kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Мудростью богаты. Русские народные пословицы и поговорки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: Познакомить учащихся с русскими народными пословицами и поговорками.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению на тему: "Мудростью богаты. Русские народные пословицы и поговорки"»

Тамбовское областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Педагогический колледж г. Тамбова»



Утверждаю:

Преподаватель ____________/ С.В. Филиппова /

Согласовано:



Учитель ______/ М.А. Бабанова/





Конспект

урока по литературному чтению

«Мудростью богаты. Русские народные пословицы и поговорки».





Провела студентка группы ПНК-31: Создателева В.А.

Место проведения: 2 класс, филиал МБОУ «Новолядинская СОШ» в

с. Тулиновка

Дата проведения: 10.02.15

Оценка за конспект:….. (…………) методист: _________/ С.В.Филиппова /

Оценка за урок:….. (…………) учитель: _____________/ М.А. Бабанова /

Оценка за урок:….. (…………) методист: ____________/ С.В.Филиппова /



Тамбов

2015


Тип урока: Урок открытия нового знания.

Цели:

1)Познакомить учащихся с русскими народными пословицами и поговорками.

2) Пополнить активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками.


УУД:


Личностные:

1.Формирование эмоционального отношения к школе и учебной деятельности.

2.Формирование общего представления о моральных нормах поведения.

3. Освоение статуса ученика; формирование мотивации к учению.

4. Формирование ценностного отношения к культурному наследию родной страны.


Регулятивные:

1.Организация своего рабочего места под руководством учителя.

2.Составление плана выполнения заданий на уроках под руководством учителя.

3.Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

4.Реализация плана выполнения заданий на уроках под руководством учителя.

5.Нахождение отличия верно выполненного задания от неверного.

6.Использование в своей деятельности простейших смысловых моделей.


Познавательные:

1.Ориентация в учебнике: определение умений, которые будут сформированы на основе изучения данной темы.

2.Формирование умения извлекать информацию из текста и иллюстраций.

3.Нахождние отличия нового от уже известного с помощью учителя.

4.Формирование умения на основе анализа рисунка – схемы делать выводы.

5.Перерабатывание полученной информации: умение делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные:

1.Формирование умения слушать и понимать других.

2.Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3.Соблюдение простейших норм речевого этикета: умение выступать с монологом после получения разрешения, не перебивать, благодарить, использовать специальную лексику.

4.Формирование умения согласованно работать в группах и коллективе.

5. Участвовать в обсуждениях, работая в паре;

6. Не бояться собственных ошибок и участвовать в их обсуждении


Оборудование:

Презентация, учебник

Литература:

Учебник «Литературное чтение»

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

1.Мотивация к учебной деятельности


- Здравствуйте ребята!

Меня зовут Вера Александровна. Этот урок литературного чтения проведу у вас я.

Садитесь по своим местам!

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.




Эмоциональный настрой к познавательной деятельности.








2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Ребята, начнем урок с проверки домашнего задания? Что вам задавали на прошлом уроке?


Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой чему-то поучают

И от беды нас берегут.

Пословица вовек не сломится-

Ведь с ней и горе, и беда

И наша речь красна пословицей:

Давайте вспомним их, друзья.



Как вы думаете, какой другой фольклорный жанр, кроме сказки, богат народной мудростью?


Верно!






Ответы детей


















Пословицы и поговорки



3. Выявление места и причины затруднения.


Как вы думаете, о чем мы сегодня будем разговаривать на уроке?





О пословицах и поговорках.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Что такое пословица? поговорка?








Какие пословицы вы знаете?


Как вы думаете, какие пословицы и поговорки мы сегодня будем читать?



Это короткие, точные, образные выражения. В пословицах и поговорках заключена народная мудрость. Пословица имеет поучительный смысл. Поговорка метко определяет какое-либо явление жизни.


Ответы детей


Русские народные

5.Реализация проекта выхода из затруднения

А теперь откроем тетрадь на странице 37 и выполним задание 1.


Молодцы!


Ребята, давайте прочитаем пословицы в учебнике и постараемся объяснить их смысл.

Прочитайте пословицы и поговорки про себя.


Читаем вслух, пробуем соотнести, к какой сказке мы бы отнесли прочитанную пословицу и почему?


Давайте с вами сделаем вывод. О чем же говорят пословицы и поговорки?





А сейчас послушайте рассказ об истории возникновения пословиц и поговорок Пословицы и поговорки пришли к нам из далекого прошлого и не всегда мы можем объяснить их происхождение.

Вот две истории о происхождении поговорок.

1)Про бедного человека и сейчас говорят « Ни кола, ни двора».Откуда же пришла эта поговорка? Оказывается, в старину крестьяне владели узкими полосками земли, по форме похожими на кол. Поля нарезали на такие полоски, и у каждой был свой хозяин. Но у кого- то не было даже такой полоски земли. Про таких бедняков и говорили: ни кола, ни двора (дома).

2)Про ленивого человека мы говорим: работает спустя рукава, а про трудолюбивого – работает, засучив рукава. Какое отношение к работе имеют рукава? Оказывается, в старину одежду носили с очень длинными рукавами – так люди защищались от холода. Для работы рукава приходилось подгибать – засучивать. Вот так родились эти две поговорки.

(Видео)


На ваших столах лежат листы, на которых напечатаны пословицы и поговорки. Давайте прочитаем пословицы и поговорки и объясним их смысл.


Жизнь прожить - не поле перейти.

На всякого Егорку есть поговорка.

На бога надейся, а сам не плошай.

Маленький, да удаленький.

Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

Нет друга, так ищи, а есть, так береги.


Молодцы!

















О глупости и мудрости, честности и лживости, трудолюбии и лени, о смелости и трусости, о дружбе и вражде и др.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

А теперь мы выполним задание «исправь пословицы»

Вам представлены неправильные пословицы. Надо вернуть половинки пословиц на место, восстановить их.


У семи нянек кулаками не машут.

Два сапога пара, да оба в воду упали.

Старый друг лучше большого таракана.

Чем хвалишься, от того и наберешься.

Скучен день до вечера, коли хвост тёлкин.

Маленькая рыбка лучше новых двух.

После драки дитя без глазу.

С кем поведешься, на том и провалишься.

Не суйся в волки, коли делать нечего.

Держался Авоська за Небоську, и оба на левую ногу.


Правильные пословицы.

У семи нянек дитя без глазу.

Два сапога пара, и оба на левую ногу.

Старый друг лучше новых двух.

Чем хвалишься, на том и провалишься.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Маленькая рыбка, лучше большого таракана.

После драки кулаками не машут.

С кем поведешься, от того и наберешься.

Не суйся в волки, коли хвост тёлкин.

Держался Авоська за Небоську, да оба в воду упали.


Ребята, загадайте любую из пословиц, которые мы сейчас отгадывали и составьте устную иллюстрацию. Задача других – угадать задуманную пословицу.



Физкультминутка

(Видео)









7.Самостоятельная работа.

Сейчас каждый самостоятельно найдет в тексте «Голова и язык» «спрятанную» пословицу:

Голова сказала:

-Ты, язык, как заведенные гусли, с утра до вечера без умолку говоришь и позоришь меня.

Язык ответил:

-Ты, голова, сама заставляешь меня так много говорить: ведь что на уме, то и на языке.






Что на уме, то на языке.

8.Включение в систему знаний и повторение

Выполним задание 1 учебника.




9. Рефлексия

- Ребята, наш урок подошел к концу.

С какими понятиями мы сегодня работали?

Что такое пословицы и поговорки?









Какие пословицы и поговорки знаете вы?


Молодцы!


Домашнее задание: нарисовать любую пословицу или поговорку и предложить взрослым угадать, что ты нарисовал.


Спасибо за урок.



Пословицы и поговорки

Это короткие, точные, образные выражения. В пословицах и поговорках заключена народная мудрость. Пословица имеет поучительный смысл. Поговорка метко определяет какое-либо явление жизни.




















Задание 1

Соотнеси русскую народную пословицу и зарубежную пословицу.

Язык до Киева доведет. Тот не заблудится, кто не спрашивает.

В гостях хорошо, а дома лучше. Восток ли, Запад ли, а дома лучше.

Слезами горю не поможешь. Один утренний час лучше двух вечерних.

Утро вечера мудренее. Бесполезно плакать над пролитым

молоком.





Задание 2

Составь пословицы.

Сколько волка ни корми - век живи - любишь кататься - лучше поздно - семь бед - за спрос - он все в лес смотрит - век учись - люби и саночки возить - чем никогда - один ответ - денег не берут


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Создателева Вера Александровна

Дата: 15.04.2015

Номер свидетельства: 201530


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства