ОБОРУДОВАНИЕ: портрет Шекспира, иллюстрации к трагедии «Ромео и Джульетта»,
аудиомагнитофон, фонограмма – фрагменты из балета
С. Прокофьева «Ромео и Джульетта», видеомагнитофон, телевизор,
видеокассета – фрагменты из фильма Ф. Дзефирелли «Ромео и
Джульетта»; компьютер; слайды по эпохе Возрождения,
созданныев программе Power Point.
ХОД УРОКА:
Любовь всегда прекрасна и желанна,
Особенно, когда она нежданна.
У. Шекспир
Организационный момент
Изучение нового материала
Вступительное слово учителя
Впервые в этом учебном году мы покинем мир русской литературы и перенесемся в другую страну – в Англию, где жил талантливый и загадочный Шекспир.
Перенесемся в эпоху Возрождения. Блаженны времена, и блажен тот век, когда видели в свете славные подвиги, достойные быть высеченными на мраморе и изображенными на полотне в назидание потомкам. Это были времена странствующих рыцарей, ищущих приключений, очаровательных женщин, новых способов похищений очарованных. Отправимся же и мы в путь.
Рассказ подготовленного ученика об эпохе Возрождения
и просмотр слайдов, созданных на компьютере в программе Power Point
Возрождение (Ренессанс) – период в культурном развитии стран Западной и Центральной Европы (в Италии ΧIV-ΧVI века, в других странах конец ΧV-начало ΧVII века), переходный от Средневековья к культуре Нового времени.
К концу ΧV- началу ΧVI века большинство стран Западной Европы вступают на путь капиталистического развития. Начальный период этого процесса характеризуется ярким расцветом новой культуры. Этот период называют эпохой Возрождения. В ΧV- ΧVI веках интерес к жизни античного наследия бурно возрастает, оно усиленно изучается, на произведения античного искусства и науки смотрят, как на образцы. Крепнет новое направление в идейной жизни – гуманизм (от латинского слова humanus – человеческий). Главным содержанием искусства становится человек, его земная жизнь, его борьба за счастье. Гуманистическая литература эпохи Возрождения целиком посвящена теме человека и борьбе против всего, что мешает его свободному развитию и счастью. Любовь, как прекрасное человеческое чувство, становится одной из больших тем литературы. Искусство Возрождения поражает масштабностью образов. Проявляется радость открытия: мир широк и удивителен, как и сам человек. «Какое чудо природы человек!» - воскликнул шекспировский Гамлет. «Гордый образ» человека – одно из величайших завоеваний реализма Возрождения. Этот реализм называют идеализирующим и прекрасным. Стремление к идеализации образа заметно и в мадоннах Рафаэля, и в комедиях Шекспира, и в поэзии Петрарки. Культура Возрождения зародилась в Италии. В Англии это время было трудным и кровавым. Внутри страны шла тяжелая борьба с теми, кто не хотел, чтобы она освободилась от влияния Ватикана. Идеи Возрождения утверждались в борьбе. Англия воевала с Испанией, оберегавшей во всей Европе власть католицизма. Сильнее всего идеи Возрождения в Англии воплотились на сценах театров. Такой силы и власти над всем существующим человек не чувствовал ни в античности, ни в Средние века.
Учитель: Мы говорим сегодня о пьесе, и я надеюсь, вам удалось отыскать материал о развитии театра в эпоху Возрождения?
Сообщение о театре эпохи Возрождения
Одним из излюбленных развлечений того времени был театр, являвшийся подлинно народным искусством. В самом Лондоне, то есть в черте Сити, театров не было. Все местные дела решались муниципалитетом, а в нем преобладали буржуа, придерживавшиеся строгой пуританской морали, запрещавшей всякого рода развлечения. Музыку и театр пуритане презирали, считая их греховным делом, отвлекающим от «святой» задачи накопления богатств.
Гуманисты защищали театр от пуритан как полезное развлечение.
Так как пуритане запрещали спектакли в пределах Сити, то первые лондонские театры возникли за чертой города. Они строились в пригородах, подчас рядом с загонами для травли медведей или аренами петушиных боев, неподалеку от таверн и публичных домов.
Впрочем, играли не только там. Комедиантов часто приглашали выступать в домах вельмож и даже во дворец королевы. К началу деятельности Шекспира в Лондоне насчитывалось четыре здания, специально предназначенные для представлений.
Труппы были невелики, обычно ядро составляли шесть-восемь актеров. Актрис во времена Шекспира еще не было, но мальчики-актеры проходили такую тренировку, которая превращала их в образцовых исполнителей женских ролей.
Профессия актера была сравнительно новой. Как самостоятельная профессия актерство возникает в ΧVI веке. Городские корпорации не хотели принимать актеров в свою среду, считая их занятие греховным и, во всяком случае, несерьезным.
Знакомство с личностью У. Шекспира
(Работа с карточкой-информатором)
Учитель: Пришло время узнать и о самом Шекспире. Перед вами карточка-информатор, где записана краткая биография писателя. Внимательно прочитайте и расскажите о Шекспире.
КАРТОЧКА-ИНФОРМАТОР ПО БИОГРАФИИ У. ШЕКСПИРА
23 апреля 1564 года – родился Уильям Шекспир в Англии в Стратфорд-он-Эйвон в семье
торговца и почтенного горожанина
Около 1580 года – бросает школу, чтобы помогать отцу
Ноябрь 1582 года – вынужденно женится на Энн Хэтэуэй
Май 1583 года – рождение дочери Сьюзен
Февраль 1585 года – рождение двойни: сына Гамлета и дочери Джудит
Вторая половина 1580-х годов – отъезд Шекспира из Стратфорда
Рубеж 1590-х годов – приезд в Лондон; создание первой пьесы – хроники «Генрих VI»
1592-1594 года – эпидемия чумы в Лондоне; театры закрыты; создание пьес: хроника
«Ричард III», «Комедия ошибок», «Укрощение строптивой, первая
трагедия «Тит Андроник»; выпуск в свет впервые под своим именем
поэм «Венера и Адонис» и «Лукреция»
1595-1596 года – трагедия «Ромео и Джульетта»; затем комедия «Венецианский купец»
Осень 1599 года – становится совладельцем, актером труппы и основным драматургом
театра «Глобус»; создание трагедии «Юлий Цезарь» и комедии «Как
вам это понравится»
1600 год – трагедия «Гамлет»
1601-1606 года – период «великих трагедий»: «Троил и Крессида» - 1601-1602, «Все
хорошо, что хорошо кончается» - 1603, «Отелло» - 1604, «Король Лир» -
1605, «Макбет» - 1606
1606 год – начало последнего периода шекспировского творчества
1613 год – отъезд Шекспира на родину; создание трагедий на античные сюжеты
(«Антоний и Клеопатра», «Кориолан», «Тимон Афинский» - 1607-1608 года)
1610-1612 года - поздние «романтические пьесы», например, «Зимняя сказка» и «Буря»
Март 1616 года – составление и подписание завещания из-за болезни
23 апреля 1616 года – смерть Шекспира
25 апреля 1616 года – погребение Шекспира в алтаре церкви Святой Троицы на окраине
Стратфорда
Представление подготовленным учеником герба дома Шекспира,
нарисованного им самим
Герб Шекспиров имеет форму щита, пересекаемого по диагонали копьем; поверх щита на венке стоит сокол, держащий одной поднятой лапкой копье.
Символика щита соответствует смысловому значению имени Шекспира – «потрясающий копьем». Знатоки геральдики особенно отмечают то обстоятельство, что на рисунке герба изображен сокол. Это будто бы было символом близости к королевской семье.
Хотя отец Шекспира был женат на дворянке, звание жены не переходило ни к мужу, ни к сыну. Шекспир настойчиво добивался герба – не для отца и не для сына (Гамлет умер одиннадцатилетним) – для упрочения собственного социального статуса и права именоваться джентльменом.
Учитель: Есть в мире литературы имена героев, которые знакомы всем, даже если человек не читал самого произведения. Эти имена стали символами каких-то вечных ценностей: чести, благородства, преданности, любви. Над ними не властны ни люди, ни смерть.
В конце ΧVI века, точнее – в 1596 году Уильям Шекспир создал пьесу, которая стала бессмертной, дала жизнь балету Сергея Прокофьева, опере Шарля Гуно, множеству рисунков. Сюжет ее был переосмыслен чешским писателем Карелом Чапеком, стихотворение о героях трагедии создала русская поэтесса ΧΧ века Маргарита Алигер, существует ряд экранизаций трагедии, одна из самых красочных принадлежит итальянскому режиссеру Франко Дзефирелли…
Самое интересное заключается в том, что Шекспир не сам придумал сюжет этой пьесы, а заимствовал его у древнеримского поэта Овидия, который в сборнике «Метаморфозы» (превращения) рассказал историю Пирама и Фисбы. Мало кто помнит Овидия и его героев, а вот имена Ромео и Джульетты мы употребляем как символы преданности и беззаветной любви.
В чем же секрет шекспировского таланта? Сегодня мы попробуем ответить на этот вопрос.
Беседа с классом по трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта»
- С чего начинается пьеса? Какой персонаж появляется на сцене? Не показалось ли вам
это удивительным?
(В прологе на сцену выходит хор и кратко сообщает сюжет всей
пьесы.)
- Давайте прочитаем пролог.
а) Чтение вслух пролога
Учитель: В древности в античных трагедиях был такой персонаж – хор, состоявший из группы актеров. Он выражал мнение автора, высказывал отношение к происходящему, комментировал события. Шекспир использовал этот прием древних авторов, чтобы сразу настроить зрителей на трагедию.
- Определите тему трагедии.
(Произведение о жестокости мира, о силе любви, о взрослении
юных героев.)
- Где происходит действие?
(В Италии, в Вероне и Мантуе.)
- Что мы узнаем о жизни Вероны в самом начале произведения?
(Здесь многие годы длится вражда двух семейств, причина ее
давно забыта, правителю Вероны и жителям эта вражда уже
давно надоела, так как она приносит много бед и по-прежнему
льет кровь.)
- Давайте послушаем фрагмент из балета Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта»,
который называется «Монтекки и Капулетти».
б) Прослушивание в грамзаписи фрагмента «Монтекки
и Капулетти» из балета С. Прокофьева «Ромео и Джульетта»
- Какое настроение воплощено в этой музыке?
(Враждебное.)
- В чем необычность ситуации, которая предстает перед нами в пьесе?
(Показано, как влюбляются друг в друга члены враждующих
семейств, самые юные представители фамилий Монтекки и
Капулетти.)
- Вспомните, что такое сюжет, назовите его элементы.
(Сюжет – это система событий в произведении. Элементы
(Экспозиция – столкновение Монтекки и Капулетти, беседа
Бенволио и Ромео, подготовка к балу в доме Капулетти;
завязка – встреча Ромео и Джульетты на балу у Капулетти и
зарождение любви;
кульминация – сцена в склепе, когда каждый герой, считая
своего возлюбленного умершим, принимает решение уйти из
жизни;
развязка – рассказ брата Лоренцо и примирение семей.)
- Что является способом характеристики героев в драматическом произведении?
(Их монологи и диалоги, поступки, отзывы о них других героев и
авторские ремарки)
- Давайте проследим, как создаются образы главных героев, которые изменяются под
влиянием своей любви. Что говорит Ромео о любви в начале трагедии, до знакомства с
Джульеттой?
(акт 1, сцена 1- три отрывка)
- Почему герой так отзывается о любви? В чем дело?
(Ромео признается, что влюблен в некую Розалину, которая не
отвечает на его чувства, и это заставляет его страдать.)
- Когда мы впервые встречаем Джульетту? О чем идет речь?
( При разговоре Джульетты с матерью, которая сообщает
девушке о внимании к ней графа Париса. Мать просит дочь
обратить внимание на молодого жениха, на что Джульетта
отвечает: «Еще не знаю. Надо сделать пробу. Но это лишь
единственно для вас.» - акт 1, сцена. Юная героиня еще не
думала о любви, о браке, она спокойна.)
- Вспомните, сколько лет Джульетте?
(Еще нет 14-ти лет; об этом говорит ее кормилица.)
- Давайте послушаем отрывок из балета С. Прокофьева, который называется «Джульетта-
девочка».
в) Прослушивание в грамзаписи фрагмента
«Джульетта-девочка» из балета С. Прокофьева
- Почему автор делает героиней такую молодую девушку?
(Автор хочет подчеркнуть, что любовь может прийти в
любом возрасте.)
- Как и где вспыхивает чувство юных героев?
(Возникает внезапно во время случайной встречи Ромео и
Джульетты на балу у Капулетти, куда герой явился в
надежде встретиться с Розалиной.)
г) Просмотр видеофрагмента из фильма Ф. Дзефирелли
«Ромео и Джульетта» - встреча)
- Зачитайте отрывки из текста, в которых герои говорят о своих впечатлениях друг от
друга.
(акт 2, сцена 5)
- Что мешает их любви?
(Вражда их семейств.)
- Как ведут себя Ромео и Джульетта до и после знакомства?
( Ромео до встречи с Джульеттой говорит очень много и
красиво о своей любви к Розалине. Когда он встречает
дочь Капулетти, он начинает действовать. Из
мечтательного юноши он превращается в смелого,
мужественного человека, способного принимать решения
и отвечать за свои поступки.
Джульетта меняется еще сильнее: сначала она была
покорной дочерью, теперь восстает и борется за свою
любовь.)
- Как юные герои относятся к вражде своих семейств? Какое событие сыграло роковую
роль в судьбе героев?
(Они не понимают этой вражды. Из-за грубости и
кровожадности кузена героини Тибальта, убившего друга
Ромео – Меркуцио, герой оказывается изгнанным из
Вероны.)
- Хотел ли Ромео гибели Тибальта? Почему?
(Нет, так как в Тибальте он видит родственника своей
супруги и не желает ему зла.)
- В чем видят герои смысл жизни?
(В любви. Они не могут оставаться друг без друга,
поэтому выбирают смерть. Джульетта, принимая
снадобье, данное ей монахом Лоренцо, восклицает: «И за
твое здоровье пью, Ромео!» Ромео перед смертью,
выпивая яд, говорит: «Пью за тебя, любовь!»)
- Почему погибают герои?
(Мир, в котором они живут, еще не готов к гармонии,
примирению, доброте и любви.)
- Давайте обратимся к тексту: прочитайте развязку трагедии.
д) Выразительное чтение развязки трагедии
(с рассказа монаха Лоренцо)
- Есть ли смысл в гибели героев?
(Да, так как после смерти героев враждующие семьи
примиряются.)
е) Анализ эпиграфа к уроку
- Давайте обратимся к эпиграфу. Соответствует ли он содержанию нашего урока?
(Юные герои трагедии радостно встретили свою любовь,
которая вошла в их жизнь неожиданно. Они не смогли
жить друг без друга, предпочтя смерть, но их гибель
открыла глаза их родителям; Шекспир показал, что
любовь сильнее смерти.)
Итог урока
Заключительное слово учителя
Трагедия – это драматическое произведение, в котором изображается столкновение героя с миром, его гибель и крушение идеала. Но в пьесе Шекспира нет трагедии любви, чувство героев торжествует, хотя сами они погибают, оставляя свой идеал.
История юных героев живет в веках, не оставляя равнодушными никого, а имена Ромео и Джульетты вызывают у нас самые восторженные чувства, уважение к их стойкости и верности.
Домашнее задание
Написать отзыв о трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта».
Список использованной литературы:
Аникст А.А. Шекспир. – М., 1964.
2. Гражданская З.Т. От Шекспира до Шоу: Анл. писатели XVI-XX вв.: Кн. для
учащихся. – 2-е изд., дораб. – М., 1992.
Детская энциклопедия. Для среднего и старшего возраста. В 12 томах. 3-е изд. – Т.11. Язык и литература. М., 1976.
Дубашинский И.А. Вильям Шекспир. – М., 1978.
Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А.А. Сурков. – Т. 8. Флобер – Яшпал. – М., 1975.