kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературному чтению «Повесть о летних путешественниках (Глава из повести И. Дика «В дебрях Кара – Бумбы»)»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: открытие новых знаний Цели урока: ? развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух; ? развитие умений самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу; ? развитие умений высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему). УУД: Личностные: 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные: 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последовательность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. 4. Учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: 1.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на развороте учебника. 4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. Коммуникативные: 1.Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Оборудование: -Учебник « Литературное чтение»; -презентация.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению «Повесть о летних путешественниках (Глава из повести И. Дика «В дебрях Кара – Бумбы»)»»

Тамбовское областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Педагогический колледж г. Тамбова»


Утверждаю:

Преподаватель литературы:

________/ С.В. Филиппова/


Согласовано:

Учитель ______/ Бабанова М.А./




Конспект

урока по литературному чтению

«Повесть о летних путешественниках

(Глава из повести И. Дика «В дебрях Кара – Бумбы»)»




Провела студентка группы ПНК-41 Сергиенко Т.В.

Место проведения: 3 класс, МБОУ «Новолядинская СОШ»


Дата проведения: 22.09.15

Оценка за конспект:….. (…………) методист: _________/ С.В.Филиппова /

Оценка за урок:….. (…………) учитель: _____________/ М.А. Бабанова/

Оценка за урок:….. (…………) методист: ____________/ С.В.Филиппова /



Тамбов

2015

Тип урока: открытие новых знаний

Цели урока:

  • развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

  • развитие умений самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;

  • развитие умений высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).


УУД:
Личностные:

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


Регулятивные:
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.


Познавательные:

1.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.


Коммуникативные:

1.Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Оборудование:

-Учебник « Литературное чтение»;

-презентация.





Деятельность учителя

Деятельность учащегося

1. Этап мотивации к учебной деятельности.


- Я приветствую вас –


Следопыты, мечтатели.


Вас – туристы отважные,


«пионеры» дорог.


Обращаюсь я к вам –


Пилигримы, искатели,


Путешествий любители,


Те, кто мчит за порог.



Если трудный поход для тебя не проблема,


Если ты – изыскатель и рвешься вперед


Встреча с новым писателем ждет непременно,


Радость новых открытий наш урок принесет.


-Меня зовут Татьяна Васильевна, и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я


2. Этап актуализации знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном учебном действии.


- Ребята, кто услышал и может назвать слова-синонимы к слову искатель в моем приветствии?

- С каким словом кто-то встретился впервые, и оно оказалось непонятным?


3. Этап выявления места и причины затруднения.


- Из моего приветствия вы поняли, что мы продолжаем работу по разделу «Летние путешествия и приключения», и что ожидает нас на уроке.


- Но прежде мы послушаем те практические советы, которые вы записали в «Записную книжку туриста».


(2 ученика зачитывают практические советы.)


















- Молодцы!


- Под впечатлением от прочитанной повести «Сорок изыскателей» Настя и папа загорелись желанием тоже отправиться в поход, пусть даже в такой привычный, как за грибами, но непременно с ночевкой.


Прежде чем прочитать об этом на странице 42, проведем речевую разминку. Прочитаем веселую «Грибную считалку», которая записана в тетради на странице 5, № 1. Укажем, где будут паузы, на какие слова будет падать логическое ударение.




















- Почему же прогнали шампиньон, чем он не угодил?


- Ребята, давайте с вами прочитаем по ролям текст на странице 42.

(Чтение проводится с заранее подготовленными учениками.)


- Ребята, что такое фрагмент?

Запишите в тетради на странице 5 №2.




- Какие слова вы использовали ранее вместо слова фрагмент?



- Мы только что были свидетелями разговора Насти и ее папы. Кто догадался, какой будет тема нашего урока? Прочитайте название книги и фамилию автора.



- Будем ли мы читать повесть целиком? Перелистайте страницу


4. Этап построения проекта выхода из затруднения.



Иосиф Иванович Дик — русский советский детский писатель.


Родился 20 августа 1922 года в Москве в семье румынского революционера Иона Дика. Очень рано осиротел, долгое время был бездомным скитальцем, а позднее определён в детский дом. Может быть, эти страницы его жизни повлияли на его творчество. Свою первую книгу он написал в 17 лет. Всего их было более шестидесяти, и большая часть посвящена школьной теме, мальчишкам и девчонкам. Иосиф Дик в юности мечтал стать геологом. После окончания школы его с оркестром проводили из детского дома в Ленинградский горный институт. Но война помешала сбыться мечтам. После тяжёлого ранения( а в армии он был подрывников) с мыслью о геологии пришлось расстаться. Можно предложить, что свои мечты писатель воплотил в героях своих произведений.


- О чем же повесть «В дебрях Кара-Бумбы»?

Что об этом говорит папа?


Слово дебри уже знакомо?

Дебри это места, заросшие непроходимым лесом.


- Можно ли узнать из заглавия, кто герой этой повести?

К чему следует нам обратиться?


- Рассмотрите внимательно иллюстрации на странице 44 и 46, попробуйте предположить, кто герои повести, как развивается действие.


- Ребята, прочитайте ключевые слова в тетради на странице 5 № 3.
















Подумайте, почему они разбиты на две группы.


- Подтвердились ли ваши первоначальные предположения?


Что вы можете добавить?


5. Этап реализации построенного проекта.


- Прочитайте название первой главы.



- Что такое сабля?



- Название главы помогает найти ответы на наши вопросы?



- Ребята, давайте с вами прочитаем по цепочки первую часть.


Комментирую слово тамбур

- Тамбур - это закрытая площадка пассажирского вагона


- Вопросы после чтения:


1) От лица кого ведется повествование?




2) Кто еще является героем в этой части?


3) С каким чувством ехали ребята в свое первое самостоятельное путешествие? Подтвердите словами из текста.


- Ребята, давайте с вами немного отдохнём.


Физкультминутка


6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.


- Давайте с вами прочитаем вторую часть

(чтение второй части вслух по смысловым частям с попутными комментариями.)


1-й абзац.


- Раньше при переходе из класса в класс ученики сдавали экзамены. Причина, по которой наши герои остались в городе, нам ясна.


2-й абзац.


- Какой вывод можно сделать о взаимоотношениях мальчиков?


3-й абзац.


- Что означает слово крепились?




Вопросы после чтения:


- Где и как друзья обычно проводили лето?


- Почему им хотелось попасть на реку?



- А сейчас, ребята, я прочитаю вам третью часть. А вы меня послушайте внимательно.


Вопрос после чтения:


- Какую хитрость придумали мальчики, чтобы получить разрешение родителей на самостоятельное путешествие?


7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

- Ребята, четвёртую часть вы прочитайте самостоятельно и найдите ответы на вопросы, представленные на слайде.



- Слово «баталия» означает сражение;

- «взяли измором» - добились своего, медленно и настойчиво воздействуя на мам.


8. Этап включения в систему знаний и повторения.


- Ребята давайте с вами немного поиграем:


Игра «Скажи по-другому».


- Отыщите в тексте слова и выражения:


1) Тину Львовну нельзя было переубедить, она была тверда



2) Тем мы были напористее, еще сильнее уговаривали.


3) Эта война кто-кого победит продолжалась часа два-три.




4) У нее не было больше сил, мы победили.


5) Условия были очень тяжелые, как приказ, почти невыполнимые, но мы согласились.




- Ребята, давайте прочитаем пятую главу по цепочки.


Вопрос после чтения:


- В чем особенность этой главы?




- Попробуйте передать ощущения детей, которые оказались наедине с природой.




- Автор в рассказе мальчика показывает красоту природы. Он видит необыкновенное, притягивающее в самом простом.


- Ребята, найдите эпитеты, используемые автором. Как автор описывает полёт чайки?


- Найдите сравнение, используемые автором в этой части.



- Какие олицетворения использовал автор?


- Молодцы, ребята!


- А сейчас вопрос прозвучит для самых внимательных читателей.


- Кто заметил особенность композиции (построения) этой главы, и тех ее частей, которые мы прочитали?



- Как вы думаете, почему автор нарушает последовательность событий?








9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.


- Мы прочитали начало повести. Хочется ли читать дальше? Почему?


- С каким словом мы сегодня познакомились?


Домашнее задание.








- Вы сегодня хорошо потрудились, молодцы!

Спасибо за урок.



-Здравствуйте!








































- Следопыты, туристы, пилигримы, путешественники, «пионеры» дорог.



- Пилигримы – странники.












1.Располагаться нужно только возле источника воды.

2.Для костра необходимы сухие ветки.

3.Чтобы приготовить еду, нужно забить две рогатки и подвесить ведра на перекинутой палке.

4. Кашу можно варить аргентинским способом.

5. Чайную заварку можно приготовить из ежевичных и малиновых листьев.

6. Червей лучше запасти еще дома.

7. Как из раковин смастерить ложку.

8. Как запечь обмазанную глиной рыбу.

9. Нельзя прятаться во время грозы под высокими деревьями.

















Я вошел в темный бор

И увидел мухомор. //

Сыроежку, //

Зеленушку, //

Розоватую волнушку, //

Боровик, //

Моховик, //

Ежевик,//

И дождевик, //

Два опенка, //

Два сморчка, //

Три масленка, //

Два строчка,

Ну, а ты, шампиньон, //

выходи из круга вон!

Ты не здешний,

Не таежный.

Целый кон считай ворон.

Ю. Могутин.



- Потому что этот гриб не растёт в лесу, он растёт на лугу.









Фрагмент – часть от целого (часть от текста).



- отрывок, часть текста.







И. Дик «В дебрях Кара-Бумбы»

Удар сабли.



Нет, только фрагменты, одну главу.








































- Нет


- К иллюстрациям.




- Предположение детей.



1)Мы с Лешкой

остались в городе

терпение лопнуло

план поездки

уговоры

обещания

жесткие условия



2)Электричка

свобода от пап и мам

река Ока

геолог Владимир Сергеевич

отличная жизнь

остаемся

срочная телеграмма







В первой группе говориться, как мальчики готовились к поездке, а во второй, что их ожидало.





Удар сабли.

- Холодное оружие с изогнутым стальным клинком и одним лезвием.





- Нет, загадок стало ещё больше!



- Дети читают первую главу.





- От лица мальчика-рассказчика







- Мы были счастливы!































- Да





- Они дружили с детства.




- Мирились с положением, находили в себе силы терпеть непривычное время препровождение.






Ответы детей.























































- Стояла на своем непоколебимо.



- Тем больше мы наседали.

- Эта баталия продолжалась часа два-три.



- Наконец мы взяли измором.



- Условия были жесткие, но мы их приняли.





Дети читают пятую главу.





- Здесь дано описание того места, куда приехали мальчики.



- Это были блаженные минуты. Они были счастливы.









- плавный, величавый полет чайки;



- вода, будто потемневшее зеркало;



- оглушила тишина, примостилась березка.









- Первая часть должна быть вместо пятой по ходу действия.



- Он начинает свою повесть с детской радости, с победы мальчишек и уже потом рассказывает, как это все произошло. Сразу же возникает интерес к героям повести.









Фрагмент.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Сергиенко Татьяна Васильевна

Дата: 15.11.2015

Номер свидетельства: 253608


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства