kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по рассказу В.Г.Распутина "Женский разговор"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Устою возьми.

                                                                Без устою так тебя истреплет, что и концов не найдёшь.

  1. Слово учителя об авторе.
  2. Словарно-лексическая работа (индивидуальное домашнее задание в форме презентации).

Лидер – тот, кто идёт первым;  компания – общество, группа лиц, проводящих время вместе; неотвратимость – то, что неизбежно; тернии – всякое колючее растение, а также отдельная колючка, шип от него (здесь – перен.); целеустремлённая – имеющая ясную, определённую цель, стремящаяся к её достижению; целомудрие – 1.девственность, 2.строгая нравственная чистота.

3.Чтение учителем начала рассказа, завязки. В какое время происходит действие рассказа. Назовите приметы этого времени.

«...прошли те времена, когда электричество было всякую минуту под рукой. Сковырнули заради него ангарские деревни, свалили как попало в одну кучу, затопили поля и луга, порушили вековечный порядок – всё заради электричества, а им-то и обнесли ангарские деревни, пустив провода далеко  в стороне. Выгоняли его при старых порядках для местных нужд из солярки, а солярка теперь сделалась золотой, требует прорвы денег. Утром посветят, чтобы на работу отправить, а вечером – не всегда…»

«Сбилось со своего сияния электричество – и опять увидели небо, запотягивались, как всякая Божья тварка, за солнышком, стали замечать, когда скобочка молодого месяца, когда полная луна».

«Хочешь, не хочешь, а надо признаваться: всё теперь не так. На какой-то холодный продуваемый простор выгнан человек, и гонит его неведомая сила, гонит, не давая остановиться. Сама жизнь гончей породы. Только в гоне, среди множества бегущих и забывается он, бедняга, только тогда и кажется ему, что он живёт. А как остановится – страшно. Видно, как всё вокруг перекошено, запущено, перекручено».

«Наталья подозревала, что младшие её внуки мало что знают о ней. Одного совсем не привозили в деревню, Вика же была здесь лет пять назад и неизвестно, когда приехала бы снова, когда бы не эта история. Знают только: деревенская бабушка; остальные бабушки были городские. Подозревают, что деревенской бабушке полагается деревенский дедушка, но его так давно не было, что о нём и не вспоминали. Легче было вспомнить того, первого, о нём хоть слава осталась: погиб на фронте».

Видны ли приметы современной жизни в этих рассуждениях автора?

4.В какое время года, суток разговаривают бабушка и внучка? Почему в марте? (просыпается всё живое, юное, первое). Почему ночью?  (трудно говорить о таких вещах при дневном свете).

5.Чтение по ролям первой части разговора. (От слов «Нет, не брал сон…», заканчивая словами «Зачем ты? Закрой!»- встревожено встрепенулась Вика.

  • О чём этот разговор? (О женском лидерстве. О целомудрии)
  • Как Вика понимает эти слова?
  • Чем заканчивается разговор?  («И – замолчали, каждая со своей правдой»)

6. Чтение по ролям второй части разговора. (От слов «Господи, помилуй…», заканчивая словами «Всё не о том ты, - задумчиво отвечала Вика.- Всё теперь не так»).

  • Почему Вика тревожится, когда бабушка Наталья отводит рукой занавеску на окне?
  • О чём этот разговор? (О целеустремлённости).
  • Как Вика понимает слово «целеустремлённость»?
  • С кем бабушка сравнивает современную целеустремлённую женщину? (С гончей).
  • Почему так заканчивается эта часть диалога?

7. Пересказ третей части разговора. История семейной жизни бабушки.

  • Чем заканчивается этот разговор? («Забавная ты, бабушка», - неопределённо сказала Вика и громко, со вкусом зевнула)
  • Какой видит бабушка Вику, когда она засыпает?  («Её лицо, большое и белое, лежало на подушке в белом венчике ночного света, склонившись чуть на бок, на подставленную руку. Наталья вгляделась: нет, неспокойно засыпала девчонка – подёргивалась, одновременно вздрагивая, плечи, дыхание то принимались частить, то переходили в плавные, неслышные гребки»).
  • Такой ли она была в начале рассказа? («Девка она рослая, налитая, но умишко детский, несозревший, голова отстаёт. Всё ещё по привычке задаёт вопросы там, где пора бы с ответом жить. И вялая, то ли с ленцой, то ли с холодцой… Затаённая какая-то девка, тихоомутная. Распахнутые серые глаза на крупном смуглом лице  смотрят подолгу и без прищура, а видят ли они что – не понять»).
  • Что в Вике изменилось? Почему? (Бабушка рассказала о себе, растревожила её апатию, безразличие. Не надо, чтобы дети росли «Иванами, не помнящими родства»).
  • Может ли бабушка, хоть уже и старая, прожившая столько годов, «что на две могилы хватит», служить для Вики жизненным примером? Была ли она целомудренной, целеустремлённой, лидером? («Работой я в ту пору не избита была, из себя аккуратная, улыбистая. Во мне солнышко любило играть, я уж про себя это знала, набиралась солнышка побольше».    «Любовь была, как не быть, да другая, ранешняя, она куски, как побирушка, не собирала».   «…я баба крепостная»).

8.Обобщение.

  • Чем заканчивается рассказ?  ( слово  «тихий», его смысловая нагрузка; бабушке удалось расшевелить душу Вики, успокоить что-то в ней, но что будет дальше – открыто).
  • В чём смысл названия рассказа?
  • Кто из героинь рассказа ближе по духовному облику Татьяне Лариной, бабушка или внучка? Чем?

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по рассказу В.Г.Распутина "Женский разговор" »

Образ современника в рассказе В.Г. Распутина «Женский разговор»



Устою возьми.

Без устою так тебя истреплет, что и концов не найдёшь.

  1. Слово учителя об авторе.

  2. Словарно-лексическая работа (индивидуальное домашнее задание в форме презентации).

Лидер – тот, кто идёт первым; компания – общество, группа лиц, проводящих время вместе; неотвратимость – то, что неизбежно; тернии – всякое колючее растение, а также отдельная колючка, шип от него (здесь – перен.); целеустремлённая – имеющая ясную, определённую цель, стремящаяся к её достижению; целомудрие – 1.девственность, 2.строгая нравственная чистота.

3.Чтение учителем начала рассказа, завязки. В какое время происходит действие рассказа. Назовите приметы этого времени.

«...прошли те времена, когда электричество было всякую минуту под рукой. Сковырнули заради него ангарские деревни, свалили как попало в одну кучу, затопили поля и луга, порушили вековечный порядок – всё заради электричества, а им-то и обнесли ангарские деревни, пустив провода далеко в стороне. Выгоняли его при старых порядках для местных нужд из солярки, а солярка теперь сделалась золотой, требует прорвы денег. Утром посветят, чтобы на работу отправить, а вечером – не всегда…»

«Сбилось со своего сияния электричество – и опять увидели небо, запотягивались, как всякая Божья тварка, за солнышком, стали замечать, когда скобочка молодого месяца, когда полная луна».

«Хочешь, не хочешь, а надо признаваться: всё теперь не так. На какой-то холодный продуваемый простор выгнан человек, и гонит его неведомая сила, гонит, не давая остановиться. Сама жизнь гончей породы. Только в гоне, среди множества бегущих и забывается он, бедняга, только тогда и кажется ему, что он живёт. А как остановится – страшно. Видно, как всё вокруг перекошено, запущено, перекручено».

«Наталья подозревала, что младшие её внуки мало что знают о ней. Одного совсем не привозили в деревню, Вика же была здесь лет пять назад и неизвестно, когда приехала бы снова, когда бы не эта история. Знают только: деревенская бабушка; остальные бабушки были городские. Подозревают, что деревенской бабушке полагается деревенский дедушка, но его так давно не было, что о нём и не вспоминали. Легче было вспомнить того, первого, о нём хоть слава осталась: погиб на фронте».

Видны ли приметы современной жизни в этих рассуждениях автора?

4.В какое время года, суток разговаривают бабушка и внучка? Почему в марте? (просыпается всё живое, юное, первое). Почему ночью? (трудно говорить о таких вещах при дневном свете).

5.Чтение по ролям первой части разговора. (От слов «Нет, не брал сон…», заканчивая словами «Зачем ты? Закрой!»- встревожено встрепенулась Вика.

  • О чём этот разговор? (О женском лидерстве. О целомудрии)

  • Как Вика понимает эти слова?

  • Чем заканчивается разговор? («И – замолчали, каждая со своей правдой»)

6. Чтение по ролям второй части разговора. (От слов «Господи, помилуй…», заканчивая словами «Всё не о том ты, - задумчиво отвечала Вика.- Всё теперь не так»).

  • Почему Вика тревожится, когда бабушка Наталья отводит рукой занавеску на окне?

  • О чём этот разговор? (О целеустремлённости).

  • Как Вика понимает слово «целеустремлённость»?

  • С кем бабушка сравнивает современную целеустремлённую женщину? (С гончей).

  • Почему так заканчивается эта часть диалога?

7. Пересказ третей части разговора. История семейной жизни бабушки.

  • Чем заканчивается этот разговор? («Забавная ты, бабушка», - неопределённо сказала Вика и громко, со вкусом зевнула)

  • Какой видит бабушка Вику, когда она засыпает? («Её лицо, большое и белое, лежало на подушке в белом венчике ночного света, склонившись чуть на бок, на подставленную руку. Наталья вгляделась: нет, неспокойно засыпала девчонка – подёргивалась, одновременно вздрагивая, плечи, дыхание то принимались частить, то переходили в плавные, неслышные гребки»).

  • Такой ли она была в начале рассказа? («Девка она рослая, налитая, но умишко детский, несозревший, голова отстаёт. Всё ещё по привычке задаёт вопросы там, где пора бы с ответом жить. И вялая, то ли с ленцой, то ли с холодцой… Затаённая какая-то девка, тихоомутная. Распахнутые серые глаза на крупном смуглом лице смотрят подолгу и без прищура, а видят ли они что – не понять»).

  • Что в Вике изменилось? Почему? (Бабушка рассказала о себе, растревожила её апатию, безразличие. Не надо, чтобы дети росли «Иванами, не помнящими родства»).

  • Может ли бабушка, хоть уже и старая, прожившая столько годов, «что на две могилы хватит», служить для Вики жизненным примером? Была ли она целомудренной, целеустремлённой, лидером? («Работой я в ту пору не избита была, из себя аккуратная, улыбистая. Во мне солнышко любило играть, я уж про себя это знала, набиралась солнышка побольше». «Любовь была, как не быть, да другая, ранешняя, она куски, как побирушка, не собирала». «…я баба крепостная»).

8.Обобщение.

  • Чем заканчивается рассказ? ( слово «тихий», его смысловая нагрузка; бабушке удалось расшевелить душу Вики, успокоить что-то в ней, но что будет дальше – открыто).

  • В чём смысл названия рассказа?

  • Кто из героинь рассказа ближе по духовному облику Татьяне Лариной, бабушка или внучка? Чем?





























МКОУ Кундуйская СОШ















Урок внеклассного чтения

в 9 классе


по рассказу В.Г.Распутина «Женский разговор»











2011год Учитель – Астапенко Т.П.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по рассказу В.Г.Распутина "Женский разговор"

Автор: Астапенко Татьяна Платоновна

Дата: 15.01.2015

Номер свидетельства: 155480


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства