Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе в 11 классе по теме «Современная литература. Л.Улицкая «Искусство жить». Опыт медленного чтения». »
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 г. Ворсма
Номинация: «Урок литературы»
Наименование работы: конспект урока по литературе в 11 классе по теме «Современная литература. Л.Улицкая «Искусство жить». Опыт медленного чтения».
Сакова Наталья Юрьевна,
учитель русского языка и литературы,
стаж работы 32 года,
первая квалификационная категория.
2015 г.
Тема: Современная литература. Л.Улицкая «Искусство жить». Опыт медленного чтения.
Цель: формирование новых знаний о современной литературе на примере творчества Л.Е.Улицкой.
Задачи:
- познакомить учащихся с произведениями современной прозы на примере повести Л.Улицкой «Искусство жить»;
- выяснить, в чем секрет воздействия ее произведений на читателя;
- раскрыть особенности творческого метода писательницы;
- воспитывать внимательного читателя;
- расширять круг чтения;
- подвести учащихся к осознанию необходимости духовного самовоспитания, нравственных качеств личности.
Оформление:
1) портрет писательницы Л. Улицкой
2) выставка книг Л. Улицкой
3) список произведений писательницы
4) высказывания о современной прозе и творчестве Л. Улицкой
5) эпиграф
Ткань нашей жизни соткана из перепутанных нитей, добро и зло соседствуют в ней.
О.Бальзак
Важны не рассуждения о доброй жизни, а добрые дела.
Р.Роллан
I. Организационный момент.
II.Основная часть урока - диалога
Слово учителя.
- Литература наших дней ... Что нам известно о ней? Как мы воспринимаем её? Знакомы ли вы с творчеством писателей-современников? Назовите наиболее известные вам имена писателей-современников?
Ответы учащихся (Б.Акунин, Т.Толстая, Виктор Пелевин, Донская, Маринина и др.).
- Совершенно верно. Обратите внимание на эпиграф урока. Как вы понимаете это высказывание? (слайд 3)
Ответы учащихся.
Цель нашего урока: познакомиться с произведениями современной прозы на примере творчества Л. Улицкой, выяснить, в чем секрет её воздействия на читателя, попытаться раскрыть особенности её творческого метода и расширить свой круг чтения.
Людмила Улицкая - один из наиболее популярных и известных современных авторов. Но до последнего времени, пожалуй, немногие слышали это имя ... Сегодня мы уверенно можем сказать, что проза Л. Улицкой относится к литературе наших дней. Она - эта литература - вызывает множество споров, столкновений, мнений. Очевидно, это связанно с тем, что в 80-90 годы в нашем обществе многое обрушилось: экономика, идеалы, политическая система, границы. Ну, как тут не вспомнить: «Все разрушено, предано ... »
Но человек ... человек продолжал жить и в изменившихся условиях. А вот как это ему удалось, мы попытаемся разобраться. Есть ли сегодня идеалы в обществе или нет? Какие они герои новой современной литературы? А поможет нам это понять творчество Л. Улицкой.
А сейчас об Улицкой и её творчестве нам расскажут учащиеся, получившие индивидуальное задание.
III. Дифференцированное задание
Выступление учащихся (опережающее задание). (слайды 4,5,6,7)
Улицкая Людмила Евгеньевна, прозаик, сценарист кино и телевидения, родилась в 1943г. По образованию биолог-генетик. Три года работала заведующей литературной частью в Европейском театре. На рубеже 1980-х и 1990-х г. вышли два фильма, снятые по созданным Л.Улицкой сценариям«Сестрички Либерти» Владимира Грамматикова и «Женщина для всех». Широкую известность писательница приобрела в 1992году после появления в «Новом мире» её повести «Сонечка». В 1996г. в том же «Hовом мире» был опубликован роман Л.Улицкой «Медея и её дети». Её книги переведены на 17 языков. Постоянные читатели Л.Улицкой живут в Германии и Америке, Турции и Китае. Французы наградили её почетной премией Медичи.
Сегодня широко известны большому читательскому кругу такие её книги, как «Орловы-Соколовы», «Цю-юрихъ», «Перловый суп», «Веселые похороны». Л.Улицкая - мастер рассказа. Её произведения словно не закончены. В конце многих стоит многоточие. Зато есть место для размышлений. Л. Улицкая верна своим идеалам. Читая её произведения, открываешь для себя новое, возвращаясь уже к известным фактам.
Многое и многих можно разглядеть, если вглядываться в лица людей с любовью и чутким вниманием. Именно так смотрит на нас эта женщина. Строгая, сдержанная, необыкновенно естественная Л. Улицкая.
IV. Работа с текстом
- Вы прочитали к уроку одно из произведений Л.Улицкой «Искусство жить». (слайд 8) Пожалуйста, напишите слова - ассоциации, которые возникают у вас при слове «жить». Как вы понимаете значение этого слова. У доски работает один ученик, а остальные эту работу выполняют в тетради (ученик пишет на доске, а остальные в тетради, затем зачитывают: жить - любить, жить - творить добро, жить приносить пользу людям, Родине). (слайд 9)
- Обратите внимание на эпиграф к уроку. Давайте зачитаем его. Посмотрите, ваши ответы и слова, записанные на доске, совпадают: жить - значит творить добро.
- А сейчас давайте посмотрим, как понимают «искусство жить» герои
Л. Улицкой. А чтобы это понять, давайте обратимся к композиции произведения.
- Как построено произведение?
(Произведение состоит из 9 глав: 4 главы - это жизнь Жени до аварии; 5 глава - наполовину рассказывает о Жене, которая не ведает беды, активна, целеустремленна, а вторая половина, как и остальные главы, повествует о жизни Жени после несчастного случая).
- Как организовано повествование?
- Повествование идет от лица рассказчика, непосредственно изображающего события, а с другой стороны, рассказывают о Жене и другие герои: Лиля Аптекман, муж Жени, да и сама Женя тоже как бы включается в повествование.
- Какой вы представляете себе главную героиню? Нарисуйте ее словесный портрет. Мне хочется услышать ваше мнение.
- Это невысокая стройная женщина, с короткой стрижкой, карими глазами. Больше всего в ней поражает походка, быстрая, энергичная. Женя вся в движении, у нее много планов, ей многое нужно успеть.
- Как Женя относится к жизни?
- Её жизнь до краев наполнена хлопотами сначала о матери, которая тяжело больна, затем о Лиле Аптекман, неожиданно свалившейся ей на голову, перенесшей инсульт, о двух престарелых старушках, отце старого друга, о тетушке Марии Николаевне, о внучке Сонечке, о сыновьях Гришке и Сашке, о муже Кирилле, о Хаве или Гале Ивановой, о Виолетте, случайно оказавшейся в её доме, о её детях, а ведь есть еще и домашние дела, и издательская работа, отнимающая массу времени. Женя всегда в движении. Жизнь её заполнена до предела. Ни минуты покоя.
- Как автор показывает её внутренний мир?
- Это богатая, целеустремленная, добрая, внимательная женщина. Её жизнь наполнена заботой о людях, знакомых и незнакомых, близких ей по духу и совершенно противоположных ей.
- Что мы узнаем о её прошлом?
- Первый раз о прошлом Жени мы узнаем из воспоминаний её самой, когда она пыталась узнать в пришедшей женщине Л.Аптекман; второй раз воспоминания о Жене связаны с рассказом Л.Аптекман о Женином прошлом: о комнате, в которой жили, о пианино, на котором она играла, затем прошлое вторгается с появлением Хавы, и мы узнаем, что Женя и Хава были замужем за одним человеком. Их сыновья - единокровные братья. Затем о прошлом вспоминает муж Кирилл.
- Улицкую называют мастером детали? Как характеризует она время, используя детали?
- Отца Лили возила служебная машина, потом увезла надолго, лет на пять; сетка старой обуви, с которой ходил прадедушка, домработница Настя, костюм в клеточку «куриная лапка», деловая книжка - черная, без всякой игривости, «Знак почета», которым наградили мужа Виолетты, красивый «ауди», сбивший Женю; слово «стольничек, «легко».
- Какие ещё особые художественные средства, использует Улицкая?
- Многоточия; нецензурные выражения.
-В жизни каждого человека горе и радость, беда и счастье чередуются. Так происходит и в жизни Жени.
- Что меняет заданный ритм Жениной жизни?
- Авария, болезнь.
- В её жизнь вошла пустота и отчаяние. В чем теперь состоит смысл её жизни?
-Она живет, чтобы умереть.
- Три женщины: Женя, Хава или Галина Иванова, Лиля Аптекман. Что их объединяет? И чем они отличаются?
- У них много общего. Их объединяет прошлое, но в отличие от Лили и Хавы Женя - сильная женщина, она справляется со всем, что выпадает на её жизнь. Лиля добра, как и Женя, бескорыстна. Она всем старалась достать, разыскать, но она вечно жалуется, ноет, плачет, винит себя. Хава старается уйти, убежать от жизненных проблем, выдумать для себя другой мир. Она связывает себя, то с врачующим шарлатаном, то с йогами, то с буддистами. Женя же постоянно борется либо с жизнью, либо со смертью.
- Вспомните, кто из писателей обращался к теме судьбы женщины?
- А.С.Пушкин «Евгений Онегин», Н.А.Некрасов «Русские женщины», Л.Н.Толстой «Война и мир», Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» и др. (слайд 10)
- В чем отличие героинь Улицкой от женщин литературы 19 века? (слайд 11)
- Женя самостоятельна, смела, творит свою судьбу, на ней все держится, она сильней всех в доме. Эта современная женщина, на плечах которой дом, муж, дети и работа.
- Какие героини вас больше всего привлекают? Что бы вы сказали об идеале женщины для вас?
- Мне больше нравятся современные женщины: они самостоятельны, активны, выносливы.
- Мой идеал - это слабая женщина ... .
- Какие чувства, мысли вызвало у вас это произведение?
- Повесть Л.Улицкой «Искусство жить» заставила меня по-иному смотреть на мир. В нем много неожиданностей, радость и горе идут рядом, и человек должен быть ко всему готов.
- Любой человек должен научиться принимать то, что дарует ему жизнь: горе, счастье, потери, радость, смерть близких. Я поняла, что жизнь приносит нам немало огорчений, и человек обязан в любой ситуации выстоять, не упустить руки.
- Повесть называется «Искусство жить». В чем, по-вашему, искусство жить?
- Сей добро и не думай, вернется ли оно к тебе. Женя сама не осознавала, что она делала. Изменился муж, дети, Л.Аптекман, Хава. И все благодаря ей, её постоянным заботам.
- Сегодня мы говорили об искусстве жить, и я попросила найти вас стихотворения, созвучные теме произведения Л. Улицкой.
Дифференцированное задание для учащихся:
Чтение стихотворений учащимися:
Ничего не откладывай-
Жизнь коротка.
Ты наивно считаешь,
Что она - как река,
А она, как ручей,
После таянья льдов,-
Протечет, не оставив следов.
Не откладывай-
Другу помочь поспеши,
Не обкрадывай душу-
Лишишься души,
Пусть в расчете с мерзавцем
Не дрогнет рука,
Не откладывай-
Жизнь - коротка.
Не успел, не сумел.
Ну а вдруг - навсегда?
Оглянулся - в потоке
Другая вода.
Жизнь, считал ты наивно,
Продлится века,
Не откладывай-
Жизнь коротка. (Н.Новиков) (слайд 12)
V. Рефлексия.
- Что нового узнали о творчестве Л.Улицкой?
(Учащиеся делятся впечатлениями об уроке, выясняют, что они узнали нового о творчестве Л.Улицкой и современной литературе).
VI. Заключительное слово учителя.
Вы стоите на пороге взрослой самостоятельной жизни, вам придется самим делать выбор. У каждого из вас будет свое искусство жить.
Это повесть Л. Улицкой - окно в мир современной литературы, который вам тоже предстоит открыть.
VII. Домашнее задание. Сочинение «Искусство жить. Как я это понимаю это выражение?». (По страницам произведений русской литературы).