kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по рассказу В.И.Белова "Скворцы" 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема"Маленький человек с большим сердцем".

по рассказу Василия Ивановича Белова "Скворцы".

Цели:

·         познакомиться с главным героем рассказа В. И. Белова "Скворцы";

·         развивать ассоциативное мышление, креативные способности, монологическую речь, умение работать в группе, познавательную самостоятельность

·         развивать читательскую зоркость;

·         воспитывать в детях доброе отношение ксвоимблизким, к природе, любовь к родному краю, чувство ответственности за все, что нас окружает.

Оборудование:

1. Портрет В. И. Белова, его произведения, список произведений.

2. Иллюстрация с изображением скворца, скворечник со скворцом.

3. Белые листы бумаги, фломастеры.

4. Музыкальное сопровождение.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по рассказу В.И.Белова "Скворцы" 5 класс»

Тема"Маленький человек с большим сердцем".

по рассказу Василия Ивановича Белова "Скворцы".

Цели:

  • познакомиться с главным героем рассказа В. И. Белова "Скворцы";

  • развивать ассоциативное мышление, креативные способности, монологическую речь, умение работать в группе, познавательную самостоятельность

  • развивать читательскую зоркость;

  • воспитывать в детях доброе отношение ксвоимблизким, к природе, любовь к родному краю, чувство ответственности за все, что нас окружает.

Оборудование:

1. Портрет В. И. Белова, его произведения, список произведений.

2. Иллюстрация с изображением скворца, скворечник со скворцом.

3. Белые листы бумаги, фломастеры.

4. Музыкальное сопровождение.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Мотивация.

На доске записаны высказывания В. Белова:

  1. «Мне кажется, что я слышу, как растёт на полях трава, я ощущаю каждую травинку».

  2. «Тихая моя Родина, ты всё так же не даёшь мне стареть и врачуешь душу своей зелёной тишиной».

Звучит музыка

  1. Каким представляется вам человек, который мог так о себе сказать?

(обращаюсь к записи на доске)

(чутким, добрым, искренним, он любит родину, природу, если он травинку не обидит, то и человека)

  1. Он ДОБРОСЕРДЕЧНЫЙ.

  2. Как вы понимаете значение этого слова?

  3. Слово ДОБРОСЕРДЕЧНЫЙ будет главным на нашем уроке.

  1. Постановка задачи урока. Актуализация знаний

- Давайте вспомним его рассказ «Скворцы».

- Качества, которые вы назвали, проявились в этом рассказе.

- Задача нашего урока – показать, как великий мастер слова сумел это сделать и заставил сопереживать с его героями.

Читаю стихотворение И. Северянина «В парке плакала девочка»

В парке плакала девочка:

- Посмотри-ка ты, папочка,

У хорошенькой ласточки

переломлена лапочка, -

Я возьму птицу бедную

И в платочек укутаю…»

И отец призадумался,

потрясённый минутою.

И простил все грядущие

и капризы и шалости.

Милой, маленькой дочери,

зарыдавшей от жалости.

- Ребята, это стихотворение мне очень нравится. А вам понравилось?

- Чем, по-вашему, был потрясён отец девочки?

- Есть ли у вас любимые стихи, рассказы о природе, дружбе человека с братьями нашими меньшими?

(У Л. Толстого есть рассказ о том, как мальчик спасает котёнка от злой собаки. Рассказ «Приёмыш» Мамина-Сибиряка о спасении охотником раненого лебедя. Мальчик Тёма у Гарина-Михайловского спас Жучку, она попала в заброшенный колодец) и др.

- А Павлуня из рассказа Белова похож на героиню стихотворения И. Северянина и на тех, о ком вы сейчас рассказали?

4. Беседа по содержанию рассказа с элементами выборочного чтения.

- Павлунятяжело болен, он всю зиму не вставал с постели, доктор советует отвезти мальчика в областную больницу. Мир мальчика ограничен стенами комнаты. Мать переставляет кровать больного сына к окну. Что видит мальчик за окном? Прочитайте описание весны.

А) Чтение эпизода

- Включите воображение, закройте глаза и вспомните, что видит Павлуня?

(Павлуня видит синее небо и золотую сосульку, чёрные проталины на огороде, тёмные пятна на реке, которые сливаются в одно тёмное пятно.Это весна!)

- Какая главная примета наступления весны? (Прилёт скворцов).

- Как Павлуня с отцом готовятся к прилёту скворцов? (Отец Павлуни смастерил скворечник, Павлуня наблюдал за работой отца, а потом проверял скворечник на свет: нет ли щелей между дощечками, не будет ли холодно скворцам).

- Какое душевное качество раскрылось у Павлуни в этом эпизоде? Запишите с левой стороны листа, подумайте, каким фломастером?

- ЗАБОТА.

- И вот накануне прилёта скворцов Павлуня видит сон. Какой?

Б) Звучит музыка. Выразительное чтение отрывка.

- Какими словами сумел передать автор любовь Павлуни ко всему живому?

- СЛОВАМИ РАДОСТИ.

Он радуется красоте летнего дня. Его всё радует: и солнышко, и травка, и речка).

- Какие черты характера Павлуни здесь проявляются? Запишите, каким фломастером?

( В его голосе слышна ДОБРОТА ко всему вокруг.А ещё НЕЖНОСТЬ и БЕРЕЖНОСТЬ).

- Какой эпизод вызвал чувство радости у Павлуни? ( Прилёт скворцов, ПАвлуня рад, что скворцы осматривают скворечник, который сделала его отец. Он счастлив. Счастье переполняет его душу).

- Запишите слово СЧАСТЬЕ, каким фломастером?

- О чём беспокоится, тревожится Павлуня? (Скворцов прилетело много, а скворечников в деревне всего два: их и ещё один на Гурихиной черёмухе.Но там старый, в нём будет холодно скворцам).

- Раскрылось ещё одно качество мальчика. Какое? ТРЕВОГА, БЕСПОКОЙСТВО.

- Ребята, уже в вашем возрасте бывает так, что в жизни случается беда, горе, приходят минуты огорчения. Запишите в правой стороне листа такие эпизоды в своей жизни, подумайте, каким фломастером.

- Какой случай всё изменил? Как повёл себя мальчик? Не забывайте, в каком состоянии он был. Запишите слова, которые отражают это состояние. Каким фломастером? (Тревога, беспокойство)

(Павлуня увидел, что ветром опрокинуло шест со скворечником на землю. Дома никого не было: ни мамы, ни папы. Тогда мальчик бросился на помощь скворцам).

- Как писатель передаёт состояние и действие встревоженного чужой бедой мальчика? ( с помощью глаголов)

- Каких? (похолодел, закричал, заметался, начал искать, отыскал, надел, выбрался, открыл, обогнул, заплакал, бросил).

- Почему здесь так много глаголов? ( Глаголы передают действия, движение. Они играют очень важную роль).

- Почему вы считаете, что глаголы здесь играют важную роль? ( Они передают, как он испугался. И как он преодолел своё состояние, чтобы помочь скворцам).

- Давайте зачитаем этот эпизод.

В) Чтение эпизода.

- Подумайте, правильно ли поступил мальчик? Вы бы смогли так?

- Павлуня очень болен, врач не разрешает ему вставать . Но когда он видит, что скворчатам некому помочь, он бросается им на помощь. Как? ( Он еле переставляет ноги, ковыляет, они его не слушаются, он дрожит от холода и горя. Он чувствует, что случилась беда, а потом видит осколки скорлупы).

Музыка

- Жаль вам Павлуню, скворчат?

- А почувствовали ли вы отношение автора к мальчику? Докажите. (В голосе автора слышны любовь и нежность к Павлуне. Даже само имя мальчика – не Павел, не Паша, а нежное и ласковое – Павлуня).

- В чём мастерство писателя? ( Он сумел встревожить нашу душу. Павлуня очень добрый. Хочется, чтобы он выздоровел).

- Как автор вселяет в нас эту надежду?

Г) Чтение последнего предложения.

5. Закрепление сказанного. Выводы

- Павлуня очень добрый и мы его полюбили. Он может сделать много добрых дел. Сердце Павлуни отзывается на чужую боль. Это главное качество в человеке. Оно называется МИЛОСЕРДИЕ ( пишу на доске). Он любит всё живое и может прийти на помощь. У него доброе сердце.

- Павлуня – маленький мальчик, но сердце у него большое и доброе. Сколько в него вмещается заботы о других и любви.

6. Формулировка темы урока.

- Ребята, как бы мы сформулировали тему урока? (Звучит несколько названий, выбираем «Маленький человек с большим сердцем»).

7. Рефлексия.

- Посмотрите в свои записи. А теперь возьмите фломастер и перечеркните всё то, что вызвало тревогу и боль при чтении рассказа и то, что было печальным в вашей жизни. Пусть оно уйдёт. А в жизни будут только светлые минуты.

Музыка

8. Д/З:

- Вы не устали?

- Хотелось бы ещё прочитать подобные рассказы?

- Идите в библиотеку, Ольга Всеволодовна вам приготовила их.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект урока по рассказу В.И.Белова "Скворцы" 5 класс

Автор: Фурсова Ирина Анатольевна

Дата: 11.11.2015

Номер свидетельства: 251344


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства