Конспект урока по литературному чтению 1 класс на тему "К.И.Чуковский. Телефон"
Конспект урока по литературному чтению 1 класс на тему "К.И.Чуковский. Телефон"
Тема: К. Чуковский «Телефон»
Цели урока:
- познакомить с произведением К. Чуковского «Телефон».
-совершенствовать навыки чтения целыми словами;
-формировать умение читать по ролям;
-развивать речевые умения, воображение, память и внимание;
-формировать умение правильно общаться по телефону.
Оборудование: учебник, презентация, книги К. Чуковского, листы самооценки
Предметные результаты: учащийся в контакте со сверстниками читает текст по ролям, соблюдает соответствующие интонации, повторяет тематические группы слов на примере сказки К.И. Чуковского «Телефон», деление существительных на одушевлённые и неодушевлённые по вопросам кто? что?
Регулятивные УУД: определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в учебнике; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; выразительно читать текст;
- познакомить с произведением К. Чуковского «Телефон».
-совершенствовать навыки чтения целыми словами;
-формировать умение читать по ролям;
-развивать речевые умения, воображение, память и внимание;
-формировать умение правильно общаться по телефону.
Оборудование: учебник, презентация, книги К. Чуковского, листы самооценки
Предметные результаты: учащийся в контакте со сверстниками читает текст по ролям, соблюдает соответствующие интонации, повторяет тематические группы слов на примере сказки К.И. Чуковского «Телефон», деление существительных на одушевлённые и неодушевлённые по вопросам кто? что?
Регулятивные УУД: определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД: умениеориентироваться в учебнике;делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; выразительно читать текст;
- Прочитайте 4-ю строчку с восхищением и удивлением;
- Прочитайте выразительно;
--Чтение по строчкам каждой группой, последнюю строчку прочитайте хором.
Оцените своё чтение смайликами.
С какой целью мы проводили речевую разминку? Мы не случайно сейчас тренировались в выразительном чтении. Нам это поможет сегодня на уроке.
Мотивация учебной деятельности. Актуализация знаний учащихся.Определение темы урока. Работа в группе.
Учитель: Что случилось? Вот беда!
Разлетелись все слова.
Вы названья соберите
И героев назовите.
Начинаем работу. У вас на парте лежит карточка с заданием. Кто есть кто? Каким сказочным персонажам принадлежат эти имена? Соедините пары слов первого и второго столбика. Слайд 1
Кто уже готов, поднимите руки «в замочке». Сверьте свои ответы с проверочным листом на экране. Оцените свою работу. Если всё правильно, поднимите «весёлый» смайлик, если есть одна ошибка –«задумчивый», если ошибок больше – «грустный».
-У кого нет ошибок? Как вы думаете, почему вы справились с заданием? ( Знаем сказки, работали дружно, смогли быстро прочитать имена героев).
Учитель: Что объединяет этих персонажей? (автор К.И. Чуковский).
-Да, ребята, их придумал один человек. Звали этого замечательного человека- К.И. Чуковский.
Изучение материала урока.
Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее имя – Николай Васильевич Корнейчуков. А вы знаете значение слова «псевдоним»? Где мы можем узнать лексическое значение слова? (спросить у взрослых, посмотреть в толковом словаре, найти в интернете). Что оно обозначает? Более точное значение слова можно посмотреть в толковом словаре Ожегова.
Псевдоним – выдуманное, придуманное имя.
Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны.
Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра.
Как вы думаете, Чуковский – взрослый писатель или детский? Оказывается, он много произведений написал для взрослых, он писал статьи в журналах, серьёзные книги об известных писателях, переводил книги с английского на русский. Но Корней Чуковский очень любил детей, много общался с ними и даже написал для взрослых чудесную книгу о детской речи «От двух до пяти». (несколько реплик детей из книги. Пусть родители тоже расскажут, что интересного вы говорили в раннем возрасте)
Как же получилось, что Чуковский стал писать для детей? Ваши предположения. Оказывается, первое стихотворение было случайно придумано для сына Чуковского.
В семье К.И. Чуковского было четверо детей. Детским поэтом-сказочником он стал случайно. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик
капризничал, плакал. Чтобы хоть как-то его развлечь, отец стал рассказывать ему сказку: «Жил да был крокодил, он по улицам ходил…» Мальчик неожиданно затих и стал слушать.
Так появилась первая сказка «Крокодил».
Его маленькая дочка не хотела умываться по утрам
И отец часто говорил ей: «Надо, надо умываться по утрам и вечерам…». Так и появился «Мойдодыр». Чуковский был очень трудолюбив. Писал везде: в трамвае, у врача, в очереди за хлебом, на пляже. Он написал для детей много стихов, сказок, а также Чуковский сочинял загадки.
Давайте попробуем их отгадать.
Загадки:
Был белый дом, чудесный дом, И что-то застучало в нём. И он разбился и оттуда Живое выбежало чудо – Такое тёплое, такое пушистое и золотое.
(Яйцо и цыплёнок).
Красные двери в пещере моей, Белые звери сидят у дверей. И мясо, и хлеб – всю добычу мою Я с радостью белым зверям отдаю.
(Рот и зубы).
Мудрец в нём видел мудреца, Глупец – глупца, баран – барана. Овцу в нём видела овца, И обезьяну – обезьяна. Но вот подвели к нему Федю Баратова, И Федя неряху увидел лохматого.
(Зеркало)
А теперь отгадайте мою загадку: Поверчу волшебный круг И меня услышит друг.
Через поле и лесок
Подаётся голосок.
Он бежит по проводам –
Скажешь здесь, а слышно там. (Телефон)
Учитель: Кто сможет назвать тему нашего урока?
Да, ребята, у К.И. Чуковского есть произведение, которое называется «Телефон». И мы сегодня будем с ним работать.
-Какие цели мы поставим перед собой? Какие будем решать задачи?
(Мы познакомимся с произведением, будем учиться его читать выразительно, мы должны понимать прочитанное, чтобы отвечать на вопросы).
Работа по теме урока. Работа над стихотворением, слушание записи.
Учитель: Сядьте поудобней. Сейчас вы послушаете произведение в актёрском исполнении и увидите на экране мультипликационных героев. Дело в том, что произведение написано в 1944 году. Давайте с вами посмотрим, как читает его автор.
Следите внимательно за текстом и запоминайте, как правильно, красиво и выразительно нужно читать, как с помощью интонации нужно передать характер и настроение героев.
-Прослушивание и просмотр сказки (4 минуты).
- Понравилось?
-Какой жанр этого произведения? (Сказка)
-Почему вы утверждаете, что это сказка? (Животные разговаривают)
- В чём особенность этой сказки? ( Она написана в стихах)
- Значит, это какая сказка? (Стихотворная)
- У этой сказки есть автор. Она какая? ( Авторская, литературная)
- Какие ещё бывают сказки? (Народные)
- Эта сказка весёлая или грустная? Смешная или страшная?
4. Физминутка .
6. Работа над стихотворением.
Учебник «Азбука», с.20.
Почему стихотворение называется «Телефон»?
Помните, кто участвует в разговоре?
Откройте учебник с.20
Прочитаем стихотворение по цепочке и будем обращать внимание на слова, которые помогут нам правильно понять или характер героя, или его настроение, или то, как к нему относится автор. Это поможет нам правильно озвучить каждого героя.
Старайтесь следить по тексту и обращайте внимание на интонации, с которыми читает актер.
газели (антилопы) -небольшие животные лёгкого стройного телосложения,живущие стадами (до нескольких сот особей). Питаются травянистой растительностью. Отличаются чрезвычайно стремительным бегом.
никого не слушали, перебивали друг друга.
Каких знаков препинания очень много в стихотворении? Почему? (Герои разговаривают очень эмоционально)
А как по ходу стихотворения меняется настроение, а значит интонация автора? (Он устает от пустых вопросов, волнуется, когда есть повод для волнения)
Хотите прочитать эту сказку по ролям?
Найдите слова, которые отвечают на вопросы кто? или что?
Вернемся к вопросу: “Почему стихотворение называется «Телефон»? Учит ли оно нас общению по телефону?
Можно сформулировать правила общения по телефону.
Правила записаны на карточках, но в каждом предложении пропущено слово. Вам нужно догадаться и вписать по смыслу пропущенное слово.
1.Не звоните по пустякам.
Звоните только по важным вопросам
2. Внимательно слушайте собеседника.
3. Используйте в разговоре вежливые слова.
Учитель: Почему сказка называется «Телефон»?
- С какой целью животные звонят писателю? (просят о помощи)
- Помогает автор?
- Чему учит сказка? (помогать друг другу, быть добрыми, любить животных)
- Откуда звонил слон? (от верблюда)
- С какой просьбой обратился слон к писателю? Можно ответить строчками из текста. Выборочное чтение.
- Для кого он просил шоколад? (для слонёнка)
- Какой слонёнок? (маленький)
- А как вы думаете, зачем слон просил шоколад?(малыши любят сладкое).
- Что просил прислать крокодил?
- Почему он просил это со слезами в голосе? (очень хотел)
- Для кого он просил калоши? (для себя, для жены, для сына Тотоши)
- Что они делали с калошами? (ели на ужин)
- А можно ли крокодила назвать заботливым семьянином?
- О чём спрашивали газели?
- Почему автор назвал их глупыми?
- Когда позвонил Носорог? (ночью)
- С какой просьбой? (спасти бегемота)
- О какой черте характера Носорога говорит его поступок? (неравнодушный, переживает за Бегемота, хочет ему помочь)
- Кто ещё звонил автору, но в отрывке мы не слышали их просьбы? (тюлень, олень, свинья, медведь, кенгуру)
- Где мы можем встретить всех этих героев сразу? (в зоопарке).
- А как по-другому можно было бы назвать эту сказку? (Просьбы зверей», «Суматошный день» и т.д.)
Работа в паре. Чтение по ролям
Учитель: Страна сказок необъятна. Вы хотели бы попасть в сказку? А стать её участником? Все ли герои похожи друг на друга?
- В какой форме построен текст? (в форме диалога)
- Что такое диалог?
Диалог Автор-Слон
Учитель: На что будем обращать внимание при чтении по ролям?
Передать характер героя с помощью интонации, чётко произносить слова, вовремя вступать в диалог). Дети выходят к доске и читают диалоги по ролям.
Оцените чтение каждой группы. Кто читал лучше? Какие ошибки допустили дети при чтении?
Рефлексия.
- Вспомните задачи, которые мы ставили в начале урока. Смогли мы их решить?
- Чему учились сегодня на уроке? (Познакомились со сказкой К.И. Чуковского, читали по ролям, отвечали на вопросы, узнали значение непонятных слов, давали характеристику героям).
- Поделитесь, что вам особенно удалось?
- Как это пригодится вам в жизни?
- С каким настроением вы уходите с урока? (смайлики)
- Оцените свою работу на уроке и работу своей группы на уроке.
8. Обобщение.
Учитель: наш урок заканчивается, но не заканчивается дружба с книгами К.И. Чуковского, которые согреты добром и юмором. Посмотрите, как много книг Чуковского есть в нашей классной библиотеке!
- Кому захотелось прочитать другое произведение автора? Приготовьте к следующему уроку выразительное чтение отрывка из произведения К.И. Чуковского «Телефон». Мы будем выполнять на следующем уроке задания в тетради по литературному чтению.
- Молодцы! Вы хорошо поработали сегодня на уроке. Спасибо за урок!