kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме: "С. Баруздин "Помощник"; А. Асылбеков "Весна""

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: знакомство с произведениями классической литературы о весне.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: "С. Баруздин "Помощник"; А. Асылбеков "Весна""»


Литературное чтение 2 класс

Тема: С. Баруздин «Помощник», А. Асылбеков «Весна»

Цель: знакомство с произведениями классической литературы о весне;

Задачи: способствовать формированию правильного, осознанного и выразительного чтения; расширять читательский кругозор.
- Развивать логическое мышление, творческое воображение, зрительную и слуховую память, речь учащихся, развивать умение выражать свои чувства через чтение стихотворений.

- Прививать интерес к чтению произведений различных жанров.
- Способствовать воспитанию эстетических чувств, любви к природе.


Ход урока

1. Психологический настрой Тренинг «солнце светит на того…»

2. Проверка домашнего задания

- Какой раздел изучаем? (Поэтический родник)

- Произведения, каких авторов мы изучили в этом разделе? ( Ф.Тютчев «Зима не даром злится…», Н.Сошникова «Наурыз», И.Токмакова «Весна», С.Маршак «Апрель», Г.Виеру «Подснежник», Т.Волгина «Сегодня мамин праздник»

- К какому жанру относятся произведения?

- Какой общей темой объединены стихи?

- Что готовили дома? (Выразительное чтение наизусть стихотворения Т. Волгиной «Сегодня мамин праздник»)

-Какое настроение постараетесь передать при чтении?

Оценивание стих-я учащимися

Хоровое пение стих-я под музыку

3. Стадия вызова

- Сегодня продолжаем пополнять копилку авторами и их произведениями. Чтобы узнать тему нашего урока проведём игру «Лишний слог». Работа в группах: Ваша задача найти и исключить лишний слог в каждой строке и прочитать получившееся слово

С, по, в мощ, нос, рот да, ник, но (помощник)

- Предположите, о чём пойдёт речь на уроке?

- Какие задачи поставим на урок?

4. Стадия осмысления

- Где можем познакомиться с этим стихотворением? С 215

- Кто автор? (портрет)

а) Ученик читает биографию С. Баруздина

Сергей Алексеевич Баруздин— русский
1926 г. Опубликовал первые рассказы в
для детей и юношества. Написал много стихов для детей: «Кто с кем дружит?» и много других. Советую вам прочитать. Умер в 1991

советский писатель. Родился в Москве в

журнале «Пионер». Автор многих книг


б) Сядьте поудобнее. Можете закрыть глаза. Ваша задача услышать то, о чём говорит автор стихотворения. Я прочитаю вам стихотворение, а вы попробуйте представить услышанное.

- О чём и о ком это стихотворение?

- Соответствует ли название стих-я?

- Чтение стих-я уч-ся с заданием: какие заботы у героя стих-я?

в) Словарная работа: кадушка, тужит

г) Выразительное чтение стих-я хором, отдельными учениками

ФИЗМИНУТКА

Поработали, ребятки, а теперь все на зарядку!

Мы ногами топ – топ, мы руками хлоп – хлоп,

Мы глазами миг – миг, мы плечами чик – чик.

Раз - присели, два - привстали, руки к верху мы подняли,

Сели – встали, сели – встали и на месте зашагали.

Но закончилась игра – заниматься нам пора.

- В какое время года встречаем праздник мам)?

- Почему я у вас об этом спрашиваю?

А сейчас мы узнаем, как представляет весну казахский поэт А.Асылбеков (портрет)

д) Чтение стих-я «Весна» с 147-148 (на карточках)

- Понравилось стих-е?

- О чём рассказал автор? (О жизни в ауле)

Работа в парах: прочитать стихотворение и найти слова, рассказывающие о весне, как о живом существе (разбудил, пробудилась).

- Сравните начало и конец стихотворения.

- Какие картины можно нарисовать к содержанию стихотворения? Дайте словесное описание.

е) Выразительное чтение стих-я.

5. Рефлексия

Мы с вами сегодня очень много трудились на уроке. Какая тема вдохновила нас? (весна)

Синквейн «Весна»

6. Домашнее задание : выразительно по выбору.

7. Обратная связь: высказать мнения об уроке
























ВЕСНА А.Асылбеков


День весенний наступил,

Тёплый дождь с утра полил-

Разбудил в степи подснежник,

Лёд в оврагах растопил.


Обновленья жизнь полна,

Пробудилась ото сна.

Тают горные снега,

Скот выходит на луга,

Разливаются ручьи,


Ходят важные грачи.

Бойки игры у козлят,

Кони травкою хрустят.

Над желтеющим цветком

Машет бабочка крылом-

Подрастёт цветок-малышка,


Станет лёгоньким пушком,

Солнце яркое встаёт,

Кончен уток перелёт,

Жарко зреет день весенний,


Жизнь клокочет и поёт,

На закате - шум и гул:

Стадо движется в аул.

Смех несётся в полутьме,

Дети рады кутерьме.




















Пришла, улыбнулась – утихли метели
Позванивать стал колокольчик капели
Река пробудилась, растаяли льды.
Наряд белоснежный надели сады.

- Какие задачи поставим на урок?




2) Игра: «Давайте познакомимся». Заполнение 4-х кругов.

Поднимите руку, кто…


  1. Любит читать.


  2. Хочет проявить на уроке активность.



II. Включение в деятельность.

1) Дыхательная гимнастика: руки вперед – выдох, руки в стороны – вдох

2) Скороговорка: Чтобы жить с друзьями дружно

Обижать других не нужно.

Проговаривание хором, с простукиванием, с прихлопами.

- Какой звук больше слышим? – ж

- Кто считает, что дружба в классе – успех в учебе?

Вывод: Вы дети любознательные и сможете справиться со всеми заданиями урока.

III. Ввод в тему.

а)- Прочитайте эпиграф нашего урока: «Века проходят – слово лишь нетленно».

- Что будет являться предметом разговора?

-Определим ключевое слово урока. «Ручеёк».

-Прочитайте только слоги, пропуская буквы. (чтение слогов на ускорение).

-А теперь, соединив буквы этого ребуса, вы узнаете слово. – «Весна».

б) Актуализация опорных знаний.

-Закройте глаза. Вспомните день, когда вы любовались весной. Чем вас заворожила картина?

- Как люди славят природу?

IV. Опрос домашнего задания.

- Какие стихи о весне вы знаете?

- Какое настроение постараетесь передать при чтении? (сигнальные кружки). Выставление оценок, комментарий учителя.

V. Постановка проблемы.

- Как вы думаете, могут ли люди, которые никогда не видели друг друга, даже жили в разное время, видеть , чувствовать и передавать мысли одинаково.

-Предлагаю исследовать эту проблему на примере творчества русского поэта Пушкина и казахского поэта Абая. Читаем тему урока. Кого называют гением?

VI. Реализация темы урока.

^ 1)Коррекция опорных знаний.

- Что вы знаете об этих двух поэтах? (+ дополнительные сведения).

Портреты писателей: Абай и Пушкин! Светочи поэзии, наша слава и гордость, непревзойденное достижение русской и казахской культуры.

Пушкин родился в Москве в 1799г. Абай родился в 1845г. В Чингисских горах Семипалатинской области. Оба поэта с ранних лет сочиняли стихи. Абай был первым из казахов, кто навсегда породнил поэзию Пушкина с казахским народом. Он перевел его стихи на казахский язык.

^ 2)Рабата с текстами. Первичное восприятие. – Сегодня мы прочитаем стихи А.С. Пушкина («Гонимы вешними лучами») и Абая Кунанбаева («Весна»).

А) Чтобы при чтении было лучше понять смысл, надо вспомнить секреты выразительного чтения:

1.Представь себе то, о чем читаешь. Подумай, какое чувство надо передать.

2.Следи за правильным дыханием и четким произношением.

3.Выделяй голосом важные мысли, слова (логическое ударение).

4.Соблюдай паузы (длинная, короткая).

5.Подбирай правильно интонацию в зависимости от знака препинания в конце предложения (. ? !)

6.Владей силой голоса (понижение, повышение)

7.Старайся заинтересовать слушателей чтением.

Б) Я читаю, а вы догадайтесь, о чем стихотворение Пушкина. Определите тему одним словом.

- Как догадались, что стихотворение о весне?

В) Чтение стихотворения Абая «Весна».

- Что взволновало вас в этом стихотворении?

^ Побуждение к деятельности. – Давайте, попробуем почувствовать ту весну, которую описали нам поэты, с помощью исследовательского анализа побываем в мастерской их творчества.

Г) Словарная работа. Чтение и толкование смысла слов: весенние лучи, окрестные горы, потопленные луга, восковая келья, безмолвие, шатер, осока

Д) Чтение стихотворений про себя с заданиями: определить, как поэты сами относятся к весне.

3) ^ Анализ стихотворения Пушкина. Составление диаграмм Венна. (раздаточный материал)

А) чтение и анализ 1 части стихотворения.

- Как понимаете выражение «снега сбежали»? Как называется этот прием? (олицетворение). Найдите еще олицетворение.

- Какие интересные речевые обороты встретились? (улыбка природы, утро года, улыбкой ясной, сквозь сон)

- Найдите эпитет к слову «улыбка».

Б) 2 часть. Чтение, анализ, подготовка к выразительному чтению.

- Найдите эпитет к слову «лес».

- Как выглядит лес? Почему так говорит поэт?

- Найдите сравнение. Почему с пухом сравнивается молодая листва?

- Какие еще картины весенней природы нарисовал поэт? (пчела летит, долины пестреют, стада шумят)

-Какие звуки повторяются? –л. Для чего? – передать красоту.

- Какие части речи передают описание весенней природы? (глаголы). Почему именно глаголы? – стремительность, быстрота действий. Вывод: эти быстрые перемены в природе поэт передает и с помощью цветовой весенней гаммы. Работа в парах (заполнение кластера «Краски весны»)

Контроль выполенеия.

В) Выразительное чтение стихотворения. Темп чтения – умеренный, настроение- радости. Начал предложения – вдох, в конце предложения голос понижается.

- Представьте, что мы вместе с автором стоим на горе, смотрим вокруг и видим, как стремительно меняется природа весной.

Г) Итог анализа.

- Какое чувство передал в стихотворении нам поэт? Сравните начало и конец стихотворения. В чем выразилась гениальность Пушкина? (сумел описать весь весенний цикл). – Кому понравилось стихотворение? Вы можете дома выучить его наизусть.

VII. Физминутка.

- Давайте спустимся с горы на травку и отдохнем немного на весенней лужайке.(Во поле береза стояла)

- А теперь вместе с Абаем отправимся по родным казахским просторам. (танец под народную музыку)

VIII. Анализ стихотворения Абая. Заполнение диаграммы.

А) Чтение 1 строфы. Начало сразу привлекает внимание. Чем? (воскл. предложение). Как читаем?

- Найдите олицетворение (ходит ветер, обласкано солнцем).

- Почему ветер не бежит, не летит, а ходит? (он теплый, трудится вместе с солнцем)

- Как понимаете выражение «все живое обласкано солнцем»?

Б) 2 строфа – Как думаете, почему в описании природы появляются девушки? (весна -вечный символ молодости, красоты).

В) ) 3 строфа. Философское размышление Абая о солнце.

- Как начинается стихотворение? (все обласкано солнцем)

- Найдите эпитет солнца к 3 строфе (великая теплота)

- Как относится Абай к солнцу? (солнце –символ жизни, поэт преклоняется перед ним, благодарит за великое тепло, большое добро к людям)

- А как Пушкин написал о солнце? (улыбка природы, пробуждающаяся весна еще ранняя). У Абая солнце – это святыня, великая тайна вечности, это светило, которое дает всему жизнь продолжает её.

Г) Я хочу вам напомнить, ребята, что великий Абай - это тоже Солнце казахской поэзии. Свои стихи он писал на своем родном языке. (отрывок стих-я на каз.яз).

-Кому понравилось стихотворение Абая? Почему? Вы можете дома приготовить партитуру выразительного чтения на каз. или рус.языках.

IX. Творческая работа.

- Благодаря таланту гениев Пушкина и Абая, их мастерству, мы с вами впустили много волнующих чувств в душу. И все это можно еще раз почувствовать только не в словах, а в картинах.

- Где по вашему мнению иллюстрация стих-я Пушкина, а где Абая?

Разные иллюстрации? А можно их дополнить, используя общие описания весенней природы? (цветы, деревья, солнце). Дети зачитывают общие по смыслу и описанию строки.

Поют соловьи. Только у Пушкина в безмолвии ночей – робко. А у Абая гремят, вступают в диалог с кукушкой.

- Есть слова весны, есть краски весны. А что еще есть у весны? – звуки («Птичьи голоса» в записи. Теперь полная картина весеннего счастья? Передадим его с помощью выразительного чтения.

X. Результат исследования. Рефлексия. Составление диаграммы Венны.

- Прочитайте слова: поэты, талант, радость, любовь к природе, грусть. Какое из них не использовалось при анализе? Оно лишнее, зачеркните.- А что можно сказать о других словах, что общее? Выберите и запишите в общее пространство то, что сближает поэтов в теме «Весна». – любовь к природе.

XI. Итог урока.

- Мы с вами сегодня очень много трудились на уроке. Какая тема вдохновила нас? (Весна. Великая природа)

-Кто открыл сердце нашим чувствам? (Великие гении – Пушкин и Абай)

-Что вдохновило их? (Великая красота чарующей матери – природы).

Время…оно бежит, как песок. И только великие люди оставляют свое имя в веках, связывают духовной связью прошлое, настоящее и будущее всех народов.

Имена Пушкина и Абая известны на всех континентах, золотыми буквами вписаны в историю мировой литературы. Не угасает интерес к творчеству великих поэтов, как не иссякает дружба казахского и русского народов. И сколько бы не проходило времени – не исчезнет желание возвращаться к произведениям двух гениев, ведь каждый из них «чувства добрые … лирой пробуждал». И пусть «следы исчезнут поколений, но жив талант, бессмертен гений» - (классическая музыка).

XII. Самооценка деятельности.

- Я хочу поблагодарить вас за литературные исследования на уроке, интересные мысли, творческую деятельность.

- Еще раз посмотрите на нашу творческую работу.

- Где находились ваши мысли сегодня на уроке? (внизу на травке, на уровне деревьев, выше деревьев, там, где птицы, рядом с солнцем).

Желаем вам, чтобы мысли ваши всегда устремлялись ввысь.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Конспект урока по теме: "С. Баруздин "Помощник"; А. Асылбеков "Весна""

Автор: Ильченко Анна Валерьевна

Дата: 23.01.2015

Номер свидетельства: 160322


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства