kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по рассказу В.Г.Распутина "Женский разговор"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Устою возьми.

                                                                Без устою так тебя истреплет, что и концов не найдёшь.

  1. Слово учителя об авторе.
  2. Словарно-лексическая работа (индивидуальное домашнее задание в форме презентации).

Лидер – тот, кто идёт первым;  компания – общество, группа лиц, проводящих время вместе; неотвратимость – то, что неизбежно; тернии – всякое колючее растение, а также отдельная колючка, шип от него (здесь – перен.); целеустремлённая – имеющая ясную, определённую цель, стремящаяся к её достижению; целомудрие – 1.девственность, 2.строгая нравственная чистота.

3.Чтение учителем начала рассказа, завязки. В какое время происходит действие рассказа. Назовите приметы этого времени.

«...прошли те времена, когда электричество было всякую минуту под рукой. Сковырнули заради него ангарские деревни, свалили как попало в одну кучу, затопили поля и луга, порушили вековечный порядок – всё заради электричества, а им-то и обнесли ангарские деревни, пустив провода далеко  в стороне. Выгоняли его при старых порядках для местных нужд из солярки, а солярка теперь сделалась золотой, требует прорвы денег. Утром посветят, чтобы на работу отправить, а вечером – не всегда…»

«Сбилось со своего сияния электричество – и опять увидели небо, запотягивались, как всякая Божья тварка, за солнышком, стали замечать, когда скобочка молодого месяца, когда полная луна».

«Хочешь, не хочешь, а надо признаваться: всё теперь не так. На какой-то холодный продуваемый простор выгнан человек, и гонит его неведомая сила, гонит, не давая остановиться. Сама жизнь гончей породы. Только в гоне, среди множества бегущих и забывается он, бедняга, только тогда и кажется ему, что он живёт. А как остановится – страшно. Видно, как всё вокруг перекошено, запущено, перекручено».

«Наталья подозревала, что младшие её внуки мало что знают о ней. Одного совсем не привозили в деревню, Вика же была здесь лет пять назад и неизвестно, когда приехала бы снова, когда бы не эта история. Знают только: деревенская бабушка; остальные бабушки были городские. Подозревают, что деревенской бабушке полагается деревенский дедушка, но его так давно не было, что о нём и не вспоминали. Легче было вспомнить того, первого, о нём хоть слава осталась: погиб на фронте».

Видны ли приметы современной жизни в этих рассуждениях автора?

4.В какое время года, суток разговаривают бабушка и внучка? Почему в марте? (просыпается всё живое, юное, первое). Почему ночью?  (трудно говорить о таких вещах при дневном свете).

5.Чтение по ролям первой части разговора. (От слов «Нет, не брал сон…», заканчивая словами «Зачем ты? Закрой!»- встревожено встрепенулась Вика.

  • О чём этот разговор? (О женском лидерстве. О целомудрии)
  • Как Вика понимает эти слова?
  • Чем заканчивается разговор?  («И – замолчали, каждая со своей правдой»)

6. Чтение по ролям второй части разговора. (От слов «Господи, помилуй…», заканчивая словами «Всё не о том ты, - задумчиво отвечала Вика.- Всё теперь не так»).

  • Почему Вика тревожится, когда бабушка Наталья отводит рукой занавеску на окне?
  • О чём этот разговор? (О целеустремлённости).
  • Как Вика понимает слово «целеустремлённость»?
  • С кем бабушка сравнивает современную целеустремлённую женщину? (С гончей).
  • Почему так заканчивается эта часть диалога?

7. Пересказ третей части разговора. История семейной жизни бабушки.

  • Чем заканчивается этот разговор? («Забавная ты, бабушка», - неопределённо сказала Вика и громко, со вкусом зевнула)
  • Какой видит бабушка Вику, когда она засыпает?  («Её лицо, большое и белое, лежало на подушке в белом венчике ночного света, склонившись чуть на бок, на подставленную руку. Наталья вгляделась: нет, неспокойно засыпала девчонка – подёргивалась, одновременно вздрагивая, плечи, дыхание то принимались частить, то переходили в плавные, неслышные гребки»).
  • Такой ли она была в начале рассказа? («Девка она рослая, налитая, но умишко детский, несозревший, голова отстаёт. Всё ещё по привычке задаёт вопросы там, где пора бы с ответом жить. И вялая, то ли с ленцой, то ли с холодцой… Затаённая какая-то девка, тихоомутная. Распахнутые серые глаза на крупном смуглом лице  смотрят подолгу и без прищура, а видят ли они что – не понять»).
  • Что в Вике изменилось? Почему? (Бабушка рассказала о себе, растревожила её апатию, безразличие. Не надо, чтобы дети росли «Иванами, не помнящими родства»).
  • Может ли бабушка, хоть уже и старая, прожившая столько годов, «что на две могилы хватит», служить для Вики жизненным примером? Была ли она целомудренной, целеустремлённой, лидером? («Работой я в ту пору не избита была, из себя аккуратная, улыбистая. Во мне солнышко любило играть, я уж про себя это знала, набиралась солнышка побольше».    «Любовь была, как не быть, да другая, ранешняя, она куски, как побирушка, не собирала».   «…я баба крепостная»).

8.Обобщение.

  • Чем заканчивается рассказ?  ( слово  «тихий», его смысловая нагрузка; бабушке удалось расшевелить душу Вики, успокоить что-то в ней, но что будет дальше – открыто).
  • В чём смысл названия рассказа?
  • Кто из героинь рассказа ближе по духовному облику Татьяне Лариной, бабушка или внучка? Чем?

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по рассказу В.Г.Распутина "Женский разговор" »

Образ современника в рассказе В.Г. Распутина «Женский разговор»



Устою возьми.

Без устою так тебя истреплет, что и концов не найдёшь.

  1. Слово учителя об авторе.

  2. Словарно-лексическая работа (индивидуальное домашнее задание в форме презентации).

Лидер – тот, кто идёт первым; компания – общество, группа лиц, проводящих время вместе; неотвратимость – то, что неизбежно; тернии – всякое колючее растение, а также отдельная колючка, шип от него (здесь – перен.); целеустремлённая – имеющая ясную, определённую цель, стремящаяся к её достижению; целомудрие – 1.девственность, 2.строгая нравственная чистота.

3.Чтение учителем начала рассказа, завязки. В какое время происходит действие рассказа. Назовите приметы этого времени.

«...прошли те времена, когда электричество было всякую минуту под рукой. Сковырнули заради него ангарские деревни, свалили как попало в одну кучу, затопили поля и луга, порушили вековечный порядок – всё заради электричества, а им-то и обнесли ангарские деревни, пустив провода далеко в стороне. Выгоняли его при старых порядках для местных нужд из солярки, а солярка теперь сделалась золотой, требует прорвы денег. Утром посветят, чтобы на работу отправить, а вечером – не всегда…»

«Сбилось со своего сияния электричество – и опять увидели небо, запотягивались, как всякая Божья тварка, за солнышком, стали замечать, когда скобочка молодого месяца, когда полная луна».

«Хочешь, не хочешь, а надо признаваться: всё теперь не так. На какой-то холодный продуваемый простор выгнан человек, и гонит его неведомая сила, гонит, не давая остановиться. Сама жизнь гончей породы. Только в гоне, среди множества бегущих и забывается он, бедняга, только тогда и кажется ему, что он живёт. А как остановится – страшно. Видно, как всё вокруг перекошено, запущено, перекручено».

«Наталья подозревала, что младшие её внуки мало что знают о ней. Одного совсем не привозили в деревню, Вика же была здесь лет пять назад и неизвестно, когда приехала бы снова, когда бы не эта история. Знают только: деревенская бабушка; остальные бабушки были городские. Подозревают, что деревенской бабушке полагается деревенский дедушка, но его так давно не было, что о нём и не вспоминали. Легче было вспомнить того, первого, о нём хоть слава осталась: погиб на фронте».

Видны ли приметы современной жизни в этих рассуждениях автора?

4.В какое время года, суток разговаривают бабушка и внучка? Почему в марте? (просыпается всё живое, юное, первое). Почему ночью? (трудно говорить о таких вещах при дневном свете).

5.Чтение по ролям первой части разговора. (От слов «Нет, не брал сон…», заканчивая словами «Зачем ты? Закрой!»- встревожено встрепенулась Вика.

  • О чём этот разговор? (О женском лидерстве. О целомудрии)

  • Как Вика понимает эти слова?

  • Чем заканчивается разговор? («И – замолчали, каждая со своей правдой»)

6. Чтение по ролям второй части разговора. (От слов «Господи, помилуй…», заканчивая словами «Всё не о том ты, - задумчиво отвечала Вика.- Всё теперь не так»).

  • Почему Вика тревожится, когда бабушка Наталья отводит рукой занавеску на окне?

  • О чём этот разговор? (О целеустремлённости).

  • Как Вика понимает слово «целеустремлённость»?

  • С кем бабушка сравнивает современную целеустремлённую женщину? (С гончей).

  • Почему так заканчивается эта часть диалога?

7. Пересказ третей части разговора. История семейной жизни бабушки.

  • Чем заканчивается этот разговор? («Забавная ты, бабушка», - неопределённо сказала Вика и громко, со вкусом зевнула)

  • Какой видит бабушка Вику, когда она засыпает? («Её лицо, большое и белое, лежало на подушке в белом венчике ночного света, склонившись чуть на бок, на подставленную руку. Наталья вгляделась: нет, неспокойно засыпала девчонка – подёргивалась, одновременно вздрагивая, плечи, дыхание то принимались частить, то переходили в плавные, неслышные гребки»).

  • Такой ли она была в начале рассказа? («Девка она рослая, налитая, но умишко детский, несозревший, голова отстаёт. Всё ещё по привычке задаёт вопросы там, где пора бы с ответом жить. И вялая, то ли с ленцой, то ли с холодцой… Затаённая какая-то девка, тихоомутная. Распахнутые серые глаза на крупном смуглом лице смотрят подолгу и без прищура, а видят ли они что – не понять»).

  • Что в Вике изменилось? Почему? (Бабушка рассказала о себе, растревожила её апатию, безразличие. Не надо, чтобы дети росли «Иванами, не помнящими родства»).

  • Может ли бабушка, хоть уже и старая, прожившая столько годов, «что на две могилы хватит», служить для Вики жизненным примером? Была ли она целомудренной, целеустремлённой, лидером? («Работой я в ту пору не избита была, из себя аккуратная, улыбистая. Во мне солнышко любило играть, я уж про себя это знала, набиралась солнышка побольше». «Любовь была, как не быть, да другая, ранешняя, она куски, как побирушка, не собирала». «…я баба крепостная»).

8.Обобщение.

  • Чем заканчивается рассказ? ( слово «тихий», его смысловая нагрузка; бабушке удалось расшевелить душу Вики, успокоить что-то в ней, но что будет дальше – открыто).

  • В чём смысл названия рассказа?

  • Кто из героинь рассказа ближе по духовному облику Татьяне Лариной, бабушка или внучка? Чем?





























МКОУ Кундуйская СОШ















Урок внеклассного чтения

в 9 классе


по рассказу В.Г.Распутина «Женский разговор»











2011год Учитель – Астапенко Т.П.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по рассказу В.Г.Распутина "Женский разговор"

Автор: Астапенко Татьяна Платоновна

Дата: 15.01.2015

Номер свидетельства: 155480


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства