Конспект урока по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита»
Конспект урока по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита»
Семинар «Только человек в ответе за все добро и зло…» по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» позволяет систематизировать и обобщить материал по теме. Обращение к системе образов романа, композиции позволяет проникнуть в авторский замысел, понять позицию писателя. Групповая форма работы даёт возможность осуществить индивидуальный подход, дифференцировать задания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита» »
Тема: «Только человек в ответе за все добро и зло…»
(По роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»)
Обобщающий семинар
(2 часа)
Цель:
обобщение материала по теме;
обращение к проблематике, образам, композиции романа.
Образовательные задачи:
добиться понимания авторского замысла и того, какую роль в его осуществлении играет композиция и система образов романа;
продолжение формирования умения работать с дополнительной литературой, быстро находить необходимую информацию.
Воспитательные задачи:
содействовать в ходе урока формированию нравственных принципов (добро и зло, верность и предательство, милосердие и всепрощение);
обращение к нравственным ценностям христианства;
понимание авторской позиции в отношении основного конфликта романа;
содействовать формированию умения устанавливать причинно-следственную связь явлений, пониманию философского представления о личности человека и законах человеческого общества;
Развивающие задачи:
развитие речи;
развитие умения обобщить материал и выделить ведущие мотивы поступков и поведения героев;
умение формулировать выводы с опорой на привлеченные источники информации;
поощрение умения поддержать дискуссию, сделать обобщения и выводы.
Формы работы.
Работа по группам. Вопросы даны заранее.
План урока.
1.Мотивация учебной деятельности. Слово учителя.
2.Работа в группах.
Первая группа.
Судьба романа. Судьба М.Булгакова.
Необычность композиции, жанровые особенности, отличие от традиционной композиции «текст в тексте».
Проблематика романа.
Проблема творчества в романе:
что принес Мастеру его роман?
какова была реакция критики, чем она была вызвана?
как меняется отношение автора к критике? Только ли перед статьями испытывал он страх? (комментирование сцены сожжения рукописи).
Почему Пилат попадает в «свет»?
Какое значение вкладывает М.Булгаков в слова «покой» и «свет»?
Какой ответ дает Булгаков на вопрос: «Что есть главный суд для человека? Кто отвечает за те поступки, которые совершает человек?»
3. Обобщение, выводы.
4. Викторина, составленная из вопросов и заданий, подготовленных
группами; разгадывают кроссворды.
5. В конце урока – контрольный срез.
Вопросы.
Как хотел назвать роман «Мастер и Маргарита» М.Булгаков?
Почему главным героем своего романа Мастер сделал Пилата, а не Иешуа?
Как вы понимаете эпиграф к роману?
Кто прощает Фриду?
Сатана – символ зла?
или
Бог – символ добра?
Около двух тысяч лет длится неподвижность. И неподвижно
ждет тот, кто не успел договорить с арестантом Га-Ноцри тогда,
четырнадцатого числа весеннего месяца нисана. Кто
освободит его, отпустит по лунной дороге для продолжения
разговора? Бог? Дьявол?
Почему Пилат, желая спасти арестованного, все же
приговаривает его к смерти?
7)Каков самый страшный порок?
6. Домашнее задание.
Подобрать, сформулировать, обосновать темы сочинений по роману
«Мастер и Маргарита».
Ход урока.
Слово учителя (мотивация учебной деятельности).
На нашем уроке мы продолжаем разговор о М.Булгакове и его удивительном творении, романе «Мастер и Маргарита». Это последний урок в теме, но я говорю: продолжаем, а не завершаем разговор, так как он не может быть окончен. Необычные герои романа, переплетение событий, фантастика и
реальность не отпускают нас, снова и снова завоевывая наше внимание.
Сегодня мы еще раз обратимся к роману, встретимся с его героями, поговорим о композиции и проблематике; вы расскажете о том, что заинтересовало, вызвало вопросы, привлекло или оттолкнуло.
Знаю, что роман читали все. Читать было трудно, но интересно.
Итак, начнем наш разговор. Поразмышляем о романе «Мастер и
Маргарита».
2.Работа в группах.
Первая группа.
Более десяти лет (1928 –1940) отдал М.Булгаков работе над романом «Мастер и Маргарита». В этом романе нашли отражение все его заветные мысли, все темы и мотивы – вся жизнь. В «Мастере» уже нет Дома – последнего приюта героев «Белой гвардии», нет и семьи. Есть квартиры, подвальчик, а настоящий покой героям удается обрести только на том свете.
Особенность романа в сосуществовании трех равноправных сюжетов. Роман о Христе пишет главный герой – Мастер. Прошлое рисуется с подлинными реалиями, как будто разговор идет о настоящем. Вопросы, о которых рассуждают Иешуа и Пилат – о власти, о добре и зле – воспринимаются совсем не отвлеченно, хотя время, «когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти», кажется не приблизилось за минувшие века. Смертный приговор, подписанный Пилатом, и его же попытки чужими руками спасти бродячего философа, как и предательство Иуды, тоже входят в контекст современной жизни.
Второй сюжет строился на показе настоящего – жизни Москвы 30-х годов. Поскольку главный герой писатель, то в поле зрения оказываются прежде всего литературные деятели в бытовых ситуациях, в ресторане, в психиатрической лечебнице. Как бы на заднем плане – разнузданная критика книги Мастера, донос «друга», арест, клиника. Из этой жизни изгнан Бог – и речь идет не только об отношении к Христу. Узаконена бездарность, оправдано стяжательство и предательство. Настоящий мир выглядит «неподлинным», реальность отражает суть новой государственной системы, которая держится на общегосударственном ханжестве. Ложь называется «наша правда», насилие определяется как «истинная свобода», бесчеловечность именуется «социалистическим гуманизмом».
Человек, даже если он Мастер, бессилен противостоять системе. И, казалось бы, Мастер сломан. Он сам готов признать это: «Меня сломали.(…) Мне ненавистен этот роман. Я слишком много испытал из-за него». И вот М.Булгаков вводит в самую сердцевину несвободной московской жизни Воланда, чтобы вершить суд, высмеивать и наказывать жуликов и мерзавцев, награждать достойных.
Третий сюжет развивается внутри второго, органически с ним переплетаясь и чередуясь. Исследователи по-разному интерпретировали главного героя этого сюжета, чаще связывая его образ с силами зла. Тем труднее оказывалось объяснение добрых поступков, установления справедливости.
Смысл введения в реалистическое повествование Воланда и его свиты можно объяснить признанием того, что только потусторонняя сила может навести порядок в этом гиблом мире. Читатель не раз убеждается в силе Воланда, в его власти над толпой, над незадачливыми жуликами и самоуверенными невеждами, не допускающими существования ни Бога, ни чёрта. Однако изменить мир не может и Воланд. Он не хозяин, а в лучшем случае посредник. С его помощью М.Булгаков дал своим героям – Мастеру и Маргарите – освобождение от пут земной жизни. Оно не воспринимается как трагедия смерти, а именно как обретение свободы, покоя, прекращение власти системы над душой и судьбой.
Вторая группа.
Роман М.Булгакова, в первую очередь, конечно, философское произведение. Но философская мысль выражается через образы, сюжетные повороты, даже через мельчайшие детали.
«Мастер и Маргарита» - это размышление о человеке, о добре и зле, о нравственном выборе и ответственности человека за все, что он совершает.
В романе проведено большое количество как явных, так и тончайших параллелей, связывающих изображение Ершалаима двадцатых годов I века и Москвы двадцатых годов XX века. Герои и времена, в них описанные, как будто разные, а суть одна. Вражда, недоверие к людям инакомыслящим, зависть царствуют в мире, который окружает Мастера. Их обнажает Воланд. Фокусы в Варьете, проделки с подписывающим бумаги пустым костюмом, таинственное превращение советских денег в доллары и прочая чертовщина – это обнажение скрытых пороков человека.
Становится понятным смысл фокусов в Варьете. Здесь происходит испытание москвичей на алчность и милосердие. В конце представления Воланд приходит к выводу: «Ну что же…они – люди как люди. Любят деньги, из чего бы те ни были сделаны – из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди…в общем напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их».
Носитель зла, «враг рода человеческого», Воланд сам выявляет порок и с радостью высмеивает его.
Учитель. Так что же – выходит, зло может быть полезным?
На этот сложный философский вопрос пытались ответить Кант, Гегель, русские философы. Ближе всех к булгаковскому Воланду стоит Мефистофель из трагедии «Фауст».
«Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо», -
эту самохарактеристику Мефистофеля Булгаков взял в качестве
эпиграфа к роману.
Но, повторяем, Воланд не всесилен. Он не прикасается к тем людям, у которых чиста совесть. Добро ему неподвластно. Эта мысль – одна из основных в произведении, и её особенно хочется подчеркнуть.
Ещё, может быть, более сложный вопрос – кто такой Иешуа Га-Ноцри? Сейчас нам доступен текст Евангелия, и мы можем сравнить, что говорят Иисус Христос и герой Булгакова. Общего много: вера во всепобеждающую власть добра, в то, что «настанет время, когда…человек перейдет в царство истины и справедливости». Иешуа так же, как и Иисуса, распинают на кресте между двумя разбойниками. Тем не менее, полностью отождествлять их нельзя. У Булгакова Иешуа – человек, наделенный особым даром пророчества, но не Сын Божий. Он нигде и не называет себя Христом. Читая Булгакова, мы не должны забывать, что перед нами художественное произведение, в нем есть вымысел и домысел. И писатель волен писать так, как считает нужным.
И зло, и добро, утверждает Булгаков, в равной степени присутствуют в мире, но они порождены прежде всего самими людьми, каждый человек свободен в своем выборе.
Это очень хорошо показано на примере образа Понтия Пилата. Зная невиновность Иешуа, он обрекает его на смерть, не посмев выступить против толпы и синедриона. За трусость Пилат расплачивается двенадцать тысяч лун.
Ему суждено бессмертие. Но это не то бессмертие, какое он мог
бы пожелать себе.
Его имя стало проклятием, символом лицемерия и трусости,
неразрывно связанным с именем погубленного им человека. «Мы
теперь всегда будем вместе, - говорит ему во сне оборванный
философ-бродяга. – Помянут меня, сейчас же помянут и тебя!»
Так по-своему рассказал легенду о Христе Михаил Булгаков. Его
Иешуа, беззащитный и слабый в земной жизни и личной судьбе,
велик и силен как провозвестник новых человеческих идеалов.
Образ Иешуа воплощает в себе свободу духа, которой
противостоит могущество силы и власти.
Третья группа.
В своем романе М.Булгаков предлагает собственную модель мира. Как же устроен мир, в котором живут герои Булгакова?
В романе присутствуют четыре разных мира: земли, света, тьмы и покоя.
Земной мир складывается из двух пластов: московского и ершалаимского. Истинные события открыты только сатане, Мастеру и Ивану Бездомному (во сне). Остальные лица, которые рассказывают о событиях в Ершалаиме, немедленно начинают искажать истину. Знание истины доступно или высшим силам (представителям добра и зла), или избранным людям (Мастеру).
Булгаков переворачивает привычные представления о добре и зле.
Этим объясняется соотношение мира света и мира тьмы в романе.
Иешуа Га-Ноцри, представляющий добро, на московскую часть
земного мира не влияет. Он просто наблюдает за этим миром со
стороны. В Москве светлые силы добровольно передают власть тьме.
Воланд, представляющий в романе силы зла, берет на себя функции
добра. Воланд и его свита наказывают лицемерие, пороки,
стяжательство.
Но не следует забывать, что Воланд – сатана. Сколько бы добра он ни сделал, он продолжает оставаться дьяволом.
Учитель. Каковы его взаимоотношения со светлыми силами?
В романе «Мастер и Маргарита» зло не подчиняется добру. Эти две силы равноправны. Особенно ярко это проявляется в эпизоде, когда Левий Матвей приходит просить Воланда за Мастера и Маргариту. Воланда просят об услуге, а не приказывают ему. Так одним словом Булгаков выражает отношения между добром и злом в своем романе.
В произведении существуют не только тьма и свет, но и мир покоя. Миром покоя заканчивается путь Мастера и Маргариты. По словам Левия Матвея, Мастер не заслужил света.
Мастер не смог пройти несломленным все испытания. Он отказывается бороться за свой роман, отказывается продолжать его. Но то, что он мог написать этот роман, возвышает Мастера над остальными людьми, подвластными сатане. Не заслужив света, но поднявшись выше тьмы, Мастер достоин покоя.
Вместе с Мастером покой дают и Маргарите, которая совершила настоящий подвиг верности. Она – единственный читатель романа, его сочувственный критик, его защитник. Она не хочет смириться с гибелью Мастера. Ради встречи с ним она готова стать ведьмой. Ей не удалось спасти Мастера, но на весеннем балу полнолуния он был возвращен ей, и вновь чудесным образом воскресла сожженная им рукопись. Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит, - говорится в книге. И Маргарита разделяет участь Мастера до конца, погибая с ним в одно мгновенье.
«…Ваш роман вам принесет еще сюрпризы», - обещает Воланд Мастеру, прощаясь с ним после волшебного бала.
Мы воспринимаем эти слова так, будто они обращены к роману «Мастер и Маргарита».
Поистине – «рукописи не горят!»
3.Обобщение, выводы.
Заключительное слово учителя.
Настала пора подводить итоги разговора о романе М.А.Булгакова.
Вспомним, с чего начиналось знакомство с героями: вместе с ними решали, что такое истина. У литовского художника Чюрлёниса естькартина, которая называется «Истина». На фоне лица человека – горящая свеча и летящий на пламя мотылек. Он погибнет, но не может не лететь на свет! Так и Иешуа Га-Ноцри. Знает, чем грозит ему желание говорить только правду, но иначе никогда себя не поведет. И наоборот, стоит струсить только один раз, как Понтий Пилат, и совесть не даст тебе покоя.
Какова же стержневая идея романа?
Это идея внутренней свободы человека, который при любых внешних обстоятельствах может поступать так, как находит для себя единственно возможным.
Он творит добро – его не понимают, швыряют в него камни, распинают его, но свобода, истина, добро превыше всего, они бессмертны. Самые возвышенные идеи не умирают, они живут в продолжателях, учениках. В романе это Левий Матвей и Иван Бездомный.
4. Группы обмениваются кроссвордами и проводят викторину.
5. Контрольный срез (вопросы в плане).
Результативность
(из семи вопросов предлагалось выбрать четыре).
7 человек – 4 вопроса
9 человек – 5 вопросов
6 человек – 6 вопросов
7 человек – 7 вопросов
% успеваемости – 100%,
% качества – 86%.
6. Домашнее задание.
Подобрать, сформулировать, обосновать темы сочинений по роману «Мастер и Маргарита».