kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме Н.В.Гоголь "Вечера на хуторе близ Диканьки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание мультимедийных компонентов проекта

Автор/ы проекта (ФИО)

Мешкова Наталья Владиславовна

Должность (с указанием преподаваемого предмета)

Учитель русского языка и литературы

Образовательное учреждение

МКОУ «СОШ с.Прималкинского»

Название проекта

Н. В. Гоголь. История создания сборника "Вечера на хуторе близ Диканьки". Повесть " Ночь перед Рождеством

Операционная система, с помощью которой подготовлен мультимедийный компонент (Windows, Linux)

Windows

Форма (презентация, тест и т.п.)

презентация

Размер ресурса (мегабайт)

8, 59 МБ

Технические данные

(компьютер, интерактивная доска и другие.)

Компьютер, проектор, экран

Учебный предмет

литература

Класс

6

Название учебного пособия и образовательной программы с указанием авторов, к которому относится ресурс

Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2010.

Программа по литературе 6 классы под редакцией В.Я.Коровиной;

Название темы или раздела учебного курса

Внеклассное чтение. Н. В. Гоголь. История создания сборника "Вечера на хуторе близ Диканьки". Повесть " Ночь перед Рождеством

Формат ресурса - основного файла (ppt, avi, exe, doc или другие)

ppt

Вид ресурса

(презентация, видео, текстовый документ, электронная таблица и другие)

презентация

Образовательный тип

(Поясняющий текст, учебный текст, методичка, разработанная программа, электронный тест, электронный учебник и другие)

Средства Microsoft Office или другое ПО, с помощью которых создан дидактический материал

PowerPoint

Цели, задачи дидактического материала

  • Расширить знания учеников о творчестве Н.В. Гоголя.
  • Реализовывать межпредметные связи.
  • Развивать речь учащихся, художественное восприятие произведений, внимательное отношение к слову.
  • Воспитывать интерес учащихся к самостоятельному изучению произведений автора.

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить

Урок знакомства с творчеством Н.В. Гоголя или урок внеклассного чтения лучше провести с помощью презентации. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в памяти учащихся. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, позволяет наиболее повысить содержание урока, его результативность и вызвать интерес к изучаемому материалу. Данная презентация содержит не только репродукции художников, а также тест, звуковой эффект, анимации.

Ресурсы дидактического материала (видео-фото, графические изображения, звуковые файлы, ссылки, анимационные и другие эффекты и т.п.)

Репродукции картин А И. Куинджи, И Е. Репина. Фото героев. Звук метели. Анимации.

Используемые источники информации (литература, Интернет, ЦОР и др.)

  • http://www.images.yandex.ru
  •   Коровина В.Я., Читаем, думаем, спорим, М, Просвещение, 2001 г.

Возможности использования дидактического материала:

- педагогом на уроке (указать этапы урока);

- учащимися

Презентацию можно использовать при изучении творчества Н.В. Гоголя в 6 классе, и так же можно использовать как внеклассное чтение.

Ограничения на использование ресурса (да, нет), описание ограничений

нет

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме Н.В.Гоголь "Вечера на хуторе близ Диканьки"»

Конспект урока.


Тема: Н. В. Гоголь. История создания сборника "Вечера на хуторе близ Диканьки" Повесть " Ночь перед Рождеством"


Цель урока.

Образовательные:

  • Расширить знания учеников о творчестве Н. В. Гоголя, истории создания его произведений.

  • Знакомство с повестью "Ночь перед Рождеством''

  • Расширить читательский кругозор учащихся

  • Реализовывать межпредметные связи.

Развивающие:

  • Развивать речь учащихся, художественное восприятие произведений, внимательное отношение к слову.

Воспитательные:

Воспитывать интерес учащихся к самостоятельному изучению произведений автора.

Оборудование:

  • компьютерный класс, мультимедиапроектор, экран.


Материалы:

  • портрет Н. В. Гоголя;

  • репродукции картин А.И. Куинджи "Ночь на Днепре", И. Е. Репина "Вечорницi"

Методические приёмы:

  • Работа со статьёй учебника, рассказ учителя с помощью электронной презентации, выразительное чтение, словарная работа, электронный тест, составление плана



Ход урока.


  1. Слово учителя.

В прошлом году вы познакомились с повестью Н. В. Гоголя "Заколдованное место". Чудеса, описанные в повести, завершают вторую часть книги "Вечера на хуторе близ Диканьки". Эта книга сделала имя молодого Гоголя знаменитым. Прочитаем статью учебника, которой вы узнаете о Гоголе и его творчестве новые интересные сведения.

  1. Работа с учебником

Читаем статью учебника( из книги Н. С. Шер "Рассказы о русских писателях") по частям, озаглавливая каждую часть, чтобы получился план.

  • " Скорей в Петербург, на службу государству".

  • " Как не похожа была эта служба на ту, о которой мечтал Гоголь"

  • " Книга всякой всячины, или подручная энциклопедия".

  • Начало работы над повестями " Вечера на хуторе близ Диканьки"

  • Знакомство с Пушкиным. "Всё, что есть у меня хорошего, всем этим я обязан ему"

  • Первые читатели книг - наборщики.

  • Пушкин о повестях "Вечеров...": "Они изумили меня..."


Дополнение: Пушкин писал о книге Гоголя: "Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности.

Всё это так необыкновенно в нашей литературе, что я доселе не образумился".

- Почему Гоголь собирал предания, пословицы, поговорки, песни русского и украинского народов?

Пояснение: поверье - идущее из старины и живущее в народе убеждение, вера в примету.

  1. Тест.

Как называется сборник ,в который Гоголь включил произведение «Ночь перед Рождество»:

а) '' Миргород'';

б)'' Вечера на хуторе близ Диканьки'';

в) '' Арабески'';

Кто в произведении украл месяц на рождество:

а) Вакула;

б) Солоха;

в) черт;

Куда Солоха прятала своих нежданных гостей:

а) под стол;

б) в мешок;

в) за печку;

Что больше всего поразило Вакулу во дворце:

а) архитектура;

б) медная ручка;

в) картины;

Какие реальные лица действуют в повести:

а) Екатерина II;

б)Потемкин;

в) Суворов;

  1. Работа с репродукциям, повторение.

Обратимся к репродукциям картин Куинджи и Репина, чтобы лучше представить обстановку и место действия, народные обычаи, одежду- то, что Гоголь изобразил в своих "Вечерах..."

Вспомните о рождественских народных обычаях - о них мы говорили, изучая устное народное творчество. В народном сознании славян христианство и язычество переплетались, взаимодополнялись. Многие языческие ритуалы со временим потеряли первоначальное значение и стали восприниматься, как традиционные игры, забавы. Любимым развлечением молодёжи в сочельник на кануне рождества (вечером 6 января) было колядование. Парни и девушки ходили по деревне и пели под окнами домов колядки - короткие обрядовые песни, в которых желали хозяевам благополучия, а те в ответ одаривали их кто чем может- деньгами, вкусной едой. Чем обильнее угощение, тем сытнее должен быть будущий год.

  1. Выразительное чтение

Итак..." Последний день перед Рождеством прошёл" - обращаемся к повести Гоголя. Выразительно читаем описание ночи.

  1. Беседа по вопросам

- Какую роль играет пейзаж в развитии действия повести?

  • Какие фантастические черты несет пейзаж?

  • Почему черт украл месяц?

  • За что черт был зол на кузнеца?

  1. Работа с текстом

  1. Читаем первую главу до конца, озаглавим её « Черт украл месяц»

  • Обращаем внимание на сноски.

  • Почему некоторые сноски сделаны самим Гоголем, а некоторые – составителями хрестоматии?

  1. Читаем вторую главу. Озаглавим её «Два кума отправились в дорогу»

  • Какие качества характера Чуба проявляются в этом эпизоде?

  1. Итоги урока.

Первые две главы служат завязкой повести. Мы заметили, что произведению Гоголя свойственны фольклорные мотивы, сочетание фантастичности, сказочности и реальности, юмор. Злые силы изображены не страшными, а забавными, смешными.

  1. Домашнее задание

  1. Перечитать следующие шесть глав, озаглавьте их.

  2. Выбрать для рассказа одного из героев : дочка казака Чуба красавица Оксана, мать кузнеца Вакулы Солоха, казак Чуб.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект урока по теме Н.В.Гоголь "Вечера на хуторе близ Диканьки"

Автор: Мешкова Наталья Владиславовна

Дата: 05.11.2015

Номер свидетельства: 248443


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства