kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте…»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 8 классе

ТЕМА: «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и  Джульетте…»

ЦЕЛИ: 1) познакомить учащихся с эпохой Возрождения; ввести в мир У. Шекспира;

                  помочь понять смысл трагедии «Ромео и Джульетта»;

              2) развивать навык выразительного чтения; учить сопоставлять произведения

                  разных видов искусства; совершенствовать навык анализа драматического

                  произведения;

              3) расширять кругозор учащихся; развивать эстетическую восприимчивость;

                  формировать интерес к творчеству Шекспира.

ТИП УРОКА: урок-погружение в произведение

МЕТОДЫ: словесный, практический, познавательный

ОБОРУДОВАНИЕ: портрет Шекспира, иллюстрации к трагедии «Ромео и Джульетта»,

                                     аудиомагнитофон, фонограмма – фрагменты из балета

                                     С. Прокофьева «Ромео и Джульетта», видеомагнитофон, телевизор,

                                     видеокассета – фрагменты из фильма Ф. Дзефирелли «Ромео и

                               Джульетта»; компьютер; слайды по эпохе Возрождения,

                               созданные в программе Power Point.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте…» »

Урок литературы в 8 классе

ТЕМА: «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте…»


ЦЕЛИ: 1) познакомить учащихся с эпохой Возрождения; ввести в мир У. Шекспира;

помочь понять смысл трагедии «Ромео и Джульетта»;

2) развивать навык выразительного чтения; учить сопоставлять произведения

разных видов искусства; совершенствовать навык анализа драматического

произведения;

3) расширять кругозор учащихся; развивать эстетическую восприимчивость;

формировать интерес к творчеству Шекспира.


ТИП УРОКА: урок-погружение в произведение


МЕТОДЫ: словесный, практический, познавательный


ОБОРУДОВАНИЕ: портрет Шекспира, иллюстрации к трагедии «Ромео и Джульетта»,

аудиомагнитофон, фонограмма – фрагменты из балета

С. Прокофьева «Ромео и Джульетта», видеомагнитофон, телевизор,

видеокассета – фрагменты из фильма Ф. Дзефирелли «Ромео и

Джульетта»; компьютер; слайды по эпохе Возрождения,

созданные в программе Power Point.


ХОД УРОКА:

Любовь всегда прекрасна и желанна,

Особенно, когда она нежданна.

У. Шекспир


  1. Организационный момент


  1. Изучение нового материала


  1. Вступительное слово учителя


Впервые в этом учебном году мы покинем мир русской литературы и перенесемся в другую страну – в Англию, где жил талантливый и загадочный Шекспир.

Перенесемся в эпоху Возрождения. Блаженны времена, и блажен тот век, когда видели в свете славные подвиги, достойные быть высеченными на мраморе и изображенными на полотне в назидание потомкам. Это были времена странствующих рыцарей, ищущих приключений, очаровательных женщин, новых способов похищений очарованных. Отправимся же и мы в путь.


  1. Рассказ подготовленного ученика об эпохе Возрождения

и просмотр слайдов, созданных на компьютере в программе Power Point


Возрождение (Ренессанс) – период в культурном развитии стран Западной и Центральной Европы (в Италии ΧIV-ΧVI века, в других странах конец ΧV-начало ΧVII века), переходный от Средневековья к культуре Нового времени.

К концу ΧV- началу ΧVI века большинство стран Западной Европы вступают на путь капиталистического развития. Начальный период этого процесса характеризуется ярким расцветом новой культуры. Этот период называют эпохой Возрождения. В ΧV- ΧVI веках интерес к жизни античного наследия бурно возрастает, оно усиленно изучается, на произведения античного искусства и науки смотрят, как на образцы. Крепнет новое направление в идейной жизни – гуманизм (от латинского слова humanus – человеческий). Главным содержанием искусства становится человек, его земная жизнь, его борьба за счастье. Гуманистическая литература эпохи Возрождения целиком посвящена теме человека и борьбе против всего, что мешает его свободному развитию и счастью. Любовь, как прекрасное человеческое чувство, становится одной из больших тем литературы. Искусство Возрождения поражает масштабностью образов. Проявляется радость открытия: мир широк и удивителен, как и сам человек. «Какое чудо природы человек!» - воскликнул шекспировский Гамлет. «Гордый образ» человека – одно из величайших завоеваний реализма Возрождения. Этот реализм называют идеализирующим и прекрасным. Стремление к идеализации образа заметно и в мадоннах Рафаэля, и в комедиях Шекспира, и в поэзии Петрарки. Культура Возрождения зародилась в Италии. В Англии это время было трудным и кровавым. Внутри страны шла тяжелая борьба с теми, кто не хотел, чтобы она освободилась от влияния Ватикана. Идеи Возрождения утверждались в борьбе. Англия воевала с Испанией, оберегавшей во всей Европе власть католицизма. Сильнее всего идеи Возрождения в Англии воплотились на сценах театров. Такой силы и власти над всем существующим человек не чувствовал ни в античности, ни в Средние века.


Учитель: Мы говорим сегодня о пьесе, и я надеюсь, вам удалось отыскать материал о развитии театра в эпоху Возрождения?


  1. Сообщение о театре эпохи Возрождения


Одним из излюбленных развлечений того времени был театр, являвшийся подлинно народным искусством. В самом Лондоне, то есть в черте Сити, театров не было. Все местные дела решались муниципалитетом, а в нем преобладали буржуа, придерживавшиеся строгой пуританской морали, запрещавшей всякого рода развлечения. Музыку и театр пуритане презирали, считая их греховным делом, отвлекающим от «святой» задачи накопления богатств.

Гуманисты защищали театр от пуритан как полезное развлечение.

Так как пуритане запрещали спектакли в пределах Сити, то первые лондонские театры возникли за чертой города. Они строились в пригородах, подчас рядом с загонами для травли медведей или аренами петушиных боев, неподалеку от таверн и публичных домов.

Впрочем, играли не только там. Комедиантов часто приглашали выступать в домах вельмож и даже во дворец королевы. К началу деятельности Шекспира в Лондоне насчитывалось четыре здания, специально предназначенные для представлений.

Труппы были невелики, обычно ядро составляли шесть-восемь актеров. Актрис во времена Шекспира еще не было, но мальчики-актеры проходили такую тренировку, которая превращала их в образцовых исполнителей женских ролей.

Профессия актера была сравнительно новой. Как самостоятельная профессия актерство возникает в ΧVI веке. Городские корпорации не хотели принимать актеров в свою среду, считая их занятие греховным и, во всяком случае, несерьезным.


  1. Знакомство с личностью У. Шекспира

(Работа с карточкой-информатором)


Учитель: Пришло время узнать и о самом Шекспире. Перед вами карточка-информатор, где записана краткая биография писателя. Внимательно прочитайте и расскажите о Шекспире.


КАРТОЧКА-ИНФОРМАТОР ПО БИОГРАФИИ У. ШЕКСПИРА


23 апреля 1564 года – родился Уильям Шекспир в Англии в Стратфорд-он-Эйвон в семье

торговца и почтенного горожанина


Около 1580 года – бросает школу, чтобы помогать отцу


Ноябрь 1582 года – вынужденно женится на Энн Хэтэуэй


Май 1583 года – рождение дочери Сьюзен


Февраль 1585 года – рождение двойни: сына Гамлета и дочери Джудит


Вторая половина 1580-х годов – отъезд Шекспира из Стратфорда


Рубеж 1590-х годов – приезд в Лондон; создание первой пьесы – хроники «Генрих VI»


1592-1594 года – эпидемия чумы в Лондоне; театры закрыты; создание пьес: хроника

«Ричард III», «Комедия ошибок», «Укрощение строптивой, первая

трагедия «Тит Андроник»; выпуск в свет впервые под своим именем

поэм «Венера и Адонис» и «Лукреция»


1595-1596 года – трагедия «Ромео и Джульетта»; затем комедия «Венецианский купец»

Осень 1599 года – становится совладельцем, актером труппы и основным драматургом

театра «Глобус»; создание трагедии «Юлий Цезарь» и комедии «Как

вам это понравится»


1600 год – трагедия «Гамлет»


1601-1606 года – период «великих трагедий»: «Троил и Крессида» - 1601-1602, «Все

хорошо, что хорошо кончается» - 1603, «Отелло» - 1604, «Король Лир» -

1605, «Макбет» - 1606

1606 год – начало последнего периода шекспировского творчества

1613 год – отъезд Шекспира на родину; создание трагедий на античные сюжеты

(«Антоний и Клеопатра», «Кориолан», «Тимон Афинский» - 1607-1608 года)

1610-1612 года - поздние «романтические пьесы», например, «Зимняя сказка» и «Буря»

Март 1616 года – составление и подписание завещания из-за болезни

23 апреля 1616 года – смерть Шекспира

25 апреля 1616 года – погребение Шекспира в алтаре церкви Святой Троицы на окраине

Стратфорда


  1. Представление подготовленным учеником герба дома Шекспира,

нарисованного им самим


Герб Шекспиров имеет форму щита, пересекаемого по диагонали копьем; поверх щита на венке стоит сокол, держащий одной поднятой лапкой копье.

Символика щита соответствует смысловому значению имени Шекспира – «потрясающий копьем». Знатоки геральдики особенно отмечают то обстоятельство, что на рисунке герба изображен сокол. Это будто бы было символом близости к королевской семье.

Хотя отец Шекспира был женат на дворянке, звание жены не переходило ни к мужу, ни к сыну. Шекспир настойчиво добивался герба – не для отца и не для сына (Гамлет умер одиннадцатилетним) – для упрочения собственного социального статуса и права именоваться джентльменом.


Учитель: Есть в мире литературы имена героев, которые знакомы всем, даже если человек не читал самого произведения. Эти имена стали символами каких-то вечных ценностей: чести, благородства, преданности, любви. Над ними не властны ни люди, ни смерть.

В конце ΧVI века, точнее – в 1596 году Уильям Шекспир создал пьесу, которая стала бессмертной, дала жизнь балету Сергея Прокофьева, опере Шарля Гуно, множеству рисунков. Сюжет ее был переосмыслен чешским писателем Карелом Чапеком, стихотворение о героях трагедии создала русская поэтесса ΧΧ века Маргарита Алигер, существует ряд экранизаций трагедии, одна из самых красочных принадлежит итальянскому режиссеру Франко Дзефирелли…

Самое интересное заключается в том, что Шекспир не сам придумал сюжет этой пьесы, а заимствовал его у древнеримского поэта Овидия, который в сборнике «Метаморфозы» (превращения) рассказал историю Пирама и Фисбы. Мало кто помнит Овидия и его героев, а вот имена Ромео и Джульетты мы употребляем как символы преданности и беззаветной любви.

В чем же секрет шекспировского таланта? Сегодня мы попробуем ответить на этот вопрос.


  1. Беседа с классом по трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта»


- С чего начинается пьеса? Какой персонаж появляется на сцене? Не показалось ли вам

это удивительным?

(В прологе на сцену выходит хор и кратко сообщает сюжет всей

пьесы.)


- Давайте прочитаем пролог.


а) Чтение вслух пролога


Учитель: В древности в античных трагедиях был такой персонаж – хор, состоявший из группы актеров. Он выражал мнение автора, высказывал отношение к происходящему, комментировал события. Шекспир использовал этот прием древних авторов, чтобы сразу настроить зрителей на трагедию.


- Определите тему трагедии.

(Произведение о жестокости мира, о силе любви, о взрослении

юных героев.)


- Где происходит действие?

(В Италии, в Вероне и Мантуе.)


- Что мы узнаем о жизни Вероны в самом начале произведения?

(Здесь многие годы длится вражда двух семейств, причина ее

давно забыта, правителю Вероны и жителям эта вражда уже

давно надоела, так как она приносит много бед и по-прежнему

льет кровь.)


- Давайте послушаем фрагмент из балета Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта»,

который называется «Монтекки и Капулетти».


б) Прослушивание в грамзаписи фрагмента «Монтекки

и Капулетти» из балета С. Прокофьева «Ромео и Джульетта»


- Какое настроение воплощено в этой музыке?

(Враждебное.)


- В чем необычность ситуации, которая предстает перед нами в пьесе?

(Показано, как влюбляются друг в друга члены враждующих

семейств, самые юные представители фамилий Монтекки и

Капулетти.)


- Вспомните, что такое сюжет, назовите его элементы.

(Сюжет – это система событий в произведении. Элементы

сюжета: экспозиция, завязка, кульминация, развязка.)


- Выделите элементы сюжета в трагедии Шекспира.

(Экспозиция – столкновение Монтекки и Капулетти, беседа

Бенволио и Ромео, подготовка к балу в доме Капулетти;

завязка – встреча Ромео и Джульетты на балу у Капулетти и

зарождение любви;

кульминация – сцена в склепе, когда каждый герой, считая

своего возлюбленного умершим, принимает решение уйти из

жизни;

развязка – рассказ брата Лоренцо и примирение семей.)


- Что является способом характеристики героев в драматическом произведении?

(Их монологи и диалоги, поступки, отзывы о них других героев и

авторские ремарки)


- Давайте проследим, как создаются образы главных героев, которые изменяются под

влиянием своей любви. Что говорит Ромео о любви в начале трагедии, до знакомства с

Джульеттой?

(акт 1, сцена 1- три отрывка)


- Почему герой так отзывается о любви? В чем дело?

(Ромео признается, что влюблен в некую Розалину, которая не

отвечает на его чувства, и это заставляет его страдать.)


- Когда мы впервые встречаем Джульетту? О чем идет речь?

( При разговоре Джульетты с матерью, которая сообщает

девушке о внимании к ней графа Париса. Мать просит дочь

обратить внимание на молодого жениха, на что Джульетта

отвечает: «Еще не знаю. Надо сделать пробу. Но это лишь

единственно для вас.» - акт 1, сцена. Юная героиня еще не

думала о любви, о браке, она спокойна.)


- Вспомните, сколько лет Джульетте?

(Еще нет 14-ти лет; об этом говорит ее кормилица.)


- Давайте послушаем отрывок из балета С. Прокофьева, который называется «Джульетта-

девочка».


в) Прослушивание в грамзаписи фрагмента

«Джульетта-девочка» из балета С. Прокофьева


- Почему автор делает героиней такую молодую девушку?

(Автор хочет подчеркнуть, что любовь может прийти в

любом возрасте.)


- Как и где вспыхивает чувство юных героев?

(Возникает внезапно во время случайной встречи Ромео и

Джульетты на балу у Капулетти, куда герой явился в

надежде встретиться с Розалиной.)


г) Просмотр видеофрагмента из фильма Ф. Дзефирелли

«Ромео и Джульетта» - встреча)


- Зачитайте отрывки из текста, в которых герои говорят о своих впечатлениях друг от

друга.

(акт 2, сцена 5)


- Что мешает их любви?

(Вражда их семейств.)


- Как ведут себя Ромео и Джульетта до и после знакомства?

( Ромео до встречи с Джульеттой говорит очень много и

красиво о своей любви к Розалине. Когда он встречает

дочь Капулетти, он начинает действовать. Из

мечтательного юноши он превращается в смелого,

мужественного человека, способного принимать решения

и отвечать за свои поступки.

Джульетта меняется еще сильнее: сначала она была

покорной дочерью, теперь восстает и борется за свою

любовь.)


- Как юные герои относятся к вражде своих семейств? Какое событие сыграло роковую

роль в судьбе героев?

(Они не понимают этой вражды. Из-за грубости и

кровожадности кузена героини Тибальта, убившего друга

Ромео – Меркуцио, герой оказывается изгнанным из

Вероны.)


- Хотел ли Ромео гибели Тибальта? Почему?

(Нет, так как в Тибальте он видит родственника своей

супруги и не желает ему зла.)

- В чем видят герои смысл жизни?

(В любви. Они не могут оставаться друг без друга,

поэтому выбирают смерть. Джульетта, принимая

снадобье, данное ей монахом Лоренцо, восклицает: «И за

твое здоровье пью, Ромео!» Ромео перед смертью,

выпивая яд, говорит: «Пью за тебя, любовь!»)


- Почему погибают герои?

(Мир, в котором они живут, еще не готов к гармонии,

примирению, доброте и любви.)


- Давайте обратимся к тексту: прочитайте развязку трагедии.


д) Выразительное чтение развязки трагедии

(с рассказа монаха Лоренцо)


- Есть ли смысл в гибели героев?

(Да, так как после смерти героев враждующие семьи

примиряются.)


е) Анализ эпиграфа к уроку


- Давайте обратимся к эпиграфу. Соответствует ли он содержанию нашего урока?

(Юные герои трагедии радостно встретили свою любовь,

которая вошла в их жизнь неожиданно. Они не смогли

жить друг без друга, предпочтя смерть, но их гибель

открыла глаза их родителям; Шекспир показал, что

любовь сильнее смерти.)


  1. Итог урока


  1. Заключительное слово учителя


Трагедия – это драматическое произведение, в котором изображается столкновение героя с миром, его гибель и крушение идеала. Но в пьесе Шекспира нет трагедии любви, чувство героев торжествует, хотя сами они погибают, оставляя свой идеал.

История юных героев живет в веках, не оставляя равнодушными никого, а имена Ромео и Джульетты вызывают у нас самые восторженные чувства, уважение к их стойкости и верности.


  1. Домашнее задание


Написать отзыв о трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта».






Список использованной литературы:


  1. Аникст А.А. Шекспир. – М., 1964.


2. Гражданская З.Т. От Шекспира до Шоу: Анл. писатели XVI-XX вв.: Кн. для

учащихся. – 2-е изд., дораб. – М., 1992.


  1. Детская энциклопедия. Для среднего и старшего возраста. В 12 томах. 3-е изд. – Т.11. Язык и литература. М., 1976.


  1. Дубашинский И.А. Вильям Шекспир. – М., 1978.


  1. Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А.А. Сурков. – Т. 8. Флобер – Яшпал. – М., 1975.


  1. Морозов М. Шекспир. – М., 1964.


  1. Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В.И. Новиков. – М., 1988.


  1. Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н.И. Платонова,

В.Д. Синюков. – М., 1983.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Илюшко Ольга Михайловна

Дата: 24.10.2015

Номер свидетельства: 243264


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства