kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературному чтению "Авторские считалки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Создать условия для осознания и осмысления блока учебной информации в ходе реализации проекта «Считалки».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению "Авторские считалки"»

Тамбовское областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Педагогический колледж г. Тамбова»



Утверждаю:

Преподаватель ____________/ С.В. Филиппова /

Согласовано:



Учитель ______/ М.А. Бабанова/





Конспект

урока по литературному чтению

«Авторские считалки».





Провела студентка группы ПНК-31: Создателева В.А.

Место проведения: 2 класс, филиал МБОУ «Новолядинская СОШ» в

с. Тулиновка

Дата проведения: 31.03.15

Оценка за конспект:….. (…………) методист: _________/ С.В.Филиппова /

Оценка за урок:….. (…………) учитель: _____________/ М.А. Бабанова /

Оценка за урок:….. (…………) методист: ____________/ С.В.Филиппова /



Тамбов

2015


Тип урока: Урок открытия нового знания.

Цель: Создать условия для осознания и осмысления блока учебной информации в ходе реализации проекта «Считалки».


УУД:


Личностные:

1.Формирование эмоционального отношения к школе и учебной деятельности.

2.Формирование общего представления о моральных нормах поведения.

3. Освоение статуса ученика; формирование мотивации к учению.

4. Формирование ценностного отношения к культурному наследию родной страны.


Регулятивные:

1.Организация своего рабочего места под руководством учителя.

2.Составление плана выполнения заданий на уроках под руководством учителя.

3.Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

4.Реализация плана выполнения заданий на уроках под руководством учителя.

5.Нахождение отличия верно выполненного задания от неверного.

6.Использование в своей деятельности простейших смысловых моделей.


Познавательные:

1.Ориентация в учебнике: определение умений, которые будут сформированы на основе изучения данной темы.

2.Формирование умения извлекать информацию из текста и иллюстраций.

3.Нахождние отличия нового от уже известного с помощью учителя.

4.Формирование умения на основе анализа рисунка – схемы делать выводы.

5.Перерабатывание полученной информации: умение делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные:

1.Формирование умения слушать и понимать других.

2.Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3.Соблюдение простейших норм речевого этикета: умение выступать с монологом после получения разрешения, не перебивать, благодарить, использовать специальную лексику.

4.Формирование умения согласованно работать в группах и коллективе.

5. Участвовать в обсуждениях, работая в паре;

6. Не бояться собственных ошибок и участвовать в их обсуждении


Оборудование:

Презентация, учебник

Литература:

Учебник «Литературное чтение»

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

1.Мотивация к учебной деятельности


- Здравствуйте ребята!

Меня зовут Вера Александровна. Этот урок литературного чтения проведу у вас я.

Садитесь по своим местам!

Знаете, что произошло сегодня утром?

Я шла в школу и собирала улыбки.

Я по улице шагала, и улыбки собирала:

Вот улыбка малыша, до чего же хороша!

Вот улыбка почтальона – гордость нашего района,

Вот улыбка продавщицы – очень редкая вещица,

Вот веселый смех ребят – для меня он просто клад.

Всем в ответ я улыбалась – получается менялась.

- А у вас хорошее настроение? Улыбнитесь друг-другу, пожелайте удачи .



Эмоциональный настрой к познавательной деятельности.








2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

- Ребята, как называется раздел который мы изучаем?

- Какие произведения мы изучали в этом разделе?

- О ком эти сказки? Как называется жанр сказок о животных?

(Слайд 2)

2. - На прошлом уроке мы учили стихотворение Ю.Мориц «Резиновый ежик», а сегодня давайте его исполним.


Куда направлялся ежик в песне?

- А кто может еще придти на день рождения? (Открываете доску с иллюстрациями гостей).


- Каждый хочет первым поздравить щенка. Стали зверюшки спорить. Как им быть? Кто первый будет поздравлять? Чтобы вы им посоветовали?






«Сказка - ложь, да в ней намек…».



Анималистический







На день рождения

Гости






Советы детей


3. Выявление места и причины затруднения.


Как вы думаете, о чем мы сегодня будем разговаривать на уроке?

-А что вы хотите узнать по данной теме?


Сегодня на уроке мы познакомимся с считалками, научимся их читать, постараемся запомнить как можно больше считалок, обогатим свой словарный запас.





О считалках


Что такое считалка, какие виды существуют – Где их можно применять?

4. Построение проекта выхода из затруднения.

-Так что такое считалка?

-Что обозначает слово считалка? (Обсудите в парах.)


-Это были ваши предположения. А как и где мы можем узнать научное определение этого слова?


Давайте посмотрим определение считалки в словаре Даля. (Слайд 3 )

Считалка- произносимый нараспев стишок, в котором сопровождается распределение участников игры.

-Как вы думаете, а ваши мамы, бабушки и дедушки знали считалки?

(Выступление «Считалки моей бабушки», желающий ребенок зачитывает у доски старинные считалки.)


Катилося яблочко

Мимо сада,

Мимо огорода,

Мимо частокола;

Кто его поднимет,

Тот вон выйдет!


-Заяц белый,

Куда бегал?

-В лес дубовый!

-Что там делал?

-Лыки драл!

-Куда клал?

-Под колоду!

-Кто украл?

-Родион.

-Выйди вон!


Раз, два, три, четыре,

Пять, шесть, семь,

Восемь, девять, десять.

Выплывает белый месяц!

Кто до месяца дойдет,

Тот и прятаться пойдет!


По дорожке Дарья шла,

Клубок ниточек нашла.

Клубок маленький,

Нитки аленьки,

Клубок катится,

Нитка тянется.

Клубок дале, дале, дале,

Нитка доле, доле, доле.

Я за ниточку взяла,

Потянула, порвала.


За морями, за горами,

За железными столбами

На пригорке теремок,

На двери висит замок.

Ты за ключиком иди

И замочек отопри.




Высказывания детей.




спросить у взрослых, посмотреть в словаре, поискать в Интернете


5.Реализация проекта выхода из затруднения

-А хотите узнать как возникли считалки? 


- Считалка возникла в глубокой древности и играла серьезную роль, помогая людям распределить работу. В настоящее время детские считалки – это распределение ролей и установление очередности в игре, чтобы всем было весело и никому не обидно.


-А что мы еще хотели узнать о считалках?




Ребята, назовите, какие жанры устного народного творчества вы знаете?



-Давайте посмотрим все ли мы жанры перечислили? (Слайд 5)

-Считалки являются одним из жанров фольклора.

-Что значит народные считалки?

– В народной считалке есть всегда три части (зачин – основная часть – концовка типа «выйди вон», «тебе водить»).

Например:

Тучи, тучи, тучи, тучи,

Скачет конь большой, могучий.

Через тучи скачет он,

Кто не верит - выйди вон!

-Расскажите свои считалки.




Ответы детей










Какие виды считалок существуют и где их можно применить.


загадки, сказки, поговорки, небылицы, игры, частушки, пословицы.














Дети рассказывают считалки, которые знают.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Чтение считалок В. Левина.

-Считалки бывают не только фольклорные, но и авторские.

С.93-94

– Для кого предназначена первая? А вторая?



I вариант будут мышки, а II вариант – кошки. Каждый будет читать свою считалку.

Работа с текстом во время чтения.

1) Чтение считалок про себя.

2) Чтение вслух и беседа.

– В чём мышки считают дырки?

– Как вы понимаете последнее предложение?

– Чем занимается кошка?

– Какие у кошки задачи? А какие получаются ответы? Почему?

– Улыбнулись ли вы, читая эти считалки?


Работа с текстом после чтения.

Игра «Кошки-мышки».

– Интересно, какая мышка съела весь сыр? Посчитаемся, и кто выйдет первым, тот и съел.

Все «мышки» становятся в круг, и тот, кто запомнил считалку наизусть, считает, и определяется «мышка», которая съела сыр.


Чтение считалок И. Демьянова.

1) Чтение всех считалок про себя.

2) Выборочное чтение:

а)– Какая считалка помогает запомнить правила дорожного движения?

б)– Прочитайте считалку-детектив.

– Где же вы предлагаете искать сметану?

–в)-Что вы заметили в третьей считалке?

3) Заучивание наизусть понравившейся считалки.


Физкультминутка

(Видео)








Очень они подходят при расчёте в игре «Кошки-мышки». Вот мы сейчас и поиграем.































скрываются три скороговорки


7.Самостоятельная работа.

Сочините считалку по началу сказки Корнея Чуковского - Чудо дерево

«Как у нашего Мирона

На носу сидит ворона… .»

(Выслушать ответы детей)

-Чья концовка вам больше всего понравилась?

(Оценить детей)





Выполняют задание

8.Включение в систему знаний и повторение

Чтение считалки М. Бородицкой.

1. Работа с текстом до чтения.

– Какое слово спряталось в названии?

– Кто же, по-вашему, герои этой считалки? О чём она будет? (Ученики перечисляют овощи, нужные для приготовления щей.)

2. Работа с текстом во время чтения.

Чтение текста вслух учениками и комментарии по ходу.

После чтения всей считалки.

– Кто бы мог сказать: «Потеснись-ка ты, капуста. От тебя в кастрюле густо!»?


– Почему кочерыжка должна выйти?


3. Работа с текстом после чтения.

1) Упражнение в выразительном чтении.

2) Итоговая беседа.

– Ещё раз вернёмся к названию. А можно было назвать стихотворение «Считалочка»? (Учитель пишет слово на доске.) Одинаково ли пишется и произносится это слово?

Почему же Марина Бородицкая назвала стихотворение «Щиталочка»?

_-Мы прочитали с вами авторские считалочки.

-Какие слова в авторских считалках играют роль такой концовки?















Другие овощи.


Она не годится для щей.














Считалочка также произносится быстро и отчетливо, а конец фразы позволял делать указательное движение на игрока, а иногда в концовке слова –выйди вон!

9. Рефлексия

Вот наш урок подходит к концу. Давайте вспомним что мы сегодня изучали.


Чем авторские считалки похожи на народные? Чем отличаются?

-Где их можно применять?

Молодцы!


Домашнее задание: найти авторские считалки. Понравившуюся считалку выучить наизусть.


Спасибо за урок.



Авторские считалки






Аукцион считалок.

Я вам предлагаю поиграть в игру «Аукцион считалок»:

1, 2, 3, 4, 5 – начитаю я считать.

Елки - палки, елки – палки.

Собираем мы считалки,

Кто считалочку не знает,

Тот из круга вылетает!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по литературному чтению "Авторские считалки"

Автор: Создателева Вера Александровна

Дата: 15.04.2015

Номер свидетельства: 201527


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства