Литература
Тема: Русалочка. Г.Х.Андерсен.
Цели: образовательная: познакомить с биографией автора, совершенствовать навыки выразительного чтения, совершенствовать навыки анализа текста, составления литературного портрета, выявления художественных средств и работа над композицией произведения;
воспитательная: прививать любовь к чтению, уважение к старшим, любовь к семье, любознательность, активность;
развивающая: развитие связной речи, творческого воображения, внимания, памяти, мышления;
коррекционная: работа по ориентировке в учебнике, в тексте; работа по форме, цвету, размеру, работа по соблюдению зрительной нагрузки,
Оборудование: учебник, тетрадь, портрет автора, словарные карточки, картинки, клей, книги.
Ход урока:
І. Оргмомент, цели урока.
1.Учитель перечисляет название сказок. Кто автор этих сказок? Какую сказку Андерсена мы читали в 3 классе? Сегодня мы начнем чтение еще одной сказки Андерсена.
2. Что вы знаете об авторе, запишите на карточку?
Ребята, запишите тезисы, главные слова.
Что я знаю
Расскажите о жизни и творчестве сказочника.
ІІ. 1. Рассказ учителя об авторе.
Послушайте о Х.К. Андерсене и запишите тезисы в карточку.
Что я узнал
Дания- страна в Европе. Оденсе- город, в котором родился Андерсен.
( учитель показывает карточки со словами). Расскажите, что вы узнали.
Эти строчки Андерсена раскрывают его творчество: ( учитель зачитывает строки)
2. Минутка для глаз
3. Словарная работа.
Объясните значение слов:
каюта, трюм, коралл, души не чаяла, стрельчатые.
А вот как об этом написано в словаре Ожегова.
( учитель читает)
4. Как вы думаете, почему Андерсен назвал сказку «Русалочка»?
Чтение по цепочке.
5.Физминутка, гимнастика для глаз.
6. Работа с текстом.
К какому виду сказок относится эта сказка? Почему? Где жила Русалочка? Какая у нее была семья? О чем она мечтала? Почему ее тянуло наверх, к людям? Какая была первая встреча Русалочки с людьми?
Найди строчки, в которых Андерсен рассказывает о Русалочке. Прочитай их.
Минутка для глаз.
7. Работа над составлением литературного портрета.
Нравится ли Русалочка автору? Из каких строк это видно? Какие литературные приемы использует автор для выразительности описания портрета Русалочки? Назови их, прочитай, запиши.
Физминутка, гимнастика для глаз.
8. Работа над композицией произведения.
С какими частями произведения мы познакомились?
(экспозиция, завязка)
Составьте коллаж по частям произведения 1 группа- экспозиция, 2 группа – завязка.
Защита коллажа.
9. Работа над завязкой.
В какую погоду встретила Русалка принца? Чем он ей понравился? О чем подумала Русалка, когда увидела, что принц тонет? Почему она решила его спасти? Какие черты характера Русалочки раскрывает этот поступок? Что она испытала, когда спасала принца?
ІІІ. 1. С каким произведением мы начали знакомиться? Кто его автор? Что вы о нем узнали? Как вы думаете, каким будет продолжение сказки?
2. Домзадание: выразительное чтение1 части, и ответы на вопросы№1 2 в учебнике.
3. оценки.