kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературе в 11 классе: "Проблема наркомании в рассказе М.А. Булгакова «Морфий»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по актуальной сегодня теме. Рекомендован для изучения в 11 класс. Наркомания в России «молодеет» — 84% наркоманов признаются, что впервые попробовали наркотики в возрасте менее 15 лет. Как ни печально, но многие родители узнают о наркотической зависимости своего ребенка спустя 2 года после первого приема наркотика. Поэтому данный урок позволит учащемуся сделать свой выбор!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе в 11 классе: "Проблема наркомании в рассказе М.А. Булгакова «Морфий» »

Олесик Татьяна Андреевна, МБОУ СОШ № 72 города Хабаровска

Тема урока:

«Проблема наркомании в рассказе М.А. Булгакова «Морфий»

Цели урока:

1). Научить ученика делать анализ причин, толкающих человека к наркотикам.

2). Проследить этапы привыкания к наркотикам.

3). Помочь увидеть последствия приема наркотических средств.

4). Обозначить актуальность поставленной проблемы.

Ход урока:

  1. Слово учителя:

Наркомания – страшная болезнь. Все больше молодых людей страдает сегодня от наркотической зависимости. Часто эта болезнь неизлечима и приводит к трагедии. Причины обращения к наркотикам человека различны. Многие люди не представляют последствий употребления наркотических средств. Именно легкомыслие приводит к тому, что человек пробует наркотик, становится фактором, разрушающим человеческую жизнь.

Рассказ Булгакова «Морфий» носит автобиографический характер, так как сам автор был наркоманом и то, что он описывает, испытывал сам. В 1916 году он отправился работать земским врачом в Смоленскую губернию, Сычовский уезд, село Никольское. Работать приходилось очень много, вместе с женой Тасей Михаил каждый день принимал огромное количество пациентов, их число доходило до ста человек в день. Однажды к Булгакову привезли ребенка с дифтеритом, и пришлось через трубку отсасывать пленку с крохотного горла, Михаил инфицировался, а противодифтерийная сыворотка обладала тяжелейшим побочным действием: у Булгакова распухло лицо, тело зудело нестерпимо, а в ногах были сильные боли, чтобы снять боль, он вколол себе морфий. За считанные дни Булгаков стал совершенно другим человеком, безумцем, преследуемым галлюцинациями: его душил гигантский змей, который дробил кости. Без наркотика Михаил приходил в ярость. Он швырял в жену различные предметы, а однажды бросил в нее зажженную керосиновую лампу. Целый год Михаил и его жена жили в аду. Чудом Булгаков вылечился, пройдя через отчаяние, боль, личную трагедию.

II. Вопросы на выявление восприятия:

1). Зачем первый раз доктор Поляков вколол себе морфий?

2). С какой целью сделал себе второй укол?

3). Давал ли врач себе отчет, к чему может привести неоднократное употребление наркотиков?

4). Каковы причины обращения героя к наркотикам? (Одиночество, несчастная любовь, тяжелая работа, скука, особенности характера).

5). Как автор описывает этапы привыкания к морфию?

III. Этапы привыкания к морфию:

Время привыкания

Ощущения, чувства, мысли героя

1). 1 раз

«Не могу не воздать хвалу тому, кто первый извлек из маковых головок морфий. Истинный благодетель человечества. Боли прекратились через 7 минут после укола.» «Спал глубоко и хорошо, - без мыслей о ней, обманувшей меня.»

2). 2 раз

«Боль прекратилась мгновенно. Хорошо…»

3). 4 раз

«4 укола не страшны.»

4). 2 недели

«Необыкновенное прояснение мыслей и взрыв работоспособности… Это высшая точка проявления духовной силы человека… Нормально человек может работать только после укола морфием.»

5). 3 недели

«Анна боится. Успокоил ее, что я с детства отличался громаднейшей силой воли. Сплю сладко.»

6). Почти месяц

«Двойные сны», «в моём сне музыка слышна совершенно небесно,» «я могу ее усилить или ослабить.» «Я встаю сильным и бодрым… интерес… я спокоен.»

7). 1,5 месяца

«Я впервые обнаружил в себе неприятную способность злиться и, главное, кричать на людей, когда я не прав.» «Морфий – грозная штука. Привычка к нему создается очень быстро. Но маленькая привычка ведь не есть морфинизм?»

8). Почти 2 месяца

Заменил морфий кокаином. «Кокаин – черт в банке.» 1 минута – «состояние спокойствия, тотчас переходящее в восторг и блаженство.» «Потом боль, ужас, тьма.» «Сердце начинает стучать, … потом проваливается в бездну.» «Сегодня я – полутруп.»

9). 3 месяца

«Я впрыскиваю себе морфий два раза в сутки…» «Мне все кажется, что кто-нибудь узнает о моем пороке.»

10). 3,5 месяца

«… человека нет. Движется, тоскует, страдает труп. Он ничего не хочет, ни о чем не мыслит, кроме морфия.» «Смерть – сухая, медленная смерть…»

11). 8 месяцев

«Рвота. Ужасные впечатления.»

12). 9 месяцев

«После побега из Москвы из лечебницы доктора я вновь дома. Я болен.» Доктор в лечебнице предупреждает, что он все равно вернется в психиатрическую лечебницу.

13). 10 месяцев

Начались галлюцинации: старушка с вилами летит.

14). 11 месяцев

«Я погиб надежды нет. Люди мне ненавистны. Худ. Бледен. На предплечьях непрекращающиеся нарывы, то же на бедрах. Я не умею стерильно готовить растворы, кроме того, раза три я впрыскивал некипяченым шприцем. Это мучение, а не жизнь.»

15). 11,5 месяцев

Психиатры «не умеют ничем помочь больному.»

16). Год

«Мне не нужен никто. Позорно было бы хоть минуту длить свою жизнь.»


IV. С какой целью написан рассказ?

V. Сформулируйте выводы после прочтения.

Выводы после прочтения:

  1. Нельзя даже пробовать наркотик.

  2. Привыкание происходит очень быстро и незаметно.

  3. Никто не сможет помочь человеку во время болезни.

  4. Бросить употребление наркотиков часто невозможно.

  5. Всего за год человек превращается в живой труп.

VI. Заключительное слово учителя.

Рассказ Булгакова «Морфий» - предостережение тем, кто столкнулся с проблемой наркомании, и тем, кто стоит перед выбором: стоит ли попробовать тот или иной наркотик. Он описывает этапы привыкания к наркотикам и последствия этой страшной болезни.

VII. Кому вы советуете прочитать этот рассказ?

а. тем, кто употребляет или употреблял наркотики;

б. подросткам 14 – 18 лет;

в. легкоранимым, впечатлительным людям;

г. ученикам младших классов;

д. всем.

VIII. Домашнее задание.

Расскажите своим близким, знакомым, друзьям, родителям о том, о чем мы сегодня говорили на уроке. Сделайте так, чтобы им захотелось прочитать данное произведение.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Олесик Татьяна Андреевна

Дата: 31.07.2014

Номер свидетельства: 110917


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства