1. Этап мотивации к учебной деятельности. - Я приветствую вас – Следопыты, мечтатели. Вас – туристы отважные, «пионеры» дорог. Обращаюсь я к вам – Пилигримы, искатели, Путешествий любители, Те, кто мчит за порог. Если трудный поход для тебя не проблема, Если ты – изыскатель и рвешься вперед Встреча с новым писателем ждет непременно, Радость новых открытий наш урок принесет. -Меня зовут Татьяна Васильевна, и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я 2. Этап актуализации знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном учебном действии. - Ребята, кто услышал и может назвать слова-синонимы к слову искатель в моем приветствии? - С каким словом кто-то встретился впервые, и оно оказалось непонятным? 3. Этап выявления места и причины затруднения. - Из моего приветствия вы поняли, что мы продолжаем работу по разделу «Летние путешествия и приключения», и что ожидает нас на уроке. - Но прежде мы послушаем те практические советы, которые вы записали в «Записную книжку туриста». (2 ученика зачитывают практические советы.) - Молодцы! - Под впечатлением от прочитанной повести «Сорок изыскателей» Настя и папа загорелись желанием тоже отправиться в поход, пусть даже в такой привычный, как за грибами, но непременно с ночевкой. Прежде чем прочитать об этом на странице 42, проведем речевую разминку. Прочитаем веселую «Грибную считалку», которая записана в тетради на странице 5, № 1. Укажем, где будут паузы, на какие слова будет падать логическое ударение. - Почему же прогнали шампиньон, чем он не угодил? - Ребята, давайте с вами прочитаем по ролям текст на странице 42. (Чтение проводится с заранее подготовленными учениками.) - Ребята, что такое фрагмент? Запишите в тетради на странице 5 №2. - Какие слова вы использовали ранее вместо слова фрагмент? - Мы только что были свидетелями разговора Насти и ее папы. Кто догадался, какой будет тема нашего урока? Прочитайте название книги и фамилию автора. - Будем ли мы читать повесть целиком? Перелистайте страницу 4. Этап построения проекта выхода из затруднения. Иосиф Иванович Дик — русский советский детский писатель. Родился 20 августа 1922 года в Москве в семье румынского революционера Иона Дика. Очень рано осиротел, долгое время был бездомным скитальцем, а позднее определён в детский дом. Может быть, эти страницы его жизни повлияли на его творчество. Свою первую книгу он написал в 17 лет. Всего их было более шестидесяти, и большая часть посвящена школьной теме, мальчишкам и девчонкам. Иосиф Дик в юности мечтал стать геологом. После окончания школы его с оркестром проводили из детского дома в Ленинградский горный институт. Но война помешала сбыться мечтам. После тяжёлого ранения( а в армии он был подрывников) с мыслью о геологии пришлось расстаться. Можно предложить, что свои мечты писатель воплотил в героях своих произведений. - О чем же повесть «В дебрях Кара-Бумбы»? Что об этом говорит папа? Слово дебри уже знакомо? Дебри это места, заросшие непроходимым лесом. - Можно ли узнать из заглавия, кто герой этой повести? К чему следует нам обратиться? - Рассмотрите внимательно иллюстрации на странице 44 и 46, попробуйте предположить, кто герои повести, как развивается действие. - Ребята, прочитайте ключевые слова в тетради на странице 5 № 3. Подумайте, почему они разбиты на две группы. - Подтвердились ли ваши первоначальные предположения? Что вы можете добавить? 5. Этап реализации построенного проекта. - Прочитайте название первой главы. - Что такое сабля? - Название главы помогает найти ответы на наши вопросы? - Ребята, давайте с вами прочитаем по цепочки первую часть. Комментирую слово тамбур - Тамбур - это закрытая площадка пассажирского вагона - Вопросы после чтения: 1) От лица кого ведется повествование? 2) Кто еще является героем в этой части? 3) С каким чувством ехали ребята в свое первое самостоятельное путешествие? Подтвердите словами из текста. - Ребята, давайте с вами немного отдохнём. Физкультминутка 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. - Давайте с вами прочитаем вторую часть (чтение второй части вслух по смысловым частям с попутными комментариями.) 1-й абзац. - Раньше при переходе из класса в класс ученики сдавали экзамены. Причина, по которой наши герои остались в городе, нам ясна. 2-й абзац. - Какой вывод можно сделать о взаимоотношениях мальчиков? 3-й абзац. - Что означает слово крепились? Вопросы после чтения: - Где и как друзья обычно проводили лето? - Почему им хотелось попасть на реку? - А сейчас, ребята, я прочитаю вам третью часть. А вы меня послушайте внимательно. Вопрос после чтения: - Какую хитрость придумали мальчики, чтобы получить разрешение родителей на самостоятельное путешествие? 7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. - Ребята, четвёртую часть вы прочитайте самостоятельно и найдите ответы на вопросы, представленные на слайде. - Слово «баталия» означает сражение; - «взяли измором» - добились своего, медленно и настойчиво воздействуя на мам. 8. Этап включения в систему знаний и повторения. - Ребята давайте с вами немного поиграем: Игра «Скажи по-другому». - Отыщите в тексте слова и выражения: 1) Тину Львовну нельзя было переубедить, она была тверда 2) Тем мы были напористее, еще сильнее уговаривали. 3) Эта война кто-кого победит продолжалась часа два-три. 4) У нее не было больше сил, мы победили. 5) Условия были очень тяжелые, как приказ, почти невыполнимые, но мы согласились. - Ребята, давайте прочитаем пятую главу по цепочки. Вопрос после чтения: - В чем особенность этой главы? - Попробуйте передать ощущения детей, которые оказались наедине с природой. - Автор в рассказе мальчика показывает красоту природы. Он видит необыкновенное, притягивающее в самом простом. - Ребята, найдите эпитеты, используемые автором. Как автор описывает полёт чайки? - Найдите сравнение, используемые автором в этой части. - Какие олицетворения использовал автор? - Молодцы, ребята! - А сейчас вопрос прозвучит для самых внимательных читателей. - Кто заметил особенность композиции (построения) этой главы, и тех ее частей, которые мы прочитали? - Как вы думаете, почему автор нарушает последовательность событий? 9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. - Мы прочитали начало повести. Хочется ли читать дальше? Почему? - С каким словом мы сегодня познакомились? Домашнее задание. - Вы сегодня хорошо потрудились, молодцы! Спасибо за урок. | -Здравствуйте!
- Следопыты, туристы, пилигримы, путешественники, «пионеры» дорог. - Пилигримы – странники. 1.Располагаться нужно только возле источника воды. 2.Для костра необходимы сухие ветки. 3.Чтобы приготовить еду, нужно забить две рогатки и подвесить ведра на перекинутой палке. 4. Кашу можно варить аргентинским способом. 5. Чайную заварку можно приготовить из ежевичных и малиновых листьев. 6. Червей лучше запасти еще дома. 7. Как из раковин смастерить ложку. 8. Как запечь обмазанную глиной рыбу. 9. Нельзя прятаться во время грозы под высокими деревьями. Я вошел в темный бор И увидел мухомор. // Сыроежку, // Зеленушку, // Розоватую волнушку, // Боровик, // Моховик, // Ежевик,// И дождевик, // Два опенка, // Два сморчка, // Три масленка, // Два строчка, Ну, а ты, шампиньон, // выходи из круга вон! Ты не здешний, Не таежный. Целый кон считай ворон. Ю. Могутин.
- Потому что этот гриб не растёт в лесу, он растёт на лугу.
Фрагмент – часть от целого (часть от текста).
- отрывок, часть текста.
И. Дик «В дебрях Кара-Бумбы» Удар сабли.
Нет, только фрагменты, одну главу. - Нет - К иллюстрациям.
- Предположение детей.
1)Мы с Лешкой остались в городе терпение лопнуло план поездки уговоры обещания жесткие условия
2)Электричка свобода от пап и мам река Ока геолог Владимир Сергеевич отличная жизнь остаемся срочная телеграмма
В первой группе говориться, как мальчики готовились к поездке, а во второй, что их ожидало.
Удар сабли. - Холодное оружие с изогнутым стальным клинком и одним лезвием.
- Нет, загадок стало ещё больше!
- Дети читают первую главу.
- От лица мальчика-рассказчика
- Мы были счастливы!
- Да - Они дружили с детства. - Мирились с положением, находили в себе силы терпеть непривычное время препровождение.
Ответы детей.
- Стояла на своем непоколебимо.
- Тем больше мы наседали. - Эта баталия продолжалась часа два-три.
- Наконец мы взяли измором.
- Условия были жесткие, но мы их приняли.
Дети читают пятую главу.
- Здесь дано описание того места, куда приехали мальчики.
- Это были блаженные минуты. Они были счастливы.
- плавный, величавый полет чайки;
- вода, будто потемневшее зеркало; - оглушила тишина, примостилась березка.
- Первая часть должна быть вместо пятой по ходу действия.
- Он начинает свою повесть с детской радости, с победы мальчишек и уже потом рассказывает, как это все произошло. Сразу же возникает интерес к героям повести.
Фрагмент. |