kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме Н.В.Гоголь "Вечера на хуторе близ Диканьки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание мультимедийных компонентов проекта

Автор/ы проекта (ФИО)

Мешкова Наталья Владиславовна

Должность (с указанием преподаваемого предмета)

Учитель русского языка и литературы

Образовательное учреждение

МКОУ «СОШ с.Прималкинского»

Название проекта

Н. В. Гоголь. История создания сборника "Вечера на хуторе близ Диканьки". Повесть " Ночь перед Рождеством

Операционная система, с помощью которой подготовлен мультимедийный компонент (Windows, Linux)

Windows

Форма (презентация, тест и т.п.)

презентация

Размер ресурса (мегабайт)

8, 59 МБ

Технические данные

(компьютер, интерактивная доска и другие.)

Компьютер, проектор, экран

Учебный предмет

литература

Класс

6

Название учебного пособия и образовательной программы с указанием авторов, к которому относится ресурс

Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2010.

Программа по литературе 6 классы под редакцией В.Я.Коровиной;

Название темы или раздела учебного курса

Внеклассное чтение. Н. В. Гоголь. История создания сборника "Вечера на хуторе близ Диканьки". Повесть " Ночь перед Рождеством

Формат ресурса - основного файла (ppt, avi, exe, doc или другие)

ppt

Вид ресурса

(презентация, видео, текстовый документ, электронная таблица и другие)

презентация

Образовательный тип

(Поясняющий текст, учебный текст, методичка, разработанная программа, электронный тест, электронный учебник и другие)

Средства Microsoft Office или другое ПО, с помощью которых создан дидактический материал

PowerPoint

Цели, задачи дидактического материала

  • Расширить знания учеников о творчестве Н.В. Гоголя.
  • Реализовывать межпредметные связи.
  • Развивать речь учащихся, художественное восприятие произведений, внимательное отношение к слову.
  • Воспитывать интерес учащихся к самостоятельному изучению произведений автора.

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить

Урок знакомства с творчеством Н.В. Гоголя или урок внеклассного чтения лучше провести с помощью презентации. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в памяти учащихся. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, позволяет наиболее повысить содержание урока, его результативность и вызвать интерес к изучаемому материалу. Данная презентация содержит не только репродукции художников, а также тест, звуковой эффект, анимации.

Ресурсы дидактического материала (видео-фото, графические изображения, звуковые файлы, ссылки, анимационные и другие эффекты и т.п.)

Репродукции картин А И. Куинджи, И Е. Репина. Фото героев. Звук метели. Анимации.

Используемые источники информации (литература, Интернет, ЦОР и др.)

  • http://www.images.yandex.ru
  •   Коровина В.Я., Читаем, думаем, спорим, М, Просвещение, 2001 г.

Возможности использования дидактического материала:

- педагогом на уроке (указать этапы урока);

- учащимися

Презентацию можно использовать при изучении творчества Н.В. Гоголя в 6 классе, и так же можно использовать как внеклассное чтение.

Ограничения на использование ресурса (да, нет), описание ограничений

нет

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме Н.В.Гоголь "Вечера на хуторе близ Диканьки"»

Конспект урока.


Тема: Н. В. Гоголь. История создания сборника "Вечера на хуторе близ Диканьки" Повесть " Ночь перед Рождеством"


Цель урока.

Образовательные:

  • Расширить знания учеников о творчестве Н. В. Гоголя, истории создания его произведений.

  • Знакомство с повестью "Ночь перед Рождеством''

  • Расширить читательский кругозор учащихся

  • Реализовывать межпредметные связи.

Развивающие:

  • Развивать речь учащихся, художественное восприятие произведений, внимательное отношение к слову.

Воспитательные:

Воспитывать интерес учащихся к самостоятельному изучению произведений автора.

Оборудование:

  • компьютерный класс, мультимедиапроектор, экран.


Материалы:

  • портрет Н. В. Гоголя;

  • репродукции картин А.И. Куинджи "Ночь на Днепре", И. Е. Репина "Вечорницi"

Методические приёмы:

  • Работа со статьёй учебника, рассказ учителя с помощью электронной презентации, выразительное чтение, словарная работа, электронный тест, составление плана



Ход урока.


  1. Слово учителя.

В прошлом году вы познакомились с повестью Н. В. Гоголя "Заколдованное место". Чудеса, описанные в повести, завершают вторую часть книги "Вечера на хуторе близ Диканьки". Эта книга сделала имя молодого Гоголя знаменитым. Прочитаем статью учебника, которой вы узнаете о Гоголе и его творчестве новые интересные сведения.

  1. Работа с учебником

Читаем статью учебника( из книги Н. С. Шер "Рассказы о русских писателях") по частям, озаглавливая каждую часть, чтобы получился план.

  • " Скорей в Петербург, на службу государству".

  • " Как не похожа была эта служба на ту, о которой мечтал Гоголь"

  • " Книга всякой всячины, или подручная энциклопедия".

  • Начало работы над повестями " Вечера на хуторе близ Диканьки"

  • Знакомство с Пушкиным. "Всё, что есть у меня хорошего, всем этим я обязан ему"

  • Первые читатели книг - наборщики.

  • Пушкин о повестях "Вечеров...": "Они изумили меня..."


Дополнение: Пушкин писал о книге Гоголя: "Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности.

Всё это так необыкновенно в нашей литературе, что я доселе не образумился".

- Почему Гоголь собирал предания, пословицы, поговорки, песни русского и украинского народов?

Пояснение: поверье - идущее из старины и живущее в народе убеждение, вера в примету.

  1. Тест.

Как называется сборник ,в который Гоголь включил произведение «Ночь перед Рождество»:

а) '' Миргород'';

б)'' Вечера на хуторе близ Диканьки'';

в) '' Арабески'';

Кто в произведении украл месяц на рождество:

а) Вакула;

б) Солоха;

в) черт;

Куда Солоха прятала своих нежданных гостей:

а) под стол;

б) в мешок;

в) за печку;

Что больше всего поразило Вакулу во дворце:

а) архитектура;

б) медная ручка;

в) картины;

Какие реальные лица действуют в повести:

а) Екатерина II;

б)Потемкин;

в) Суворов;

  1. Работа с репродукциям, повторение.

Обратимся к репродукциям картин Куинджи и Репина, чтобы лучше представить обстановку и место действия, народные обычаи, одежду- то, что Гоголь изобразил в своих "Вечерах..."

Вспомните о рождественских народных обычаях - о них мы говорили, изучая устное народное творчество. В народном сознании славян христианство и язычество переплетались, взаимодополнялись. Многие языческие ритуалы со временим потеряли первоначальное значение и стали восприниматься, как традиционные игры, забавы. Любимым развлечением молодёжи в сочельник на кануне рождества (вечером 6 января) было колядование. Парни и девушки ходили по деревне и пели под окнами домов колядки - короткие обрядовые песни, в которых желали хозяевам благополучия, а те в ответ одаривали их кто чем может- деньгами, вкусной едой. Чем обильнее угощение, тем сытнее должен быть будущий год.

  1. Выразительное чтение

Итак..." Последний день перед Рождеством прошёл" - обращаемся к повести Гоголя. Выразительно читаем описание ночи.

  1. Беседа по вопросам

- Какую роль играет пейзаж в развитии действия повести?

  • Какие фантастические черты несет пейзаж?

  • Почему черт украл месяц?

  • За что черт был зол на кузнеца?

  1. Работа с текстом

  1. Читаем первую главу до конца, озаглавим её « Черт украл месяц»

  • Обращаем внимание на сноски.

  • Почему некоторые сноски сделаны самим Гоголем, а некоторые – составителями хрестоматии?

  1. Читаем вторую главу. Озаглавим её «Два кума отправились в дорогу»

  • Какие качества характера Чуба проявляются в этом эпизоде?

  1. Итоги урока.

Первые две главы служат завязкой повести. Мы заметили, что произведению Гоголя свойственны фольклорные мотивы, сочетание фантастичности, сказочности и реальности, юмор. Злые силы изображены не страшными, а забавными, смешными.

  1. Домашнее задание

  1. Перечитать следующие шесть глав, озаглавьте их.

  2. Выбрать для рассказа одного из героев : дочка казака Чуба красавица Оксана, мать кузнеца Вакулы Солоха, казак Чуб.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект урока по теме Н.В.Гоголь "Вечера на хуторе близ Диканьки"

Автор: Мешкова Наталья Владиславовна

Дата: 05.11.2015

Номер свидетельства: 248443


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства