Конспект урока по русской словесности на тему Сервантес и его роман о Рыцаре Печального образа
Конспект урока по русской словесности на тему Сервантес и его роман о Рыцаре Печального образа
Урок русской словесности в 7 классе на тему: Сервантес и его роман о Рыцаре печального образа
Тема: «Сервантес и его роман о Рыцаре Печального Образа».
Цель: 1. Сформировать представление о писателе и его произведении; прочно усвоить теоретический материал благодаря многократному предъявлению одной и той же части текста;
2. Развить навыки и умения тщательной переработки информации; стимулировать внимание к содержанию текста и поддерживать интерес к нему (за счет чтения); представить учащимся возможность для повторения и размышления над прочитанным, предоставить возможность сформировать свое понимание текста;
3. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим людям.
Оборудование: текст учебника, разделенный на части (абзацы); иллюстрация к произведению.
Тип урока: урок новых знаний
Используемая стратегия: чтение - суммирование в парах.
Данная стратегия «Чтение - суммированное в парах» помогает тщательно переработать информацию, поддержать интерес к тексту. Стратегия представлена следующими шагами:
1 шаг. Активизация групп для работы с текстом (необходимо задать проблемный вопрос).
2 шаг. Деление на пары.
3 шаг. Деление пар по номерам в соответствии с количеством частей текста.
4 шаг. Каждая пара работает над своей частью информации, меняясь ролями (докладчик, оппонент).
5 шаг. Подготовка пар к презентации своей части информации.
6 шаг. Презентация материалов поочередно каждой парой и обсуждение.
Ход урока.
I. Орг. момент. Сообщение цели и задач урока.
II. Вызов. Работа с эпиграфом к уроку.
III. Осмысление.1. Деление на пары ( предварительно розданы карточки с текстами)
2. Работа над текстом.
3. Подготовка к презентации.
4. Презентация материалов поочередно каждой парой. Учащиеся предоставляют свою презентацию материала и задают вопросы классу.
IV.Рефлексия.
V. Домашнее задание:
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русской словесности на тему Сервантес и его роман о Рыцаре Печального образа »
Сидорина Валентина Сергеевна, учитель русского языка и литературы сш. 26, им. Жамбыла, пос. Жамбыла , Кордайского района, Жамбылской области.
Телефон дом.( 872636) 5-03-25, сот . +77775231317
Урок русской словесности.
7 класс.
Тема: «Сервантес и его роман о Рыцаре Печального Образа».
Цель: 1. Сформировать представление о писателе и его произведении; прочно усвоить теоретический материал благодаря многократному предъявлению одной и той же части текста;
2. Развить навыки и умения тщательной переработки информации; стимулировать внимание к содержанию текста и поддерживать интерес к нему (за счет чтения); представить учащимся возможность для повторения и размышления над прочитанным, предоставить возможность сформировать свое понимание текста;
3. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим людям.
Оборудование: текст учебника, разделенный на части (абзацы); иллюстрация к произведению.
Тип урока: урок новых знаний
Используемая стратегия: чтение - суммирование в парах.
Данная стратегия «Чтение - суммированное в парах» помогает тщательно переработать информацию, поддержать интерес к тексту. Стратегия представлена следующими шагами:
1 шаг. Активизация групп для работы с текстом (необходимо задать проблемный вопрос).
2 шаг. Деление на пары.
3 шаг. Деление пар по номерам в соответствии с количеством частей текста.
4 шаг. Каждая пара работает над своей частью информации, меняясь ролями (докладчик, оппонент).
5 шаг. Подготовка пар к презентации своей части информации.
6 шаг. Презентация материалов поочередно каждой парой и обсуждение.
Ход урока.
I. Орг. момент. Сообщение цели и задач урока.
II. Вызов. Работа с эпиграфом к уроку.
- Подумайте над эпиграфом урока, словами известного ученого- путешественника М. Пржевальского, он не закончен. Как бы вы завершили его?
(Учащиеся предлагают свои варианты)
Завершить его правильно мы сможем, я думаю, изучив материал о замечательном испанском писателе Мигеле де Сервантесе Сааведра.
А жизнь прекрасна тем, что можно …(М. Пржевальский).
III. Осмысление.
1. Деление на пары ( предварительно розданы карточки с текстами)
- Разделимся на пары: докладчик и слушатель.1а-1б, 2а-2б, 3а-3 б, 4а- 4б.
2. Работа над текстом.
- Сначала один из вас будет читать 1 часть текста как докладчик, а другой - как слушатель. После обсуждения первой части текста в соответствии с ролями вы читаете вторую часть текста, но уже поменявшись ролями.
1)1а → 1б, 2а → 2б, 3 а → 3б, 4 а → 4б
2) 1а ← 1б, 2а ← 2б, 3 а ← 3б, 4 а ← 4б
Текст учебника, разделенный учителем на абзацы:
1 а) Мигель де Сервантес Сааведра(2547- 1616) родился в маленьком городке Алькала де Энарес, неподелеку от Мадрида. Он был сыном обедневшего дворянина, хирурга по профессии. С детства он мечтал стать поэтом, писателем. Его учитель, известный гуманист Хуан Лопес де Гойс приветствовал его первые литературные шаги. Однако жестокая нужда заставила Сервантеса поступить на службу к кардиналу Аквавиве и уехать в 1569 г. в Рим.
1б) На родину в Испанию, он вернется только через одиннадцать лет, немало поскитавшись и вынужденно постранствовав, по свету. Он много воевал, причем проявил себя мужественным и отважным солдатом, прославился как герой Лепанто, знаменитого морского сражения европейского флота с турками, получив несколько ранений, стал одноруким. По пути на родину был захвачен пиратами и пять лет томился в алжирском плену, откуда предпринимал не одну попытку к бегству и, наконец, в 1580 г. был освобожден за выкуп.
Так окончился первый период жизни Сервантеса, овеянный авантюрным духом его времени, романтикой эпохи Возрождения.
2а) А дальше последовали годы, насыщенные не менее драматическими событиями. Сервантес обращается к литературе, пробует себя в разных жанрах, пишет роман, комедии, драмы. Однако его творческий гений еще не может свободно развернуться и воплотиться. Нужда и заботы о многочисленных домочадцах заставляют неимущего писателя заняться коммерцией. Литературным заработкам невозможно было прожить. Да и власти равнодушно отнеслись к судьбе инвалида и ветерана войны.
2б) Сервантес становиться комиссаром по закупкам провианта для «Непобедимой Армады»- военного флота, отправлявшегося к берегам Англии. Он много ездит по Испании, скупая продовольствие у населения. Эти поездки обогатили его жизненный опыт. Потом становится сборщиком налоговых недоимок. Богатства Сервантес не нажил, а вот тюремные впечатления ему, недавнему алжирскому узнику, пришлось пополнить изрядно - теперь уже на родине. Так по ложным обвинениям, то в силу своей доверчивости и непрактичности писатель три раза – в 1592г., 1598 г., и в 1602 г.- оказывается в тюрьме. Именно там, в этих темницах, и писался бессмертный роман «Дон Кихот», принесший Сервантесу всемирную славу
3а) В 1605 году первая часть романа вышла в свет и имела огромный успех. Однако на положении Сервантеса и его семьи это мало отразилось. Когда однажды иностранцы, восхищавшиеся его книгой, заинтересовались жизнью знаменитого писателя, им было отвечено, что он «стар, солдат, идальго и беден. Злоключения Сервантеса продолжались до конца его жизни. В 1614 г. некий Авельянеда издает поддельную вторую часть романа. Сервантес, ускорив работу, в следующем году выпускает подлинную вторую часть «Дон Кихота». Умер Сервантес в Мадриде и был похоронен в монастыре. Могила его ныне затеряна.
Так завершилась беспокойная земная жизнь выдающегося писателя, замечательного человека, по - рыцарски стойкого и доблестного. И началась посмертная слава, тлену не подвластная, творца удивительной книги «на все времена, все народы и все возрасты».
3б) Само построение его книги пародирует рыцарский роман. Герой произведения идальго из Ламанчи Алонсо Кехано, прозванный «Добрый», с таким упоением предавался чтению рыцарских романов, что, потеряв рассудок, вообразив себя странствующим рыцарем и отправился искать приключений по дорогам Испании. Своей дамой сердца он избрал крестьянскую девушку Альдонсу, называя ее прекрасной Дульсинеей, оруженосцем - простого крестьянина Санчо Пансу, которого обещал сделать губернатором острова. Себя он нарек Дон Кихотом Ламанчским, что буквально означало «Дон Набедренник с Клочка земли».
4а) Дон Кихот под влиянием романов принимает мельницы за великанов, стада овец за армии, трактиры за замки, служанок за принцесс. Само его прозвище- Рыцарь Печального Образа - тоже заимствовано из рыцарского романа. Зачастую поведением Дон Кихота автор пародирует поведение Амадиса Гальского, благородного героя одной из самых знаменитых книг о рыцарях.
4б) Роман Сервантеса был бы неполным без образа Санчо Пансы. Открытие пары героев стало одной из самых замечательных удач писателя. Они во всем дополняют друг друга. Вспомним: худоба и костлявость Дон Кихота, и толстое брюхо Санчо, пристрастие Санчо к еде и сну и антипатия к ним Рыцаря Печального Образа, как пустой трате времени; народная мудрость крестьянина и книжная образованность его хозяина, здравый смысл оруженосца и воображаемы мир, увиденный сквозь призму высоких идеалов рыцаря.
- Подумайте и отразите результаты своего понимания текста на листе бумаги. Подготовьте по 2 вопроса по своей части текста к классу.
4. Презентация материалов поочередно каждой парой. Учащиеся предоставляют свою презентацию материала и задают вопросы классу.
IV.Рефлексия.
- Вернемся к эпиграфу урока, как можно завершить высказывание М. Пржевальского теперь: « А жизнь прекрасна тем, что можно путешествовать».
- Почему я выбрала именно эти слова М. Пржевальского к уроку о Сервантесе?
- Почему вы завершили их так?
- Что интересного вы узнали о великом писателе?
Вывод, сделанный по материалу урока: Неслучайно исследователи сравнивают Сервантеса с Колумбом, который гордится своим открытием, но заблуждался относительно того, что открыл. Он много путешествовал по свету, провел интересную и бурную жизнь в поисках приключений.
V. Домашнее задание: прочитать главы из книги, повторить виды пространств в художественной литературе. Какие виды пространств встречаются в романе?