Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по рассказу В.И.Белова "Скворцы" 5 класс»
Тема: "Маленький человек с большим сердцем".
по рассказу Василия Ивановича Белова "Скворцы".
Цели:
познакомиться с главным героем рассказа В. И. Белова "Скворцы";
развивать ассоциативное мышление, креативные способности, монологическую речь, умение работать в группе, познавательную самостоятельность
развивать читательскую зоркость;
воспитывать в детях доброе отношение ксвоимблизким, к природе, любовь к родному краю, чувство ответственности за все, что нас окружает.
Оборудование:
1. Портрет В. И. Белова, его произведения, список произведений.
2. Иллюстрация с изображением скворца, скворечник со скворцом.
3. Белые листы бумаги, фломастеры.
4. Музыкальное сопровождение.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Мотивация.
На доске записаны высказывания В. Белова:
«Мне кажется, что я слышу, как растёт на полях трава, я ощущаю каждую травинку».
«Тихая моя Родина, ты всё так же не даёшь мне стареть и врачуешь душу своей зелёной тишиной».
Звучит музыка
Каким представляется вам человек, который мог так о себе сказать?
(обращаюсь к записи на доске)
(чутким, добрым, искренним, он любит родину, природу, если он травинку не обидит, то и человека)
Он ДОБРОСЕРДЕЧНЫЙ.
Как вы понимаете значение этого слова?
Слово ДОБРОСЕРДЕЧНЫЙ будет главным на нашем уроке.
Постановка задачи урока. Актуализация знаний
- Давайте вспомним его рассказ «Скворцы».
- Качества, которые вы назвали, проявились в этом рассказе.
- Задача нашего урока – показать, как великий мастер слова сумел это сделать и заставил сопереживать с его героями.
Читаю стихотворение И. Северянина «В парке плакала девочка»
В парке плакала девочка:
- Посмотри-ка ты, папочка,
У хорошенькой ласточки
переломлена лапочка, -
Я возьму птицу бедную
И в платочек укутаю…»
И отец призадумался,
потрясённый минутою.
И простил все грядущие
и капризы и шалости.
Милой, маленькой дочери,
зарыдавшей от жалости.
- Ребята, это стихотворение мне очень нравится. А вам понравилось?
- Чем, по-вашему, был потрясён отец девочки?
- Есть ли у вас любимые стихи, рассказы о природе, дружбе человека с братьями нашими меньшими?
(У Л. Толстого есть рассказ о том, как мальчик спасает котёнка от злой собаки. Рассказ «Приёмыш» Мамина-Сибиряка о спасении охотником раненого лебедя. Мальчик Тёма у Гарина-Михайловского спас Жучку, она попала в заброшенный колодец) и др.
- А Павлуня из рассказа Белова похож на героиню стихотворения И. Северянина и на тех, о ком вы сейчас рассказали?
4. Беседа по содержанию рассказа с элементами выборочного чтения.
- Павлунятяжело болен, он всю зиму не вставал с постели, доктор советует отвезти мальчика в областную больницу. Мир мальчика ограничен стенами комнаты. Мать переставляет кровать больного сына к окну. Что видит мальчик за окном? Прочитайте описание весны.
А) Чтение эпизода
- Включите воображение, закройте глаза и вспомните, что видит Павлуня?
(Павлуня видит синее небо и золотую сосульку, чёрные проталины на огороде, тёмные пятна на реке, которые сливаются в одно тёмное пятно.Это весна!)
- Какая главная примета наступления весны? (Прилёт скворцов).
- Как Павлуня с отцом готовятся к прилёту скворцов? (Отец Павлуни смастерил скворечник, Павлуня наблюдал за работой отца, а потом проверял скворечник на свет: нет ли щелей между дощечками, не будет ли холодно скворцам).
- Какое душевное качество раскрылось у Павлуни в этом эпизоде? Запишите с левой стороны листа, подумайте, каким фломастером?
- ЗАБОТА.
- И вот накануне прилёта скворцов Павлуня видит сон. Какой?
Б) Звучит музыка. Выразительное чтение отрывка.
- Какими словами сумел передать автор любовь Павлуни ко всему живому?
- СЛОВАМИ РАДОСТИ.
Он радуется красоте летнего дня. Его всё радует: и солнышко, и травка, и речка).
- Какие черты характера Павлуни здесь проявляются? Запишите, каким фломастером?
( В его голосе слышна ДОБРОТА ко всему вокруг.А ещё НЕЖНОСТЬ и БЕРЕЖНОСТЬ).
- Какой эпизод вызвал чувство радости у Павлуни? ( Прилёт скворцов, ПАвлуня рад, что скворцы осматривают скворечник, который сделала его отец. Он счастлив. Счастье переполняет его душу).
- Запишите слово СЧАСТЬЕ, каким фломастером?
- О чём беспокоится, тревожится Павлуня? (Скворцов прилетело много, а скворечников в деревне всего два: их и ещё один на Гурихиной черёмухе.Но там старый, в нём будет холодно скворцам).
- Раскрылось ещё одно качество мальчика. Какое? ТРЕВОГА, БЕСПОКОЙСТВО.
- Ребята, уже в вашем возрасте бывает так, что в жизни случается беда, горе, приходят минуты огорчения. Запишите в правой стороне листа такие эпизоды в своей жизни, подумайте, каким фломастером.
- Какой случай всё изменил? Как повёл себя мальчик? Не забывайте, в каком состоянии он был. Запишите слова, которые отражают это состояние. Каким фломастером? (Тревога, беспокойство)
(Павлуня увидел, что ветром опрокинуло шест со скворечником на землю. Дома никого не было: ни мамы, ни папы. Тогда мальчик бросился на помощь скворцам).
- Как писатель передаёт состояние и действие встревоженного чужой бедой мальчика? ( с помощью глаголов)
- Почему здесь так много глаголов? ( Глаголы передают действия, движение. Они играют очень важную роль).
- Почему вы считаете, что глаголы здесь играют важную роль? ( Они передают, как он испугался. И как он преодолел своё состояние, чтобы помочь скворцам).
- Давайте зачитаем этот эпизод.
В) Чтение эпизода.
- Подумайте, правильно ли поступил мальчик? Вы бы смогли так?
- Павлуня очень болен, врач не разрешает ему вставать . Но когда он видит, что скворчатам некому помочь, он бросается им на помощь. Как? ( Он еле переставляет ноги, ковыляет, они его не слушаются, он дрожит от холода и горя. Он чувствует, что случилась беда, а потом видит осколки скорлупы).
Музыка
- Жаль вам Павлуню, скворчат?
- А почувствовали ли вы отношение автора к мальчику? Докажите. (В голосе автора слышны любовь и нежность к Павлуне. Даже само имя мальчика – не Павел, не Паша, а нежное и ласковое – Павлуня).
- В чём мастерство писателя? ( Он сумел встревожить нашу душу. Павлуня очень добрый. Хочется, чтобы он выздоровел).
- Как автор вселяет в нас эту надежду?
Г) Чтение последнего предложения.
5. Закрепление сказанного. Выводы
- Павлуня очень добрый и мы его полюбили. Он может сделать много добрых дел. Сердце Павлуни отзывается на чужую боль. Это главное качество в человеке. Оно называется МИЛОСЕРДИЕ ( пишу на доске). Он любит всё живое и может прийти на помощь. У него доброе сердце.
- Павлуня – маленький мальчик, но сердце у него большое и доброе. Сколько в него вмещается заботы о других и любви.
6. Формулировка темы урока.
- Ребята, как бы мы сформулировали тему урока? (Звучит несколько названий, выбираем «Маленький человек с большим сердцем»).
7. Рефлексия.
- Посмотрите в свои записи. А теперь возьмите фломастер и перечеркните всё то, что вызвало тревогу и боль при чтении рассказа и то, что было печальным в вашей жизни. Пусть оно уйдёт. А в жизни будут только светлые минуты.
Музыка
8. Д/З:
- Вы не устали?
- Хотелось бы ещё прочитать подобные рассказы?
- Идите в библиотеку, Ольга Всеволодовна вам приготовила их.