Конспект урока по литературе "Волшебно-героическая сказка «Иван - крестьянский сын и Чудо-Юдо»""
Конспект урока по литературе "Волшебно-героическая сказка «Иван - крестьянский сын и Чудо-Юдо»""
Тема урока: Волшебно-героическая сказка «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо»
Цели и задачи:
1. Формирование умения осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; выявлять в сказке характерные художественные приемы. На этой основе определять жанровую разновидность сказки.
2. Формулировать учебную задачу урока, понимать и планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока; определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы, отвечать на вопросы учителя, участвовать в коллективном обсуждении сказки.
3. Воспитание высоких нравственных устоев на примере главного героя Ивана – крестьянского сына.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе "Волшебно-героическая сказка «Иван - крестьянский сын и Чудо-Юдо»"" »
Тема урока: Волшебно-героическая сказка «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо»
Цели и задачи:
1.Формирование умения осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; выявлять в сказке характерные художественные приемы. На этой основе определять жанровую разновидность сказки.
2. Формулировать учебную задачу урока, понимать и планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока; определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы, отвечать на вопросы учителя, участвовать в коллективном обсуждении сказки.
3. Воспитание высоких нравственных устоев на примере главного героя Ивана – крестьянского сына.
Оборудование: учебник, презентация
Ход урока
1. Организационный момент
Сказки гуляют по свету,
Ночь запрягая в карету.
Сказки живут на полянах,
Бродят по зорьке в туманах.
А принц Белоснежку полюбит,
А жадность Кощея погубит…
Пусть Зло на проделки хитро,
Но всё ж побеждает Добро!
Мир озарив чудесами,
Сказки летят над лесами,
На подоконник садятся,
В окна, как в речки, глядятся.
А Золушку выручит фея,
Не станет Горыныча-змея…
Пусть Зло на проделки хитро,
Но всё ж побеждает Добро!
Сказки со мною повсюду,
Их никогда не забуду.
Стоит сомкнуть мне ресницы -
Вмиг Сивка-Бурка приснится.
«Сказка - ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок»
Как вы думаете, почему мы взяли в качестве эпиграфа к уроку эти слова?
2. Актуализация знаний и умений.
Что такое сказка?
Назовите виды фольклорных сказок.
Каковы художественные особенности волшебных сказок?
С какой сказкой вы познакомились дома?
Понравилась вам она?
Определите, к какому виду сказок она относится? Докажите.
3. Формулирование учебной цели урока.
Сегодня на уроке мы познакомимся с волшебной сказкой героического содержания «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо», определим её художественные особенности и узнаем, почему же она не только волшебная, но и героическая.
4. Работа с текстом
Чтение сказки (по ролям)
Динамическая пауза. Физкультминутка
Раз — мы встали Раз — мы встали, распрямились. Два — согнулись, наклонились. Три — руками три хлопка. А четыре — под бока. Пять — руками помахать. Шесть — на место сесть опять
5. Беседа по содержанию
Понравилась ли вам сказка?
Чем сказка «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо» отличается от сказки «Царевна- лягушка» и др. волшебных сказок?
Как вы объясните название сказки?
Назовите положительных и отрицательных персонажей. Кто больше понравился и почему?
Что обозначает слово герой? героический?
Т.С. ОЖЕГОВА
ГЕРОЙ, -я, м. 1. Человек, совершающий подвиги, необычный по своейхрабрости, доблести, самоотверженности. Герои Великой Отечественной войны.Г. труда. 2. Главное действующее лицо литературного произведения. Г.трагедии. Г. романа. 3. чего. Человек, воплощающий в себе черты эпохи,среды. Г. нашего времени. 4. кого-чего. Тот, кто привлек к себе внимание(чаще о том, кто вызывает восхищение, подражание, удивление). Г. дня. *Герой Советского Союза - почетное звание, присваивавшееся за доблесть игероизм. Герой Социалистического Труда - почетное звание, присваивавшееся зазаслуги в области народного хозяйства, политической деятельности и культуры.Город-герой - почетное звание города, население к-рого проявило героизм вовремя Великой Отечественной воины. Крепость-герой - почетное звание,присвоенное Брестской крепости. II ж. героиня, -и. - Мать-героиня - почетноезвание, присваивавшееся женщине-матери, воспитавшей не менее 10 детей. IIприл. геройский, -ая, -ое (к 1 знач.).
Сколько значений имеет слово герой?
Можно ли назвать Ивана героем?
В чем заключался его подвиг?
Какие особенности сюжета можно назвать?
6. Заключительная беседа
Все народные сказки делятся на несколько групп: волшебные, о животных и бытовые. «Иван – крестьянский сын…» - волшебная сказка. Но здесь герой совершает подвиг во имя Родины, значит, эта сказка имеет героическое содержание.
7.Домашнее задание
Прочитать сказку, ответить на вопросы (стр.38-39).