kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русской словесности на тему Сервантес и его роман о Рыцаре Печального образа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русской словесности в 7 классе на тему: Сервантес и его роман  о Рыцаре печального образа

Тема:  «Сервантес и его роман о Рыцаре Печального Образа».

Цель: 1. Сформировать представление о писателе и его произведении; прочно усвоить теоретический материал благодаря многократному предъявлению одной и той же части текста;

2. Развить навыки  и умения тщательной переработки информации; стимулировать внимание к содержанию текста и поддерживать интерес к нему (за счет чтения); представить учащимся возможность для повторения и размышления  над прочитанным, предоставить возможность сформировать свое понимание текста;

3. Воспитывать   доброжелательное отношение к  окружающим людям.

Оборудование:  текст учебника, разделенный на части (абзацы); иллюстрация к произведению.

Тип урока: урок новых знаний

Используемая стратегия: чтение - суммирование в парах.

Данная стратегия «Чтение - суммированное в парах» помогает тщательно переработать информацию, поддержать интерес к тексту. Стратегия представлена следующими шагами:

1 шаг. Активизация групп для работы с текстом (необходимо задать проблемный вопрос).

2 шаг.  Деление на пары. 

3 шаг. Деление пар по номерам в соответствии с количеством частей текста.

4 шаг.  Каждая пара работает над своей частью  информации, меняясь ролями (докладчик, оппонент).

5 шаг. Подготовка пар к презентации своей части информации.

6 шаг. Презентация материалов поочередно каждой парой и обсуждение.

Ход урока.

I.  Орг. момент. Сообщение цели и задач урока.

II.   Вызов.  Работа  с   эпиграфом к уроку.

III. Осмысление.1. Деление на пары ( предварительно розданы карточки с текстами)

2. Работа над текстом.

3. Подготовка к презентации.

4. Презентация материалов поочередно каждой парой. Учащиеся предоставляют свою презентацию материала и задают вопросы  классу.

IV.Рефлексия.

 V. Домашнее задание:

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русской словесности на тему Сервантес и его роман о Рыцаре Печального образа »

Сидорина Валентина Сергеевна, учитель русского языка и литературы сш. 26, им. Жамбыла, пос. Жамбыла , Кордайского района, Жамбылской области.

Телефон дом.( 872636) 5-03-25, сот . +77775231317





Урок русской словесности.

7 класс.

Тема: «Сервантес и его роман о Рыцаре Печального Образа».

Цель: 1. Сформировать представление о писателе и его произведении; прочно усвоить теоретический материал благодаря многократному предъявлению одной и той же части текста;

2. Развить навыки и умения тщательной переработки информации; стимулировать внимание к содержанию текста и поддерживать интерес к нему (за счет чтения); представить учащимся возможность для повторения и размышления над прочитанным, предоставить возможность сформировать свое понимание текста;

3. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим людям.

Оборудование: текст учебника, разделенный на части (абзацы); иллюстрация к произведению.

Тип урока: урок новых знаний

Используемая стратегия: чтение - суммирование в парах.

Данная стратегия «Чтение - суммированное в парах» помогает тщательно переработать информацию, поддержать интерес к тексту. Стратегия представлена следующими шагами:

1 шаг. Активизация групп для работы с текстом (необходимо задать проблемный вопрос).

2 шаг. Деление на пары.

3 шаг. Деление пар по номерам в соответствии с количеством частей текста.

4 шаг. Каждая пара работает над своей частью информации, меняясь ролями (докладчик, оппонент).

5 шаг. Подготовка пар к презентации своей части информации.

6 шаг. Презентация материалов поочередно каждой парой и обсуждение.


Ход урока.

I. Орг. момент. Сообщение цели и задач урока.

II. Вызов. Работа с эпиграфом к уроку.

- Подумайте над эпиграфом урока, словами известного ученого- путешественника М. Пржевальского, он не закончен. Как бы вы завершили его?

(Учащиеся предлагают свои варианты)

Завершить его правильно мы сможем, я думаю, изучив материал о замечательном испанском писателе Мигеле де Сервантесе Сааведра.

А жизнь прекрасна тем, что можно …(М. Пржевальский).

III. Осмысление.

1. Деление на пары ( предварительно розданы карточки с текстами)

- Разделимся на пары: докладчик и слушатель.1а-1б, 2а-2б, 3а-3 б, 4а- 4б.

2. Работа над текстом.

- Сначала один из вас будет читать 1 часть текста как докладчик, а другой - как слушатель. После обсуждения первой части текста в соответствии с ролями вы читаете вторую часть текста, но уже поменявшись ролями.

1)1а → 1б, 2а → 2б, 3 а → 3б, 4 а → 4б

2) 1а ← 1б, 2а ← 2б, 3 а ← 3б, 4 а ← 4б

Текст учебника, разделенный учителем на абзацы:

1 а) Мигель де Сервантес Сааведра(2547- 1616) родился в маленьком городке Алькала де Энарес, неподелеку от Мадрида. Он был сыном обедневшего дворянина, хирурга по профессии. С детства он мечтал стать поэтом, писателем. Его учитель, известный гуманист Хуан Лопес де Гойс приветствовал его первые литературные шаги. Однако жестокая нужда заставила Сервантеса поступить на службу к кардиналу Аквавиве и уехать в 1569 г. в Рим.

_________________________________________________________________

1б) На родину в Испанию, он вернется только через одиннадцать лет, немало поскитавшись и вынужденно постранствовав, по свету. Он много воевал, причем проявил себя мужественным и отважным солдатом, прославился как герой Лепанто, знаменитого морского сражения европейского флота с турками, получив несколько ранений, стал одноруким. По пути на родину был захвачен пиратами и пять лет томился в алжирском плену, откуда предпринимал не одну попытку к бегству и, наконец, в 1580 г. был освобожден за выкуп.

Так окончился первый период жизни Сервантеса, овеянный авантюрным духом его времени, романтикой эпохи Возрождения.

________________________________________________________________

2а) А дальше последовали годы, насыщенные не менее драматическими событиями. Сервантес обращается к литературе, пробует себя в разных жанрах, пишет роман, комедии, драмы. Однако его творческий гений еще не может свободно развернуться и воплотиться. Нужда и заботы о многочисленных домочадцах заставляют неимущего писателя заняться коммерцией. Литературным заработкам невозможно было прожить. Да и власти равнодушно отнеслись к судьбе инвалида и ветерана войны.

__________________________________________________________________

2б) Сервантес становиться комиссаром по закупкам провианта для «Непобедимой Армады»- военного флота, отправлявшегося к берегам Англии. Он много ездит по Испании, скупая продовольствие у населения. Эти поездки обогатили его жизненный опыт. Потом становится сборщиком налоговых недоимок. Богатства Сервантес не нажил, а вот тюремные впечатления ему, недавнему алжирскому узнику, пришлось пополнить изрядно - теперь уже на родине. Так по ложным обвинениям, то в силу своей доверчивости и непрактичности писатель три раза – в 1592г., 1598 г., и в 1602 г.- оказывается в тюрьме. Именно там, в этих темницах, и писался бессмертный роман «Дон Кихот», принесший Сервантесу всемирную славу

________________________________________________________________

3а) В 1605 году первая часть романа вышла в свет и имела огромный успех. Однако на положении Сервантеса и его семьи это мало отразилось. Когда однажды иностранцы, восхищавшиеся его книгой, заинтересовались жизнью знаменитого писателя, им было отвечено, что он «стар, солдат, идальго и беден. Злоключения Сервантеса продолжались до конца его жизни. В 1614 г. некий Авельянеда издает поддельную вторую часть романа. Сервантес, ускорив работу, в следующем году выпускает подлинную вторую часть «Дон Кихота». Умер Сервантес в Мадриде и был похоронен в монастыре. Могила его ныне затеряна.

Так завершилась беспокойная земная жизнь выдающегося писателя, замечательного человека, по - рыцарски стойкого и доблестного. И началась посмертная слава, тлену не подвластная, творца удивительной книги «на все времена, все народы и все возрасты».

______________________________________________________________

3б) Само построение его книги пародирует рыцарский роман. Герой произведения идальго из Ламанчи Алонсо Кехано, прозванный «Добрый», с таким упоением предавался чтению рыцарских романов, что, потеряв рассудок, вообразив себя странствующим рыцарем и отправился искать приключений по дорогам Испании. Своей дамой сердца он избрал крестьянскую девушку Альдонсу, называя ее прекрасной Дульсинеей, оруженосцем - простого крестьянина Санчо Пансу, которого обещал сделать губернатором острова. Себя он нарек Дон Кихотом Ламанчским, что буквально означало «Дон Набедренник с Клочка земли».

_____________________________________________________________

4а) Дон Кихот под влиянием романов принимает мельницы за великанов, стада овец за армии, трактиры за замки, служанок за принцесс. Само его прозвище- Рыцарь Печального Образа - тоже заимствовано из рыцарского романа. Зачастую поведением Дон Кихота автор пародирует поведение Амадиса Гальского, благородного героя одной из самых знаменитых книг о рыцарях.

_________________________________________________________________

4б) Роман Сервантеса был бы неполным без образа Санчо Пансы. Открытие пары героев стало одной из самых замечательных удач писателя. Они во всем дополняют друг друга. Вспомним: худоба и костлявость Дон Кихота, и толстое брюхо Санчо, пристрастие Санчо к еде и сну и антипатия к ним Рыцаря Печального Образа, как пустой трате времени; народная мудрость крестьянина и книжная образованность его хозяина, здравый смысл оруженосца и воображаемы мир, увиденный сквозь призму высоких идеалов рыцаря.

_______________________________________________________________

3. Подготовка к презентации.

- Подумайте и отразите результаты своего понимания текста на листе бумаги. Подготовьте по 2 вопроса по своей части текста к классу.

4. Презентация материалов поочередно каждой парой. Учащиеся предоставляют свою презентацию материала и задают вопросы классу.






IV.Рефлексия.

- Вернемся к эпиграфу урока, как можно завершить высказывание М. Пржевальского теперь: « А жизнь прекрасна тем, что можно путешествовать».

- Почему я выбрала именно эти слова М. Пржевальского к уроку о Сервантесе?

- Почему вы завершили их так?

- Что интересного вы узнали о великом писателе?

Вывод, сделанный по материалу урока: Неслучайно исследователи сравнивают Сервантеса с Колумбом, который гордится своим открытием, но заблуждался относительно того, что открыл. Он много путешествовал по свету, провел интересную и бурную жизнь в поисках приключений.

V. Домашнее задание: прочитать главы из книги, повторить виды пространств в художественной литературе. Какие виды пространств встречаются в романе?



















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Сидорина Валентина Сергеевна

Дата: 21.11.2014

Номер свидетельства: 133752


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства