kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературе в 11 классе "Новаторство стихосложения в творчестве В.В.Маяковского"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка связана с углубленным изучением  творчества В.В.Маяковского. 

Маяковски родился в дворянской семье, предки его выходцы казаков. Учился в Кутаииской гимназии, после смерти отца вместе с матерью и двумя сестрами переезжает в Москву, где продолжает обучение в гимназии, но за неуплату был отчислен. Поэт связывает свое творчествот с течением футуризм, который имеет романтический характер. Маяковский стремится создать своего лирического героя как Бога. Он предсказал свое самооубийство в поэме "Владимир Маяковский". 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе в 11 классе "Новаторство стихосложения в творчестве В.В.Маяковского" »





Молодой Маяковский вошел в литературу под знаменем футуристов. Футуристы ворвались в поэзию шумно, с рассчитанной скандальностью. Они эпатировали читателя и слушателя максимализмом своих литературных манифестов, необычностью названий своих программных сборников и нарочитой скандальностью публичных выступлений. Как и у других его сотоварищей по группе, у Маяковского тех лет было повышенное чувство личности. В его стихах было выделено и подчеркнуто авторское "я".

Связав свои первые шаги в искусстве с футуризмом и отдав его пропаганде много сил и времени, В. Маяковский, по справедливому утверждению А. Метченко, решал в поэзии «задачи, которые были уже с самого начала неизмеримо шире и значительнее, чем цели любого модернистского течения»1.

Конспект урока по литературе в 10 классе.

Тема урока

«Владимир Маяковский и футуризм. Поэтическое новаторство»

Цель урока: дать представление о раннем творчестве В.Маяковского, его новаторском характере.

Задачи:

  • Образовательные:

    1. показать неоднородность русского футуризма, определить его принципы;

    2. показать влияние футуризма на творчество В. Маяковского;

    3. рассмотреть образ лирического героя раннего творчества В. Маяковского.

  • Развивающие:

  1. развивать навык выразительного чтения;

  2. развивать умение анализировать лирическое стихотворение с точки зрения содержания и формы;

  3. развивать навык связной речи.

  • Воспитательные:

  1. воспитывать интерес к поэзии;

  2. воспитывать чувство гуманизма и сострадания;

  3. воспитывать чувство уважения к поэту.

Оборудование: сборник стихотворений В. Маяковского, портрет В. Маяковского, видеопроектор, презентации.

Тип урока: урок-лекция с элементами беседы.

Ход урока:

Организационный момент:

- Здравствуйте, ребята. Записывайте число, тему нашего урока «В. Маяковский и футуризм. Поэтическое новаторство». Сегодня мы начинаем знакомство с ранним творчеством В. Маяковского. Цель нашего урока – рассмотреть творчество Маяковского на основе течения «футуризм», увидеть, в чем поэтическое новаторство Маяковского и раскрыть образ лирического героя в ранних стихотворениях поэта. Начнем наш урок с подготовленной презентации о жизни и творчестве Маяковского.

Презентация ученика о Маяковском (краткая хроника жизни) с комментариями.

Слово учителя:

Творчество Маяковского всегда было предметом острых споров. Споры эти носят не только узколитературный характер – речь идет о взаимоотношениях искусства и действительности, о месте поэта в жизни. Маяковский прожил сложную жизнь, никогда от жизни не бегал, с юности эту жизнь творил и переделывал. Умея идти напролом, обладая ясными и осознанными целями, Маяковский был человеком легкоранимым, подчеркнутой грубоватостью прикрывал душевную незащищенность. Это был человек страстный лирик, «грубый гунн», несомненно, очень талантливый человек, одно из ярчайших имен в литературе 20 века.

Презентация ученика о В.Маяковском с краткими комментариями. (Использовалась автобиография «Я – сам»).

Слово учителя:

- Что вы помните о футуризме, его эстетической программе?

Итак, футуристы провозгласили себя творцами нового искусства, сформировали концепцию нового языка, отражающую динамику новой жизни, выступали против мещан, пугали жирного буржуа народным бунтом. Главным в творчестве считали форму, стремились освободить искусство от идейности. Вынесли искусство в народ, на улицу, сами претендовали на то, чтобы быть выразителями улицы. Искусство должно будить и будоражить! В нашу поэзию ворвался вихрь. Появление футуристов на поэтической арене сопровождал скандал. Их безудержное своеволие претило вкусам одних и вызывало сочувствие других. Пресса была единодушна: их называли только ругательно: табор дикарей, шайка хулиганов. Лишь самые проницательные смогли увидеть среди них истинно талантливых. Так был выделен Маяковский. Горький тогда сказал о нем: «Зря разоряется по пустякам. Такой талантливый! Грубый? Это от застенчивости. Знаю по себе».

Страдающим и одиноким пришел В.Маяковский в русскую поэзию. А ему с первого же появления в печати и на эстраде навязали амплуа литературного хулигана. И он, чтобы не кануть в безвестность, поддерживал эту репутацию дерзкими выходками на вечерах. Он, например, всегда ходил в желтой кофте. Это, конечно, вызов благонамеренной публике, но она появилась от бедности.

(Зачитывается соответствующий отрывок из автобиографии «Я – сам»)

Начало было скандальным. Он вызывал на себя потоки брани и ругательств. В стихах молодого Маяковского поражало необычное содержание и ошеломляющая поэтическая новизна – то, что отпугивало современную ему критику, неспособную ее объяснить.

Запись в тетрадь

- Запишем в тетрадь основные принципы футуризма.

  1. Анархическое бунтарство.

  2. Свобода творчества.

  3. Отказ от литературных и языковых норм.

  4. Устремленность в будущее.

  5. Неприятие буржуазной морали.

  6. Эпатаж как средство выразительности.

Беседа с классом

- Нам предстоит говорить о лирическом герое. Кто же такой лирический герой стихотворения?

- Кто же лирический герой В. Маяковского? В чем заключается своеобразие данного образа? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо проанализировать стихотворения. Одним из первых было стихотворение «А вы могли бы?» (Выразительное чтение наизусть заранее подготовленным учеником).

Анализ стихотворения «А вы могли бы?» (запись на доске)

А вы могли бы?

Я сразу смазал карту будня,

Плеснувши краску из стакана;

Я показал на блюде студня

Косые скулы океана.

На чешуе жестяной рыбы

Прочел я зовы новых губ.

А вы

Ноктюрн сыграть

Могли бы

На флейте водосточных труб?

1913 г.

- Противопоставление себя окружающему миру;

- Неприятие серенького, обывательского мирка;

- Одиночество лирического героя, противопоставившего себя миру;

- Романтика, свободолюбие, стремление изменить окружающий мир;

- Устремленность в будущее;

- Цель жизни – создать новое искусство, найти новые изобразительные средства, которые соответствовали новому времени

- Итак, какие же черты присущи лирическому герою Маяковского?

- Как вы понимаете смысл названия?

- Какие средства выразительности использует поэт?



- Рассмотрим еще одно стихотворение раннего творчества Маяковского «Ночь». (Выразительное чтение учителем)

  1. Каково содержание стихотворения? Все ли понятно?

  2. Что обозначают слова «багровый и белый отброшен и скомкан»? И почему «скомкан»?

  3. Как вы понимаете выражение « черным ладоням сбежавшихся окон раздали горящие желтые карты»?

  4. Что такое «синие тоги», «громада из смеха отлитого кома» и кто такие арапы?

  5. Как вы думаете, что Маяковского интересует больше: содержание или форма выражения своих мыслей?


- Давайте сделаем вывод. Содержание стихотворения достаточно просто: день закончился, наступает ночь, в окнах зажигается свет, веселой толпой движется народ; зазывалы – арапы распахивают перед людьми двери казино, ресторанов…

Но какая форма! Сплошные метафоры! С первого чтения ничего не поймешь. Когда Маяковского упрекали в том, что его стихи непонятны читателям, он говорил: «Читайте пять раз!» Перед нами стоит непростая задача – раскодировать информацию, перевести ее с языка метафор на язык простых понятий. Для этого надо напрячь и ум, и воображение.

Слово учителя

Несовершенство мироустройства, несоответствие мечты и действительности порождали недоуменные вопросы. В полном разладе с этим миром появилось стихотворение «Нате!», которое Маяковский прочел 19 октября 1913 года на открытии кабаре «Розовый фонарь» в присутствии весьма благопристойной публики. Двадцатилетний Маяковский, автор двух Десятов стихотворений, вышел на эстраду уже в конце вечера, остановился, расставив ноги, хмуровато исподлобья вгляделся в зал, выдержал паузу, и в пространстве зала прозвучал дрожащий от напряжения необыкновенного тембра бас:

- Выразительное чтение учителем стихотворения «Нате!»

За столиками воцарилась тишина, затем в зале зашикали, кто-то неуверенно свистнул. Зал вдруг взорвался, послышались оглушительные свистки, истерический крик «Долой!».

Беседа с классом

- Каким вы увидели и ощутили здесь поэта? ( Страдающим от того, что не понят и одинок. Ужас от того, что нужен только себе. Он ищет человека-друга. Как важно иметь его рядом. Поэт любит людей, устремляется к ним, но вместо людей перед ним какие-то загадочные существа, безликие, бессердечные. Цинизм – оборотная сторона его протестующего и воинствующего одиночества).

- Как строятся отношения поэта и публики, пришедшей на вечер поэзии? В чем смысл противопоставления лирического героя и толпы? Почему лирический герой называет себя «грубым гунном», есть ли для этого основания в стихотворении? А оправдана ли «грубость» поэта? Как вы понимаете строки: «Все вы на бабочку поэтиного сердца| взгромоздились, грязные, в калошах и без калош»?

- Каким видит себя лирический герой, только ли «грубым гунном»? Чем можно объяснить противоречия в самохарактеристике лирического героя?

- В чем, по вашему мнению, заключается своеобразие лирического героя данного стихотворения?

Слово учителя:

- Так же в разладе с действительностью и в мечтах о будущем родились строчки, к которым надо прислушиваться, чтобы понять жизнь и творчество Маяковского. Они обращены к нам:

Грядущие люди! Кто вы?

Вот – я, весь боль и ушиб.

Вам завещаю я сад фруктовый

Моей великой души.


- Обратите внимание на то, какой контраст терзает его душу. Он весь – боль и ушиб, выращивает фруктовый сад для грядущих людей.

Кажется, облик горлана, главаря не допускает и мысли о душевной слабости. Поэт не любит выносить на люди душевную смуту, но его душа выдает себя: она радуется и ликует, негодует и болит. В этих словах идея жертвенности, служения. Слом старого мира со всем, что накоплено в материальном и духовном плане, для Маяковского – условие обновления жизни. Так вырисовывалась цель искусства, определялось назначение поэта.

Маяковский пришел в русскую поэзию под флагом футуризма, не одухотворенного высокой идеей, но рожденного на русской почве. Преодолевая условности футуризма, он вмешивается в ход жизни, разрушая представления о поэте как небожителе, затворнике, в тоске ожидающем вдохновения. В среде футуристов, где он нашел единомышленников, Маяковский не мог удовлетвориться ролью ниспровергателя авторитетов в искусстве прошлого, ролью экспериментатора, героя литературных скандалов. Он ощущал в себе мощь трибуна, чье слово обращено к массам. Футуризм Маяковского не ограничен созданием форм. Он включает в себя и атеизм, и интернационализм, и антибуржуазность, и революционность. В ранних статьях поэта многократно сказано о самоценности слова, но там же заявлено: «Нам слово нужно для жизни. Мы не признаем бесполезного искусства». Футуризм Маяковского – опыт не столько самоценного творчества, сколько факт жизнетворчества».

Итоги урока.

- Давайте подведем итоги. Что было характерно течению «футуризм»? Каков лирический герой раннего Маяковского?

Домашнее задание.

- На следующем уроке мы продолжаем знакомство с Владимиром Маяковским. Записываем домашнее задание.

  1. Подготовить выразительное чтение стихотворений «Лиличка!», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Письмо товарищу Кострову…»

  2. Сделать анализ стихотворений с точки зрения содержания и формы.

  3. Сравнить образ лирического героя во всех трех стихотворениях.

  4. Подготовить презентацию на тему «Любовь в жизни В. Маяковского» (задание индивидуальное для одного – двух учеников)

Оценивание знаний.


1 Метченко А. Революцией мобилизованный и призванный. // Творчество Маяковского. М., 1952. С. 19.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Гордиенко Наталья Васильевна

Дата: 01.04.2015

Номер свидетельства: 195348

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства