Тема: Н.Г.Гарин-Михайловский. «Тёма и Жучка».
Цели: формирование правильного типа читательской деятельности через знакомство с произведением Н.Г Гарина-Михайловского «Тёма и Жучка»; сообщить некоторые факты из биографии автора.
Обучающие:
· развитие умений осмысливать заглавие произведения, прогнозировать по нему содержание текста;
· формулировать главную мысль текста;
· находить слова и выражения, которые использует автор для описания и характеристики героя, отношения рассказчика к герою;
-учить анализировать текст;
-совершенствовать технику чтения, работать над выразительностью
Ориентированные на развитие личности учащегося:
· развитие умения работать в сотрудничестве с другими, используя преимущества диалогического общения;
· развитие творческих аналитических способностей;
· развитие коммуникативной культуры.
· содействовать развитию умения общаться между собой: взаимоуважение, сопереживание за товарища и класс в целом;
Воспитательные:
· воспитывать любовь, бережное отношение к природе, доброту, умение чувствовать красоту слова;
· воспитывать чувство толерантности.
Оборудование: портрет Н.Г Гарина-Михайловского.
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом
Метод: Словесный, наглядный, практический.
Формы работы: Индивидуальная, фронтальная, групповая.
Технология:РКМ с использованием ИКТ
Ход урока
- Орг. момент.
- Сообщение темы урока
-Как ты думаешь, кто это может быть?
-О чём может быть это произведение?
- Какие взаимоотношения могут быть у человека с собакой?
Составление кластера «Собака». Выступления детей схема кластера).
3.Чтение произведения по частям с вопросами после каждой части.
-Что будет дальше, предположи?
-Какой совет бы ты дал главному герою?
Вопросы Блума.
-Почему Тёма решил спасти Жучку?
-Что было бы с Жучкой, если бы Тёма её не спас?
-Почему Тёма не попросил помощи у взрослых?
-Легко ли мальчику было исполнить задуманное? Почему?
-Что его заставило преодолевать физическую усталость?
-подбери пословицу, подходящую по смыслу этому рассказу:
4.Физминутка
1).Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
2).Ученье - свет, неученье - тьма.
3).Собака – друг человека.
4). Друг познаётся в беде.
5. Работа с иллюстрацией.
-Какой момент рассказа был для вас самым волнующим?
-Рассмотрите иллюстрацию.
-Какой момент рассказа на ней отражён?
-Как художник показывает напряжённость момента? Опасность? Что помогает нам верить, что всё закончится хорошо? (1- тонкая, извивающаяся верёвка, тёмные стены, чёрная вода. 2-в лице Тёмы нет испуга, собачка смотрит с уверенностью, свет от фонаря.)
Главная мысль произведения.
-Как бы ты поступил на месте Тёмы? Почему?
Прочти отрывки из текста, которые описывают душевное состояние Тёмы:
6.Рефлексия: Систематизация новых знаний. Ответы на поставленные ранее вопросы. Присвоение и переформулирование новых знаний своими словами., выработка собственной позиции.
-«с ужасом вслушивался в слова няни»
-«опять вздрогнул»
-«содрогнулся»
-«в его душу закрадывается страх»
-«сердце его сжимается тоской»
-«страх охватывает его»
-Можно ли назвать Тёму трусом? Храбрым? Почему? Смелый – это тот, кто не боится или тот, кто может побороть свой страх?
- Хотели бы вы иметь такого друга, как Тёма? Почему?
7.Рассказ об авторе
-Вам понравился рассказ?
-Хотите узнать, кто его написал?
Итог урока.
Он был невысокого роста, очень подвижным, красивым: в волосах седина, глаза молодые, быстрые.
Под открытым небом зимою в лесу он выбрал однажды высокую ель и приказал, не срубая её, разукрасить от вершины до нижних ветвей золочёными орешками, флагами, свечками, окружил весёлыми кострами и, созвав из деревни крестьян, всю новогоднюю ночь пировал вместе с ними под этим деревом, на морозе, в снегах.
Нет сомнения, что Тёма – это он сам в детстве. Маленький Тёма вскакивает ночью с постели, крадётся к колодцу, куда брошена Жучка, спускается туда по вожжам и с опасностью для жизни спасает собаку, отчего его болезнь становится чуть не смертельной. Проходят десятки лет. Он – седой инженер, писатель, общественный деятель, нов душе всё тот же Тёма.
Настоящая его фамилия была Михайловский., Николай Георгиевич Михайловский. Он родился в Петербурге в 1852 году. Родители его были люди богатые. Его отец был боевой офицер. Крестил его царь Николай. Он учился в Гимназии, закончил институт путей сообщения, работал инженером-строителем. Затем он решил писать. В 1892 году стал издавать журнал «Русское богатство». И стал подписывать свои произведения псевдонимом Н. Гарин, потому что у него был сын, которого звали Гаря.
Умер он неожиданно. Участвовал в литературном совещании, вышел в соседнюю комнату, прилёг на диван и умер от сердечного приступа в 1906 году. Удивительные произведения оставил нам Николай Георгиевич Гарин-Михайловский.
Домашнее задание.
-Кто из вас хочет узнать о приключениях Тёмы? Читайте книгу Гарина-Михайловского «Детство Тёмы»