kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русской литературе в 11 классе. М.А. Булгаков. Повесть "Собачье сердце"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке рассматриваются причины неудачи медико-биологического эксперимента профессора Преображенского по пересадке гипофиза и семенных желез человека собаке. Как "милейший пес" превратился в "мразь"? Чем опасны подобные эксперименты? Нужны ли они обществу? И почему эксперименты, подобные тому, что провел профессор Преображенский, продолжаются? Есть ли Шариковы в современном обществе? Почему Шариковы в обществе неистребимы?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русской литературе в 11 классе. М.А. Булгаков. Повесть "Собачье сердце" »


Легкодымова Елена Владимировна, учитель высшей категории осш № 39 им. М. Жумабаева г. Шымкента ЮКО





ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ.



М. А. БУЛГАКОВ. ПОВЕСТЬ «СОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ»


Цель урока:

на материале повести сопоставить новую социальную обстановку и новую социальную психологию, порождённую этой социальной обстановкой; доказать опасность позиции «взять всё и поделить»; проследить, как эксперимент из медико-биологического переходит в нравственно-психологический.


Ход урока:


  1. Эпиграфы

  1. М. Булгакову нельзя отказать в бойком пере… Но что пишет! Злая сатира…Откровенное издевательство…прямая враждебность… Рассказы писателя должны нас заставить тревожно насторожиться.

Л. Авербах

2. Стоит буржуй на перекрёстке

И в воротник упрятал нос.

А рядом жмётся шерстью жёсткой

Поджавший хвост паршивый пёс.


Стоит буржуй, как пёс голодный,

Стоит безмолвный, как вопрос.

И старый мир, как пёс безродный,

Стоит за ним, поджавши хвост.

А. Блок. «Двенадцать»


  1. Вступительная беседа

- Какое впечатление произвела на вас повесть? Как бы вы определили её жанр? Смеяться, пугаться или негодовать заставляет читателя автор? Можно ли говорить о «современном звучании» «Собачьего сердца»?


Просмотр сцены из фильма «Собачье сердце» (встреча Шарика с профессором Преображенским).


  1. Аналитическая беседа

- Почему в сцене с приманкой собаки Булгаков использует реминисценцию из поэмы Блока «Двенадцать»? Какова символика этой сцены?

- Первоначальное название повести, сохранившееся в черновиках Булгакова, - «Собачье счастье. Чудовищная история». Как вы думаете, почему Булгаков изменил название? Как вы понимаете смысл названия «Собачье сердце»? Имеет ли название «оценочное отношение» к Полиграфу Полиграфовичу Шарикову? Кто прав:





профессор, считающий, что у Шарикова человеческое сердце, или Борменталь, считающий, что у героя собачье сердце?

- Только ли профессор создаёт Шарикова? Какова в этом эксперименте роль Швондера?

- Расскажите, опираясь на текст, о превращении собаки в человека и о превращении «милейшего пса» в «мразь». Что принципиально различно в этих превращениях?

- Почему автор так внимателен к внутренним монологам Шарика и лишает этих монологов Шарикова?



Просмотр сцены из фильма «Собачье сердце». (Быт и нравы Москвы 20-х годов. История Калабуховского дома и история России, метафорический смысл понятия «разруха».)



- Как жили люди в 20-е годы? Понятно ли вам животное «счастье» довольствоваться малым, жить в нетопленных квартирах, питаться гнилой солониной в Советах нормального питания, получать гроши и не удивляться отсутствию электричества? Прав ли профессор, утверждающий, что «разруха в головах»?

- Чьи взгляды на жизнь выражает Шариков и почему они противоречат взглядам профессора и доктора Борменталя? Почему Шариков, читающий переписку Энгельса с Каутским, «не согласен» ни с одним из них? Почему, по мнению Шарикова, нужно «взять всё и поделить»? Чем опасна такая позиция?

- Расскажите о новых хозяевах жизни. Какие приёмы использует автор, создавая образы Швондера и членов домкома? Что для этих людей является «самой важной на свете вещью»? Что имеет в виду Борменталь, говоря: «Швондер и есть самый главный дурак»?



Просмотр сцены из фильма «Собачье сердце» (беседа Преображенского и Борменталя за обедом).


- Какова общественная и этическая позиция профессора Преображенского? Так ли она однозначна и прямолинейна? А чём суть отношения профессора к новому строю? Согласны ли вы с точкой зрения В. Акимова: «стычки Филиппа Филипповича с «товарищами» носят в немалой степени «ритуальный», «этикетный» характер, т. е. это не только столкновение двух разных философий жизни, сколько разных манер поведения»? Аргументируйте свой ответ.

- В чём ошибся профессор Преображенский, чего он не учёл?



Просмотр сцены из фильма «Собачье сердце» (сцена операции).



- Что напоминает эта сцена? Как в этой сцене выражено авторское отношение к профессору и его эксперименту? Чем опасны профессорские эксперименты? В чём абсурдность идеи профессора «об улучшении человеческой породы»?






- Почему Швондеру не удалось превратить Шарикова в сознательного строителя социализма? Какие воспитательные средства использовал Швондер и почему они не сработали?

- Почему профессор решает прервать эксперимент? Как на его решение повлиял разговор с секретаршей Васнецовой? Что было бы, если гражданин Шариков продолжил бы своё существование? До каких размеров в недалёком будущем могла бы простираться его власть?

- Что понимает профессор в финале? Только ли Клим Чугункин и Швондер сорвали эксперимент профессора?

- Финал повести почти идилличен: профессор занимается наукой, Шарик честно несёт свою собачью службу. Какая идея автора нашла отражение в финале произведения?

- Какова основная идея повести?

- Выскажите своё мнение об экранизации повести «Собачье сердце».



  1. Выводы и итоги урока


Идея создания «нового человека» из старого человеческого материала абсурдна. И как тут ни действуй, лаской ли, общественной ли работой, результат будет один. Однако

эксперименты, подобные тому, что провёл профессор Преображенский, эксперименты, нарушающие нормальное эволюционное развитие человека и общества, эксперименты над старым миром, над страной чрезвычайно опасны, но, увы – будут продолжаться…


  1. Задание на дом:

Написать сочинение-миниатюру «Есть ли Шариковы в наши дни?»





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Конспект урока по русской литературе в 11 классе. М.А. Булгаков. Повесть "Собачье сердце"

Автор: Легкодымова Елена Владимировна

Дата: 08.01.2015

Номер свидетельства: 151789


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства