kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме «Петербургские повести" как художественное целое. Романтизм и реализм в повести Гоголя «Шинель».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "Петербургские повести" как художественное целое. Романтизм и реализм в повести Н.В. Гоголя "Шинель" предназначен для учащихся 10 класса. Задания, подобранные для занятия, позволяют углубить представление учеников о функционировании романтических и реалистических черт в рамках художественного произведения, развить навык анализа эпического текста. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме «Петербургские повести" как художественное целое. Романтизм и реализм в повести Гоголя «Шинель». »

Конспект урока по теме «Петербургские повести как художественное целое». Романтизм и реализм в повести Гоголя «Шинель».


Образовательная цель: ученик должен научиться анализировать отдельное произведение в цикле, уметь выделять основные проблемы в «Петербургских повестях» Гоголя.

Развивающая цель: ученик должен развить навык анализа эпического произведения, сформировать умение выделять романтические и реалистические черты в «Петербургских повестях» Гоголя.

Воспитательная цель: на основе анализа «Петербургских повестей» ученик должен воспитать уважительное отношение к чувствам и мыслям других людей.


Ход урока.

  1. Организационный момент. (2 минуты)

Здравствуйте, ребята! Мы уже начали изучать творчество Гоголя. Сегодня мы должны рассмотреть «Петербургские повести» как художественное целое. Но прежде, чем мы приступим к работе над темой урока, давайте проверим домашнее задание.

  1. Проверка домашнего задания

  2. Изучение нового материала

  1. Беседа (5 минут)

Учитель: Теперь приступим к теме нашего урока. Но прежде давайте ответим на вопросы, которые помогут нам в изучении новой темы.

  1. Когда был создан и опубликован цикл «Арабески»?(1835г.)

  2. Какие повести вошли в этот цикл? («Невский проспект», «Портрет», «Записки сумасшедшего»)

  3. Что означает название цикла? (Арабески – это узоры, в которых нет единства).

  4. В чем разница между «Арабесками» и «Петербургскими повестями»? (цикл «Петербургских повестей включает в себя семь произведений, в том числе три из сборника «Арабески»).


Учитель: Таким образом, мы выяснили, что «Петербургские повести» и «Арабески» - это не один и тот же сборник. Сегодня мы с вами изучаем цикл «Петербургских повестей». Какие повести входят в этот цикл?

Ученики: «Петербургские повести» - это общее наименование пяти повестей Н.В. Гоголя, появившихся в разное время. Это повести «Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Шинель», «Записки сумасшедшего»

Учитель: да, это так. Но сам Гоголь никогда не объединял эти повести в цикл. В собрании сочинений 1842 года они находятся рядом с повестями «Коляска» и «Рим» без каких-либо разграничений. Первые редакции «Портрета», «Невского проспекта» и «Записки сумасшедшего» появились в 1835 году в гоголевском сборнике «Арабески»; «Нос» был опубликован годом позже в третьем номере журнала «Современник», а повесть «Шинель» вышла в свет пять лет спустя в первом собрании сочинений Гоголя. Так почему же ученые-литературоведы объединяют эти повести в цикл?

Чтобы вам легче было ответить на этот вопрос, давайте вспомним, что такое цикл, мы изучали это понятие в связи с циклом «Маленьких трагедий» Пушкина.

Ученики: Цикл – это объединение произведений одного писателя, в котором присутствуют общие темы, сквозные мотивы

Учитель: Молодцы. Что же объединяет «Петербургские повести»?

Ученики: место развития всех событий – Петербург.

Учитель: верно, но Петербург - не только место развития событий, это и действующее лицо во всех произведениях. Город влияет на судьбы героев произведений, ставит их перед ситуацией выбора. Чтобы доказать этот тезис обратимся к анализу произведений. Для этого разделимся по группам.

  1. Работа по группам (7 минут)

1 группа – Повесть «Невский проспект»

Задание: определите смысл названия повести. Найдите в тексте описание Невского проспекта, что дает нам такое изображение главной улицы Петербурга? (Невский проспект – это центральная улица Петербурга, при помощи одной только улицы автор изображает весь петербургский мир, «Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге; для него он составляет все»…Невский проспект – средоточие блеска, обмана и пошлости мишурной столицы

2 группа. Выделите проблематику повести. Какой прием использует Гоголь для изображения событий? Черты каких литературных методов используются в повести?

3 группа. Определите основные темы в повести «Портрет». Какой предстает действительность в произведении? (приведите примеры из текста).

4 группа. Каким предстает главный герой «Записок сумасшедшего» в начале повести и в конце? (примеры из текста). В чем причина сумасшествия Поприщина.

(Анализ результатов)- 5 минут.

Учитель: Проанализировав эти повести, мы можем ответить на вопрос, почему же эти повести литературоведы объединяют в цикл?

Ученики: во всех повестях есть сквозные темы и мотивы

  1. Тема Петербурга

  2. Тема «маленького человека»

  3. Тема искусства

  4. Тема соотношения идеала и действительности и разлада между ними.

Учитель: Мы выделили основные темы произведений. Все они так или иначе присутствуют в каждой повести, следовательно, мы должны рассматривать каждую повесть неотрывно от всего цикла, так как мотивы и темы повестей развиваются и усложняются от произведения к произведению.

Мы рассмотрели не все повести. Но в четырех мы выделили тему «маленького человека», которая является одной из центральных тем произведения. В повести «Шинель» эта тема – ведущая. Мы изучали уже тему «маленького человека» в творчестве Пушкина. Теперь посмотрим, как она трансформируется в творчестве Гоголя. Для этого обратимся к анализу повести «Шинель».

  1. Работа с текстом (7-10 минут)

Учитель: давайте прочитаем начало повести. Как автор обрисовывает главного героя. Подтвердите примерами из текста.

(«Итак, в одном департаменте служил один чиновник; чиновник нельзя сказать чтоб очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица, что называется геморроидальным…Что ж делать! Виноват петербургский климат!)

Ученики: автор изображает Акакия Акакиевича человеком, робким, заурядным, но мы не видим насмешки автора, в его словах скрывается сочувствие герою.

Учитель: да, мы видим героя беззащитным перед суровым петербургским морозом, перед насмешками молодых чиновников. Если мы прочитаем дальше, то увидим, как автор подчеркивает контраст между бедным и богатым чиновничьим миром Петербурга. Чем занимается Акакий Акакиевич?

Ученики: Он мелкий чиновник, занимается перепиской бумаг и выполняет свою работу самозабвенно, старательно. Но его жизнь скучна и однообразна до появления в ней шинели.

Учитель: верно. Найдите в тексте эпизод, в котором мы видим, каким трудом досталась Башмачкину новая шинель. Но с мыслью о ее покупке н Акакий Акакиевич меняется. Давайте найдем отрывок, где герой копит деньги и ждет, когда наберется достаточная для покупки сумма.

(«С этих как будто существование его сделалось как-то полнее, как будто бы он женился, как будто бы какой-то другой человек присутствовал с ним, как будто он был не один, а какая-то приятная подруга жизни согласилась с ним проходить вместе жизненную дорогу, и подруга эта была не кто другая, как та же шинель на толстой вате, на крепкой подкладке без износу. Он сделался как-то живее, даже тверже характером, как человек, который определил и поставил себе цель»).

Учитель: что же происходит с героем, когда он задумывает купить новую шинель.

Ученики: Акакий Акакиевич преображается. В его жизни появляется смысл, он теперь не одинок, впервые за многие годы он чувствует себя человеком, причем человеком, у которого могут быть свои чувства, мысли, интересы. Шинель открывает ему новый взгляд на мир.

Учитель: действительно, это так. Шинель – это не просто вещь, в которой физически нуждается главный герой, это предмет, который открывает для Башмачкина новый путь, она является связью с петербургским миром, миром чиновников. По тому, какую одежду носит человек, люди судили и раньше. Теперь посмотрим, каким представляется Башмачкин в тот момент, когда получает новую шинель и впервые примеряет ее. Найдите этот отрывок.

(«Между тем Акакий Акакиевич шел в самом праздничном расположении всех чувств. Он чувствовал всякий миг минуты, что на плечах его новая шинель, и несколько раз даже усмехнулся от внутреннего удовольствия….Дороги он не приметил вовсе и очутился вдруг в департаменте»)

Вопрос: каким нам представляется герой?

Ученики: он счастлив, что сбылась его мечта, он добился своей цели собственными усилиями и чувствует моральное удовлетворение от своих стараний.

Учитель: верно, Башмачкин счастлив. А теперь давайте посмотрим, как сталкивается герой с действительностью Петербурга. Давайте найдем отрывок, где Акакий Акакиевич идет по улицам города на вечер к сослуживцу. («Где именно жил пригласивший чиновник, к сожалению, не можем сказать: память начинает нам сильно изменять, и все, что ни есть в Петербурге, все улицы и домы слились и смешались так в голове, что весьма трудно достать что-нибудь оттуда в порядочном виде». и дальше) Вопрос: каким представляется Петербург в этом отрывке? Как воспринимает его Акакий Акакиевич?

Ученики: Петербург предстает как город, в котором царствует обман, как город роскоши, пошлости, неограниченной власти. Для Башмачкина мир этого города не знаком, герой не ходит по шумным богатым улицам – это привилегия богатых чиновников, сослуживцев героя, которые издеваются над ним. Гоголь говорит, что «все улицы слились и смешались так в, голове, что ничего оттуда не достанешь в порядочном виде»

Учитель: верно. Петербург предстает как город обмана, фальши, это город, убивающий человека в человеке. Он враждебен главному герою, в петербургской действительности нет места счастью, искренности, любви. Все человеческие ценности обречены на опошление и гибель. «Маленький человек» в этом городе – мишень для насмешки, он не может противостоять гнету действительности. Давайте посмотрим отрывок, где Акакий Акакиевич после кражи шинели приходит к значительному лицу. Чем показателен этот эпизод? («Увидевши смиренный вид Акакия Акакиевича и его старенький вицмундир, он оборотился к нему вдруг и сказал: «Что вам угодно» - голосом отрывистым и твердым, которому нарочно учился заранее у себя в комнате, в уединении перед зеркалом…»).

Ученики: В этом эпизоде мы видим всю жестокость бюрократического мира Петербурга. В нем происходит крушение мечты и жизни Акакия Акакиевича. Надежда на новую жизнь, полную смысла рушится.

Учитель: Сцена у «значительного лица» - идейная кульминация повести. В ней мы видим страшный катастрофический мир чиновничьего Петербурга. Жестокость, безумие, несправедливость становятся главными характеристиками образа города в этой повести. Акакий Акакиевич не может физически и духовно противостоять этому миру, он умирает никем не замеченный, никем не оплакиваемый. Он не вписывается в этот страшный мир богатства. Он – «маленький» человек не может противостоять злу и насилию. Со смертью Акакия Акакиевича заканчивается реалистическая часть повести. Что происходит дальше?

Ученики: по городу проходит слух о том, что призрак мертвого чиновника ищет свою шинель и срывает верхнюю одежду со значительных лиц.

Учитель: как вы думаете, зачем Гоголю такой финал?

Ученики: Гоголь делает романтический финал в целом реалистической повести. Он изображает бунт маленького человека после его смерти. Если при жизни он не может противостоять злу, жестокости и фальши Петербурга, то после смерти есть шанс восстановить справедливость.

Вывод учителя: Гоголь в повести «Шинель» поднимает тему «маленького человека». Сталкивая своего героя с миром жестокости, равнодушия, насилия, автор раскрывает острые социальные проблемы России в его эпоху. Простой человек не может надеяться на счастье, на смысл жизни, если его окружает ложь, фальшь, издевательства вышестоящих. Мы видим боль автора за всех «маленьких людей», неспособных противостоять петербургскому миру.

III. Подведение итогов

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами рассмотрели цикл «Петербургских повестей» Гоголя. Выделили основные его темы и проблемы. Одной из таких, пронизывающих весь цикл, является тема «маленького человека», тема, открытая еще А. С. Пушкиным. Чем отличается «маленький человек» Гоголя от «маленького человека» Пушкина?

Ответ: Если в творчестве Пушкина присутствует надежда на счастье, будущее, на обретение смысла жизни, на бунт против жестокости и несправедливости мира, То в «Петербургских повестях» Гоголя и, особенно в повести «Шинель» звучит мотив безнадежности, трагизма. Маленький человек Гоголя – это человек изначально трагический. Он не способен противостоять петербургскому миру, миру двойственному, катастрофическому, за внешним блеском которого скрывается внутренняя косность, черствость, жестокость. Маленький способен на бунт либо собственной смертью (Пискарев из «Невского проспекта»), либо лишением ума - что еще страшнее смерти (Поприщин), либо после смерти (Акакий Акакиевич). Гоголь, сочувствует своим героям, но мы видим, что «маленький человек» не может бороться с пошлостью мира, она сильнее его.

  1. Домашнее задание.

Прочитайте повесть «Невский проспект», подумайте, какие проблемы поднимает Гоголь в этой повести.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Никитина Анастасия Сергеевна

Дата: 02.11.2015

Номер свидетельства: 246878


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства