kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме " Почему и во имя чего совершил свой подвиг Данко?"( по рассказу М. Горького "Старуха Изергиль")

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Почему  и  во  имя   чего  совершил  свой  подвиг  Данко?

       (  по  рассказу  М.Горького "Старуха  Изергиль")

Цели:

        1. Предметная:    проанализировать  "Легенду  о  Данко".

        2. Развивающая:  воспитывать в  учащихся уважение к  высоко-нравственным 

                                      качествам: бескорыстию, добру, служению людям.

       3. Метапредметная: развивать навыки критического мышления, умение ставить и 

                                         формулировать вопросы, проблемы, совместно искать на них

                                         ответы.

Оборудование:

1.Презентация

2.Фрагмент мультфильма «Прометей».

3.Фрагмент мультфильма «Легенда о Данко»

4.Фрагмент из фильма «Шаварш  Карапетян».

 Ход урока.

1.Стадия  "Вызов".   

- Каких героев изученных вами ранее произведений напоминает Данко?

Просмотр фрагмента мультфильма  о  Прометее.                                           

-Почему память среди людей о Прометее до сих пор жива?

-Как вы  относитесь  к  его поступку?

 -Когда  мы   слышим  слово "подвиг",  какие  ассоциации  у   вас  возникают  с  этим  словом?

Построение кластера в  тетрадях   .                                                           

-Давайте посмотрим, что  у  вас получилось?                                          

-А  что  такое подвиг, по-вашему?  Обращение к  словарю.

Сегодня  мы  будем  говорить  об  отрывке из  рассказа  М.Горького "Старуха  Изергиль": "Легенде  о Данко".

-Как вы думаете, о  чем  сегодня  пойдет  речь  на  уроке?                 

-Как относится  слово "подвиг" к  легенде  о  Данко?  

 2.Смысловая  стадия.

Поскольку  мы  говорим  о  легенде,  скажите,  а  что  такое  легенда?(дом.  задание)

1. Словарная работа.

2.Работа в группах.(Обращение к ассоциативному мышлению учащихся.)       

Составьте словесный портрет человека-легенды.  

  2. Работа с текстом художественного произведения. Чтение по отрывкам и обсуждение в  группах  проблемных вопросов

 1 группа.

- Какими вы видите людей этого племени? Могли ли они, на ваш взгляд, сделать что-то, чтобы чужие племена не сумели прогнать их в глубь леса?                

 - Как вы думаете, можно ли было как-то спасти племя от гибели?

                                                               Группа 2

   - Что помешало людям бороться за свое племя? Оставалась ли еще надежда на спасение?

                                        Группа 3.                                                                                      

- Как восприняли люди предложение Данко? Почему они поверили ему?

                   Группа 4

- Как вы считаете, что может дальше произойти с Данко? Можем ли мы осуждать людей за трусость?

3.Просмотр фрагмента  из мультфильма "Старуха  Изергиль: легенда о  Данко" со  слов :                     

- Что сделаю я для людей?!  

- Предполагали ли вы, что все может так закончиться? Напрасна ли смерть Данко? 

- Чего, на ваш взгляд, мог бояться осторожный человек, который наступил на сердце Данко и раздавил его?                                                                                        

 - Существует мнение, что подвиг, который совершил Данко, был неразумен. Можно было зажечь факел, дать каждому и добрести до конца леса. Подвиг должен совершаться в разумных пределах.                                                                 

- Разумен или неразумен подвиг Данко?

- В каких пределах разумен подвиг и когда человеку необходимо его совершать?

- Можно ли назвать Данко героем?                                            

  3. Стадия рефлексии.                                                                                   Слайд 

-А  в наше время есть место подвигу? Мы  с  вами живем  в  героическое время.

- А.Н. Семенов пишет : «В своем творчестве Горький решал вопросы о том, каким быть человеку и как ему жить среди людей».

Я  считаю,  что эти вопросы  присутствуют  в  творчестве М. Горького.

Мне хотелось бы,  чтобы  вы, просмотрев видеоролик, письменно ответили  на  вопрос:"Каким должен быть человек и как ему жить среди людей?"

Просмотр презентации.                                                                    

Людей, которые посвятили свою жизнь служению идеалам добра и справедливости, которые подобно Данко стараются помочь людям, не так уж и мало на нашей земле.

Один из современных героев, думающих о других людях,- это Шаварш Карапетян.

 4.Заслушивание творческих работ учащихся.

Прием «Палитра эмоций». 
Из представленного перечня впечатлений, чувств выберите слова, соответствующие вашему сердечному состоянию в эту минуту: мечтательность, сострадание, восхищение, покой, переживание, волнение, умиротворение, радость, легкая грусть, светлая печаль, разочарование и т.д.

  Оцените свою работу на уроке.

- Какие подписи можно сделать под иллюстрациями, выполненными вашими одноклассниками?

 5. Домашнее задание:

  Написать синквейн, в котором ключевое слово “Подвиг”.                            

6. Оценивание

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме " Почему и во имя чего совершил свой подвиг Данко?"( по рассказу М. Горького "Старуха Изергиль") »

Тема: Почему и во имя чего совершил свой подвиг Данко?

( по рассказу М.Горького "Старуха Изергиль")


Цели:

1. Предметная: проанализировать "Легенду о Данко".

2. Развивающая: воспитывать в учащихся уважение к высоко-нравственным

качествам: бескорыстию, добру, служению людям.

3. Метапредметная: развивать навыки критического мышления, умение ставить и

формулировать вопросы, проблемы, совместно искать на них

ответы.

Оборудование:

  1. Презентация

  2. Фрагмент мультфильма «Прометей».

  3. Фрагмент мультфильма «Легенда о Данко»

  4. Фрагмент из фильма «Шаварш Карапетян».

Ход урока.

1.Стадия "Вызов".

- Каких героев изученных вами ранее произведений напоминает Данко?

Просмотр фрагмента мультфильма о Прометее. Слайд 1

-Почему память среди людей о Прометее до сих пор жива?

-Как вы относитесь к его поступку?

Прометей — герой, который стал символом самопожертвования, примером борца за благо людей, за их право свободно мыслить и достойно жить.


-Когда мы слышим слово "подвиг", какие ассоциации у вас возникают с этим словом?

Построение кластера в тетрадях . Слайд2

-Давайте посмотрим, что у вас получилось? Слайд3


( мужество, герой, война, жизнь, смерть)


.

-А что такое подвиг, по-вашему? (Вы согласитесь со мной, что это необычный поступок

В Толковом словаре Ожегова написано, что подвиг- героический, самоотверженный поступок.


В `Толковом словаре Ефремовой` написано, что подвиг- это Слайд4

м. 1) а) Важное по своему значению деяние. б) Действие, совершенное в трудных, опасных условиях. в) Самоотверженный, героический поступок. )

Сегодня мы будем говорить об отрывке из рассказа М.Горького "Старуха Изергиль": "Легенде о Данко".

-Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? Слайд5

-Как относится слово "подвиг" к легенде о Данко? ( А говорить мы будем о том, почему и во имя чего совершает свой подвиг Данко? Таким образом, мы назвали тему нашего урока.) Слайд 6


Если мы понимаем под словом "подвиг" необычный поступок, то тогда мы должны будем поговорить о причинах, которые ведут к подвигу, о качествах человека, которого по праву можно назвать героем и подумать над тем, а есть ли в наше время место подвигу?

2.Смысловая стадия.

Поскольку мы говорим о легенде, скажите, а что такое легенда?(дом. задание)


1. Словарная работа.

Что такое легенда? (Легенда – один из самых значительных жанров письменности на протяжении всего европейского средневековья, начиная с шестого века. Первоначально – житие святого, написанное для чтения в день его памяти. В фольклоре легенда – рассказ, в основе которого лежит чудо, фантастический образ или представления, которые воспринимаются как достоверные.) Слайд 7

Работа в группах.(Обращение к ассоциативному мышлению учащихся.) Слайд 8

Составьте словесный портрет человека-легенды. (Затем все мнения детей озвучиваются и записываются на доске и в тетрадях, потом эти ключевые слова можно использовать при написании творческих работ.) Например: смелый, бесстрашны, умеющий преодолевать трудности, опасности, жертвующий собой во имя других, совершающий подвиг...


2. Работа с текстом художественного произведения. Чтение по отрывкам и обсуждение в группах проблемных вопросов. Слайд 9

Группа 1. Слайд 10

Жили на земле в старину одни люди, непроходимые леса окружали с трех сторон таборы этих людей, а с четвертой - была степь. Были это веселые, сильные и смелые люди. И вот пришла однажды тяжелая пора: явились откуда-то иные племена и прогнали прежних в глубь леса.

- Какими вы видите людей этого племени? Могли ли они, на ваш взгляд, сделать что-то, чтобы чужие племена не сумели прогнать их в глубь леса?

(Мнения учащихся:

- Люди были сильные, смелые, веселые. Такие, как они, должны идти до конца, ничего не бояться.

- Люди струсили и не стали сопротивляться, их, я думаю, ждет смерть.

- Люди привыкли к веселой, беззаботной жизни, поэтому, когда возникла опасность, они и не смогли бороться с чужими племенами.

- Если это сильные и смелые люди, как пишет автор, то почему же они испугались “тяжелой поры” и даже не стали сопротивляться?)



Там были болота и тьма, потому что лес был старый, и так густо переплелись его ветви, что сквозь них не видать было неба, и лучи солнца едва могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую листву. Но когда его лучи падали на воду болот, то подымался смрад, и от него люди гибли один за другим. Тогда стали плакать жены и дети этого племени, а отцы задумались и впали в тоску.

- Как вы думаете, можно ли было как-то спасти племя от гибели?

(- Люди ушли в глубь старого леса, где были болота и тьма, они испугались за свою жизнь, но ничего не предпринимали. Думаю, они просто оказались слабыми.

- Вместо того чтобы искать выход, “отцы”, самые мудрые, я считаю, люди в племени, впали в тоску.

- Нужно было что-то делать, а не просто тосковать.)

_________________________________________________



Группа 2. Слайд 11

Нужно было уйти из этого леса, и для того были две дороги: одна – назад, - там были сильные и злые враги, другая – вперед, - там стояли великаны-деревья, плотно обняв друг друга могучими ветвями, опустив узловатые корни глубоко в цепкий ил болота. Эти каменные деревья стояли молча и неподвижно днем в сером сумраке и еще плотнее сдвигались вокруг людей по вечерам, когда загорались костры. И всегда, днем и ночью, вокруг тех людей было кольцо крепкой тьмы, оно точно собиралось раздавить их, а они привыкли к степному простору. А еще страшней было, когда ветер бил по вершинам деревьев и весь лес глухо гудел, точно грозил и пел похоронную песню тем людям. Это были все-таки сильные люди, и могли бы они пойти биться насмерть с теми, что однажды победили их, но они не могли умереть в боях, потому что у них были заветы, и коли б умерли они, то пропали б с ними из жизни и заветы. И потому они сидели и думали в длинные ночи, под глухой шум леса, в ядовитом смраде болота. Они сидели, а тени от костров прыгали вокруг них в безмолвной пляске, и всем казалось, что это не тени пляшут, а торжествуют злые духи леса и болота... Люди все сидели и думали. Но ничто – ни работа, ни женщины не изнуряют тела и души людей так, как изнуряют тоскливые думы. И ослабли люди от дум... Страх родился среди них, сковал им крепкие руки, ужас родили женщины плачем над трупами умерших от смрада и над судьбой скованных страхом живых, - и трусливые слова стали слышны в лесу, сначала робкие и тихие, а потом все громче и громче ...

Уже хотели идти к врагу и принести ему в дар волю свою, и никто уже, испуганный смертью, не боялся рабской жизни...

- Что помешало людям бороться за свое племя? Оставалась ли еще надежда на спасение?

(- Горький описывает, как страшно людям было в лесу: великаны-деревья сдвигались вокруг людей по ночам, тьма словно собиралась раздавить людей, а ведь они привыкли к свободе, к простору степи. Страх помешал им действовать.

- Люди, хотя и оказались в дремучем лесу, все-таки еще думали пойти бороться с чужаками, но боялись погибнуть, ведь вместе с ними умерли бы и заветы.

- Но если люди останутся в лесу и будут дальше гибнуть от смрада болот, то все равно заветы будет некому передать, поэтому все-таки надо никогда не терять надежды на спасение... Все равно нужно было что-то делать...

- Я думаю, что надежда у них все-таки была, потому что это были сильные люди и они не переставали думать, как выбраться из леса, а значит, когда-нибудь все равно выход бы они нашли.)

Группа 3. Слайд 12

Но тут явился Данко и спас всех один. Данко - один из тех людей, молодой красавец. Красивые - всегда смелы. И вот он говорит им, своим товарищам:

- Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. Что мы тратим силы на думу да тоску? Вставайте, пойдем в лес и пройдем его сквозь, ведь имеет же он конец - все на свете имеет конец! Идемте! Ну! Гей!..

Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня.

- Веди ты нас! - сказали они.

Тогда он повел..."

- Как восприняли люди предложение Данко? Почему они поверили ему?

(- Люди обрадовались, что нашелся кто-то, кто предложил выход.

- Человек всегда рад тому, кто решит за него, что делать.

- В такой ситуации люди всегда пойдут за лидером и будут ему благодарны за спасение.

- Люди увидели, что он лучший из всех, и поэтому пошли за Данко.

- “Красивые - всегда смелы”, - так пишет Горький. Данко лучший из всех людей, потому что в его очах светилось много силы и живого огня, поэтому люди и поверили ему и пошли за ним.)

Группа 4. Слайд 13,14

Повел их Данко. Дружно все пошли за ним - верили в него. Трудный путь это был! Темно было, и на каждом шагу болото разевало свою жадную гнилую пасть, глотая людей, и деревья заступали дорогу могучей стеной. Переплелись их ветки между собой; как змеи, протянулись всюду корни, и каждый шаг много стоил пота и крови тем людям. Долго шли они... Все гуще становился лес, все меньше было сил! И вот стали роптать на Данко, говоря, что напрасно он, молодой и неопытный, повел их куда-то. А он шел впереди их и был бодр и ясен.

Но однажды гроза грянула над лесом, зашептали деревья глухо, грозно. И стало тогда в лесу так темно, точно в нем собрались сразу все ночи, сколько их было на свете с той поры, как он родился. Шли маленькие люди между больших деревьев и в грозном шуме молний, шли они, и, качаясь, великаны-деревья скрипели и гудели сердитые песни, а молнии, летая над вершинами леса, освещали его на минутку синим, холодным огнем и исчезали так же быстро, как являлись, пугая людей. И деревья, освещенные холодным огнем молний, казались живыми, простирающими вокруг людей, уходивших из плена тьмы, корявые, длинные руки, сплетая их в густую сеть, пытаясь остановить людей. А из тьмы ветвей смотрело на идущих что-то страшное, темное и холодное. Это был трудный путь, и люди, утомленные им, пали духом. Но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шел впереди их. И стали они упрекать его в неумении управлять ими, - вот как!

Остановились они и под торжествующий шум леса, среди дрожащей тьмы, усталые и злые, стали судить Данко.

- Ты, - сказали они, - ничтожный и вредный человек для нас! Ты повел нас и утомил, и за это ты погибнешь!

- Вы сказали: "Веди!" - и я повел! - крикнул Данко, становясь против них грудью. - Во мне есть мужество вести, вот потому я повел вас! А вы? Что сделали вы в помощь себе? Вы только шли и не умели сохранить силы на путь более долгий! Вы только шли, шли, как стадо овец!

Но эти слова разъярили их еще более.

- Ты умрешь! Ты умрешь! - ревели они. А лес все гудел и гудел, вторя их крикам, и молнии разрывали тьму в клочья. Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они - как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них. Тогда и в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь, и тогда в его очах засверкали лучи того могучего огня... А они, увидав это, подумали, что он рассвирепел, отчего так ярко и разгорелись очи, и они насторожились, как волки, ожидая, что он будет бороться с ними, и стали плотнее окружать его, чтобы легче им было схватить и убить Данко. А он уже понял их думу, оттого еще ярче загорелось в нем сердце, ибо эта их дума родила в нем тоску.

А лес все пел свою мрачную песню, и гром гремел, и лил дождь...

- Как вы считаете, что может дальше произойти с Данко? Можем ли мы осуждать людей за трусость?

(- Людей много, это толпа, а толпа может растерзать.

- Данко может дальше убеждать людей и, возможно, убедит.

- Данко может бросить людей и спасти самого себя.

- Думаю, что Данко решился искать выход именно из-за того, чтобы спасти племя, поэтому он будет с ними до конца.

- Утомленные, люди пали духом и не могли идти дальше. Они устали, испугались трудностей, не знали, что ждет их впереди.)

3.Просмотр фрагмента из мультфильма "Старуха Изергиль: легенда о Данко" со слов:" _________________________________________________ Слайд 15

- Что сделаю я для людей?! - сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни.

- Идем! - крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям.

Они бросились за ним, очарованные. Тогда лес снова зашумел, удивленно качая вершинами, но его шум был заглушен топотом бегущих людей. Все бежали быстро и смело, увлекаемые чудесным зрелищем горящего сердца. И теперь гибли, но гибли без жалоб и слез. А Данко все был впереди, и сердце его все пылало, пылало!

И вот вдруг лес расступился перед ним, расступился и остался сзади, плотный и немой, а Данко и все те люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого дожде . Гроза была - там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река... Был вечер, и от лучей заката река казалась красной, как та кровь, что била горячей струёй из разорванной груди Данко.

Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко, - кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и - умер.

Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой... И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло..."

- Вот откуда они, голубые искры степи, что являются перед грозой!

- Предполагали ли вы, что все может так закончиться? Напрасна ли смерть Данко? Слайд 16

(- Да, предполагал, но надеялся, что люди окажутся добрее.

- Думал, что герои спасутся. Они и спаслись, но какой ценой...

- Наверное, нельзя строго судить людей, ведь не каждый человек способен на смелый поступок.

- Данко погиб. Его гибель не напрасна. Он спас целое племя от гибели. И может быть, сейчас люди и не думают о благодарности, но потом, я уверен, они поймут, что для них сделал Данко.)

- Чего, на ваш взгляд, мог бояться осторожный человек, который наступил на сердце Данко и раздавил его? Слайд16

(-Горький осуждает трусливых людей, лишенных подлинного горения, стремления к красоте и свободе. Они утратили человеческое достоинство, стали смиренными, терпеливыми, осторожными. Так же в лесу, желая убить Данко, люди наступали ногами на его сердце, полное любви к ним. Зачем им теперь это? Может быть, из зависти? Может, отомстить-таки хочется, а может, и с мыслью о будущем: Данко – герой, а герои не нужны теперь его народу, они только мешать будут спокойно жить, стоя укором в глазах людей).





- Существует мнение, что подвиг, который совершил Данко, был неразумен. Можно было зажечь факел, дать каждому и добрести до конца леса. Подвиг должен совершаться в разумных пределах. Слайд17

- Разумен или неразумен подвиг Данко?

- В каких пределах разумен подвиг и когда человеку необходимо его совершать?

(- Он разумен, потому что огромная любовь - это естественное состояние человека, и жертва собой во имя счастья тех, кого ты любишь, вполне разумна.)

- Можно ли назвать Данко героем? (Дети говорят и о том, что подвиг Данко похож на подвиг Прометея, похитившего огонь для людей, но понесшего за это страшное наказание. И о том, что подвиг Данко должен служить напоминанием новым поколениям о том, каким должен быть настоящий человек.)

3 . Стадия рефлексии. Слайд 18



-А в наше время есть место подвигу? Мы с вами живем в героическое время.

- А.Н. Семенов пишет : «В своем творчестве Горький решал вопросы о том, каким быть человеку и как ему жить среди людей».

Я считаю, что эти вопросы присутствуют в творчестве М. Горького...

Мне хотелось бы, чтобы вы, просмотрев видеоролик, письменно ответили на вопрос:"Каким должен быть человек и как ему жить среди людей?"



Просмотр презентации. Слайд 19

Людей, которые посвятили свою жизнь служению идеалам добра и справедливости, которые подобно Данко стараются помочь людям, не так уж и мало на нашей земле.

Один из современных героев, думающих о других людях,- это Шаварш Карапетян.

16-го сентября 1976 года, в Ереване сорвался в воду троллейбус, проезжавший по дамбе. Девяносто два пассажира оказались заживо погребены на десятиметровой глубине. Все они были обречены на неминуемую гибель, если бы не одно обстоятельство: именно в это время вдоль озера совершал тренировочную пробежку многократный чемпион мира по подводному плаванию Шаварш Карапетян.

Впоследствии эксперты признают: никто на свете просто физически не смог бы сделать того, что сделал тогда Шаварш. Его подвиг сродни подвигам Геракла или Супермена.

Даже если бы он спас одного, двух, трех человек, это было бы фантастикой, учитывая условия, в которых приходилось действовать. Шаварш Карапетян в буквальном смысле вернул с того света 20 (!!!) человек .Нырнув в замутненную падением троллейбуса воду, он разбил ногами заднее стекло, и стал вытаскивать потерявших сознание пассажиров.

Более двадцати минут в ледяной воде. Двадцать спасенных жизней. На самом деле он вытащил из троллейбуса больше людей, но не всех удалось спасти. Когда Шаварш очередной раз выныривал на поверхность, столпившиеся на дамбе прохожие видели, что все его тело истерзано осколками разбитого окна.

Потом, на вопрос — что же было тогда самым страшным? — Шаварш ответил: «Я точно знал, что, несмотря на всю мою подготовку, меня хватит лишь на определенное количество погружений. Там на дне видимость была нулевая, поэтому я на ощупь хватал человека в охапку и плыл с ним наверх. Один раз я вынырнул и увидал, что в руках у меня… кожаная подушка от сиденья. Я смотрел на нее и понимал, что цена моей ошибке — чья-то жизнь. Эта подушка потом не раз снилась мне по ночам».

4.Заслушивание творческих работ учащихся.

Прием «Палитра эмоций». 
Из представленного перечня впечатлений, чувств выберите слова, соответствующие вашему сердечному состоянию в эту минуту: мечтательность, сострадание, восхищение, покой, переживание, волнение, умиротворение, радость, легкая грусть, светлая печаль, разочарование и т.д.

Оцените свою работу на уроке.

- Какие подписи можно сделать под иллюстрациями, выполненными вашими одноклассниками?



5. Домашнее задание:

Написать синквейн, в котором ключевое слово “Подвиг”. Слайд 20,21

6. Оценивание









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Истягина Татьяна Алексеевна

Дата: 24.03.2015

Номер свидетельства: 190656

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства