kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературному чтению 2 класс. Н.Г.Гарин-Михайловский "Тёма и Жучка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Н.Г.Гарин-Михайловский. «Тёма и Жучка».

Цели:  формирование правильного типа читательской деятельности через знакомство с произведением Н.Г Гарина-Михайловского «Тёма и Жучка»; сообщить некоторые факты из биографии автора.

Обучающие:

·     развитие умений осмысливать заглавие произведения, прогнозировать по нему содержание текста;

·   формулировать главную мысль текста;

·     находить слова и выражения, которые использует автор для описания и характеристики героя, отношения рассказчика к герою;

-учить анализировать текст;

-совершенствовать технику чтения, работать над выразительностью

 Ориентированные на развитие личности учащегося:

·   развитие умения работать в сотрудничестве с другими, используя преимущества диалогического общения;

·   развитие творческих аналитических способностей;

·   развитие коммуникативной культуры.

·   содействовать развитию умения общаться между собой: взаимоуважение, сопереживание за товарища и класс в целом;

Воспитательные:

·        воспитывать любовь, бережное отношение к природе, доброту, умение чувствовать красоту слова;

·        воспитывать чувство толерантности.

Оборудование: портрет Н.Г Гарина-Михайловского.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом
Метод: Словесный, наглядный, практический.

Формы работы: Индивидуальная, фронтальная, групповая.

Технология:РКМ с использованием ИКТ

Ход урока

  1. Орг. момент.
  2.  Сообщение темы урока

-Как ты думаешь, кто это может быть?

-О чём может быть это произведение?

- Какие взаимоотношения могут быть у человека с собакой?

Составление кластера «Собака». Выступления детей          схема кластера).

    3.Чтение произведения по частям с вопросами после каждой части.

-Что будет дальше, предположи?

-Какой совет бы ты дал главному герою?

Вопросы Блума.

-Почему Тёма решил спасти Жучку?

-Что было бы с Жучкой, если бы Тёма её не спас?

-Почему Тёма не попросил помощи у взрослых?

-Легко ли мальчику было исполнить задуманное? Почему?

-Что его заставило преодолевать физическую усталость?

-подбери пословицу, подходящую по смыслу этому рассказу:

  4.Физминутка

1).Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

2).Ученье -  свет, неученье  - тьма.

3).Собака – друг человека.

4). Друг познаётся в беде.

  5. Работа с иллюстрацией.

-Какой момент рассказа был для вас самым волнующим?

-Рассмотрите иллюстрацию.                                                                                           

-Какой момент рассказа на ней отражён?

-Как художник показывает напряжённость момента? Опасность? Что помогает нам верить, что всё закончится хорошо? (1- тонкая, извивающаяся верёвка, тёмные стены, чёрная вода. 2-в лице Тёмы нет испуга, собачка смотрит с уверенностью, свет от фонаря.)

Главная мысль произведения.

-Как бы ты поступил на месте Тёмы? Почему?

Прочти отрывки из текста, которые описывают душевное состояние Тёмы:           

  6.Рефлексия: Систематизация новых знаний. Ответы на поставленные ранее вопросы. Присвоение и переформулирование новых знаний своими словами., выработка собственной позиции.

 -«с ужасом вслушивался в слова няни»

-«опять вздрогнул»

-«содрогнулся»

-«в его душу закрадывается страх»

-«сердце его сжимается тоской»

-«страх охватывает его»

-Можно ли назвать Тёму трусом? Храбрым? Почему? Смелый – это тот, кто не боится или тот, кто может побороть свой страх?

- Хотели бы вы иметь такого друга, как Тёма? Почему?

  7.Рассказ об авторе

-Вам понравился рассказ?

-Хотите узнать, кто его написал?                                                                 

 Итог урока.

Он был невысокого роста, очень подвижным, красивым: в волосах седина, глаза молодые, быстрые.

Под открытым небом зимою в лесу он выбрал однажды высокую ель и приказал, не срубая её, разукрасить от вершины до нижних ветвей золочёными орешками, флагами, свечками, окружил весёлыми кострами и, созвав из деревни крестьян, всю новогоднюю ночь пировал вместе с ними под этим деревом, на морозе, в снегах.

Нет сомнения, что Тёма – это он сам в детстве. Маленький Тёма вскакивает ночью с постели, крадётся к колодцу, куда брошена Жучка, спускается туда по вожжам и с опасностью для жизни спасает собаку, отчего его болезнь становится чуть не смертельной. Проходят десятки лет. Он – седой инженер, писатель, общественный деятель, нов душе всё тот же Тёма.

Настоящая его фамилия была Михайловский., Николай Георгиевич Михайловский. Он родился в Петербурге в 1852 году. Родители его были люди богатые. Его отец был боевой офицер. Крестил его царь Николай. Он учился в Гимназии, закончил институт путей сообщения, работал инженером-строителем. Затем он решил писать. В 1892 году стал издавать журнал «Русское  богатство». И стал подписывать свои произведения псевдонимом Н. Гарин, потому что у него был сын, которого звали  Гаря.

Умер он неожиданно. Участвовал в литературном совещании, вышел в соседнюю комнату, прилёг на диван и умер от сердечного приступа в 1906 году. Удивительные произведения оставил нам Николай Георгиевич Гарин-Михайловский.

Домашнее задание.

-Кто из вас хочет узнать о приключениях Тёмы? Читайте книгу Гарина-Михайловского «Детство Тёмы»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению 2 класс. Н.Г.Гарин-Михайловский "Тёма и Жучка"»

Урок 38. Конспект урока по литературному чтению. 2 класс.

Тема: Н.Г.Гарин-Михайловский. «Тёма и Жучка».

Цели: формирование правильного типа читательской деятельности через знакомство с произведением Н.Г Гарина-Михайловского «Тёма и Жучка»; сообщить некоторые факты из биографии автора.

Обучающие:

·     развитие умений осмысливать заглавие произведения, прогнозировать по нему содержание текста;

·   формулировать главную мысль текста;

·     находить слова и выражения, которые использует автор для описания и характеристики героя, отношения рассказчика к герою;

-учить анализировать текст;

-совершенствовать технику чтения, работать над выразительностью

 Ориентированные на развитие личности учащегося:

·   развитие умения работать в сотрудничестве с другими, используя преимущества диалогического общения;

·   развитие творческих аналитических способностей;

·   развитие коммуникативной культуры.

·   содействовать развитию умения общаться между собой: взаимоуважение, сопереживание за товарища и класс в целом;

Воспитательные:

·        воспитывать любовь, бережное отношение к природе, доброту, умение чувствовать красоту слова;

·        воспитывать чувство толерантности.

Оборудование: портрет Н.Г Гарина-Михайловского.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом
Метод: Словесный, наглядный, практический.

Формы работы: Индивидуальная, фронтальная, групповая.

Технология:РКМ с использованием ИКТ


Ход урока

  1. Орг. момент.

  2. Сообщение темы урока

-Как ты думаешь, кто это может быть?

-О чём может быть это произведение?

- Какие взаимоотношения могут быть у человека с собакой?

Составление кластера «Собака». Выступления детей          схема кластера).

3.Чтение произведения по частям с вопросами после каждой части.

-Что будет дальше, предположи?

-Какой совет бы ты дал главному герою?

Вопросы Блума.

-Почему Тёма решил спасти Жучку?

-Что было бы с Жучкой, если бы Тёма её не спас?

-Почему Тёма не попросил помощи у взрослых?

-Легко ли мальчику было исполнить задуманное? Почему?

-Что его заставило преодолевать физическую усталость?

-подбери пословицу, подходящую по смыслу этому рассказу:

4.Физминутка

1).Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

2).Ученье -  свет, неученье  - тьма.

3).Собака – друг человека.

4). Друг познаётся в беде.

5. Работа с иллюстрацией.

-Какой момент рассказа был для вас самым волнующим?

-Рассмотрите иллюстрацию.                                                                                           

-Какой момент рассказа на ней отражён?

-Как художник показывает напряжённость момента? Опасность? Что помогает нам верить, что всё закончится хорошо? (1- тонкая, извивающаяся верёвка, тёмные стены, чёрная вода. 2-в лице Тёмы нет испуга, собачка смотрит с уверенностью, свет от фонаря.)

Главная мысль произведения.

-Как бы ты поступил на месте Тёмы? Почему?

Прочти отрывки из текста, которые описывают душевное состояние Тёмы:           

6.Рефлексия: Систематизация новых знаний. Ответы на поставленные ранее вопросы. Присвоение и переформулирование новых знаний своими словами., выработка собственной позиции.

 -«с ужасом вслушивался в слова няни»

-«опять вздрогнул»

-«содрогнулся»

-«в его душу закрадывается страх»

-«сердце его сжимается тоской»

-«страх охватывает его»

-Можно ли назвать Тёму трусом? Храбрым? Почему? Смелый – это тот, кто не боится или тот, кто может побороть свой страх?

- Хотели бы вы иметь такого друга, как Тёма? Почему?

7.Рассказ об авторе

-Вам понравился рассказ?

-Хотите узнать, кто его написал?                                                                 

 Итог урока.

Он был невысокого роста, очень подвижным, красивым: в волосах седина, глаза молодые, быстрые.

Под открытым небом зимою в лесу он выбрал однажды высокую ель и приказал, не срубая её, разукрасить от вершины до нижних ветвей золочёными орешками, флагами, свечками, окружил весёлыми кострами и, созвав из деревни крестьян, всю новогоднюю ночь пировал вместе с ними под этим деревом, на морозе, в снегах.

Нет сомнения, что Тёма – это он сам в детстве. Маленький Тёма вскакивает ночью с постели, крадётся к колодцу, куда брошена Жучка, спускается туда по вожжам и с опасностью для жизни спасает собаку, отчего его болезнь становится чуть не смертельной. Проходят десятки лет. Он – седой инженер, писатель, общественный деятель, нов душе всё тот же Тёма.

Настоящая его фамилия была Михайловский., Николай Георгиевич Михайловский. Он родился в Петербурге в 1852 году. Родители его были люди богатые. Его отец был боевой офицер. Крестил его царь Николай. Он учился в Гимназии, закончил институт путей сообщения, работал инженером-строителем. Затем он решил писать. В 1892 году стал издавать журнал «Русское  богатство». И стал подписывать свои произведения псевдонимом Н. Гарин, потому что у него был сын, которого звали  Гаря.

Умер он неожиданно. Участвовал в литературном совещании, вышел в соседнюю комнату, прилёг на диван и умер от сердечного приступа в 1906 году. Удивительные произведения оставил нам Николай Георгиевич Гарин-Михайловский.

Домашнее задание.

-Кто из вас хочет узнать о приключениях Тёмы? Читайте книгу Гарина-Михайловского «Детство Тёмы»













Биография Гарина-Михайловского Николая Георгиевича

Гарин-Михайловский Николай Георгиевич (8 февраля (20 февраля) 1852, Санкт-Петербург — 27 ноября (10 декабря) 1906, там же) — русский писатель.

Гарин – псевдоним беллетриста Николая Георгиевича Михайловского. Он учился в одесской Ришельевской гимназии и в институте инженеров путей сообщения. Прослужив около 4 лет в Болгарии и при постройке Батумского порта, он решил «сесть на землю» и провёл 3 года в деревне, в Самарской губернии, но хозяйничанье не на обычных началах не пошло на лад, и он отдался железнодорожному строительству в Сибири.

На литературное поприще выступил в 1892 г. имевшей успех повестью «Детство Тёмы» («Русское Богатство») и рассказом «Несколько лет в деревне» («Русская Мысль»). В «Русском Богатстве» он напечатал затем «Гимназисты» (продолжение «Детства Тёмы»), «Студенты» (продолжение «Гимназистов»), «Деревенские панорамы» и др. Рассказы Гарина выходили отдельными книгами. Собрание сочинений вышло в 8 томах (1906–1910); отдельно издано также: «По Корее, Маньчжурии и Ляодунскому полуострову» и «Корейские сказки». Как специалист-инженер, Гарин горячо отстаивал в «Новом Времени», «Русской Жизни» и других изданиях постройку дешёвых железных дорог.

Наиболее известное из произведений Гарина – трилогия «Детство Тёмы», «Гимназисты» и «Студенты» – задумано интересно, исполнено местами талантливо и серьёзно. «Детство Тёмы» – лучшая часть трилогии. У автора есть живое чувство природы, есть память сердца, с помощью которой он воспроизводит детскую психологию не со стороны, как взрослый, наблюдающий ребенка, а со всею свежестью и полнотою детских впечатлений; но у него совсем нет уменья отделять типичное от случайного.

Автобиографический элемент слишком им владеет; он загромождает рассказ эпизодами, нарушающими цельность художественного впечатления.

Больше всего отсутствие типичности заметно в «Студентах», хотя и в них есть очень живо написанные сцены.

Скоропостижно скончался в Петербурге во время заседания в редакции легального большевистского журнала «Вестник жизни» от паралича сердца. Похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Конспект урока по литературному чтению 2 класс. Н.Г.Гарин-Михайловский "Тёма и Жучка"

Автор: Грислит Нина Васильевна

Дата: 16.11.2015

Номер свидетельства: 253920


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства