Конспект урока по литературе в 7 классе "Во имя жизни" (по произведению М.Горького "Данко")
Конспект урока по литературе в 7 классе "Во имя жизни" (по произведению М.Горького "Данко")
Данный урок был проведён в рамках раздела «Русская литература 20 века». Это второй урок по произведению М.Горького «Данко». На первом уроке ребята знакомились с произведением.
Цель урока: найти ответ на вопрос «Для чего совершаются подвиги?» Тип урока: открытие нового знания. Используемые технологии: здоровьесбережения, поэтапного формирования умозаключений, развития исследовательских навыков, педагогики сотрудничества, развития творческих способностей учащихся, самодиагностики результатов, информационно-коммуникативные.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе в 7 классе "Во имя жизни" (по произведению М.Горького "Данко") »
Урок в 7 классе « Во имя жизни»
(по произведению М.Горького «Данко»)
Цель урока: выяснить, для чего совершаются подвиги.
Планируемые результаты по формированию универсальных учебных действий:
Предметные: научиться осмысливать прочитанное и определять идею произведения.
Метапредметные: 1) познавательные – уметь объяснять значение прочитанного; 2) регулятивные – устанавливать причинно-следственные связи, использовать речь для регуляции своих действий; 3) коммуникативные – строить монологические высказывания, совершенствовать умение диалогической речи с учителем.
Личностные: формирование социально ориентированного взгляда на мир, а также мотивации к самосовершенствованию (подражание герою).
Оборудование: компьютер, проектор, макеты образа героя и сердца Данко.
6. Обсуждение и поиск ответа на ключевой вопрос урока. 8 мин.
7. Игра «Собери сердце Данко». 5 мин.
8. Объяснение домашнего задания. 2 мин.
9. Подведение итогов урока. Рефлексия. 3 мин.
Добрый день, дорогие ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте улыбнемся друг другу! Мы скромны и добры, приветливы и ласковы, мы трудолюбивы и готовы продемонстрировать свои знания и умения. Я думаю, что сегодняшний день принесет нам радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!
На предыдущем уроке мы познакомились с легендой о Данко. (На экране слайд презентации о Данко) Это отрывок из рассказа Горького «Старуха Изергиль». Сейчас я покажу небольшой видеоролик, а вы, ребята, попробуйте, посмотрев это видео, определить, какова будет тема нашего сегодняшнего урока.
(Видеоролик «Что такое подвиг?»)
Итак, ребята, как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? Какова тема нашего урока?
(Мы будем говорить о подвиге)
А как вы считаете, что такое подвиг?
(Героический поступок, самопожертвование ради других)
Давайте вспомним, какой подвиг совершил Данко.
(Он вывел людей из леса, дал им возможность начать новую жизнь ценой своей жизни)
Скажите, что вас заинтересовало, смутило или взволновало в этом произведении? Есть ли в этом рассказе какие-нибудь противоречия, которые вы хотели бы обсудить?
(Противоречие: Данко совершил подвиг, а люди оказались неблагодарными и растоптали его сердце. Оправдан ли подвиг Данко? Имеет ли смысл совершать подвиги, если в ответ получаешь неблагодарность? Для чего совершается подвиг?)
Итак, зададимся целью в процессе нашего обсуждения выяснить, для чего совершаются подвиги. Зафиксируйте этот ключевой вопрос в тетради.
Чтобы ответить на этот вопрос, попробуем сравнить подвиг Данко с другими известными нам подвигами и выделить какие-нибудь общие черты. Дома вы должны были подготовить небольшие сообщения о героях, совершивших подвиг. Давайте послушаем ваши сообщения.
(Учащиеся выступают с докладами о Меркурии Смоленском, Николае II, А.Матросове, З.Портновой, о современных героях. После каждого доклада учитель задаёт классу вопрос: «Что общего имеет данный подвиг с подвигом Данко?»)
Итак, давайте зафиксируем в тетради, какие общие черты имеют все рассмотренные подвиги.
(Герой без колебаний жертвует собой ради людей, герой любит людей и Родину)
Чтобы разобраться, для чего совершается подвиг, нужно понять, что движет человеком, совершающим этот подвиг. Мы рассмотрели несколько героев. Предлагаю вам создать свой образ героя. Разделимся на две группы. Каждой группе я даю макет человека. Ваша задача: изобразить героя. Только не его внешний образ, а внутренний, выражающий душевные качества. Помните, в рассказе Горького Данко, перед тем, как вырвать своё сердце, засветился неким внутренним светом, так что стали сверкать его глаза и люди испугались. Попробуйте изобразить в цвете этот внутренний свет и написать, какими качествами должен обладать герой, чтобы так светилась его душа, его сердце. (Учащиеся выполняют работу)
Прошу представить проекты своих героев.
(Ребята представляют героев. Герой должен обладать следующими качествами: человеколюбием, смелостью, решительностью, бесстрашием и т.п.)
Очень хорошие образы вы представили. Скажите, а хотели бы вы иметь такие качества, о которых говорили? (Да) Но согласитесь, чтобы стать героем, нужно быть в хорошей форме. А хорошую форму нам помогает поддерживать физразминка. Кто сегодня самый смелый и готов провести физкультминутку?
(Физкультминутка)
Молодцы. Вы продемонстрировали хорошую физическую форму, как у настоящих героев. Вернёмся к теме нашего разговора. Мы выяснили, кто такие герои и сказали, что они не задумываясь жертвуют собой ради других людей. Но в начале урока вы отметили, что в случае с Данко люди оказались неблагодарными и не оценили этой жертвы. Выражаясь современным языком, мы бы сказали, что такие жертвы самим героям не выгодны. А те люди, ради которых приносится жертва, просто не достойны этой жертвы. Тогда, может быть, не стоит совершать подвигов?
(Подвиги нужны людям)
Давайте представим, что бы произошло, если бы Данко не совершил свой подвиг.
(Люди бы погибли)
А смогли бы мы победить в Великую Отечественную войну без подвигов героев?
(Нет)
Итак, мы выяснили, что подвиги необходимы, иначе человечество не смогло бы существовать. Давайте посмотрим клип на эту тему и попробуем ответить на ключевой вопрос урока: для чего совершаются подвиги.
(Просмотр клипа «Во имя жизни». Затем выясняем, что подвиги совершаются во имя жизни людей)
Мы осознали, для чего совершаются подвиги. Но хотелось бы восстановить ещё одну несправедливость, о которой мы упомянули в начале урока. Мы сказали, что люди оказались неблагодарными и растоптали сердце Данко, растоптали память о нём. Я надеюсь, что мы никогда не окажемся в роли таких неблагодарных людей и всегда будем помнить своих героев. Давайте попробуем восстановить сердце Данко. Вы видите на доске его осколки. Для того, чтобы их соединить, каждому из вас нужно написать на этих осколках, что должны делать мы, простые люди, чтобы не забывать своих героев.
(Ребята пишут на осколках и собирают сердце)
Молодцы. Запишите задание на дом: написать сочинение-миниатюру «Как стать героем» Порассуждайте на эту тему. Аргументируйте свою точку зрения.
Итак, ребята, понравился вам наш урок?
(Да)
Выскажите своё мнение об уроке. Закончите фразы, предложенные на слайде (слайд презентации):
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Меня удивило…
Было трудно…
Мне захотелось…
Урок дал мне для жизни…
(Ответы учащихся)
Хорошо. Оцените, пожалуйста, на какую оценку вы сегодня поработали.
(Ответы учащихся)
Я согласна с вашими оценками. Спасибо за плодотворную работу. Урок окончен. До свидания.