Средства Microsoft Office или другое ПО, с помощью которых создан дидактический материал
PowerPoint
Цели, задачи дидактического материала
Расширить знания учеников о творчестве Н.В. Гоголя.
Реализовывать межпредметные связи.
Развивать речь учащихся, художественное восприятие произведений, внимательное отношение к слову.
Воспитывать интерес учащихся к самостоятельному изучению произведений автора.
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить
Урок знакомства с творчеством Н.В. Гоголя или урок внеклассного чтения лучше провести с помощью презентации. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в памяти учащихся. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, позволяет наиболее повысить содержание урока, его результативность и вызвать интерес к изучаемому материалу. Данная презентация содержит не только репродукции художников, а также тест, звуковой эффект, анимации.
Ресурсы дидактического материала (видео-фото, графические изображения, звуковые файлы, ссылки, анимационные и другие эффекты и т.п.)
Репродукции картин А И. Куинджи, И Е. Репина. Фото героев. Звук метели. Анимации.
Используемые источники информации (литература, Интернет, ЦОР и др.)
http://www.images.yandex.ru
Коровина В.Я., Читаем, думаем, спорим, М, Просвещение, 2001 г.
Возможности использования дидактического материала:
- педагогом на уроке (указать этапы урока);
- учащимися
Презентацию можно использовать при изучении творчества Н.В. Гоголя в 6 классе, и так же можно использовать как внеклассное чтение.
Ограничения на использование ресурса (да, нет), описание ограничений
нет
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме Н.В.Гоголь "Вечера на хуторе близ Диканьки"»
Конспект урока.
Тема: Н. В. Гоголь. История создания сборника "Вечера на хуторе близ Диканьки" Повесть " Ночь перед Рождеством"
Цель урока.
Образовательные:
Расширить знания учеников о творчестве Н. В. Гоголя, истории создания его произведений.
Знакомство с повестью "Ночь перед Рождеством''
Расширить читательский кругозор учащихся
Реализовывать межпредметные связи.
Развивающие:
Развивать речь учащихся, художественное восприятие произведений, внимательное отношение к слову.
Воспитательные:
Воспитывать интерес учащихся к самостоятельному изучению произведений автора.
Оборудование:
компьютерный класс, мультимедиапроектор, экран.
Материалы:
портрет Н. В. Гоголя;
репродукции картин А.И. Куинджи "Ночь на Днепре", И. Е. Репина "Вечорницi"
Методические приёмы:
Работа со статьёй учебника, рассказ учителя с помощью электронной презентации, выразительное чтение, словарная работа, электронный тест, составление плана
Ход урока.
Слово учителя.
В прошлом году вы познакомились с повестью Н. В. Гоголя "Заколдованное место". Чудеса, описанные в повести, завершают вторую часть книги "Вечера на хуторе близ Диканьки". Эта книга сделала имя молодого Гоголя знаменитым. Прочитаем статью учебника, которой вы узнаете о Гоголе и его творчестве новые интересные сведения.
Работа с учебником
Читаем статью учебника( из книги Н. С. Шер "Рассказы о русских писателях") по частям, озаглавливая каждую часть, чтобы получился план.
" Скорей в Петербург, на службу государству".
" Как не похожа была эта служба на ту, о которой мечтал Гоголь"
" Книга всякой всячины, или подручная энциклопедия".
Начало работы над повестями " Вечера на хуторе близ Диканьки"
Знакомство с Пушкиным. "Всё, что есть у меня хорошего, всем этим я обязан ему"
Первые читатели книг - наборщики.
Пушкин о повестях "Вечеров...": "Они изумили меня..."
Дополнение: Пушкин писал о книге Гоголя: "Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности.
Всё это так необыкновенно в нашей литературе, что я доселе не образумился".
- Почему Гоголь собирал предания, пословицы, поговорки, песни русского и украинского народов?
Пояснение: поверье - идущее из старины и живущее в народе убеждение, вера в примету.
Тест.
Как называется сборник ,в который Гоголь включил произведение «Ночь перед Рождество»:
а) '' Миргород'';
б)'' Вечера на хуторе близ Диканьки'';
в) '' Арабески'';
Кто в произведении украл месяц на рождество:
а) Вакула;
б) Солоха;
в) черт;
Куда Солоха прятала своих нежданных гостей:
а) под стол;
б) в мешок;
в) за печку;
Что больше всего поразило Вакулу во дворце:
а) архитектура;
б) медная ручка;
в) картины;
Какие реальные лица действуют в повести:
а) Екатерина II;
б)Потемкин;
в) Суворов;
Работа с репродукциям, повторение.
Обратимся к репродукциям картин Куинджи и Репина, чтобы лучше представить обстановку и место действия, народные обычаи, одежду- то, что Гоголь изобразил в своих "Вечерах..."
Вспомните о рождественских народных обычаях - о них мы говорили, изучая устное народное творчество. В народном сознании славян христианство и язычество переплетались, взаимодополнялись. Многие языческие ритуалы со временим потеряли первоначальное значение и стали восприниматься, как традиционные игры, забавы. Любимым развлечением молодёжи в сочельник на кануне рождества (вечером 6 января) было колядование. Парни и девушки ходили по деревне и пели под окнами домов колядки - короткие обрядовые песни, в которых желали хозяевам благополучия, а те в ответ одаривали их кто чем может- деньгами, вкусной едой. Чем обильнее угощение, тем сытнее должен быть будущий год.
Выразительное чтение
Итак..." Последний день перед Рождеством прошёл" - обращаемся к повести Гоголя. Выразительно читаем описание ночи.
Беседа по вопросам
- Какую роль играет пейзаж в развитии действия повести?
Какие фантастические черты несет пейзаж?
Почему черт украл месяц?
За что черт был зол на кузнеца?
Работа с текстом
Читаем первую главу до конца, озаглавим её « Черт украл месяц»
Обращаем внимание на сноски.
Почему некоторые сноски сделаны самим Гоголем, а некоторые – составителями хрестоматии?
Читаем вторую главу. Озаглавим её «Два кума отправились в дорогу»
Какие качества характера Чуба проявляются в этом эпизоде?
Итоги урока.
Первые две главы служат завязкой повести. Мы заметили, что произведению Гоголя свойственны фольклорные мотивы, сочетание фантастичности, сказочности и реальности, юмор. Злые силы изображены не страшными, а забавными, смешными.
Домашнее задание
Перечитать следующие шесть глав, озаглавьте их.
Выбрать для рассказа одного из героев : дочка казака Чуба красавица Оксана, мать кузнеца Вакулы Солоха, казак Чуб.