1 балл


  1. Составил план - 1 балл


  1. Отвечал на тонкие вопросы – 1 балл


  1. Отвечал на толстые вопросы - 2 балла


  1. Выполнял индивидуальное задание – 2балл


  1. Участвовал в обсуждении ( по количеству жетонов)


  1. Подводил итог - 2 балла


  1. Работал в группе - 1 балл


  1. Выступал от группы – 2 балла


  1. Писал развернутый ответ – 2 балла


Итог- оценка


Таблица самооценки

Фамилия

9 и больше баллов «5», 7-8 баллов – «4», 5-6 баллов – «3»

баллы

  1. Читал -1 балл


  1. Составил план - 1 балл


  1. Отвечал на тонкие вопросы – 1 балл


  1. Отвечал на толстые вопросы - 2 балла


  1. Выполнял индивидуальное задание – 2балл


  1. Участвовал в обсуждении ( по количеству жетонов)


  1. Подводил итог - 2 балла


  1. Работал в группе - 1 балл


  1. Выступал от группы – 2 балла


  1. Писал развернутый ответ – 2 балла


Итог- оценка




Просмотр содержимого документа
«черты характера»

А

• авантюрный • азартный

• амбициозный

Б

• бесчувственный • благодарный

• благоразумный

В

• вежливый • восторженный

• высокомерный

Д

• деловой • деятельный

• добродушный • доброжелательный

Ж

• жизнелюбивый •жизнерадостный

И

• изворотливый , интеллигентный

К

• критичный • кроткий

М

• мужественный • мягкий

Н

• навязчивый ,• наивный

• напористый незаурядный

О

• обаятельный ,• основательный

• отчаянный

П

, • показной • покладистый,

• покорный • порядочный

Р,

• разносторонний ,• ранимый

• романтичный

С

• сдержанный • сентиментальный ,

• слабовольный

Т

• тактичный ,• твердый

• терпимый,

У • убежденный

Х

• хозяйственный

• цельный, • циничный

Ч

• человечный

• честолюбивый

• черствый

Э

• эмоциональный

• энергичный

• эрудированный

Я • язвительный

Просмотр содержимого документа
«эпиграф»

“Когда творишь добро, сам и испытываешь некое радостное удовлетворение и законную гордость, сопутствующую чистой совести.” (М. Монтень)



“Когда будешь делать кому-нибудь добро, заметь, что во время свершения доброго дела получишь такое же удовольствие, какое получит и тот человек.”……………..(Кей Кавус)



 “Истинное мужество обнаруживается во время бедствия.” Вольтер



«Герой – это тот, кто творит жизнь вопреки смерти, кто побеждает смерть», - М.Горький



 Линия, разделяющая добро и зло, проходит через каждое человеческое сердце. Линия эта подвижна, она колеблется в нас с годами. Даже в сердце, объятом злом, она удерживает маленький плацдарм добра. Даже в наидобрейшем сердце – неискоренённый уголок зла                                                                                А.И. Солженицын.      



«Истинный друг познаётся в несчастье» Эзоп.

Ю. Друнина

Не всегда на верную дорогу мы

Сразу пробиваемся сквозь тьму.


“Узелок на память” Якова Хелемского.

Никогда не допускай уступок,
Даже в малом будь самим собой,
Побеждает именно поступок,
Зорко управляющий судьбой.


Характер человека создает его судьбу.
Гераскинит


Ни о чем не судят так поверхностно, как о характере человека.


Г. Лихтенберг

Просмотр содержимого презентации
«Ю. Казаков Тихое утро»

Писатель рассматривал деревню глазами городского человека, открывшего для себя неведомый мир.  В.Ф.Василенко Рассказы его обладают редкой способностью раскрываться всякий раз с новой, ещё неизведанной стороны.  И. Кузьмичёв Уже во многих ранних рассказах проявляется редкий дар Ю.Казакова вживаться в чужую жизнь, входить в нее изнутри, постигая до тонкости поразивший его характер.  Кириллова Л.И.

Писатель рассматривал деревню глазами городского человека, открывшего для себя неведомый мир.

В.Ф.Василенко

Рассказы его обладают редкой способностью раскрываться

всякий раз с новой, ещё неизведанной стороны.

И. Кузьмичёв

Уже во многих ранних рассказах проявляется редкий дар Ю.Казакова вживаться в чужую жизнь, входить в нее изнутри, постигая до тонкости поразивший его характер.

Кириллова Л.И.

Уроки Ю.Казакова в рассказе «Тихое утро»

Уроки Ю.Казакова в рассказе «Тихое утро»

Цель: определение нравственных уроков писателя Задача: анализ произведения

Цель: определение нравственных уроков писателя

Задача: анализ произведения

  • композиция
  • внешний вид
  • имя
  • речь
  • поступки
  • дело, увлечения
  • пейзаж
  • характер
  • взаимоотношения с другими персонажами
Тихое утро

Тихое утро


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по теме: "Тихое утро" Ю.Казаков

Автор: Нигметжанова Альфира Толегеновна

Дата: 21.01.2016

Номер свидетельства: 280292


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства